Преподобный Ефрем Новоторжский

Преподобный Ефрем Новоторжский

10 февраля (28 января по ст. ст.) Церковь чтит память святого Ефрема Новоторжского, основателя Новоторжского Борисоглебского монастыря.

Содержание:

 

Житие преподобного Ефрема Новоторжского

Ефрем Новоторжский — святой, подвизавшийся на территории Верхневолжья (Тверская область), в историю Церкви он вошел как основатель Новоторжского Борисоглебского монастыря. Реальность личности новоторжского подвижника подтверждает Новгородская Третья летопись под 1015 г.

Для восстановления биографии Ефрема Новоторжского обратимся к житию святого. Согласно ему, он имел венгерское происхождение (происходил из Угорской земли) и родился во второй половине Х в. Ефрем был боярином и служил при князе Борисе, сыне великого князя Владимира Святославича, к дружине которого принадлежали также и братья Ефрема — Георгий и Моисей.

О брате Ефрема, Моисее, известно из Киево-Печерского патерика. В 1018 г. во время войны Ярослава Мудрого с королем Болеславом Моисей оказался в плену у поляков, где обратил на себя внимание одной вдовы, которая неоднократно пыталась соблазнить его, но он не прельстился властью и богатством, а по возвращении на родину постригся в Киево-Печерской лавре. Церковь чтит память Преподобного Моисея Угрина, Печерского чудотворца, 26 июля (по ст. ст.).

24 июля 1015 г. на реке Альте вместе со святым Борисом погиб другой брат Ефрема — Георгий, которому убийцы отсекли голову, чтобы снять с его шеи подаренную князем золотую гривну. На месте гибели князя Бориса на р. Альте Ефрем нашел отсеченную голову брата и как реликвию хранил ее всю жизнь.

Гибель князя Бориса и одного из братьев заставили преподобного Ефрема покинуть княжеский двор, дабы не иметь отношения к междоусобицам и распрям, которые происходили после смерти князя Владимира. Он решает удалиться на северо-восток и под Торжком строит странноприимный дом, посвящая свою жизнь христианской миссионерской деятельности и подвигу странноприимства. В 1038 г. вместе с другим подвижником Аркадием Новоторжским он строит каменный Борисо-Глебский храм и основывает монастырь, посвященный Борису и Глебу. Скончался Ефрем 28 января 1053 г. в глубокой старости и был погребен в основанном им соборе. Как сообщает преподобный Димитрий Ростовский, после приставления Ефрема Новоторжского в 1053 году «у гроба его многие чудеса совершались и подавались исцеления болящим…».

 

История почитания преподобного Ефрема Новоторжского

В 1572 г. произошло обретение мощей Ефрема Новоторжского. Мощи оказались нетленными, в гробу также находилась голова святого Георгия Угрина, брата Ефрема. Местная канонизация Ефрема Новоторжского была установлена в 1580-е гг. В это же время было создано и его житие.

Преподобный Ефрем Новоторжский
Рака с частью мощей преп. Ефрема Новоторжского

Согласно житийной легенде, ряд чудес связан с заступничеством Ефрема за Торжок в Смутное время. По сообщению краткого летописца Торжка XVII в., город был избавлен от войска литовцев благодаря заступничеству преподобного Ефрема.

 

История изучения жития Ефрема Новоторжского

Истории создания жития и его редакциям посвящены труды архиепископа Филарета, В. О. Ключевского, И. Некрасова, Н. П. Барсукова, В.В Викторова, Г.С. Гадаловой и др. В середине XVII в. житие было переработано, дополнено новыми чудесами, последнее из которых датируется 1647 г. В дореволюционных исследованиях выявлено более 10 списков (копий) жития преподобного Ефрема Новоторжского. Исследователь Будовниц ввел в научный оборот еще 8 списков и выделил две редакции памятника XVI в. В дальнейшем В.В. Викторов выявил еще несколько списков жития. В настоящее время выявлено более 40 списков жития святого. Житие Ефрема Новоторжского как исторический источник представляет интерес для исследователей в связи с дискуссионным в научной литературе вопросом о дате канонизации святых Бориса и Глеба.

 

Святой Ефрем Новоторжский. Иконография

Особенностью иконографии Ефрема Новоторжского является изображение модели храма, построенного им в честь благоверных князей Бориса и Глеба в Новом Торге. Часто преподобный Ефрем изображается вместе с иноком Аркадием Новоторжским.

Преподобный Ефрем Новоторжский
Прп. Ефрем Новоторжский. Икона. Россия. XIX в. Тверская картинная галерея
Преподобный Ефрем Новоторжский
Преподобный Ефрем Новоторжский
Преподобный Ефрем Новоторжский
Преподобный Ефрем Новоторжский и святитель Никола Чудотворец. Первая четверть XVIII века. Музей имени А. Рублева
Преподобный Ефрем Новоторжский
Современная икона «Святые Ефрем и Аркадий Новоторжские»
Преподобный Ефрем Новоторжский
Преподобные Ефрем и Аркадий Новоторжские. XIX в., Россия
Преподобный Ефрем Новоторжский
Преподобные Ефрем и Аркадий Новоторжские и святые князья Борис и Глеб. Первая пол. ХIХ века

Борисоглебский монастырь 

Преподобный Ефрем Новоторжский, как говорилось ранее, считается основателем Борисоглебского монастыря (Тверская область, г. Торжок). Обитель была основана в 1038 г., почти в одно время с Киево-Печерской лаврой. Название обители возникло от имён двух князей — Бориса и Глеба, в честь которых был заложен первый храм. Ранняя дата основания монастыря побуждает исследователей считать древнейшей иноческой обителью на Руси не Киево-Печерскую лавру, а Новоторжский Борисоглебский монастырь.

Преподобный Ефрем Новоторжский
Ансамбль Новоторжского Борисоглебского монастыря

В XIII в. монастырь подвергался нападениям со стороны монголо-татар и литовцев. Во времена смуты был разорён поляками. Благодаря усилиям настоятелей и насельников начинается период медленного процветания монастыря до 1917 г. Затем в 20-х гг. XX в. братию распустили, а в монастыре разместили тюрьму строгого режима. Далее в здании размещались лечебно-трудовой профилакторий и историко-этнографический музей. Литургическая жизнь в монастыре возобновилась в 1998 году.


Литература:

  1. Гадалова Г.С. К вопросу о редакциях Жития Ефрема Новоторжского: [Тезисы]. В: Древняя Русь. Вопросы медиевистики. 2015. № 3 (61).
  2. Дробленкова Н.Ф. Житие Ефрема Новоторжского. В: Словарь книжников и книжности Древней Руси. Ленинград, 1987. Вып. 1. С.148–150.
  3. Житие Ефрема Новоторжского. В: Памятники литературы Древней Твери. Вступит ст., пер. и комментарий В.З. Исакова. Тверь, 2002. С.192–197.

Автор: Маргарита Лапина

+

Авторизация

* *
*

Регистрация

*
*
*
*

Проверочный код


Восстановление пароля