История старообрядчества от раскола Русской Церкви 1666 года и реформ патриарха Никона до наших дней: гонения, золотой век старообрядчества, современность общин и согласий (РПсЦ, Древлеправославие, безпоповцы).
Аксеновы были не только известными в Нижнетагильском заводском поселке купцами и благотворителями, но и старообрядцами, поэтому для моления они построили на внутренней территории подворья свою небольшую часовню. Изначально Аксёновы строили молельную только для собственного пользования, однако со временем туда стали ходить все тагильские старообрядцы.
Сайт «Русская вера» продолжает цикл публикаций исследователя подмосковного старообрядчества Галины Кочетковой, посвященных наиболее выдающимся старообрядцам из д. Цаплино. Сегодня речь пойдет о цаплинской Николо-Спасской старообрядческой общине и ее храме.
Единственный сохранившийся старообрядческий храм исторической Рогожской слободы (не путать с Рогожским кладбищем) — церковь Николы Чудотворца, что на Малой Андроньевской улице Москвы, по-прежнему не возвращен его исконным владельцам.
Нынешний Музейно-выставочный комплекс в Люберцах был открыт в 1976 году. Его здание на первый взгляд полностью соответствует архитектуре своего времени, но городская легенда гласит, что музей был построен на месте старообрядческой моленной. Эта легенда имеет под собой реальную основу: под новой оболочкой музейного комплекса 1970-х годов скрываются стены кирпичной Спасо-Преображенской старообрядческой церкви, возведенной незадолго до революции.
Протопоп Аввакум был самым ярким и влиятельным идеологом старообрядчества, непримиримым противником беспощадной никоновской реформы Церкви и лидером «ревнителей древнего благочестия». Ко дню памяти протопопа Аввакума, 15 декабря, сайт «Русская вера» предлагает читателю статью о выдающемся деятеле.
Уникальная книга, посвященная бывшему духовному центру староверия, находившемуся в селе Кимры Тверской губернии, подготовлена и издана местным краеведом Владимиром Ивановичем Коркуновым. Еще какие-то сто лет назад Кимры назывались синодальными миссионерами «опасным гнездом безпоповского раскола».
У пересечения Егорьевского шоссе с речкой Доркой стоит изящная церковь, построенная в стиле модерн в 1913 году по проекту архитектора Б. М. Великовского. Этот храм был возведен на средства фарфорозаводчика Ивана Емельяновича Кузнецова на родине его предков в Новохаритонове. В Гжельской волости до революции жили православные и старообрядцы разных направлений. Это конфессиональное разнообразие отразилось и в судьбе Новохаритоновской церкви.
Свое название город Злынка в Брянской области получил от небольшой речки Злынки, на берегах которой и стоит. Первые поселенцы появились здесь в середине XVII века. Это были старообрядцы, которые бежали из центра страны от религиозных преследований. Только после победоносной войны со шведами Петр I узаконил существование раскольничьих поселений в награду за их самоотверженную борьбу с врагом. И по сей день в Злынке есть храмы и моленные ряда старообрядческих согласий.
Если пойти от площади Ленина по Пролетарской вдоль центрального парка, то перед нами развернется исторический район Гомеля — Спасова Слобода. Основали его в первой половине XVIII века старообрядцы. Из небольшого поселения в лесу слобода постепенно выросла в один из самых престижных районов города, где не считали зазорным селиться даже дворяне. А оригинальный стиль домов сегодня делает квартал улиц Пролетарской-Плеханова и Ильинского спуска бесценным историческим наследием города.
21 декабря 2023 года в московском независимом конференц-центре «Сретенский», что на Сухаревской, состоялась первая в истории старообрядчества научно-практическая конференция, посвященная памяти митрополитов Кирилла (Тимофеева) и Алимпия (Гусева). В интернете началась публикация материалов конференции. Сегодня мы представляем читателям вторую часть доклада А. Шишкина, посвященного эпохе митрополита Алимпия.