Мы продолжаем разговор о традиционной одежде и внешности староверов в разные исторические эпохи. На этот раз речь пойдет о мужских прическах, характерных для разных групп староверов. Не секрет, что староверие во все времена большое значение придавало внешнему виду, поскольку считалось, что внешний облик выражает внутреннее состояние.
Не обошло это представление и тему стрижек. Естественно, образцами были стрижки, восходящие к «благочестивой старине». Основа староверческих причесок — это «кружок». То, что нам привычнее называть «под горшок». Но совершенно разные виды «христианских стрижек» существовали в разных согласиях.
Федосеевцы носят стрижку «в скобу» или «калиточкой». Волосы отращиваются так, чтобы равномерно закрывали уши и затылок. Спереди же выстригалась челка. Иногда центральная часть челки выстригалась, образуя «калитку» на теменной части головы, выстригались волосы под корень, а иногда выстригалось так называемое «гуменце» (от старорусского «гумно» — ровное место). Последнее было обязательным к носке у тех, кто входит в «собор», то есть является признаком служителя, человека входящего в причт.
У многих купцов XIX века, выходцев из федосеевской среды, «скоба» продолжала быть основным видом причесок.
Аналогичным был вид мужчин в Усть-Цильме (по сообщениям РГО): «Не бреют бороды, волосы обстригают в скобку, у некоторых выстрижена макушка». Н. И. Попов так описывал собрание федосеевцев близ Саратова: «Все мужчины были одеты в длинный халат или поддевку, маковка на голове выстрижена, на лбу спущены волоса».
У брачных поморцев более распространена была стрижка «в кружок». Это также считалось признаком конфессионального различия. Воспоминания одного федосеевца: «Когда я впервые остригся в кружок, ко мне подошли старики и сказали: «В кружок у нас стригутся либо брачные, либо Иванушки-дурачки», и больше я так не стригся». Однако, по словам многих поморцев, линия «кружка» должна быть по уровню края ушей или чуть заходить на уши, тогда как «у хохлов» стрижка была выше ушей. Связан этот обычай с указаниями стричь «по слух», то есть до уровня ушей, само собой уровень «кружка» варьировался от обычая. В начале XX века в поморской среде возникает обычай расчесывать волосы на прямой пробор.
Корреспонденты РГО сообщают о выстригании волос на макушке по Владимирской области (спасово согласие), Казанской и Калужской губерниях (поморское согласие). У спасовцев это означало «степенность, голову выстригали только женатым… со стриженой маковицей имеют уже голос на мирских сходах, в делах обществ», объяснялся также этот обычай тем, что по завершении крещения священник стриг волосы. Аналогично сообщается и о поморцах: «они более стараются носить одежду старинного покроя и выстригают на голове на самой макушке немного волос в ознаменование крещения… Это у них называется гуменцо».
О серьезности отношении к стрижкам, говорит тот факт, что на соборе спасовцев в д. Кизатовке в 1926 году был установлен запрет на прием ко крещению детей, родители которых «бреют бороду, стригут не по обычаю христианскому головы и курят табак». На соборе поморцев в г. Тюмени 1805 и 1810 годов, наряду с требованиями к благочестивому облику, упоминается и запрет на необычные прически с уточнением: «Власов мужем не растити и никаким образом не украшати».
В соборных постановлениях часовенных староверов содержатся указания «мужам главы сверху постригати, понеже вера истинна гонима есть» (Ирюмский собор 1724 года); «главы своея не украшати, но очищати, сверху остригати» (Тюменский собор 1840 года); «волосы постригать… под кружок» (Приангарское уложение 1956 года). Однако, несмотря на уложения, по фотографиям начала XX века, что далеко не все соблюдали эти предписания.
Но в Сибири такая прическа сохраняется до сих пор.
Таким образом, мы видим, что во многих старообрядческих обществах были распространены похожие стрижки. Особенно удивляет «гуменцо». Давайте попробуем обратиться к более ранним эпохам, чтобы понять, откуда происходит такой обычай.
Обычай стричь волосы на голове — один из древнейших, он существовал у всех народов древности и у каждого народа со своим особым значением. По словам св. Афанасия Александрийского, эллины имели обычай стричь у детей верхнюю часть головы, посвящая волосы своим богам. Римляне побежденным народам стригли волосы, в знак победы над ними. Евреи стригли волосы по окончании обета Богу или в знак глубокой печали. Христиане с самых первых веков христианства стригли себе волосы то в знамение чистоты, то ради посвящения и всецелого пожертвования самим себя на служение Богу. Священники выстригали такую прическу в память тернового венца, покрывавшего главу Христа, волосы на главах своих сверху выстригали, а снизу подстригали, делая таким образом из них нечто похожее на венец. По другой версии — в подражание апостолу Петру, который был в насмешку острижен язычниками.
В западной традиции такая стрижка получила название «тонзура» (от латинского tonsura — стрижка). В русских источниках она получила название «гуменцо», что на христианском востоке, по словам патриарха Софрония, также символизировал терновый венец. Изначально это прическа священнослужителей, в русских реалиях носившая название «поповская плеш», а скуфья, соответственно — «наплешник».
Неизвестно то, как долго практиковалось выстрижение гуменца. И «Скрижаль», изданная при патриархе Никоне (1656 год), и постановления Московского собора, бывшего при следующем патриархе Иоакиме (1674 год), свидетельствуют, что гуменцо, как и раньше, продолжало наделяться особым символическим смыслом и трактоваться как «венец Христов». Между тем, исследователь чинов А. Неселовский утверждает, что требование выстригать ставленнику «клирическую тонсуру» исчезает из чина поставления чтеца во второй половине XVII века, после того, как при патриархе Иоакиме были сделаны исправления архиерейского чиновника. «Форма клира», по его словам, «состояла уже в ношении длинных волос». Между тем, это с трудом согласуется с постановлением Московского собора: «протопресвитери и протодиакони, иереи же мирстии и диакони долженствуют ходити во скуфиях, во знамение священного духовного их чина и рукоположения архиерейского, на главах же имети прострижено зовемое гуменцо немало, власы же оставляти по круглости главы, еже являет терновый венец, его же носи Христос».
По мнению церковного историка Е. Е. Голубинского, «острижение же или выстрижение верха головы (гуменцо) оставалось… никак не менее, как до начала XVIII в.». По другим сведениям, гуменцо продолжали выстригать и во второй половине XVIII века. Об этом свидетельствует воспоминания митрополита синодальной церкви Филарета (Дроздова), лично встречавшего священников «с плешью».
О поповском гуменце также сообщал иностранный наблюдатель, Адам Олеарий, путешествовавший по России в 30-е гг. XVII века:
«Новопоставленный облекается в священническое верхнее платье, которое немногим отличается от мирского. На макушке головы остригаются волосы и полагается на нее суконная шапочка, называемая скуфьею, точно как наша ермолка, плотно обнимающая голову; прочее на голове волосы длинные, как у женщин, отпускаются вниз до самых плеч. Эту шапочку днем они никогда не могут снять, разве нужно будет только им остричь голову».
Сигизмунд Герберштейн, бывший в Москве в XVI веке, пишет, как очевидец, следующее: «Одеяние у них (священников) почти такое же, как и у мирян, за исключением небольшой круглой шапочки, которой они прикрывают выбритое место, надевая поверх большую шляпу против солнца и дождя; или они носят продолговатую шляпу из бобрового меха серого цвета. У всех у них есть палки, на которые они опираются; эти палки называются посохами».
По всей видимости, такой обычай пришел на Русь из Византии, поскольку, согласно источникам, он существовал начиная c IV века. Блаженный Иероним упоминает, что священнослужители волосы на голове подстригают в круг, а на темени несколько выстригают по древнему обычаю. А на мозаике VI же века в церкви Козмы и Дамиана в Риме, западные епископы изображены и обстриженными и с гуменцами.
В VII веке обычай клира стричь волосы был общеизвестным и общепринятым. 21-е правило 6-го Вселенского собора говорит: «Оказавшиеся виновными в преступлениях противных правилам и за cиe подвергнутые совершенному и всегдашнему извержению из своего чина, и в состояние мирян изгнанные, аще, приходя добровольно в раскаяние, отвергают грех, за который лишилися благодати, и от него совершенно устраняют себя, — да стригутся по образу клира». А как именно состоящие в клире стригли себе волосы, из правила собора не видно. Но многие визуальные источники указывают на то, что это были разные виды стрижки в куржок и гуменцо.
Совершенно очевидно, что к началу второго тысячелетия кружок с гуменцом становится прической не только священников, но и всего церковного причта. Неслучайно она получила большое распространение у староверов-беспоповцев, поскольку многие оказались в причте моленных.
Остается выяснить, были ли такие прически повсеместно распространены в разные периоды на древнерусских землях? Обратимся к описанию внешности новгородцев в XIV — XV веках из иностранных источников.
В 1413 г. Великий Новгород посетил путешественник Жильбер де Ланнуа, который оставил следующее описание новгородцев: «дамы имеют две косы из своих волос, свисающие за спиной и мужчины одну косу».
Помимо описаний, существует и несколько визуальных источников. В интерьере штральзундской церкви святого Николая, расположенной на Севере Германии, находится уникальный предмет — резная деревянная скамья, изготовленная в 1360-1370-е гг. в Риге. На четырех резных панелях задней стенки скамьи вырезаны сцены из жизни новгородцев той поры, на этих изображениях они охотятся на белок, добывают мед в лесах и занимаются торговлей. Удивителен облик изображенных новгородцев: волосы у них заплетены в две косы, кроме того и борода у них заплетена также в две косы.
Серединой XV в. датируется вырезанное на деревянной панели изображение новгородского купца (в руке он держит шкурку пушного зверя), которая находилась в церкви Девы Марии города Любека. Борода новгородца заплетена в четыре косы, а волосы минимум в две.
Еще одно изображение новгородца мы можем видеть на главном алтаре Мариацкого костела города Кракова. Алтарь создан в 1477-1489 гг. Прическа новгородца здесь скрыта шапкой, в две косы заплетена не борода, а усы.
В любекской церкви Девы Марии есть вырезанная из дерева фигура русского купца, датируемая 1496 г.
Там новгородец изображается уже как человек среднерусской внешности, то есть имеет бороду без кос и волосы средней длины. Возможно, это отражение политики Ивана III по переселению в Новгород московских бояр. А возможно, считая новгородцев чем-то вроде викингов, иностранцы романтически изображали их.
Что же до жителей Великого княжества московского, то уже упомянутый Герберштейн свидетельствует о распространенной моде среди знати брить головы на татарский манер, прикрывая ее шапочкой-тафьей. О простолюдинах упоминает очень смутно.
Мы не будем углубляться в споры о правдоподобии западных источников, отметим лишь то, что они сходятся в одном — «кружок с гуменцем» не был массовой прической в зрелом и позднем средневековье (чего не скажешь о простом кружке), а был прической церковного причта.
В старообрядческой среде происходит массовый ренессанс этой прически и распространение ее по всем мужчинам общин. Иногда это не просто знак принадлежности к причту, но и просто знак полноправного члена общины (как в случае со спасовцами Владимирщины). Таким образом она приобретает новое значение. Кроме того, в среде феодосиан рождается новый вариант — скоба, когда уши закрыты волосами. Стоит также отметить, что среди некоторых русских старожилов Сибири бытовал обычай опускать волосы на уши после женитьбы.
В настоящее время староверы носят самые разнообразные прически, кто-то стрижется в модных барбершопах, а кто-то посещает обычные парикмахерские, соблюдая одно лишь правило — «выглядеть прилично». Есть и те, кто продолжают носить исторически староверские прически. Стричь или не стричь? В конце концов — выбор за вами!
Источники:
1. «Косы новгородцев»;
2. группа «Злой Московит»;
2. С. Руднев «Нечто о поповских гуменцах».
Автор: Вячеслав Печняк