Сопровождая человека своей молитвой через всю его жизнь, Церковь провожает его и в последний путь из дома в тишину могилы. Обыкновенно, почти тотчас после смерти, после омовения его, так сказать снаряжения его в дальний путь, совершается панихида или краткая лития в доме почившего.
На третий день по кончине тело предается земле. Если храм находится недалеко и позволяют другие условия, то приходят для сего церковные служители. В некоторых изданиях Потребника имеется устав провожания тела к церкви. После приходных поклонов священник делает возглас: «Благословен Бог наш», — чтец: «Аминь». «Трисвятое, и по Отче наш». Возглас. И поются тропари: «Со духи праведными…». Затем следует заупокойная ектенья, в конце которой священник как обычно, говорит, молитву: «Боже духовом и всякой плоти…», отпуст и «Вечная память». Гроб несут к церкви с заупокойным пением молитвы «Святыи Боже…». Если путь не очень близкий, то можно делать три остановки — две на пути и последнюю во дворе храма. На каждой такой остановке священник или диакон кадит гроб и поется Ектенья.
Пение молитвы «Святыи Боже» означает то, что умерший скончался в правом исповедании Пресвятой Троицы и ныне причтен к ангелам, непрестанно поющим трисвятую песнь (она и называется ангельской песнью). Если погребение происходит на пасхальной седмице, то вместо «Трисвятого» поют тропарь Пасхе: «Христос воскресе из мертвых, смертию на смерть наступи, и гробным живот дарова». Во главе шествия несут зажженную свечу, а за нею святой Крест или икону.
Если, принеся покойного в церковь, сразу же начинают служить погребение, то гроб ставится посреди церкви. Если же погребение назначено на завтра, то обычно гроб мирянина ставится или в особом помещении — «гробнице», или на паперти. Но и в этом и в другом случае желательно ставить по сторонам гроба зажженные светильники. Светильников, по обычаю, ставится четыре, и знаменуют они Божественный непрестающий свет, в который входят после кончины все, истинно любящие Бога.
Девочка ставит свечу за упокой
Если в день погребения в церкви совершается Божественная Литургия, то гроб вносят в церковь уже к ее началу. Общение с верными христианами в таинстве Евхаристии не прекращается для умерших никогда; а в день погребения присутствие в храме почившего собрата является живым свидетельством этого святого единения.
Комментариев пока нет