Преподобный Серапион Черемшанский

1 мая (18 апреля ст. ст.) Церковь празднует перенесение честных мощей преподобного отца нашего и исповедника Серапиона, архимандрита Черемшанского, нового чудотворца.

 

Содержание:

 

Житие преподобного Серапиона Черемшанского

Преподобный Серапион родился в Саратове в 1823 году. Мирское имя отца Серапиона — Семен Игнатьевич Абачин. Родители Серапиона были благочестивыми христианами, с детства они привили своему сыну любовь к Богу. Будучи восемнадцатилетним юношей, Серапион покинул родительский дом, чувствуя в себе склонность к монашеству. К тому времени большинство старообрядческих обителей были разрушены, поэтому Серапиону пришлось отправиться в Турцию, где в тот момент находились казаки-некрасовцы. В Славском старообрядческом монастыре, расположенном в селении Слава Русская, Семен Абачин принял иночество. В этом монастыре Серапион продолжал свое подвижничество, а также учился Уставу, молитвенному правилу. Славский монастырь существует и ныне, сегодня это территория современной Румынии[4].

Славский монастырь

В 1861 году Серапион возвратился на Родину в Черемшан, где поселился на мельнице, принадлежавшей Фекле Евдокимовне Толстиковой. К тому времени там уже существовала старообрядческая обитель, ее основала инокиня Повольга, которая прибыла из Иргизских монастырей[4].

После событий второй половины XVII в. старообрядцы были вынуждены создать свою ветвь тайных монастырей. К ним относились Выговское общежительство, обители на Ветке, Керженце, в Стародубье. Крупным монастырским центром стала и Саратовская губерния. На ее территории располагались старообрядческие монастыри (на р. Иргиз и ключе Черемшан). После разгрома Иргизских монастырей 28 мая 1841 г. (при Николае I) монастыри один за другим были переведены в единоверие. Отказавшиеся перейти в единоверие были высланы из монастырей, поэтому многие искали места и возможность проводить богослужения по старым обрядам. Центр Поволжского старообрядчества окончательно сместился в Хвалынск, в Черемшан[5].

Старообрядческий скит на Черемшане, в котором подвизался преподобный Серапион, в 1865 году был обнаружен полицией. Фекла Толстикова, иноки, в том числе и Серапион, были заключены в тюрьму. Книги, церковную утварь тайной церкви конфисковали. Пять лет инок Серапион с братией безвинно провели в заключении. Находясь в заключении, отцу Серапиону, по воле начальника тюрьмы, разрешалось служить. Источники рассказывают нам об интересном эпизоде из биографии преподобного Серапиона: в Светлое Христово Воскресение начальник тюрьмы разрешил всем желающим узникам побывать на Пасхальной службе. Так темница на недолгое время стала храмом Божиим. Узники молились вместе с о. Серапионом и м. Фелицатой.

Благодаря усилиям старообрядцев, Сенат закрыл дело. Преподобному Серапиону и инокам были назначены штрафы и телесное наказание — публично высечь монахов на центральной площади Хвалынска. По воле Господа им удалось избежать телесного наказания. В это время в Хвалынск пришел указ Александра II, в котором говорилось о полной отмене телесных наказаний по приговору суда.

Император Александр II

В 1873 иноки и Фекла Толстикова были оправданы. Серапион возвратился в Черемшан, где основал новый скит. А Фекла Толстикова приняла иночество, став инокиней Фелицатой. На Черемшане она основала женский монастырь.

Черемшанский женский монастырь

Спустя некоторое время к Серапиону стали приходить и другие иноки, вскоре образовалась небольшая обитель. Строительство старообрядческого храма на Черемшане могло привести к тюремному заключению. Но, по воли Господа, в то время на Черемшан переселился Осип Семенович Гончаров — легендарный атаман казаков-некрасовцев, выросший вне России. Поистине удивительный человек, которому удалось сплотить вокруг себя казаков, предки которых были вынуждены бежать из России. Он вернулся на Родину предков, где в 1879 г. получил аудиенцию у императора Александра II. Несмотря на официальный запрет на сооружение старообрядческих храмов, император разрешил о. Серапиону  построить церковь на Черемшане. Осип Гончаров не дожил до окончания строительства храма. Перед смертью он был пострижен в монахи с именем Иосаф. Похоронен в Черемшанском монастыре неподалеку от Успенской церкви.

Черемшанский Успенский старообрядческий монастырь

В 1881 г. был освящен двухэтажный кирпичный соборный храм с двумя престолами (верхним — во имя Успения и нижним — во имя Покрова Пресвятой Богородицы), украшенный куполом с крестом[5]. Но через некоторое время официальная Церковь потребовала снять с храма купол и крест. Пять старообрядческих архиереев освящали храм, трое из которых в недавнем времени были освобождены из заключения в Суздальской монастырской тюрьме (Спасо-Евфимиев монастырь). Архиепископ Аркадий, епископы Геннадий Пермский и Конон Новозыбковский освятили новую долгожданную обитель.

 

Старообрядческий архиепископ Аркадий (Дорофеев) Славский

В 1893 году отец Серапион был поставлен в сан архимандрита. К концу земной жизни преподобного его влияние в Хвалынске и на Черемшане было настолько велико, что местные начальники опасались преследовать известного и уважаемого старообрядческого священнослужителя. О высоком авторитете отца Серапиона писали:  «….слава о Черемшане распространилась по всему Поволжью и далеко в стороны: не говоря уже о ближайших городах, о. Серапиона знала Астрахань, Кавказ и Зауралье, старообрядческая Москва и богатая Сибирь, и отовсюду к нему стекались щедрые пожертвования»[3].

Хвалынск

Отец Серапион щедро раздавал пожертвования нуждающимся, за что был часто упрекаем церковным экономом, но, несмотря на это, при отце Серапионе Черемшанский монастырь процветал. Нередко батюшка находил время для бесед с чиновниками Сената, исправниками, приставами, благодетелями монастыря. Благополучие обители всецело зависело от личности отца Серапиона. Ему нужно было и управлять монастырем, и оберегать его от полиции. К тому времени в братию монастыря входило более ста человек, на территории монастыря располагались сады, водяная мельница и пасека. При отце Серапионе Свято-Успенский монастырь не только претендовал на роль лидера среди старообрядчества Поволжья, но и соперничал с центром — приходом Рогожского кладбища в Москве.

Иконостас Успенского собора Черемшанского мужского монастыря

В своей жизни архимандрит Серапион не знал устали: он ежедневно совершал божественную литургию, находил время для хозяйственных дел по обители, беседовал с прихожанами, изучал и читал Священное Писание. Когда кто-то из братии заболевал, то отец Серапион оставлял свои дела и шел к больному иноку, и до последней минуты не оставлял его без своего внимания.

Архимандрит Серапион Черемшанский

В 1898 году у отца Серапиона обнаружили рожистое воспаление ноги. Медицина того времени не смогла помочь — ему были поставлены пиявки, но это не принесло результатов. Незадолго до смерти о. Серапион принял схиму, после чего он скончался. Отца Серапиона похоронили в склепе за алтарем церкви.

На похороны подвижника собралось более тысячи человек — местные жители и приезжие. Тело о. Серапиона сохранилось нетленным.

 

Почитание преподобного Серапиона Черемшанского

В 1909 году мощи архимандрита Серапиона были освидетельствованы. Историограф Черемшана, старообрядческий начетник Самсон Иванович Быстров входил в комиссию по освидетельствованию мощей, в своих записках он описал чудо нетления мощей преподобного. Вскоре эти сведения были опубликованы в журнале «Церковь»[1]. О факте нетления братия монастыря молчала из-за опасности преследований, но православным христианам мощи Серапиона показывались. Уже при жизни и сразу же после его смерти многие старообрядцы считали о. Серапиона святым угодником Божиим, а также ждали его канонизации. Но события 1917 года помешали этому осуществиться. Когда о нетлении мощей о. Серапиона стало общеизвестно, то множество старообрядцев стало посещать склеп и поклоняться мощам. Согласно Житию преподобного, после смерти Серапиона, обращающиеся к нему получали исцеление от беснования[2].

Успенский собор и звонница Черемшанского монастыря. 1900 год

По указу советской власти Черемшанский монастырь в 1918 году был разогнан. Но по милости Божией до 1924 года удалось сохраниться небольшой общине во главе с о. Антонием. Преподобный Серапион явился отцу Антонию во сне и повелел перенести мощи в другое место. Мощи были перенесены в женский Введенский монастырь, к ним снова стали приходить паломники. В 1924 году инокини, не желая допустить осквернения святых мощей, были вынуждены перенести тело отца Серапиона и захоронить в лесу за монастырским кладбищем.

На Черемшане

В 2007 году съезд Московской епархии Русской Православной Старообрядческой Церкви по прошению Саратовской общины благословил молитвенное почитание архимандрита Серапиона Черемшанского как местночтимого святого.

В 2013 году исполнилось 190 лет со дня рождения преподобного отца нашего и исповедника Серапиона.

 

Преподобный Серапион Черемшанский. Иконы

На иконах преподобный Серапион изображается в рост, в иноческом облачении, пальцы правой руки сложены двуперстно, а в левой руке преподобный держит свиток.

Преподобный Серапион Черемшанский

 

Черемшанский Серапионов Успенский монастырь

В 1918 году Черемшанский мужской старообрядческий монастырь был разогнан, церковь закрыта. Но до 1924 года продолжала существовать небольшая Успенская община, состоящая из нескольких монахов. Позже монастырские здания были отданы под санаторий «Черемшаны-1». Санаторий обанкротился и был закрыт, а здания переданы государственному оздоровительному центру «Пещера монаха». Следует отметить, что монастырские строения занимают лишь малую часть обширной территории новой здравницы. 31 мая 1995 года старообрядческой Московской митрополии была выдана официальная справка органа охраны культурного наследия о том, что и мужской, и женский Черемшанские старообрядческие монастыри «являются памятниками культовой архитектуры».

Здание Успенского собора Черемшанского монастыря

7 апреля 2017 года временно исполняющий обязанности губернатора Саратовской области Валерий Радаев подписал Распоряжение о безвозмездной передаче здания бывшего Успенского собора старообрядческого мужского монастыря в Черемшане в собственность местной религиозной организации Хвалынская община Русской православной старообрядческой церкви. Сейчас Черемшанский монастырь возрождается РПСЦ. 


Литература:

[1] Быстров С. И. На Черемшане и у останков о. Серапиона // Церковь. 1909. С.170-172.
[2] Вифлеемъ — Дом Хлеба. Выпуск 4, апрель 2012.
[3] Мизякин Л. Т. Черемшан (В старообрядческих скитах). Саратов, 1909. С. 14.
[4] Наумов А. Земли Хвалынской храмы. Саратов: Текст, 2004.
[5] Полозова И. В. Иргизские и Черемшанские монастыри и их роль в жизни саратовского старообрядчества // Известия СГУ. Серия «История». 2013.


Автор: Маргарита Лапина

+

Авторизация

* *
*

Регистрация

*
*
*
*

Проверочный код Time limit exceeded. Please complete the captcha once again.


Восстановление пароля