Кто такие староверы?

Во что верят староверы и откуда они взялись? Историческая справка

Староверы в наши дниСтароверы в наши дни

В последние годы все большее количество наших сограждан интересуются вопросами здорового образа жизни, экологически чистых способов хозяйствования, выживания в экстремальных условиях, умения жить в гармонии с природой, духовного совершенствования. В этой связи многие обращаются к тысячелетнему опыту наших предков, сумевших освоить огромные территории нынешней России и создавших сельскохозяйственные, торговые и военные форпосты во всех отдаленных уголках нашей Родины.

Не в последнюю очередь в этом случае речь идет о староверах — людях, заселивших в свое время не только территории Российской империи, но и принесших русских язык, русскую культуру и русскую веру на берега Нила, в джунгли Боливии, пустоши Австралии и на заснеженные сопки Аляски. Опыт староверов поистине уникален: они смогли в самых сложных природных и политических условиях сохранить свою религиозную и культурную идентичность, не растерять язык и обычаи. Не случайно поэтому во всем мире так хорошо известна знаменитая отшельница Агафья Лыкова из семьи староверов Лыковых.

Однако о самих староверах известно не так много. Кто-то считает, что староверы — это люди с примитивным образованием, придерживающиеся устаревших способов хозяйства. Другие думают, что староверы — это люди, исповедующие язычество и поклоняющиеся древнерусским богам — Перуну, Велесу, Даждьбогу и другим. Третьи задаются вопросом: если есть староверы, то должна быть и какая-то старая вера? Ответ на эти и другие вопросы, касающиеся староверов, читайте в нашей статье.
 

Содержание

 

Старая и новая вера

Одним из самых трагических событий в истории России XVII века стал раскол Русской Церкви. Царь Алексей Михайлович Романов и его ближайший духовный сподвижник патриарх Никон (Минин) решили провести глобальную церковную реформу. Начавшись с незначительных, на первый взгляд, изменений — перемены в сложении перстов при крестном знамении с двуперстия на трехперстие и отмены земных поклонов, реформа в скором времени затронула все стороны Богослужения и Устава. Продолжаясь и развиваясь в той или иной мере вплоть до царствования императора Петра I, эта реформа изменила многие канонические правила, духовные установления, обычаи церковного управления, писаные и неписаные традиции. Изменениям подверглись практически все стороны религиозной, а затем и культурно-бытовой жизни русского народа.

Картина В. Г. Перова «Никита Пустосвят. Спор о вере»Картина В. Г. Перова «Никита Пустосвят. Спор о вере»

Однако с началом реформ выяснилось, что значительное число русских христиан увидело в них попытку измены самого вероучения, разрушения религиозного и культурного уклада, который веками складывался на Руси после её Крещения. Против замыслов царя и патриарха выступило множество священников, иноков и мирян. Они писали челобитные, письма и воззвания, обличая нововведения и защищая веру, хранимую  сотни лет. В своих сочинениях апологеты указывали, что реформы не просто насильно, под страхом казней и гонений, перекраивают традиции и предания, но и затрагивают самое главное — разрушают и меняют саму христианскую веру. О том, что реформа Никона является отступнической и изменяет саму веру, писали практически все защитники древлецерковного предания. Так, священномученик протопоп Аввакум указывал:

Заб­лудили и отступили от истинныя веры с Никоном отступником злокозненным пагубником еретиком. Огнем, да кнутом, да висилицею хотят веру утвердить!

Он также призывал не бояться мучителей и пострадать за «старую христианскую Веру». В том же духе выражался известный писатель того времени, защитник Православия Спиридон Потёмкин:

Тщаться веру истинную повредит прилогами (прибавлениями) еретическими, чтобы не поняли верные христиане, но да прельстились на обман.

Потемкин осуждал Богослужение и обряды, совершаемые по новым книгам и новым чинам, которые называл «злой верой»:

Еретицы суть крещающии во злую свою веру, крестят хуляще Бога во Святой Троицы единаго.

О необходимости защиты отеческого предания и старой русской веры писал исповедник и священномученик диакон Феодор, приводя многочисленные примеры из истории Церкви:

Еретик, благочестивых людей, страждущих от него за старую веру, в ссылках морил гладом…И аще старую веру оправит Бог единым попом пред всем царством, всем властями срам бу­дет и поношение от всего мира.

Иноки-исповедники Соловецкого монастыря, отказавшиеся принять реформу патриарха Никона, писали царю Алексею Михайловичу в своей четвертой челобитной:

Повели, государь, нам быти в той же нашей Старой Вере, в которой отец твой государев и все благоверные цари и великие князи и отцы наши скончались, и преподобные отцы Зосима и Саватий, и Герман, и Филипп митрополит и все святии отцы угодили Богу.

Так постепенно и стало говориться, что до реформ патриарха Никона и царя Алексея Михайловича, до церковного раскола была одна вера, а после раскола — уже другая вера. Дораскольное исповедание стали называть старой верой, а послераскольное реформированное исповедание — новой верой.

Такое мнение не отрицали и сами сторонники реформ патриарха Никона. Так, патриарх Иоаким на известном диспуте в Грановитой палате говорил:

Прежде мене заведена новая вера; по совету и благословению святейших вселенских патриархов.

Еще будучи архимандритом он утверждал:

Не знаю я ни старой веры, ни новой веры, но что начальники велят то и творю.

Так постепенно и появилось понятие «старая вера», а людей, исповедующих её, стали называть «староверы», «староверцы». Таким образом, староверами стали называть людей, отказавшихся принять церковные реформы патриарха Никона и придерживающихся церковных установлений древней Руси, то есть старой веры. Принявших же реформу стали называть «нововеры» или «новолюбцы». Впрочем, термин «нововеры» надолго не прижился, а термин «староверы» существует и поныне.

 

Староверы или старообрядцы?

Долгое время в правительственных и церковных документах православных христиан, сохраняющих древние Богослужебные чины, старопечатные книги и обычаи, называли «раскольниками». В вину им ставилась верность церковному преданию, которая якобы повлекла церковный раскол. Долгие годы раскольников подвергали репрессиям, гонениям, ущемлению в гражданских правах.

Однако во времена правления Екатерины Великой отношение к староверам стало меняться. Императрица посчитала, что староверы могут быть весьма полезны для заселения необжитых районов расширяющейся Российской Империи.

По предложению князя Потемкина Екатерина подписала ряд документов, предоставляющих им права и льготы на проживание в особых районах страны. В этих документах староверы были поименованы не как «раскольники», а как «старообрядцы», что если и не было знаком благорасположения, то, несомненно, указывало на ослабление отрицательного отношения государства к староверам. Древлеправославные христиане, староверы, однако, не вдруг согласились на употребление этого названия. В апологетической литературе, постановлениях некоторых Соборов указывалось, что термин «старообрядцы» не вполне приемлем.

Писалось, что наименование «старообрядцы» подразумевает, что причины церковного разделения XVII века заключаются в одних церковных обрядах, а сама вера осталась совершенно неповрежденной. Так Иргизский староверческий собор 1805 года назвал «старообрядцами» единоверцев, т. е. христиан, употребляющих старые обряды и старопечатные книги, но подчиняющихся Синодальной Церкви. Постановление Иргизского собора гласило:

Иные отступили от нас к отщепенцам, называемым старообрядцами, которые, якоже и мы содержат старопечатныя книги, и по них службу отправляют, но со всеми сообщение во всем имеют незазорно, как в молитве, так и в ястии и питии.  

В исторических же и апологетических сочинениях древлеправославных христиан XVIII — первой половины XIX века продолжали использоваться термины «староверы» и «староверцы». Они используются, например, в «Истории Выговской пустыни» Ивана Филиппова, апологетическом сочинении «Диаконовы ответы» и других. Этот термин употреблялся и многочисленными новообрядческими авторами, такими как Н. И. Костомаров, С. Князьков. П. Знаменский, например, в «Руководстве к русской истории» издания 1870 года говорит:

Петр сделался гораздо строже к староверцам.

Вместе с тем с годами часть староверов все же стали употреблять термин «старообрядцы». Причем, как указывает известный староверческий писатель Павел Любопытный (1772–1848) в своем историческом словаре, наименование староверцы более присуще безпоповским согласиям, а «старообрядцы» — лицам, принадлежащим к согласиям, приемлющим бегствующее священство. 

И действительно, согласия, приемлющие священство (белокриницкое и беглопоповское), к началу XX века вместо термина «староверы, «староверцы» всё чаще стали употреблять «старообрядцы». Вскоре наименование старообрядцы было закреплено на законодательном уровне известным указом императора Николая II «Об укреплении начал веротерпимости». Седьмой пункт этого документа гласит:

Присвоить наименование старообрядцев, взамен ныне употребляемого названия раскольников, всем последователям толков и согласий, которые приемлют основные догматы Церкви Православной, но не признают некоторых принятых ею обрядов и отправляют свое богослужение по старопечатным книгам.

Однако и после этого многие старообрядцы продолжали называться староверами. Особенно тщательно сохраняли это название безпоповские согласия. Д. Михайлов, автор журнала «Родная старина», издаваемого староверческим кружком ревнителей русской старины в Риге (1927 г.), писал:

О «старой христианской вере» говорит протопоп Аввакум, а не об «обрядах». Вот почему нигде во всех исторических постановлениях и посланиях первых ревнителей древлего православия — нигде не встречается наименования «старообрядец.

 

Во что верят староверы?

Староверы, как наследники дораскольной, дореформенной Руси, стараются сохранять все догматы, канонические положения, чины и последования древнерусской Церкви.

В первую очередь, конечно, это касается главных церковных догматов: исповедания св. Троицы, воплощения Бога Слова, двух ипостасей Исуса Христа, искупительной его Крестной Жертвы и Воскресения. Главным же отличием исповедания староверов от других христианских исповеданий является употребление форм богопочитания и церковного благочестия, характерных для древней Церкви.

Среди них — двуперстное крестное знамение, погружательное крещение, унисонное пение, каноническая иконопись, специальная молитвенная одежда. Для Богослужения староверы используют старопечатные богослужебные книги, изданные до 1652 года (главным образом изданные при последнем благочестивом патриархе Иосифе. Староверы, однако, не представляют собой единого сообщества или церкви — в течение сотен лет они разделились на два основных направления: поповцы и безпоповцы.
 

Староверыпоповцы

Староверыпоповцы, помимо прочих церковных установлений, признают трехчинную старообрядческую иерархию (священство) и все церковные таинства древней Церкви, среди которых наиболее известны: Крещение, Миропомазание, Евхаристия, Священство, Брак, Исповедь (Покаяние), Елеосвящение. Помимо этих семи таинств в староверии есть и другие, несколько менее известные таинства и священнодействия, а именно: пострижение в иноки (равночестное таинству Брака), большое и малое Освящение воды, освящение масла на Полиелеосе, священническое благословение.
 

Староверы-безпоповцы

Староверы-безпоповцы считают, что после церковного раскола, учиненного царем Алексеем Михайловичем, благочестивая церковная иерархия (епископы, священники, диаконы) исчезла. А потому часть церковных таинств в той форме, в которой они существовали до раскола Церкви, упразднилась. Сегодня все староверы-безпоповцы определенно признают только два таинства: Крещение и Исповедь (покаяние). Некоторые безпоповцы (Древлеправославная Поморская Церковь) признают еще и таинство Брака. Староверы часовенного согласия также допускают Евхаристию (Причащение) с помощью св. даров, освященных в старину и сохранившихся до наших дней. Также часовенные признают Большое освящение воды, которую в день Богоявления получают путем вливания в новую воду воды, освященной в старину, когда, по их мнению, еще оставались благочестивые священники.
 

Староверы или старообрядцы?

Периодически среди староверов всех согласий возникает дискуссия: «А можно ли им именоваться староверами?» Некоторые доказывают, что необходимо наименоваться исключительно христианами потому, что никакой старой веры и старых обрядов не существует, равно как и новой веры и новых обрядов. По мнению таковых, есть только одна истинная, одна правая вера и одни истинные православные обряды, а все остальное — это еретическое, неправославное, кривославное исповедание и мудрование.

Другие, как уже говорилось выше, считают непременно обязательным именоваться староверами, исповедующими старую веру, поскольку считают, что разница между древлеправославными христианами и последователями патриарха Никона не только в обрядах, но и в самой вере.

Третьи считают, что слово староверы нужно заменить на термин «старообрядцы». По их мнению, никакой разницы в вере между староверами и последователями патриарха Никона (никонианами) нет. Разница лишь есть в обрядах, которые у старообрядцев правильные, а у никониан — поврежденные или вовсе неправильные.

Есть и четвертое мнение относительно понятия староверов и старой веры. Его разделяют главным образом чада синодальной церкви. По их мнению, между староверами (старообрядцами) и нововерами (новообрядцами) нет не только разницы в вере, но и в обрядах. И старые, и новые обряды они называют одинаково равночестными и равноспасительными. Употребление тех или иных является лишь делом вкуса и историко-культурной традиции. Об этом гласит постановление Поместного собора Московской Патриархии от 1971 года.
 

Староверы и язычники

В конце XX века в России стали появляться религиозные и квазирелигиозные культурные объединения, исповедующие религиозные воззрения, не имеющие отношения к христианству и вообще к авраамическим, библейским религиям. Сторонники некоторых подобных объединений и сект провозглашают возрождение религиозных традиций дохристианской, языческой Руси. Чтобы выделиться, отделить свои воззрения от христианства, полученного на Руси во времена князя Владимира, некоторые неоязычники начали называть себя «староверами».

Христиане и язычникиХристиане и язычники

И хотя употребление этого термина в данном контексте неправильно и ошибочно, в обществе стали распространяться воззрения, что староверы — это действительно язычники, которые возрождают старую веру в древних славянских богов — Перуна, Сварога, Дажьбога, Велеса и прочих. Не случайно поэтому, например, появилось религиозное объединение «Древнерусская инглиистическая церковь православных староверов-инглингов». Ее глава, Патер Дий (А. Ю. Хиневич), именовавшийся «патриархом Древнерусской Православной церкви староверов», даже заявлял:

Старообрядцы — это сторонники старого христианского обряда, а староверы — это старая дохристианская вера.

Существуют и другие неоязыческие общины и родноверческие культы, которые могут ошибочно восприниматься обществом как староверческие и православные. Среди них «Велесов круг», «Союз славянских общин славянской родной веры», «Русский Православный Круг» и другие. Большинство этих объединений возникли на почве псевдоисторической реконструкции и фальсификации исторических источников. На самом деле, кроме фольклорных народных поверий, никаких достоверных сведений о язычниках дохристианской Руси не сохранилось.

В какой-то момент, в начале 2000-х годов, термин «староверы» стал весьма широко восприниматься как синоним язычников. Однако благодаря широкой разъяснительной работе, а также ряду серьезных судебных процессов против «староверов-инглингов» и других экстремистских неоязыческих группировок, популярность этого лингвистического феномена сегодня пошла на спад. В последние годы подавляющее большинство неоязчников предпочитают все же называться «родноверами».


Г. С. Чистяков


Материалы по теме:

храмы староверов на карте;
фото староверов;
выдающиеся личности староверов.

Комментарии (19)

  1. Зачем вообще надо было менять веру .Поменяли веру мечем и кровью ,я думаю это не правильно .Были язычниками ,ими и должны оставаться.

  2. Здравствуйте,это надо в школах преподавать, это история. А то что нам говорили — про язычников , поклонам солнца. Да и год говорят не 2022, а семь тысяч какой-то…

  3. givi megrelishvili

    какие умные и чистые лица на первом фото староверов,самые настоящие русские !

  4. михалычъ

    Тогда ее еще Рюрик узурпировал в 9 веке, а до него — атилла, Юлий Цезарь…
    Это не Романовы, это новая общественная формация, стадия развития общества. ТО что это сопровождалось ломкой традиционной культуры в такой форме, но — это бы произошло и без раскола.

    После петровской реформы следующий глобальный надлом был — отмена крепостного права, далее ест-но революция, послевоенная урбанизация, последняя капля — окончательный р аспад колхозной системы и — как следствие — гибель традиционной среды и образа жизни староверов.
    Сейчас надо об этом думать, а не про Никона волынку крутить, если есть вообще смысл думать.

    Нынешняя формация России с 1 стороны — полная свобода — делай что хош, возрождай что угодно, но — с другой- апосля всех этих надломов у нас от традиции осталось место, где по преданиям прабабушки сто двадцать лет тому назад стояло разбитое еще при Гостомысле корыто

  5. В свете того, что Романовы узурпировали власть, на рубеже 17-го века переписали всю историю Руси и изуродовали русскую культуру, раскол церкви представляет особый интерес.

  6. Вот вы старообрядцы плачете, что на вас были гонения после никонианского раскола (вас убивали, садили в тюрьмы, отбирали имущество и т.д.). Это печально и плохо. Но, вы делали тоже самое с язычниками (это история не только православия, но и католиков и частично протестантов (если говорить об американском континенте, то не частично). Поэтому вам надо посмотреть на то, что вы или ваши предки по вере делали с населениями тех народов, которых вы порабощали в свои времена. Ни для кого не секрет, что экспансия христианства, была очень кровавая (не дерам те века, когда церковь была наиболее сильна, называются тёмными). Я думаю вам надо покаятся в своих плохих поступков прошлого и обратиться к первичному учения Иешуа Христа (хотябы для начало убрать поклонения мёртвым телам-мощи, убрать иконы (умейте визуализировать) и много чего ещё). Сконцентрируйтесь на первичных постулатах Христа и не добавляйте ничего нового (если вы пророки, то докажите это). Я не говорю, что язычество идеально или нет. Но вы должны покаяться в том, что убивали волхвов и строили свои храмы на их капищах, находящихся на местах силы. Я не говорю, что вас карает либо поучает какое-либо сверхестественное существо. Но проводя вашу же аналогию, весьма вероятно, что вас карает либо бог Род, либо Сварог, либо Чернобог и т.д. от отошествия от первичной славянской веры (я обобщаю ибо у разных славян и боги не всегда все совпадали). Ваш первичный креститель Руси, является обычным животным и вы его занесли в ранг святых и таких святых у вас множество. Реформируйтесь, не переходя в протестанство и будет вам благо. Главное для вас это помощь в соединении человека с Создателем. Всё остальное является наносным и не важным. Есть такое понятие у язычников как Ночь Сварога и День Сварога, изучите, что это значит и что это может нести христианству, вам может быть боязно, не упустите момент и развивайтесь. Всех вам благ старообрядцы.

    • Да староверов может мучили убивали садили по тюрьмам они не боялись нечего и не отошли от своей вери к богу у староверов сильная душа и мнения для мена эта настоящее русский человек

  7. Старая вера была до Иисуса Христа и они благословляли Солнце, воздавали ему хвалу и благодушие. Они не крестились на крест. У них не было бога а был всевышний создатель. А это значит что, -** все то что, написано здесь- ложь**!

    • Старая вера была…
      Где была?

      … они благословляли Солнце, воздавали ему хвалу и благодушие..
      Кто «они»? И в какой форме «воздавали»?

      … У них не было бога а был всевышний создатель…
      Вы что-то хотели этим сказать?

      …А это значит что, -** все то что, написано здесь- ложь**!
      Чем вы можете подтвердить свою «правоту»?

    • 1-она не была, она есть.
      2-Волхвы, выходили на самую большую возвышенность в округе,
      становились лицом к солнцу, простирали руки к небу и воздовали хвалу.
      3-богом называли людей одщавшиеся постоянно с создателем.
      4-старая вера была до прихода Иисуса на землю

    • «1-она не была она есть, 4-старая вера была.»
      Так была или не была?

      2-Волхвы, выходили на самую большую возвышенность в округе,
      становились лицом к солнцу, простирали руки к небу и воздовали хвалу.
      Можете привести документальные свидетельства? Волхвы это кто?

      3-богом называли людей одщавшиеся постоянно с создателем.
      Можете привести документальные свидетельства? и в какой форме было общение?что за люди?

    • Михаил, ваши вопросы очень напоминают священников РПЦ, те же приёмы. Вы не слышали о волхвах? Где документальные свидетельства? Вам ли не знать как люди за Веру и все старые книги уничтожались… Вы в курсе, что славяно-арийские веды нынешние власти запретили, как экстремистскую литературу? Зачем вы «кидаетесь» на человека? Что не терпится русича других взглядов в грязь втоптать (пока просто втоптать)? Землю собирать надо, а не собачиться. Старцы пророчили, что будет в России Царь и утвердит он истинную веру, но не ту, что сейчас. Может быть вы интересовались Евангелием от Андрея Первозванного? В котором сказано — А к народам севера не ходите, они без греха.

    • «Зачем вы «кидаетесь» на человека? Что не терпится русича других взглядов в грязь втоптать (пока просто втоптать)?»
      -Где вы увидели, что я кидаюсь на человека? тем более «втаптываю в грязь»? С уважением отношусь к любому человеку.

      «ваши вопросы очень напоминают священников РПЦ»
      -я с ними не общаюсь, вам видимо виднее.

      «Вы не слышали о волхвах? Где документальные свидетельства? Вам ли не знать как люди за Веру и все старые книги уничтожались…»
      -О волхвах слышал, но информация достаточно скудная поэтому и спросил есть ли документальные свидетельства их практике поклонения и кто они были (в смысле как передавалась практика). Если вы имеете ввиду дораскольные книги то они есть да и продолжали переписываться и печататься в тяжёлые времена гонений.

      «Вы в курсе, что славяно-арийские веды нынешние власти запретили, как экстремистскую литературу?»
      — нет не в курсе, но какое отношение это имеет к моим вопросам?

      «Может быть вы интересовались Евангелием от Андрея Первозванного? В котором сказано — А к народам севера не ходите, они без греха.»
      -не интересовался даже не знаю о его существование.

      «Землю собирать надо, а не собачиться.»
      -вот и не начинайте.

    • Здравствуйте.Начнём с того что славяне и язычники,две разные вещи .Поэтому и ходить к ним запретили.Славяне жили по божьим законам и никому кроме Рода (в прямом смысле своего рода ,а не Бога Рода) не поклонялись.С теми кого считают Богами Славян ,они обращались как с братьями.Со стихиями они были на ты,спокойно управляли ими ,без всяких жертвоприношений.Жертвоприношения ,особенно кровавые, оставим на совести сказочников переписавших историю.Последние достоверные источники информации о Славянах могли быть в библиотеке Ивана Грозного,а монастырские ссылки на эти источники уничтожил Петр-1.После гибели Славянской цивилизации от глобального катаклизма,погибла школа волхования,остальных перекрестили огнем,мечом и крестом.Сменили письменность и язык (заговоры на современном русском не работают),современные колдуны используют другие языки для сильных заклинаний.Сменили волхвов,ведунов и знахарей которые помогали жить на колдунов которые за деньги сделают всё что захотите.Какой в этом смысл?Догадаетесь сами рабы божие или подсказать?А какую щёку подставлять помните? Жили Славяне по совести и чести,всё делали сообщя,решали проблемы на вече,князей выбирали и выгоняли,землю распределяли.Сейчас правит Золотой Телец.Возрождение Славянской веры невозможно,это всё равно что коммунизм!Славянскую культуру может и можно возродить,но слишком много соблазнов (воспитание не то).Будем надеяться на то что может что то ещё найдется.Рекомендую заглянуть на сайт Михаила Задорного (ныне покойного),там были очень интересные фильмы на эту тему-Игры Богов.Ищите да обрящите,кто ищет тот всегда найдёт и подключайте здравый смысл.А кто скушает конфетки и печеньки для домового (особенно если в доме есть маленькие дети).А молоко выпьет кто?( тот кто не гадит там где ест,усатый и полосатый).На кладбище угощение кто примет и будет ли он благодарен?А кто красивые обряды отменил(красота спасёт мир или нет).Как вы думаете картинки на сигаретах, при условии что 5% людей сильно гипнабельны(внушаемы), подействуют?

    • Вы о культе поклонения предкам? Кстати есть ещё и культ поклонения природным духам.

    • Вы что не знаете что во времена Петра все старые церковные книги были сожжены, по всей России под предлогом снятия копий?

    • Не все, старообрядцы их сохранили, они не подчинялись в религиозных вопросах Петру первому и берегли все обряды и книги самым строгим образом, в итоге они сохранились до наших дней.

+

Авторизация

* *
*

Регистрация

*
*
*
*

Проверочный код Time limit exceeded. Please complete the captcha once again.


Восстановление пароля