Старообрядчество столетиями сохраняло памятники древнерусского искусства — иконы, книги и другие реликвии. В эпоху гонений Романовых на русскую культуру староверы сохраняли это бесценное наследие. В XVIII-XIX веках старообрядчество и само создавало уникальные памятники церковного искусства. Период советских гонений на религию нанес огромный ущерб традиционным промыслам и практически остановил воспроизводство предметов церковного искусства. За эти годы исчезли целые классы мастеров и ремесленников, занимающихся им. Это привело к тому, что культурное наследие староверия стало умаляться — количество новых икон и церковной утвари существенно уменьшилось. Также накапливаются проблемы и с уже существующим, созданным в прошлых веках, историческим наследием.
Несмотря на позитивные достижения в жизни старообрядческих согласий, состоявшиеся после упразднения государственного атеизма, за прошедшие 30 лет накопилось и немало острых проблем. Особо тревожит тот факт, что многие проблемы не только не решаются десятилетиями, но и даже не замечаются.
Хотя свобода вероисповедания или свобода совести еще в XX веке стала одной из базовых свобод, таких же, как свобода слова, свобода собраний и свобода передвижений, в разных странах мира она продолжает претерпевать испытания. Все помнят, что на Генеральной Ассамблеи ООН от 10 декабря 1948 года была принята Всеобщая декларация прав человека, где указано: «Каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии; .. как единолично, так и сообща с другими, публичным или частным порядком в учении, богослужении и выполнении религиозных и ритуальных обрядов». Однако тема продолжает оставаться злободневной. В современном мире известны многочисленные случаи гонений за религиозные взгляды и права верующих, которые по-прежнему нуждаются в защите. Попробуем разобраться, как к свободе вероисповедания относились в русском староверии.
Изменения в Уставе церкви, создание Казанской Архиепископии и борьба с глумлениями и безобразиями на свадебных пирах — вот лишь некоторые вопросы, обсужденные на Освященном соборе РПсЦ. На этом Соборе также впервые публично признана кончина старообрядческих клириков от последствий пандемии Covid-19.
У знаменитой усадьбы Знаменское-Раек под Торжком в Тверской области появился шанс на вторую жизнь: на днях в Министерство культуры РФ передали проект по развитию этого творения гениального архитектора Николая Львова. Но лицом региона могли бы стать еще десятки прекрасных усадеб. Однако в удовлетворительном состоянии находятся единицы из них.
Совет Митрополии обсудил ряд вопросов. Среди них — учреждение новой награды в виде медали, проведение очередного старообрядческого форума в Боровске, поглощение Древлеправославной Архиепископии и другие.
Вопрос репатриации, возвращения русских и представителей других национальностей, традиционно проживавших на территории России, обсуждается на общественном и даже государственном уровне не первый раз. На этот раз дискуссия о репатриации возникла в стенах Государственной Думы.
Что пошло не так с томским форумом РПсЦ, почему-то называемым в некоторых СМИ IV Международным Старообрядческим Форумом. Об этом размышляет церковный и общественный деятель Алексей Безгодов.
Старообрядческие форумы проходят уже более 5 лет. Мнения о них высказывают самые разные — от восторженных до критических. О сложившейся ситуации и возможных путях развития этой общественной инициативы размышляет публицист Глеб Чистяков.
В конце февраля 2024 года Константинопольский патриархат сообщил о восстановлении в сущем сане нескольких священников до этого лишенных этого сана в Русской Православной Церкви. Как и почему в России сложилось мнение, что Константинополь является «крайним судией» в церковных вопросах, — размышляет историк Церкви Глеб Чистяков.