Преподобный Антоний Дымский

30 января (17 января ст. ст.) Церковь чтит память преподобного Антония Дымского.

 

Содержание:

 

Житие преподобного Антония Дымского

Преподобный Антоний рано пожелал стать иноком и был принят в монастырь к преподобному Варлааму Хутынскому. По церковным нуждам, братия монастыря общим советом посылала инока Антония в Царьград к Патриарху Афанасию. Пять лет потребовалось Антонию для выполнения этого послушания. Благополучно вернувшись из Царьграда, Антоний вскоре занял место настоятеля Хутынского монастыря, вместо преставившегося преподобного Варлаама, который успел перед своею смертью благословить его на настоятельство.

Но недолго оставался Антоний в Хутыни. Избегая людской славы, он оставил тайно обитель и поселился в пещере на берегу Дымского озера в 15 верстах от позже основанного Тихвина. Посреди Дымского озера инок Антоний обнаружил большой камень, верх которого едва виднелся из воды. В зависимости от уровня воды в озере камень то уходил под воду, то снова показывался на поверхности. Антоний подплывал на лодке к камню и долгие часы и ночи молился один, стоя на этом камне. Преподобный Антоний — единственный святой Русской Церкви, совершивший подвиг столпничества на водах. Этот камень сохранился до сих пор и находится в нескольких десятках метрах от берега, в 1994 году в метре от камня был воздвигнут деревянный крест.

Слава о подвигах нового пустынножителя скоро распространилась, к нему стало собираться много народа и здесь, с разрешения великого князя Александра Невского в 1243 году, на берегу Дымского озера иноком Антонием была основана обитель в честь преподобного Антония Великого. Согласно Житию ранней редакции, инок Антоний поставил двухэтажную деревянную церковь во имя преподобного Антония Великого с верхней церковью в честь святителя Николы. В этой обители преподобный Антоний преставился 7 июля 1273 года.

 

Почитание преподобного Антония Дымского

В 1370 году были обретены мощи Антония Дымского, которые стояли в раке в храме открыто до 1409 года, позднее они были сокрыты под спудом. Монастырь подвергался опустошению и разорению еще в 1611 году от шведов. С 1794 года основанный преподобным Антонием монастырь стал называться Свято-Троицким Антониево-Дымским мужским монастырем. С 2008 года мощи преподобного Антония почивают в Казанском храме Антониево-Дымского монастыря.

Во второй половине XVII века была составлена ранняя редакция жития преподобного. В 1744 году петербургский купец Калитин, получивший избавление от болезни у мощей Антония Дымского, устроил раку над мощами преподобного и иконостасы в Троицком храме. Память преподобного Антония Церковь чтит 30 января и 7 июля в Соборе Новгородских святых.

 

Тропарь и кондак преподобному Антонию Дымскому

Тропарь, глас 8.

О! тебе отче Антоние, известен бысть спасения образ. Восприим бо крест последовал еси Христу. Творяше же и учаше, еже презрети плоть, преходит бо, прилежати же о душе вещи безсмертней. Тем же и со ангелы радуется преподобне дух твой.

Кондак, глас 2.

Чистотою душевною божествено вооружився, и непрестанная молитвы, яко копие вручив крепко, пробол еси бесовская ополчения Антоние, отче наш, моли непрестанно о всех нас.

 

Преподобный Антоний Дымский. Иконы

Иконография преподобного Антония Дымского представлена немногочисленными памятниками иконописи, прорисями и гравюрами XVII-XIX веков, выполненными преимущественно на севере и в старообрядческой среде. В описаниях монастыря середины — второй половины XIX века упоминаются два образа преподобного Антония Дымского в посвященном ему приделе в нижнем ярусе Казанского собора: «древний», висевший у раки на столпе (возле изображения Спасителя и Тихвинской иконы Пресвятой Богородицы) и «новый» (около 1744) на южной двери иконостаса. По-видимому, к древнему надгробному образу восходят редкие прямоличные изображения Антония Дымского XVIII-XIX веков, поясные и ростовые, на которых преподобный представлен в иноческом одеянии, с куколем на голове, с развернутым свитком в левой руке.

Более распространенная иконография преподобного Антония Дымского, известная по сохранившимся памятникам иконописи, складывалась не ранее второй половины XVII века одновременно с составлением Жития святого, вероятно под влиянием иконографии преподобного Варлаама Хутынского. Описание облика Антония Дымского имеется в иконописных подлинниках XVIII-XIX веков в основном старообрядческого происхождения. В одном указано, что преподобный «подобием аки Варлаам Хутынский, брада руса, схима на плечах» [1]; в другом отмечено, что «в схиме, брада аки Александра Ошевенскаго» [2]; в третьем — «рус, брада аки у Василия Кесарийскаго, на конце остряя, на плечах схима, риза преподобническая, ряска вохра» [3].

Образ преподобного Антония Дымского на фоне своей обители представлен, например, в иконах последней четверти и конца XVII века: Антоний изображен в схиме, с куколем на голове, в молении Исусу Христу в небесном сегменте, на фоне густого леса, озера и панорамы деревянного монастыря, окруженного высокой оградой. К данному изводу относится икона из ризницы Дымского монастыря, описанная в 1907 году К. К. Романовым: «Образ преподобного Антония Дымского старого письма. На нем изображен монастырь Дымский, обнесенный деревянною стеною с деревянными башнями, деревянной церковью и кельями внутри. Церковь изображена шатровая с папертью, над которой две главки, над шатром главка, а за нею еще две также над шатрами» [4]. Подобное изображение деревянного монастыря соответствует описанию его построек в описях 1682 года и 1689 года после пожара 1687 года [5].

Преподобный Антоний Дымский. Русский Север, конец XVII века. Музей изобразительных искусств Республики Карелия, Петрозаводск

Во второй четверти XIX века появились иконы, на которых Антоний Дымский обращен в молении к Пресвятой Богородице на фоне панорамы каменного монастыря.

Вероятно, ко второй половине XVII века относится появление типа изображения Антония Дымского с поднятой в молении Спасу правой рукой и с развернутым свитком в левой, например на прориси с иконы XVII века, на иконе конца XVII — начала XVIII веков. Этот извод, очевидно, повторяет распространенный вариант иконографии преподобного Варлаама Хутынского. Небольшой размер таких икон свидетельствует о том, что они возлагались на аналой или писались для раздачи паломникам, о чем упоминается в приходо-расходных книгах монастыря XVII-XIX веков, фиксировавших плату иконописцам за выполнение «пядничных образов дымского чудотворца».

Образ Антония Дымского включен в композицию «Новгородские чудотворцы», как на прориси с иконы XVIII века, а также в состав Собора русских святых — на иконе 1814 года старообрядческого иконописца П. Тимофеева.

Преподобный Антоний Дымский
Преподобный Антоний Дымский. Конец XIX века. Частное собрание (Польша)

 

Свято-Троицкий Антониев Дымский монастырь

В 1611 году монастырь подвергся разорению шведов. Войска Якова Делагарди не смогли взять осадой Тихвинский Успенский монастырь и обрушили свой удар на Дымскую обитель. Неукрепленная обитель не смогла оказать сопротивления, и братия разошлась по окрестным лесам. Храмы и кельи были сожжены. В 1626 году с благословения патриарха Филарета царь Михаил Феодорович повелел возобновить «монастырь на Дымях». А в 1655 году трудами игумена Филарета в Дымском монастыре был построен первый каменный храм. В 1687 году Дымский монастырь сгорел, затем был отстроен заново. Во время секуляризации монастырских земель в 1764 году монастырь был упразднен, соборный храм стал приходским. В 1794 году архимандрит Тихвинского монастыря Игнатий обратился с ходатайством о возобновлении монастыря к митрополиту Санкт-Петербургскому и Новгородскому Гавриилу. Указом от 1 сентября 1794 года Дымский монастырь был возобновлен с общежительным уставом.

Свято-Троицкий Антониев Дымский монастырь

В XIX веке обитель была обновлена. Большинство деревянных построек заменены каменными. В 1839 году вокруг монастыря была возведена каменная ограда с четырьмя башнями по углам и Святыми вратами. При монастыре существовала приходская школа, в которой обучались дети из окрестных деревень. В 1919 году Дымский монастырь был упразднен. По рассказам местных жителей, «для разгона монахов» пригнали броневик. В 1921 году в монастырских помещениях был расположен приют для калек и престарелых. В 1929 году в Дымском монастыре была образована коммуна по производству кирпича с названием «Красный броневик». Ее деятельность заключалась в разборке монастырских стен и башен на кирпичи для продажи. В это же время было уничтожено и монастырское кладбище. Троицкий собор действовал до конца 1930-х годов в качестве приходского храма. После Великой Отечественной войны в сохранившемся келейном корпусе и гостинице была организована школа трактористов. Затем в зданиях расположилась психиатрическая больница. В последние десятилетия остатки монастыря были переданы бокситогорскому комбинату «Глинозем», в бывшем монастырском странноприимном доме был размещен заводской санаторий-профилакторий. Главный собор монастыря использовался под склад. В 1956–1961 годах он был окончательно разобран. В 1994 году на Дымском озере у камня, на котором, по преданию, молился преподобный Антоний, был установлен деревянный крест. 30 октября 1997 года Антониево-Дымский монастырь был передан РПЦ и приписан в качестве скита к Тихвинскому монастырю. 6 октября 2008 года монастырь стал самостоятельной обителью.

Свято-Троицкий Антониев Дымский монастырь

Источники: 

[1] РНБ. О. XIII. 1. Л. 124 об.
[2] БАН. Двин. № 51. Л. 260.
[3] РНБ. Погод. № 1931. Л. 138 об.
[4] ИИМК. Ф. 29. Ед. 472. Л. 4-4 об.
[5] СПб ФИРИ. Ф. 132. Оп. 2. Ед. 609. Л. 3.

+

Авторизация

* *
*

Регистрация

*
*
*
*

Проверочный код Time limit exceeded. Please complete the captcha once again.


Восстановление пароля