Преподобный Геннадий Костромской и Любимоградский

5 февраля (23 января ст. ст.) Церковь чтит память преподобного Геннадия Костромского и Любимоградского.

 

Содержание:

 

Житие преподобного Геннадия Костромского и Любимоградского

Преподобный Геннадий Костромской и Любимоградский (в миру Григорий) родился в начале XVI века в Могилеве (тогда территория Великого княжества Литовского) в богатой семье боярина Ивана и его жены Елены. Проявившаяся в нем сильная религиозность, стремление часто посещать монастыри вызвали недовольство родителей. Тогда Григорий, переодевшись в бедную одежду, покинул родительский дом и направился в Москву. Посетив ее святыни, отправился в Новгородскую землю вместе с неким Феодором, также стремившимся к иноческим подвигам. Друзья хотели поселиться в монастыре Александра Свирского, но тот прямо объявил, что у него «в пустыни младым отроком невозможно жити», и благословил их направиться в вологодские леса в Комельскую пустынь к преподобному Корнилию. Вскоре Феодор вернулся в Москву, после у него была большая семья, дожил он до глубокой старости; Григорий же, напротив, пробыв там «во искусе довольно время», был пострижен в иноки с именем Геннадий. Вскоре он стал образцовым иноком и любимым учеником Корнилия. Братия завидовала Геннадию; среди них возникли «ропта и непослушание» самому Корнилию.

Согласно Житию Геннадия, избегая «бури злоречия, клеветы и шептания», или, согласно Житию Корнилия, желая «наедине безмолвствовати», Корнилий вместе с Геннадием удалились на Сурское озеро в 25 км от Любима (ныне пос. Слобода Любимского района Ярославской области). При помощи живших там государевых бортников иноки соорудили келью и проводили время в трудах, «лес секуще и землю орюще»; для осушения болот они выкопали своими руками четыре пруда. По настоянию великого князя Василия Ивановича Корнилий в 1529 году возвратился в свой Комельский монастырь, а новоустроенным Любимским лесным скитом он благословил руководить Геннадия. Эта пустынь получила впоследствии известность как Спасо-Геннадиев монастырь.

Для немногочисленного, состоявшего из шестерых человек, братства была построена церковь во имя Преображения Господня. С помощью великого князя Геннадий украсил церковь «всякою лепотою церковною». С увеличением числа иноков Геннадий построил церковь во имя преподобного Сергия Радонежского. Игумен был для братии «образ смирения и терпения»: рубил и разносил по кельям дрова, трудился в поварне и пекарне, мыл власяницы; занимался иконописанием. Он носил на себе железные вериги и кресты. В рукописном Житии Пахомия Нерехтского дан портрет Святого Геннадия: «лета средние, власами рус, брадою черен, брада ако у Космы и Дамиана бессеребренников, ризы преподобническия схимничьи, руцы молебны».

Прославился Геннадий прозорливостью и исцелениями. Он ходил иногда с Суры в Москву. Рассказывали, что в одну из таких своих побывок он навестил дом боярыни Иулиании Феодоровны, жены Романа Юрьевича Захарьева, и, благословляя ее детей, предсказал ей, что ее дочь Анастасия будет царицей — та действительно стала женой царя Ивана IV. Захарьины же в благодарность помогли Геннадию возвести в своей обители второй храм — во имя преподобного Сергия Радонежского. Исцелил от тяжкой болезни боярина Бориса Палецкого, потом тот пожертвовал монастырю ценный колокол; и вологодского епископа Киприана. Геннадий был духовником Ивана IV и крестил его дочь Анну. Геннадий является автором «Наказания и поучения», адресованного помимо братии Преображенского монастыря также игумену Ипатиевского монастыря Вассиану. Исследователи отмечают отразившуюся в «Наказании» заботу Геннадия о монастырских крестьянах: он призывает монастырских слуг «насильством не обидети» крестьян, а «такоже и ложных словес» на них «игумену или старцем не износити». Геннадий преставился 5 февраля 1565 года и был погребен в Спасо-Преображенском соборе обители.

 

Почитание преподобного Геннадия Костромского и Любимоградского

В 1584-1586 годах игумен Преображенского монастыря Алексий, ученик и преемник Геннадия, написал Житие преподобного, содержащее описание 19 прижизненных и посмертных чудес. Предположительно в 1580-х годах была составлена служба преподобному. Летом 1644 года в монастыре был разобран деревянный Преображенский собор и на его месте начата постройка каменной церкви. 19 августа в ходе работ произошло обретение мощей Геннадия, о чем была составлена Повесть с описанием 2 чудес. В том же году по благословению патриарха Иосифа состоялось прославление Геннадия к общецерковному почитанию. В 1647 году, после освящения Преображенского собора, раку с мощами преподобного внесли в храм и установили в Благовещенском приделе; скорее всего, в XVIII веке мощи на том же месте были погребены под спуд. По-видимому, в середине 1640-х годов в Костромском кремле был возведен каменный храм во имя преподобного.

Житие преподобного Геннадия вошло в Четьи-Минеи Германа (Тулупова) и Иоанна Милютина. В XVII-XVIII веках Житие Геннадия активно переписывалось. Геннадий вместе с преподобным Корнилием Комельским упоминается в «Похвальном слове русским преподобным» соловецкого монастыря Сергия (Шелонина) (40-е гг. XVII века). Имя Геннадия включено в Месяцеслов Симона (Азарьина) [1].

 

Тропарь и кондак преподобному Геннадию Костромскому и Любимоградскому

Тропарь, глас 8.

О! тебе отче Геннадие, известен бысть спасения образ. Восприим бо крест последовал еси Христу. Творяше же и учаше, еже презрети плоть, преходит бо, прилежати же о душе вещи безсмертней. Тем же и со ангелы радуется преподобне дух твой.

Кондак, глас 2.

Чистотою душевною божествено вооружився, и непрестанная молитвы, яко копие вручив крепко, пробол еси бесовская ополчения Геннадие, отче наш, моли непрестанно о всех нас.

 

Преподобный Геннадий Костромской и Любимоградский. Иконы

Сохранившиеся иконы преподобного Геннадия датируются второй половиной XVII века. Наиболее распространенный извод — изображение преподобного в рост, в иноческом одеянии, с непокрытой головой, благословляющей десницей и развернутым свитком в левой руке, на фоне Спасо-Геннадиева монастыря, вверху — образ Преображения Господня.

Преподобный Геннадий Костромской и Любимоградский с монастырем. XVII век, из собрания С. П. Рябушинского. Москва, ГИМ
Преподобный Геннадий Костромской и Любимоградский. Рисунок, XVII век. СПб, ГРМ
Преподобный Геннадий Костромской и Любимоградский. Москва, 1900 год. Москва, ГИМ
Преподобный Геннадий Костромской и Любимоградский. Кострома, первая половина XIX века. Москва, Центральный музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева
Преподобный Геннадий Костромской и Любимоградский, с житием. Кострома, 1680-е годы. Частное собрание

Отдельную группу составляют изображения Геннадия вместе с другими святыми. Так, например, в молении с преподобным Макарием (Калязинским?) он представлен на прориси второй половины XIX века с иконы XVII века. В составе Соборов русских святых погрудный образ Геннадия введен в группу преподобных на прориси с иконы 1814 года иконописца-старообрядца П. Тимофеева, где Геннадий облачен в мантию и куколь, как и расположенный рядом с ним преподобный Иаков Костромской. Преподобный Геннадий присутствует на иконе российских чудотворцев XIX века.

Преподобный Геннадий Костромской и Любимоградский. XIX век, Мстера (?)

 

Спасо-Преображенский Геннадиев монастырь

В 1777 году правобережье реки Костромы, с XV века входившее в состав Костромского уезда, вместе со Спасо-Геннадиевым монастырем отошло Ярославскому наместничеству, в 1796 году вошло в состав Любимского уезда Ярославской губернии. В XVIII — начале ХХ веков преподобный Геннадий являлся одним из наиболее почитаемых святых в Ярославской и Костромской губерниях. В 1805 году в Спасо-Геннадиевом монастыре во имя Геннадия был освящен один из приделов теплого храма, примыкавшего к Спасо-Преображенскому собору с западной стороны. В первой четверти XIX века над местом погребения Геннадия была установлена серебряная рака, изготовленная на средства жителей города Любима. На раке лежала древняя икона преподобного в серебряном окладе, который в 1851 году был позолочен. В 1930-х годах игумен монастыря Палладий попытался осмотреть мощи Геннадия. Когда начали разбирать кладку на месте раки, случились треск и сотрясение собора, игумен и рабочие в страхе бежали. Во второй половине XIX века над местом погребения Геннадия установили новую серебряную раку, изготовленную иждивением любимского купца И. С. Михина. В монастыре хранились реликвии, по преданию принадлежавшие Геннадию: ковш для сбора денег и топор.

Спасо-Преображенский Геннадиев монастырь. Фото начала ХХ века

Спасо-Геннадиев монастырь был закрыт в 1919 году, собор действовал в качестве приходского храма до 1928 года. 28 сентября 1920 года в соборе состоялось публичное вскрытие мощей Геннадия, после чего они были увезены в Ярославский музей (находились там до середины 1930-х годов).

В 1995 году началось возрождение Спасо-Геннадиева монастыря. В 1998-1999 годах вблизи руинированного Спасо-Преображенского собора, на месте, где, по преданию, Геннадий выкопал колодец, была построена небольшая деревянная церковь во имя Геннадия.

Спасо-Геннадиев монастырь

Источники:

[1] РГБ. МДА. № 201. Л. 310-310 об., 50-е гг. XVII в.

+

Авторизация

* *
*

Регистрация

*
*
*
*

Проверочный код Time limit exceeded. Please complete the captcha once again.


Восстановление пароля