3 мая (20 апреля ст. ст.) Церковь чтит память преподобного Александра Ошевенского.
Содержание:
- Житие преподобного Александра Ошевенского
- Почитание преподобного Александра Ошевенского
- Александро-Ошевенский монастырь
- Преподобный Александр Ошевенский. Иконы
Житие преподобного Александра Ошевенского
Преподобный Александр (в миру Алексей) родился 17 марта 1427 г. в семье зажиточного крестьянина Никифора Ошевня и Фотинии. В 19 лет юноша ушел в Кириллов Белозерский монастырь, где ок. 1452 г. принял иноческий постриг с именем Александр, а затем и сан священника. Его отец в это время переселился «от насилия земных властей» на реку Чурьегу, в окрестности Каргополя, куда звал приехать и сына. Александр получил благословение белозерского игумена Кассиана на создание новой обители около места поселения своей семьи и вместе с неким иноком пришел в Ошевенскую слободу. Благословение на строительство монастыря и игуменский сан Александр получил от Ионы, архиепископа Новгородского. Строительство обители было омрачено конфликтом между иноком Александром и его родными братьями — Амвросием и Лукианом, чьи сыновья, Петр и Никон, без отцовского благословения были пострижены в иноки. Амвросий грозил разорить обитель и насильственно вернуть сына в семью. Как рассказывает Житие, этот конфликт стал причиной болезни Александра, от которой его исцелил преподобный Кирилл Белозерский, явившийся ему в сонном видении. Перед кончиной игумен Александр предрек братии трудные времена, ожидающие обитель. Преставился он 20 апреля 1479 г. и первоначально был погребен по правую сторону от построенной им деревянной церкви святителя Николы. Позднее мощи преподобного Александра находились под спудом в каменном Успенском храме Ошевенского монастыря, где с 1707 г. во имя преподобного был освящен придел.
Почитание преподобного Александра Ошевенского
Составление жития преподобного Александра началось в Ошевенском монастыре при игумене Максиме (1483–1485 гг.) по настоянию инока Леонтия, брата преподобного, который «повеле клириком писати житие преподобного Александра, понеже он ведый известно житие его и пророчествия святого вся сбывшася». Первоначальный текст Жития пропал ок. 1530 г., когда по дороге в Москву был убит игумен Маркел, бежавший из монастыря и захвативший с собой список Жития. В 1567 г. священноинок Ошевенской обители Феодосий создал новый текст Жития преподобного Александра, основанный на воспоминаниях племянников преподобного — Исаака и Корнилия и сообщениях монастырских старожилов. О себе Феодосий рассказал, как он, начав писать «душеполезную повесть о преподобном», обленился и все «в забытии оставих». На праздник Пасхи, после вечернего богослужения, он лег отдохнуть и во сне увидел себя в огромном храме, где был и преподобный Александр, в руках которого был прут, он «яро възре» на Феодосия и гневно сказал: «Почто начинаешь дело выше своеа меры, а еже начал еси, что леностию не свершаеши?» [1]. Феодосий плакал и молил святого о прощении, тогда преподобный Александр трижды ударил его прутом. Проснувшись, Феодосий обнаружил, что кисть его правой руки скрючилась и «ослабела» так, что он не мог даже перекреститься. У гроба святого Феодосий молился об исцелении, каясь в том, что не верил в чудеса преподобного Александра, и через три недели он был прощен. После случившегося Феодосий старательно описал все чудеса святого, завершив свой рассказ такими словами: «Аз же не восхоте волею послужити преподобному и абие аки неволею поработах» [2]. Мощи преподобного Александра были освидетельствованы епископом Вологодским Варлаамом по распоряжению митрополита Московского Антония между 1576 и 1581 гг., и тогда же по благословению епископа Варлаама было установлено местное празднование Александру Ошевенскому. Алексей Корепанов составил службу преподобному, а инок Герман (Тулупов) — сокращенный текст Жития для Четий-Миней. Хотя память преподобному была включена в Устав московского Успенского собора (ок. 1634 г.), Александр Ошевенский не был канонизирован к общецерковному почитанию.
Александро-Ошевенский монастырь
После смерти преподобного Александра Ошевенский монастырь обитель начал приходить в упадок. Положение стало меняться к лучшему с 1488 года, когда в игумены монастыря был возведен сын местного священника Максим, управлявший обителью до 1531 года. При нем возросло число братии, увеличились монастырские земельные владения, была построена еще одна церковь — во имя Успения Пресвятой Богородицы.
В дальнейшем монастырь часто подвергался различным бедствиям: в середине XVI века обитель хотел разорить воевода И.М. Юрьев, родственник жены Ивана IV Анастасии. Инокам пришлось вести земельную тяжбу с крестьянами; не раз в XVI — XVIII веках горели церкви. После пожара, который случился 6 мая 1706 г., в 1707 г. началось строительство сохранившегося каменного двухэтажного Успенского храма. В 1834 году был возведен существующий ныне надвратный Никольский храм.
В 1928 году обитель прекратила существование. В 1928 году рака с мощами преподобного Александра Ошевенского в присутствии местных жителей, представителей волостного и уездного Советов была вскрыта. Монастырский собор был разграблен и к середине XX века превращен в развалины. В конце 1960-х годов был затронут вопрос о реставрации монастыря, которая не была осуществлена. Ряд его построек использовался до 1970-х годов под хозяйственные нужды (в иноческом корпусе была школа). В настоящее время обитель восстанавливается.
Преподобный Александр Ошевенский. Иконы
Иконописные изображения преподобного Александра Ошевенского были особенно распространены на Русском Севере, в надписях на них святой нередко именуется «Каргопольским чудотворцем». Одно из ранних изображений — в деисусном чине конца XVI в. Устойчивым иконографическим изводом является изображение Александра Ошевенского на фоне основанной им обители в молении Спасу в облачном сегменте, в левой руке святого — развернутый свиток, на голове схимнический куколь, борода темная.
На пядничных иконах 2-й пол. XVII в., 1-й пол. XVIII в. преподобный представлен стоящим внутри или около монастыря — очевидно, воспроизведен вид обители в XVII в.: 2 деревянные шатровые церкви, колокольня и другие постройки; на иконе начала XVIII в. в одной из церквей изображена открытая рака с мощами Александра Ошевенского.
Во 2-й пол. XVII в. на основе подобных изображений выполнена гравюрная доска. Данный иконографический извод сохранялся и в более позднее время, например, на иконе 2-й трети XIX в., где монастырь изображен каменным, с пятиглавым собором и надвратной церковью. На иконе «Воскресение — Сошествие во ад, с избранными святыми» 2-й пол. XVII в., иконах с избранными святыми посл. трети XVII в. и XVII в.?, где Александр Ошевенский изображен с преподобными Зосимой и Савватием Соловецкими, его облик соответствует описанию в иконописных подлинниках: «Брада черна, подоле мало Никодима Кожеозерскаго, надседа. Инде сед, брадою аки Сергий и власы главныя черны, ризы преподобническия, в схиме, руки молебны» [3].
Известна икона Александра Ошевенского с 16 клеймами жития 2-й пол. XVII в. из г. Кемь, в среднике которой преподобный со свитком в руке предстоит Богородице вместе со святителем Николой; состав клейм восходит к житию Александра Ошевенского 1567 г.: явление Пресвятой Богородицы и преподобного Кирилла Белозерского матери святого; поступление Алексея в Кирилло-Белозерский монастырь и иноческий постриг; основание новой обители; погребение родителей; преставление и посмертные чудеса святого (видение старца Герасима — святой закрывает мантией шатер храма во время пожара; исцеление немого и другие); история составления жития Александра Ошевенского иноком Феодосием.
На иконе поморских писем 1-й пол. XIX в. преподобный Александр представлен в рост, в мантии и куколе, с развернутым свитком.
Источники:
[1] РГБ. № 276. Л. 152 – 152 об.
[2] РГБ. № 276. Л. 156.
[3] БАН. № 66. Л. 98 об.