Уфтюжская роспись — неизвестный промысел Русского Севера

Малоизвестный ныне промысел Русского Севера уфтюжская роспись относится к группе северодвинских росписей, центры которых расположены в среднем течении Северной Двины. Об истории и особенностях этого народного промысла мы беседуем с дизайнером и иллюстратором, ведущим специалистом по теме уфтюжской росписи Светланой Зеленцовой

Зеленцова Светлана

Зеленцова Светлана родилась в г. Рубцовске Алтайского края. Окончила Томский государственный университет по специальности «математика» (1995 г.) и Университет Российской академии образования по специальности «художник-педагог» (2008 г.). Работала как дизайнер и иллюстратор. В 2010 году увлеклась русской народной росписью. В настоящее время проводит курсы по уфтюжской росписи в Москве.
 

***

В каких районах нашей страны зародился этот народный промысел, и с чем было связано его возникновение? Было ли это изначально обычным ремеслом, или предметы уфтюжской росписи сразу воспринимались как произведения искусства?

Уфтюжская роспись относится к группе северодвинских росписей (борецкая, пучугская, тоемская, пермогорская, ракульская и уфтюжская), центры которых расположены в среднем течении Северной Двины. Центр бытования уфтюжской росписи находится на правом берегу Северной Двины, у ее притока — речки Уфтюге. До 1937 года эти места относились к Вологодской губернии и входили в состав Сольвычегодского уезда. По современному территориальному делению эти места находятся в Красноборском районе Архангельской области. Красноборский район уникальный в плане крестьянских росписей, на его сравнительно небольшой территории возникло три самобытных центра росписи: пермогорская, ракульская и наша уфтюжская. Надо сказать, что все три — совершенно разные, непохожие друг на друга, со своей колористикой и изобразительным строем. (Можно говорить о некотором влиянии росписей друг на друга, особенно с конца 19 — начала 20 века, но эти влияния не искажают, а лишь подчеркивают самобытность росписи).

Карта Красноборского района Архангельской области

Роспись получила название «уфтюжской» по названию самого крупного села — Верхняя Уфтюга, в окрестностях которого и процветал промысел. Обязательно нужно сказать, что уфтюжских росписей две! Нужно четко понимать, о какой росписи идет речь. Существовало два центра росписи: один — в деревне Слобода, которая находилась в 40 верстах от самой дальней деревни по речке Уфтюге — Куликово; другой — в окрестностях села Верхняя Уфтюга, главным образом в деревнях Ново-Андреевская и Якшаково. В деревне Слобода расписывали и продавали в основном прялки. Плоскость прялки всегда разбита на два става, неизменный сюжет — древо жизни и солнечная розетка на внешней стороне, птица-утица — на внутренней. Прялки отличаются подчеркнутой архаичностью. Они очень красивы, от них так и веет седой стариной и основами мироздания (улыбается).

Прялки деревни Слобода, школьный музей села Верхняя Уфтюга

Сейчас, говоря об уфтюжской росписи, чаще всего имеют в виду туесную роспись, промысел которой процветал во втором центре — в окрестностях села Верхняя Уфтюга. В искусствоведческой литературе (классификацию ввела Н. В. Тарановская) эта роспись получила название «верхнеуфтюжской», чтобы отличать от прялок деревни Слобода. Но сейчас роспись повсеместно называют уфтюжской, и именно об этой росписи пойдет речь в дальнейшем.

Пример верхнеуфтюжской росписи: прялка (школьный музей села Верхняя Уфтюга) и два туеса (из экспозиции Русского музея)

Уфтюжский промысел сразу возник как туесный, или бурачный. Мастера сами изготавливали, расписывали туеса, лукошки, набирухи и везли на продажу в Красноборск, Великий Устюг, Архангельск и даже Москву. Туеса расходились как горячие пирожки, так как в быту это была необходимая вещь. Свойства туеса-сколотня удивительные: в него можно наливать жидкости, засаливать грибы, замачивать морошку или клюкву, молоко в нем не скисает. В туесах хранили сыпучие продукты. Так что продажа туесов имела прежде всего экономическое обоснование, помогало заработать и прокормить семью. А расписанные туеса охотно покупали для украшения крестьянских изб.

Торговля бураками на рынке в Архангельске, нач. 20 в.

История этих мест тесно связана с двумя волнами старообрядческого переселения. Первая связана с реформами патриарха Никона — это середина XVII века. Драматические события заставили людей, не подчинившихся никонианским нововведениям, искать убежища в суровых северных краях. Вторая волна переселения связана с гонениями Николая I и закрытием монастырей на Выгу и Лексе, Пинеже. Бежали в том числе и художники, миниатюристы, переписчики книг.

Сейчас еще не поставлена последняя точка в вопросе, является верхнеуфтюжская роспись старообрядческой или нет. Исследователь уфтюжской и ракульской росписей О. В. Алексеева в своей кандидатской диссертации «Народные росписи по дереву на притоках Северной Двины (Уфтюга, Ракулка) конца XVIII – XX веков» 2002 года считает, что старообрядческая художественная традиция в росписи не просматривается, тогда как влияние художественных традиций Сольвычегодска и Великого Устюга, проводивших московскую политику, очень сильно. Т. А. Бернштам наоборот высказывает предположение, что туесный промысел на Уфтюге возник усилиями выговских переселенцев, для которых туесный промысел был способом выжить на новом месте (Т. А. Бернштам «Старообрядцы и крестьянская бытовая роспись на Севере и Поволжье: XVIII-XX вв.» // Коллекции отдела Европы: Выставочные проекты. Каталоги. Исследования, 2008 г.). Известно, что на Выгу изготавливали туеса и украшали их теснением, даже существовал туесный канон.

Вопрос с датировкой возникновения промысла также остается открытым и колеблется от первой трети ХIХ до конца 80-х XIX века (Ю. В. Иванова).

Роспись Светланы Зеленцовой

 

Какие основные черты уфтюжской росписи известны ныне науке (предметы, на которые наносилась или наносится эта роспись, краски, методика изготовления)?

Краткое описание уфтюжской росписи звучит так: роспись выполнена в основном на туесах (бураках, лукошках, набирухах), основной сюжет — гибкая изогнутая веточка, в большинстве случаев заканчивающаяся тюльпаном, рядом рисовали птицу-кутеньку. И действительно, когда вы приходите в музей, вы видите один или несколько туесов с таким сюжетом и идете дальше. 

Витрина с уфтюжскими туесами в экспозиции Вологодского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника

Однако за этой простой формулировкой спрятана красота и многообразие. Давайте рассмотрим подробнее. Уфтюжская роспись относится к типу живописно-графических: сочетание свободного кистевого мазка и графических элементов. Исследователь росписи В. М. Вишневская назвала уфтюжскую роспись «кистевой каллиграфией». И это сочетание сочных кистевых мазков и изящной каллиграфической линии, которая не повторяет контуры мазка (как в северодвинских графических росписях), а самостоятельно живет на «холсте», есть отличительная черта и визитная карточка верхнеуфтюжской росписи.

Другой важной чертой следует считать наличие свободного пространства: это не просто пустой фон, а полноправный участник росписи. Посмотрите на соседние северодвинские росписи — пермогорскую, ракульскую: плоскость прялки четко поделена на ставы и полностью заполнена узором. И посмотрите на уфтюжский туес: роспись легкая и изящная, веточка или птица свободно размещены на плоскости.

Уфтюжские и пермогорский туеса (Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства в Москве)

Сочетание полновесных кистевых элементов, тончайших линий, изящной каллиграфии, несовпадение линии и пятна, включение пустого пространства в композицию — все это делает уфтюжскую роспись по-настоящему современной, неподвластной времени.

Рассмотрим структуру веточки-деревца. Во-первых, это именно деревце, на что указывают корни, которые в виде трех капель рисуют у начала ветки. Уфтюжскую веточку в большинстве случаев (примерно 70%) венчает крупный тюльпан. Мастера называли тюльпаны «котлами». Тюльпан — очень неслучайный цветок для русского искусства, на всех северодвинских росписях цветут тюльпаны. Тюльпаны, напоминающие древнегреческие крины-лилии, мы встречаем повсеместно: в вышивках, скани, эмалях, изразцах. «Крин» — лилия, в переводе с греческого. Крины пришли к нам из Византии и заняли прочное место в древнерусском орнаментальном декоре. В Византии крин-лилия заменила ближневосточную пальметту на вершине мирового древа, или древа жизни, и получила новое смысловое наполнение: символ Благовещения, обновления мира (по Л. Буткевич «История орнамента», М. 2014).

Уфтюжская роспись имеет еще одну особенность: на ветви-деревце растут разные цветы и ягоды, чего в природе не бывает. (О. В. Алексеева считает это отголоском влияния восточных, турецких и персидских привозных тканей: рытых бархатов, драгоценной парчи, узорных камчатых тканей. На турецких бархатах любили в одну композицию собирать четыре любимых цветка: тюльпан, гиацинт, роза шиповника и гвоздика.)

Слева направо. 1. Разрезной турецкий бархат, внутри остроконечной сетки в одну композицию собраны роза шиповника, гвоздика и тюльпан, по периметру сетки – гиацинты (М.В. Кулланда «Художественный текстиль Османской империи XVI-начала XX в», 2007). 2. Роспись на столбах Благовещенского собора Сольвычегодска. 3. Роспись на «полотенцах», Благовещенский собор в Сольвычегодске

Лукошко. Школьный музей села Верхняя Уфтюга. Пример того, как на одной ветке собраны разные ягоды и цветы

Когда я анализировала, как же растет веточка-Древо, то обнаружила удивительную вещь (возможно, изобрела велосипед, но нигде не читала об этом): от главного ствола побочные ветви и листья расходятся из ОДНОЙ точки, попеременного роста побочных ветвей нет! Я специально просмотрела весь свой архив изображений и нашла нарушение только в одном случае. Вот модуль, по которому растет ветвь, боковые ветви от главной всегда расходятся наружу. Других вариантов в росписи просто нет. Этот модуль я назвала «модуль раскрытия»: каждая точка ветви потенциально делится на три направления. Этот закон следует соблюдать, чтобы у вас получилась именно уфтюжская ветвь. Так же как и закон симметрии листьев в пучке.

«Модуль раскрытия»

Уфтюжскася роспись выполнялась на красно-коричневых, красно-оранжевых, розово-красных фонах. Расписывали еще по чистой бересте, по желтым и белым фонам, но эти варианты немногочисленные, а группа красных фонов преобладает.

Краски, которыми исполнялась роспись, я бы поделила на две группы. К первой группе красок относятся темно-красная (бордовая), зеленая, желтая и синяя. Последняя использовалась в небольшом количестве. Оттенки же этих красок разные, поэтому, если поставить рядом туеса с такой палитрой, получится красивое многоцветие.

Туеса, слева направо: 1. ИАХМЗ в Великом Устюге; 2. Архангельский краеведческий музей; 3. Этнографический музей в Великом Устюге; 4. частное собрание; 5. Котласский краеведческий музей. Часть фотографий взята с сайта государственного музейного каталога

Ко второй группе красок относятся голубая, розовая, фиолетовая, охристая. Эти краски могли использовать вместе с красками из первой группы, зеленый часто был сложных оттенков: серо-зеленый, оливковый, сине-зеленый.

Туеса, слева направо: 1, 2, 3 — Вологодский ГИАХМЗ, 4 — фрагмент росписи прялки, частное собрание

Интересно про цвет пишет в упомянутой выше статье Т. А. Бернштам: ранняя уфтюжская роспись была изысканной розово-жемчужной гаммы! К сожалению, не могу привести пример ранней росписи, так как мне пока не довелось ее увидеть. Краски же изготовлялись следующим образом: сухие пигменты разводились в клеевом растворе смолы вишни или лиственницы (по В. М. Вишневской), а цветные фоны были выполнены из свинцового сурика с заваренным мучным клеем.

Отличительная черта уфтюжских туесов — вертикальные полосы в области туесного замочка, проведенные тупым шилом по линейке. Количество линий доходит до 14-ти, и есть версия, что это метки мастера или династии мастеров.

Вертикальные метки на зигзагообразном замочке

Как было сказано выше, расписывались в основном туеса, то есть предметы круглой формы, которые в большом количестве шли на продажу. Еще расписывали прялки. В отличие от прялок деревни Слобода, их не продавали, а дарили. То есть все прялки, расписанные верхнеуфтюжской росписью, были исполнены в дар дочери, невесте или расписаны на заказ с той же подарочной целью. Изобразительного канона для уфтюжской прялочной росписи не прослеживается, и самих прялок немного. При росписи прялок мастера использовали приемы, несвойственные туесной росписи: делили лопасть прялки на ставы, обрамляли периметр лопасти городками (как в пермогорской росписи) или полукруглыми фестонами, то есть работали в логике прялочной росписи других центров. Однако можно выделить два способа заполнения плоскости лопасти: ветвь-дерево гибко изгибается по всей поверхности либо растет почти вертикально (или с легким изгибом). В композицию могли включать птиц.

Теперь о птицах. Кстати, в птицах преобладает графическое начало над живописным, рисовали их сначала черным контуром, а затем дорабатывали кистью. Всех уфтюжских птиц называют собирательным ласковым термином «кутенька». Есть упоминание в литературе, что мастера изображали тетерок и жаворонков. И действительно, уфтюжские птицы похожи на своих природных собратьев. Но не все с этим согласны. Если проанализировать роспись с точки зрения типов изображаемых птиц, то мы получаем следующую картину: есть две больших группы птиц, которые можно для учебных целей (чтобы объяснять и правильно рисовать) условно назвать тип «тетерка» и тип «жаворонок». Рисовали также лебедей, курочек, голубей, но преобладают эти два типа. 

Вот эти две больших группы уфтюжских птиц:

Тетерки. 1. Вологодский ГИАХМЗ, 2. ВНДПНИ в Москве, 3. Русский музей, 4. ГИХМЗ в Сергиевом Посаде

Жаворонки. 1. Государственный исторический музей, 2. Вологодский ГИАХМЗ, 3. Фрагмент набирухи из ВНДПНИ в Москве

Имеют ли используемые орнаменты какое-то символическое значение?

Такой прямой интерпретации сюжетов росписи нет. Неизвестно, какие смыслы изначально вкладывали в роспись ее создатели. И цветущая ветвь-древо, и птицы всегда носят благопожелательный характер. Но давайте порассуждаем. Во-первых, мы видим на туесах не просто веточку, а Древо. На это указывает наличие корней у основания ствола. Корни в некоторых случаях тщательно пририсованы, особенно в коротких кустах, и чаще всего их три. Ветка-древо в подавляющем большинстве случаев заканчивается цветком — тюльпаном, ромашкой-солнцем, розой шиповника. То есть перед нами может быть Древо Жизни с распустившимся на его вершине солнцем. Древо Жизни — универсальный смысл, общечеловеческий, и я не вижу ничего зазорного, чтобы применить его к уфтюжской росписи.

Древо с корнями. 1. Русский музей, 2. Вологодский  ГИАХМЗ, 3. Государственный исторический музей

В росписи всегда присутствует число три: три корня, деление на три (обсуждали в предыдущем вопросе). В росписи еще есть мотив «три березовых листочка». Вот что это — придуманный просто так кем-то мотив или здесь есть какой-то смысл? На Троицын день принято было приносить в храм веточки березы. Может быть, три березовых листочка — символ этого праздника? На этот вопрос ответа я не нашла.

Мотив «три березовых листочка». 1 – Русский музей, 2 – Школьный музей в с. Верхняя Уфтюга, 3 – Фрагмент прялки из фонда «Открытая коллекция»

Тетерки и жаворонки также значимые птицы, первыми возвращаются после холодной зимы. Ведь на Русском Севере пекут ритуальные тетерки и жаворонки, закликают зиму. Возможно, в уфтюжских птицах заключен символ весны, новой жизни.

Понимаете, мы живем в другом мире, нам открыты другие культуры вширь пространства и вглубь времени. И волей-неволей в роспись мы привносим новые смыслы, а что думали сами мастера?

 

Широко ли было распространено это ремесло? Какие исторические этапы переживал этот промысел до революции, в советское время и в наши дни? Оставался ли он уделом кустарей, или существовали артели и промышленное производство?

Уфтюжский промысел локально существовал в нескольких деревнях по речке Уфтюга, а распространение продукции имеет большой географический охват: Красноборск, Сольвычегодск, Великий Устюг, Архангельск, Вологда, Москва. Расписывали всегда мастера внутри семьи, а артели стали создаваться уже после революции. Известно, что в 1920-х годах работало около 60 кустарей. В начале 30-х годов на Уфтюге была образована бурачная артель, в создании которой принимал участие известный мастер А. Д. Кувакин, в довоенное время ее возглавлял другой известный мастер Н. Д. Трапезников. Известно, что в зимнее время сам расписывал до 300-400 туесов. Артель работала до 1946 г. Бурачный промысел естественным путем был приведен в упадок уже к 50-м годам. Возрождение росписи в 60-е и последующие годы связано уже с научным интересом к ней и активными усилиями искусствоведов и популяризаторов росписи. Одна из первых ее исследователей, В. Вишневская, создала фотоальбом «Мотивы росписей туесков Верхней Уфтюги» (существует в единственном экземпляре). В настоящее время работают отдельные мастера, расписывают в том числе сувенирную продукцию, но как такового промысла нет.

Роспись Светланы Зеленцовой

Каждый мастер приходит к собственным глубинам понимания росписи. Есть ли у вас личное восприятие уфтюжских сюжетов?

Да, есть. Мне очень нравится группа туесов, которые я условно назвала «солнце на ветке»: в вершине изгиба ветки рисуется солнечная розетка (живописный аналог резных розеток). Моя личная интерпретация этого сюжета такая: ветвь — древо, как человеческая жизнь; корни — родители, дедушки-бабушки; ветвь изгибается — в зените солнце (год), ветвь — жизнь человека, распускается тюльпаном, цветет и дает плоды. Это очень поэтично!

И еще вопрос, который я себе задавала: почему на туесах рисуют одну птицу (в большинстве случаев), а не две? Мое личное прочтение: это душа человека перед Всевышним. Хочу еще раз уточнить: это мое и только мое понимание смысла, но когда я расписываю именные туеса, именно этот смысл вкладываю в роспись.

Роспись Светланы Зеленцовой

Имеются ли музеи или выставочные коллекции предметов уфтюжской росписи, которые могут быть представлены широкому зрителю? Есть ли специализированная литература?

Большие коллекции предметов уфтюжской росписи есть в Русском музее и в Российском этнографическом музее, к сожалению — в запасниках. В Вологодском государственном музее-заповеднике есть восемь туесов, и все они представлены в экспозиции. В Государственном историческом музее всего пять туесов. Хорошая коллекция в школьном музее села Верхняя Уфтюга и в историко-мемориальном и художественном музее Красноборска. Всем рекомендую Красноборск и Верхнюю Уфтюгу, не пожалеете!

 

Расскажите о современном состоянии этого ремесла, в том числе о своем исследовательском пути в этом направлении. Известно, что вы проводите учебные курсы, посвященные это росписи. Кто может посетить эти курсы (нужно ли какое-то образование), и какие знания и навыки можно там приобрести?

Сейчас время возрождения всех без исключения росписей, активно работают студии росписи для детей и для взрослых, проводятся форумы, фестивали и т. п. Но уфтюжская роспись, как ни странно, мало известна широкому кругу. На родине в Архангельской области, конечно, ее знают и любят. А меня же все время переспрашивают: какая роспись, а это где? (улыбается). Поэтому волей-неволей я выступаю в роли популяризатора уфтюжской росписи! Действительно, мне пришлось проделать исследовательскую работу, но в практическом плане. Когда я решила вести курсы, то не могла найти полных пособий по преподаванию, у меня была масса вопросов, ответы на которые не находились. Очень помогла поездка в район бытования росписи. И низкий поклон Верхней Уфтюге и Красноборску за возможность поработать с оригиналами (а особенно за общение). Сейчас обучающий курс почти полностью готов. «Почти» — потому что каждый новый предмет добавляет в курс что-то новое. И конечно, есть вопросы, ответы на которые еще не найдены. Поиск продолжается, и это хорошо!

Роспись Светланы Зеленцовой

На курсы может прийти любой человек. Если нет художественной подготовки, то мы уделяем внимание постановке руки и качеству мазка. По опыту могу сказать, что у всех прекрасные результаты. А теоретически курс построен таким образом, чтобы в голове, после его прохождения, была целостная система знаний. Моя цель — научить слушателя говорить на языке уфтюжской росписи.

+

Авторизация

* *
*

Регистрация

*
*
*
*

Проверочный код


Восстановление пароля