После совершения обручения у старообрядцев-поповцев будущие супруги приближаются теперь ближе к середине храма, где на аналое лежат Евангелие и Крест Христов. Это напоминает брачующимся, что в продолжение всей жизни, во всех житейских обстоятельствах супруги должны следовать Евангельскому учению. Брачующиеся берут на себя крест семейной жизни, чтобы следовать за Христом.
Перед аналоем расстилают подножие из новой светлой ткани, в знак того, что отныне супруги будут жить единой жизнью, разделяя горести и радости друг друга. Священник ведет жениха и невесту к аналою и ставит их на подножие, хор в это время поет 127 псалом, в котором говорится о блаженном состоянии богобоязненных людей в их супружеском, семейном быту и о том, что Господь устраивает благополучие тех, кто исполняет Его Заповеди:
«Блажени вси боящиися Господа, ходящии в путех Его, труды плод своих снеси, блажен еси и добро тебе будет. Жена твоя яко лоза плодовита, во странах дому твоего. Сынове твои яко леторасли масличныя окрест трапезы твоея. Се тако благословится человек бояися Господа. Благословит тя Господь от Сиона, и узриши благая Иеросалиму вся дни живота твоего. И узриши сыны сынов твои, мир на Израиля».
Аудиозапись Блажени вси боящиися Господа
Священник ставит на подножие жениха и невесту. Фото взято из альбома «Венчания в нашем храме» группы Вконтакте «Старообрядческая община. П-Посад»
После Великой ектении читается Апостол (часть из послания апостола Павла к жителям Ефеса), в котором разъясняются обязанности мужа и жены по отношению друг к другу. После этого священник читает Евангелие от Иоанна о первом чуде, которое Господь сотворил на браке в Кане Галилейской — претворении воды в вино.
Затем священник читает трогательные молитвы, в которых вспоминаются благословенные Господом браки ветхозаветных праотцев, призывает благословение Божие и на новобрачных. Священник просит у Господа, чтобы Он сохранил брачующихся от тревог и опасностей, как сохранил Он Ноя в ковчеге, Иону во чреве кита и трех отроков в пещи вавилонской, и даровал супругам единомыслие, долгоденствие и земные блага. Вспоминаются в молитвах и родители брачующихся.
Наступает самый торжественный момент: на брачующихся возлагаются венцы, как на царей и родоначальников будущего рода — детей, внуков и правнуков. Возложение венцов на жениха и невесту, подобно как в древности украшались главы победителей, служит наградой за их целомудренную жизнь до брака. Церковь в этот момент призывает на брачующихся благодать Святого Духа, освящающую супружество, рождение и воспитание детей. С этой минуты жених и невеста становятся мужем и женой, теперь они связаны нерасторжимыми узами брака по слову Спасителя:
Что Бог сочетал, того человек да не разлучает (Мф. 19, 6).
Венцы
Священник выносит из алтаря венец, крестообразно осеняет им мужа и надевает на голову со словами: «Господи Боже наш, славою и честию венчай его». Таким же образом он надевает венец и жене со словами: «Господи Боже наш, славою и честию венчай ея». Затем читает молитву: «Господи Боже наш, иже славою и честию венчал еси святыя своя мученики…» После чтения молитвы хор трижды поет:
«Положил еси на главах их венцы от камени честнаго. Живота просита у тебе, и даждь има долготу днии в век века».
Аудиозапись Положил еси на главах их венцы
Священник в алтаре готовит для новобрачных чашу с вином. Фото взято из альбома «Венчания в нашем храме» группы Вконтакте «Старообрядческая община. П-Посад»
Следующие молитвословия чина венчания напоминают Литургию: просительная ектения и пение «Отче наш». В это время священник в Алтаре готовит для новобрачных чашу с вином, благословляет ее и читает установленную молитву. Затем поется причастный стих «Чашу спасения прииму, и имя Господне призову» и тропари: «Господи, Господи, призри с небесе, и виждь, и посети виноград сей, и соверши его, егоже насади десница Твоя Господи. Сильно на земли будет семя его, род правых благословится».
Аудиозапись «Чашу спасения прииму, и имя Господне призову» с тропарями
Во время пения супруги троекратно поочередно пьют вино из одной чаши в знак того, что теперь все у них общее, все жизненные обстоятельства они должны теперь делить пополам: радости и скорби, труды и покой, подвиги и награду. Оставшееся в бокале вино священник дает допить мужу. Затем чаша разбивается каким-либо орудием и осколки впоследствии опускаются в воду, «да не будет в попрание или послужение и́но», как сказано в дораскольных служебниках, содержащих также прямое запрещение топтать чашу ногами.
Супруги троекратно поочередно пьют вино из одной чаши. Фото взято с сайта rustal.livejournal.com/8711.html
В начале XVII века существовал еще обычай новобрачным во время чина венчания причащаться Святых Таин (по чину Литургии преждесвященных даров). После пения «Отче наш» священник возглашал: «Прежесвященная святая святым», выносил Чашу из алтаря и приобщал новобрачных. Затем уже благословлял чашу с вином и давал трижды испить мужу и жене. Обычай причащаться во время венчания постепенно прекратился.
После этого священник соединяет руки супругов в знак того, что они соединились во Христе, и троекратно ведет их вокруг аналоя. В старообрядческой Церкви хождение совершается по часовой стрелке, по солнцу, вслед за Солнцем-Христом. Священник, держа супругов за руки, ведет их вкруг аналоя. Перед ними пономарь несет подсвечник с горящей свечой. Троекратное обхождение (во славу Святой Троицы) аналоя выражает радость и духовное ликование, а хождение по кругу выражает мысль, что супружеский союз должен длиться вечно.
Священник троекратно ведет супругов вокруг аналоя. Фото взято с сайта rustal.livejournal.com/8711.html
При этом трижды поется тропарь: «Святии мученицы, иже добре страдавше и венчавшеся, молитеся ко Господу спастися душам нашим». Затем единожды поется стих: «Слава Тебе, Христе Боже, апостолом похвала, и мучеником веселие. Ихже проповедь, Троица Единосущная».
Аудиозапись Святии мученицы
После сугубой ектении священник громко возглашает «Братие, радуйтеся о Господе всегда. И паки реку радуйтеся. Кроткое ваше да разумно будет всем человеком. Господь близ, ничим же пецытеся. И Бог мира да будет с вами. Всегда и ныне и присно и во́ веки веком».
После отпуста, в котором вспоминаются святые равноапостольные «и Боговенчанные» царь Константин с матерью его Еленой, священник поворачивает новобрачных на лицом на запад, к народу, и читает молитву на снятие венцов. Затем читается и поучение новобрачным, наставление, как вести христианскую жизнь.
Сняв с новобрачных венцы, священник велит им перекреститься. Осенив крестообразно мужа венцом, он дает его поцеловать. Также и жене дает поцеловать ее венец. Затем по обычаю священник осеняет новобрачных крестом и возглашает многолетие.
После исходных поклонов по местному обычаю прихода, в котором совершается венчание, новобрачные кланяются друг другу. Оба кланяются в пояс или жена кланяется мужу в землю, а муж жене – в пояс. Наконец следует первый поцелуй, как торжественный перед всей Церковью знак взаимной любви.
Второй и третий брак (как правило, после смерти супруга или супруги) в старообрядчестве допускается, но чин венчания совершается уже менее торжественно.
Комментариев пока нет