Святитель Леонтий Ростовский

Святитель Леонтий Ростовский

5 июня (23 мая ст. ст.) Церковь чтит память иже во святых отца нашего Леонтия, епископа Ростовского, чудотворца. Святителю Леонтию молятся о даровании мудрости и терпения.

 

Содержание

 

Житие святителя Леонтия Ростовского

Будущий святитель Леонтий Ростовский родился не позднее 1051 года. Святой Симон (?—  22 мая 1226 г.), епископ Владимирский и Суздальский, в послании к Киево-Печерскому архимандриту Акиндину (ум. после 1231 г.), приложенном к Печерскому патерику, перечисляя пострижеников Киево-Печерского монастыря и именуя в числе их святителя Леонтия, называет его третьим «гражданином русского мира». Будущий святитель был крещен еще во младенчестве («освящен от пелен, от младых ногтей»), затем, согласно распоряжению князя Владимира (ок. 960 — 1015 гг.) или Ярослава (ок. 978 — 1054 гг.), взят «в научение книжное» («книгам российским сказатель от юности бысть») с целью возведения со временем в духовный сан («тя бо Бог прежде избра от юности, отче, пастыря овец словесных, тем преподобных лик тя восприят») [1].

Леонтий хорошо знал книжное писание и с молодых лет чувствовал тягу к иноческой жизни, и для дальнейшего изучения послан был или добровольно отправился в Константинополь, где, возможно, и был пострижен в монашество. По возвращении из Константинополя он пришел в Печерскую обитель к преподобному Антонию (983-1073 гг.), что было не ранее 1032 года, откуда был призван на Ростовскую кафедру как образованный монах и рукоположен во епископа «как первый престольник» из иноков печерских прежде 1051 года, когда возведен был в сан митрополита Киевского второй престольник и постриженик Киево-Печерского монастыря Иларион (ум. ок. 1055 г) [2].

В Ростове святитель Леонтий являлся борцом за христианскую веру. Первым епископом Ростовским Феодором была построена дубовая, «дивная и великая», по словам летописи, в Ростове соборная церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы еще во времена князя Владимира, в 991 году, и при ней учрежден клир церковный, но христиан было мало, да и сам святитель Феодор, а равно его преемник Иларион, изгнаны были из города [3].

Встреченный неприязненно старейшинами города Ростова, Леонтий поселился при соборном храме и прежде всего занялся просвещением клира. Памятником этой просветительной деятельности святителя Леонтия служит дошедшее до нас и приписываемое ему в двух рукописях «Поучение и наказание к попом о всем, как подобает дети свои духовные учити и эпитимья им давати, по заповедем и по правилом святых отец». Это поучение не имеет сходства с другими, носящими такие же названия. В нем говорится о важности священства, о покаянии, об епитимии, о крещении, воскресении мертвых и о единобожии. Епископ Леонтий так любил организованный и духовно и нравственно просвещенный им церковный клир, что взял с собой в могилу свиток с именами поставленных им клириков: по открытии мощей «видеша великого Леонтья… свиток держаща в руце свои, в нем же бяху написаны и прозвитеры и диаконы, их же бе поставил рукою своею» [4].

Епископ Леонтий подвизался в проповеди христианских истин ростовским язычникам из многолюдного племени мери, но открытая его проповедь встретила сначала глухое сопротивление, а затем и открытое их восстание: несколько раз с бесчестием прогоняли они его от себя и, наконец, совсем изгнали его из города. Тогда он поселился за городом близ небольшого ручья Брутовщицы, где и построил небольшую деревянную церковь во имя святого архистратига Михаила. Подвизаясь здесь в посте и молитвах, он сеял семена Христовой веры в сердцах отроков ростовских, которых для этой цели зазывал к себе и кормил пшеницею, сваренною с медом. С течением времени епископ Леонтий снова поселился в городе и с ревностью проповедовал слово Божие и крестил многих отроков и взрослых людей [5].

Проповедническая деятельность епископа Леонтия ожесточила сердца ростовских жителей языческой веры, и они решили убить его. Однажды с оружием в руках они подступили к соборной церкви и требовали, чтобы епископ вышел к ним. «Испугались священники и диаконы соборные и стали умолять архипастыря своего, чтобы он не выходил и тайно скрылся от идолослужителей, готовых умертвить его». Но он, надев архиерейское облачение, вместе со священниками и диаконами, облачившимися по его повелению в священные одежды, вышел из храма к народу. Пораженные мужеством епископа и светом небесным, исходившим от его лица, язычники попадали на землю, пришли в телесное расслабление и как мертвые лежали на земле у ног Леонтия. Помолившись ко Господу, он восставил их и исцелил; по увещанию его, они приняли его веру и крестились, и с того времени церковь в Ростове стала расти. О преставлении епископа Леонтия сведения разноречивы: по одним данным, он скончался в мире, по другим —  был убит толпой язычников; одни относят его кончину к 1070 году, другие полагают, что он был убит в 1073-м. Все списки жития, указываемые митрополитом Макарием, согласно с первой и второй редакциями послания святителя Симона, повествуют о мирной кончине святителя Леонтия. И епископ Ростовский Иоанн в каноне святителю прославляет святителя Леонтия как преблаженного и преподобного, но не как мученика. С другой стороны, епископ Владимирский и Суздальский Симон пишет о Леонтии следующее: «Леонтий, епископ ростовский, великий святитель, которого Бог прославил нетлением, он был первопрестольник; его, после многих мучений, убили неверные» [6].

 

Почитание святителя Леонтия Ростовского

Тело епископа Леонтия было погребено в соборном Успенском храме города Ростова, а нетленные его мощи были обретены в 1162 году при копании рвов под стены новозаложенного великим князем Андреем Боголюбским (ок. 1111 —  1174 гг.) каменного соборного храма на месте сгоревшей в 1160 году дубовой соборной Успенской церкви и тогда же положены в присланном тем же князем каменном гробе в устроенном в честь его небольшом приделе с южной стороны алтаря соборного храма. Ростовский епископ Иоанн I установил празднование святителю в день обретения мощей его — 5 июня (23 мая ст. ст.) и написал канон, помещенный в служебной (майской) Минее. Но своды соборной церкви вскоре обрушились, и мощи святителя Леонтия были перенесены в церковь Иоанна Богослова и пребывали в ней до 1231 года; 25 февраля 1231 года они снова были перенесены во вновь отстроенный храм во имя Успения Пресвятой Богородицы и поставлены в приделе, посвященном святителю. В 1609 году поляки и литовцы, опустошившие Ростов, похитили золотую раку святителя и его икону, и с тех пор мощи святителя Леонтия почивают под спудом, а на месте их покоя находится рака с его надгробной иконою. В 1800 году рака святителю была устроена серебряная, украшенная бронзовым изящным золоченым балдахином. Во время реставрации Ростовского Успенского собора в 1884 году под полом придела во имя святителя Леонтия открыт был древний придел в честь него, в котором на южной стороне находится ниша, украшенная древними фресками с изображениями святителя Леонтия, преставления и обретения его мощей; рядом со стенным изображением святителя Леонтия, почти вровень с кирпичным полом придела, прямо под серебряною ракой святителя, была открыта замурованная из белого камня гробница, в которой и покоятся честные мощи святителя Леонтия [7].

 

Тропарь, кондак и канон святителю Леонтию Ростовскому

Тропарь, глас 4

Апостолом сопричастник, и к Богу молебник верен, добродетельми превзыде на Небесная, и любовь возложи к Любящему тя, и неверныя люди обратил еси в веру. Тем ныне со ангелы ликуя, предстоиши престолу славы всех Царя Христа Бога, молися святителю Леонтие, да спасет душа наша.

Кондак, глас 4

Жития ради чистоты Всевидец Господь, свет Свой, насади в души твоей, вразумити люди многия твоими учении, Леонтие преподобне.


Библиотека Русской веры
Канон святителю Леонтию Ростовскому →

Читать онлайн


Святитель Леонтий Ростовский. Иконы

Святитель Леонтий Ростовский обычно на иконах изображается в полный рост. Правой рукой он благословляет, а левой, покрытой платом, держит Евангелие в драгоценном окладе. Святитель изображается в полном епископском облачении: на нем подризник с источниками, патрахиль и палица, украшенные разноцветными камнями и жемчугом, полиставрион, белый омофор и белый клобук.

Святитель Леонтий Ростовский
Святитель Леонтий Ростовский. Последняя четверть XV в. Икона из деисусного чина собора ростовского Борисо-Глебского монастыря на Устье. Ростов Великий, Государственный музей-заповедник «Ростовский Кремль»
Святитель Леонтий Ростовский
Святитель Леонтий Ростовский. Ок. 1497 г. Икона из деисусного чина Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря. Кириллов, Кирилло-Белозерский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник
Святитель Леонтий Ростовский
Святитель Леонтий Ростовский. XV в. «Ризница Троице — Сергиевой Лавры» СПГИХМЗ
Святитель Леонтий Ростовский
Святитель Леонтий Ростовский. Первая треть XVI в. Происходит из деисусного чина церкви Покрова села Гуменец Ростовского района Ярославской области. Ростов Великий, Государственный музей-заповедник «Ростовский Кремль»
Святитель Леонтий Ростовский
Святитель Леонтий Ростовский. Первая половина — середина XVI в. Из деисусного чина иконостаса Спасо-Преображенского собора Спасского монастыря в Ярославле. Ярославль, Ярославский историко-архитектурный и художественный музей заповедник
Святитель Леонтий Ростовский
Святитель Леонтий Ростовский. Середина XVI в. Происходит из церкви Введения во храм в Ростове. Ростов Великий, Государственный музей-заповедник «Ростовский Кремль»
Святитель Леонтий Ростовский
Святитель Леонтий Ростовский. Конец XVI в. Москва, ГИМ
Святитель Леонтий Ростовский
Святитель Леонтий Ростовский. Шитье. Москва, 1514 г.

Также существует немало иконописных изображений святителя Леонтия Ростовского с другими святыми. 

Святитель Леонтий Ростовский
Святитель Леонтий Ростовский, митрополиты Петр и Алексий. Вторая четверть XV в. Двусторонняя икона-таблетка. Оборот — «Василий Великий, Иоанн Златоуст, Григорий Богослов». Сергиево-Посадский государственный историко-художественный музей-заповедник

На иконе «Святители Кирилл и Афанасий Александрийские, Леонтий Ростовский» изображены три святых епископа: слева —  Кирилл Александрийский, в центре —  Афанасий Александрийский, справа —  Леонтий Ростовский. Они представлены в рост, фронтально, в почти одинаковых позах, с Евангелиями, прижатыми к груди левой рукой. Жесты правых рук варьируются: Кирилл и Леонтий благословляют, а Афанасий касается Евангелия, словно обращая на него внимание предстоящих иконе. Этот жест дополнительно подчеркивает важность символического смысла Евангелия и напоминает о том, что одно из главных предназначений святителей —  наставлять паству истинной вере.

Святитель Леонтий Ростовский
Святители Кирилл и Афанасий Александрийские, Леонтий Ростовский. Новгород, конец XV в. Великий Новгород, Новгородский гос. историко-архитектурный и художественный музей-заповедник

На иконе «Ростовские святители Леонтий, Исаия и Игнатий» святые изображены фронтально, в рост, в епископских облачениях. Они держат в руках Евангелия с ярко-красными обрезами и окладами, украшенными драгоценными камнями. Над фигурами святых представлен сегмент неба с полуфигурой Богородицы с Младенцем.

Святитель Леонтий Ростовский
Ростовские святители Леонтий, Исаия и Игнатий. Конец XV в. (?). Ростов Великий,  Государственный музей-заповедник «Ростовский Кремль»
Святитель Леонтий Ростовский
Петр митрополит, Леонтий Ростовский, Феодосий Печерский. Двусторонняя икона-таблетка. Оборот — Вход в Иерусалим. Входит в серию таблеток из собора св. Софии в Новгороде. Конец XV — начало XVI вв. Москва, ГТГ
Святитель Леонтий Ростовский
Преподобный Сергий Радонежский и ростовские чудотворцы: Авраамий, Игнатий, Исаия, Леонтий.  Середина XVI в. Происходит из церкви Богоявления села Уславцево Вощажниковской волости Ростовского уезда. Ростов Великий,  Государственный музей-заповедник «Ростовский Кремль»
Святитель Леонтий Ростовский
Авраамий, Никола, Леонтий, Герасим и Ангел-Хранитель. Ростов, вторая половина XVI в. Москва, частное собрание
Святитель Леонтий Ростовский
Святители Петр, митрополит Московский, и Леонтий, епископ Ростовский, и преподобный Феодосий Печерский. Двусторонняя икона-таблетка. Оборот — «Вход в Иерусалим». Входит в серию двухсторонних икон-святцев, происходящих из собора Рождества Богородицы в Суздале. Вторая половина XVI в. Владимир, Владимиро-Суздальский историко-художественный и архитектурный музей-заповедник
Святитель Леонтий Ростовский
Спас Еммануил с Николой Чудотворцем Ростов, конец XVI в. Москва, Музеи Московского Кремля

Белый клобук святителя Леонтия

На иконописных изображениях святитель Леонтий Ростовский предстает в белом клобуке. Русские святители носили именно белый клобук. В известном памятнике древнерусской литературы XV-XVI веков «Повесть о белом клобуке» говорится о чудесном появлении на Руси белого клобука, мистического символа «Третьего Рима». Первая часть повести —  это «Послание Димитрия Грека Толмача новгородскому архиепископу Геннадию», в которой Димитрий Толмач (он же Митька Малый) рассказывает о том, что по велению Геннадия он добрался до Рима и там в римских летописных книгах с трудом смог найти сказание о белом клобуке, которое тщательно скрывают по причине того, что боятся позора. Для этой цели Митька при помощи даров вошел в расположение к книгохранителю церкви римской по имени Яков. Яков и рассказал Митьке данную повесть, а Митька ее записал. Во второй части повести пересказывается подложное латинское сочинение «Дар Константина»: слоновая проказа императора, желание Константина зарезать младенцев, отказ от этого желания, явление Константину во сне апостолов Петра и Павла, крещение Константина Сильвестром, благодарность Константина. В третьей части повести рассказывается, что царю Константину после перечисленных событий вновь явились во сне святые апостолы Петр и Павел и показали ему форму, по которой должен быть сшит белый клобук папе в знак его церковного главенства; Константин велел сшить клобук и возложил его на голову папе Сильвестру, после чего, не желая царствовать в том же месте, где правит наместник Божий, он перенес свою столицу из Рима в Константинополь. Преемники Сильвестра забыли благочестивую жизнь и не почитали клобука, за что они должны были этот символ своей власти переслать в Константинополь. Но тогда патриарху явился ночью «юноша светлый» и велел отправить клобук в Великий Новгород, «и да будет там носим на главе Василия архиепископа»; с тех пор «утвердися белый клобук на главах святых архиепископ Великого Новгорода».

В 1564 году при царе Иване IV эта традиция о праве московского святителя носить белый клобук была возрождена: «И, когда сошлись наши богомольцы, мы с теми своими богомольцами совет держали, с архиепископами и епископами: с Пимином, архиепископом Великого Новгорода и Пскова, с Никандром, архиепископом Ростовским и Ярославским, с Трифоном, архиепископом Полоцким, с Афанасием, епископом Суздальским и Тарусским, с Семионом, епископом Смоленским и Брянским, с Филофееем, епископом Рязанским и Муромским, с Вараламом, епископом Коломенским и Каширским, Матфеем, епископом Сарским и Подонским, с Иасафом,  епископом Пермским и Вологодским, и с архимандритами и с игуменами и со всем освященным собором о том, что отец наш и богомолец митрополит носит черный клобук. А прежние русские первопрестольники митрополиты и чудотворцы Петр и Алексий, и Иван, архиепископ Новгородский, и Леонтий, и Игнатий, и Исайя, ростовские чудотворцы, носили белые клобуки. И отцу нашему и богомольцу митрополиту (следует) эту высокопрестольную древнюю почесть восстановить: носить бы ему белый клобук с рясами, потому что прежние русские первопрестольники и чудотворцы Петр и Алексий, митрополиты, писаны на иконах в белых клобуках, да и Ивана, архиепископа Новгородского, и Леонтия и Исайю и Игнатия, ростовских чудотворцев, пишут в белых клобуках. А которые митрополиты Российской митрополии были на том высочайшем престоле после первопрестольников Петра и Алексия митрополитов и чудотворцев, а также и ростовские архиепископы и епископы, все носили черные клобуки. А того в писании не нашли, почему белые клобуки отставлены. А богомолец наш Пимин, архиепископ Великого Новгорода и Пскова, носит белый клобук, и прежние архиепископы новгородские носили белые же клобуки, а писания тому тоже нет, по какому случаю архиепископы новгородские носят белые клобуки. А также наши богомольцы архиепископ Великого Новгорода и Пскова и архиепископ Казанский и Свияжский печатают грамоты благословенные и посыльные красным воском, а митрополит печатает благословенные и посыльные грамоты черным воском. А (ведь) митрополит есть высочайший сан Русской митрополии, архиепископам и епископам всем глава. А в той его высокопрестольной степени перед архиепископами и епископами почести нет: митрополит носит черный клобук, и владыки все носят черные же клобуки, а архиепископ новгородской носит белый клобук. И мы, великий государь царь и великий князь всея Руси Иван Васильевич, со всеми своими богомольцами с преосвященными архиепископами и епископами, и с честнейшими архимандритами, и с игуменами, и со всем освященным собором подвигнулись духовно и уложили и утвердили, что от сего времени и впредь, кому благоволят Бог и Пречистая Богородица и русские митрополиты Петр, Алексий и Иона чудотворцы быть на великой степени Русской митрополии, или какие иные митрополиты на том престоле будут и почесть для него установили древнюю: носить ему клобук белый с рясами и с херувимом, так как прежние первопрестольники Петр чудотворец и Алексей чудотворец носили белые клобуки, да и ростовские епископы Леонтий, Исайя и Игнатий чудотворцы носили белые клобуки. А также митрополиту запечатывать грамоты благословенные, ставленные и посыльные красным воском; а на печати быть Пречистой Богородице с Младенцем, а на другой стороне быть руке благословенной, а вокруг нее быть подписи с митрополичьим именем. А архиепископу Великого Новгорода и Пскова носить белый клобук и печать красным воском по прежнему обычаю; и архиепископу Казанскому печатать также красным воском. И по этому уложению царь и великий князь Иван Васильевич всея Руси со своими богомольцами с архиепископами и епископами, архимандритами и игуменами, и со всем освященным собором сию грамоту для укрепления велели написать. И к сей грамоте велел государь печать свою привесить»[8]. 

После установления в 1589 году в России патриаршества, белый клобук стали носить патриархи московские. В 1667 году «Повесть о белом клобуке» подверглась осуждению Большого Московского Собора как «лживая и неправая».

 

Народные традиции в день памяти святителя Леонтия Ростовского

В народе день памяти святителя Леонтия Ростовского наши предки называли Леонтий огуречник, он же Леонтий коноплянник, поскольку заканчивались соответствующие полевые работы. В этот день крестьяне заканчивали посадку огурцов и обрабатывали коноплю. Из конопли вырабатывали пеньку — сырье для веревок и канатов, а также масло. Конопляное масло употребляли в пищу, а также использовали при ожогах и ранах. Считалось, что покровительствует данным видам работ святитель Леонтий. Также известны некоторые приметы на этот день:

  • если на Леонтия огуречника ворковала горлинка, то это примета, согласно которой следовало приступать к посеву конопли;
  • если после ливня роса быстро высыхала, то это говорило об улучшении погоды;
  • жужжащие во время полета жуки предсказывали потепление;
  • поникшие цветки клевера указывали на выпадение осадков;
  • если на боярышнике много цветков, то зима обещала быть морозной и заснеженной;
  • если рассада капусты требовала дополнительного полива, то это примета того, что июль будет богат на осадки;
  • если Млечный путь не имел искажений, то это примета солнечной погоды.

Источники:

[1] Никольский А. Леонтий (епископ Ростовский) // Русский биографический словарь: в 25 томах. СПб., М., 1896-1918).
[2] Там же.
[3] Там же.
[4] Там же.
[5] Там же.
[6] Слово 14. Послание смиренного епископа Симона Владимирского и Суздальского к Поликарпу, черноризцу Печерскому.
[7] Никольский А. Леонтий (епископ Ростовский) // Русский биографический словарь: в 25 томах. СПб., М., 1896-1918.
[8] Лицевой Летописный свод. Русская летописная история. Книга 23. Л. 318-325

+

Авторизация

* *
*

Регистрация

*
*
*
*

Проверочный код


Восстановление пароля