Церковные свечи и лампады

Обычай возжигать светильники во время молитвы существовал еще во времена Ветхого Завета. Первые христиане во время Богослужения также использовали свечи не только для освещения катакомб, где они скрывались от язычников, но и в знак того, что Христос — это свет миру.

Старообрядцы возжигают лампады и свечи перед образами не только в храме, но и дома. В старообрядческом храме паникадила с электрическими лампочками не встретишь — на нем горят только свечи или лампады. Существуют и такие церкви, в которых вообще отсутствует электрическое освещение.

Паникадило в старообрядческом храмеПаникадило в старообрядческом храме

 

Символ церковной восковой свечи в христианстве

Свеча является символом молитвенного горения перед Богом. Воск и фитиль символизируют тело и душу человека, мягкость воска напоминает человеку о послушании Богу. Блаженный Симеон Солунский, литургист XV века, так объясняет использование воска для изготовления свечей:

Приносимый и возжигаемый воск означает нашу чистоту и нескверность приношения. Он, как применяемый для печатей, употребля­ется для обозначения Божественного знаме­ния. Как мягкий и послушный, воск являет­ся знаком раскаяния в упорстве и символом послушания. Как способный воспринимать всякий образ, он есть символ воссоздания человека. Как собираемый от цветов, он служит для изображения благодати Святого Духа. Поскольку он собирается от всех поч­ти цветов, он служит знаком приношения Богу от всех и всего. Сияющий в огне и сое­диняющийся с ним, воск означает обожение. В силу же того, что он всё скрепляет и, рас­плавляясь, сохраняется, он означает едине­ние и постоянство любви и мира.

Церковные лампады в храме. Елей на Руси и в наши дни

Перед иконами возжигают не только свечи, но и лампады, в которые наливают масло. Изначально это был елей — оливковое масло, символ Божьей милости к людям. В Таинстве Соборования также освящается масло, которым затем помазываются болящие люди, чтобы Господь их исцелил. На Руси маслины не растут, оливковое масло было только привозное, поэтому в лампады стали наливать подсолнечное масло. И в настоящее время во многих храмах в лампады наливают очищенное (рафинированное) подсолнечное масло. Лампада горит долго, почти сутки, пока масло в ней не закончится. Главное при этом — правильно подобрать и настроить фитиль. Обычно для фитиля лампады и свечей используются хлопчатобумажные нити.

Читая Ветхий Завет, мы видим примеры, как люди приносят жертву Богу от своих трудов — плоды и животных, т.е. все, что сами употребляли в пищу. Теперь, когда наступил Новый Завет, верующие приносят Богу хлеб (просфоры) и вино для Евхаристии, воск для свечей и масло для лампад. Необходимо помнить, что качество продуктов должно быть наилучшим. Еще в Ветхом Завете Господь повелел через пророка Моисея:

Никакого животного, на котором есть порок, не приносите [Господу], ибо это не приобретет вам благоволения (Левит, 22:20).

Нельзя приносить Богу то, что нам самим не подходит, что сами не будем употреблять в пищу.

В настоящее время часто бывает, что в лампады заливают так называемое «лампадное», то есть вазелиновое масло, а свечи делаются не из чистого воска, а с добавлением парафина, стеарина и т.д. Многие люди, помня о том, что Богу нужно приносить лучшее, приобретают свечи из чистого воска и приносят их в храм, чтобы поставить перед образами. Но следует помнить и о том, что свечи, приобретаемые в храме, являются нашей жертвой на его содержание, ремонт, благоустройство. Даже если эти свечи изготовлены не из самого чистого воска, все же лучше купить их в храме, нежели принести с собой «со стороны».

Свечи принято ставить перед образами и держать в руках во время пасхальной службы, за вечерним богослужением накануне двунадесятых и престольных праздников, во время великого освящения воды, во время чтения двенадцати Евангелий в Великий Четверг (служба Страстей Христовых). Во время совершения Таинств также в руках держат свечи: на Крещении, Венчании, Соборовании. При этом чтобы расплавленный воск не капал на пол, принято надевать на свечу бумажный кружок.

Свечи, стоящие на подсвечниках перед иконами, символизируют нашу пламенную молитву к Господу, Богородице и святым. Ставить свечи следует с молитвой. Во многих старообрядческих храмах перед тем, как поставить свечу, принято молиться по два поклона с молитвой перед тем образом, куда ставится свеча, например:

  • перед образом Спасителя с Исусовой молитвой;
  • перед образом Богородицы — «Пресвятая Госпоже Богородице, спаси нас»;
  • перед Крестом — «Слава, Господи, Кресту Твоему Честному»;
  • перед иконой святого — соответствующая молитва, например «Святителю Христов Николае, моли Бога о нас».

Затем, осенив себя крестным знамением без поклона, следует зажечь свечу и поставить ее ровно, без наклона. Если на подсвечнике нет места, свечу надо положить, ее поставят позднее. После этого следует вновь положить поклон с соответствующей молитвой. В некоторых храмах количество поклонов «до свечи» и «после свечи» может быть другим.

Нельзя ходить по храму, чтобы поставить свечи, в те моменты службы, когда хождение запрещено. Лучше всего прийти в храм до начала службы и поставить свечи, чтобы не отвлекать других от молитвы и поклонов, положенных по Уставу. По обычаю на солею (возвышение перед алтарем) могут подниматься только священнослужители и клирошане. Желающие поставить свечу к иконам в иконостасе могут передать свечу прихожанам, имеющим благословение подниматься на солею. В некоторых храмах возле клироса находятся специальные ящички, откуда свечи ставятся на подсвечники перед иконостасом.

Необходимость расставить свечи или убрать с подсвечника огарки не является уважительной причиной для ходьбы по храму тогда, когда это запрещено церковным Уставом. Чтобы наша жертва была приятна и угодна Богу, ее нужно приносить не нарушая благочинного порядка, обязательного для христианской службы.

Комментариев пока нет

+

Авторизация

* *
*

Регистрация

*
*
*
*

Проверочный код Time limit exceeded. Please complete the captcha once again.


Восстановление пароля