3 января (21 декабря ст. ст.) Церковь чтит память святой благоверной княгини-мученицы Иулиании Вяземской.
Содержание:
- Житие святой благоверной княгини Иулиании Вяземской
- Почитание святой благоверной княгини Иулиании Вяземской
- Святая благоверная княгиня Иулиания Вяземская. Иконы
Житие святой благоверной княгини Иулиании Вяземской
О происхождении Иулиании ничего не известно. В XIX веке была создана легенда о том, что Иулиания родилась в Торжке, была дочерью боярина Максима Даниловича Гостомыслова, убитого новоторжцами из-за его преданности великому князю Василию I. Из летописей известно о расправе жителей Торжка над сторонником Московского великого князя новоторжцем Максимом на Пасху в 1393 году: «Убиша новоторжьци доброхота великого князя новоторжьца Максима на Велик день». Убитый Максим назван боярином только в поздней Никоновской летописи. Фактов, подтверждающих то, что он имел отца по имени Даниил, нет, но в отцы ему могли приписать, в частности, Данилу Кузмина, упоминающегося в летописях под 1358 годом. Впервые имена и фамилия вымышленных родителей Иулиании — боярина Максима Даниловича и Марии Никитичны появились в работе протоиерея В. Ф. Владиславлева, фамилия (в XV веке фамилий не было), очевидно, образована автором от имени первого новгородского посадника Гостомысла. «Новоторжская» биография Иулиании закрепилась в церковных изданиях XIX — начала XX века.
Иулиания была женой вяземского князя Симеона, по-видимому состоявшего на службе у смоленского князя Георгия Святославича. В 1404 году Литовский великий князь Витовт захватил Смоленск, взял в плен супругу Георгия Святославича, арестовал смоленских князей, казнил или изгнал из города бояр. Князь Георгий находился в это время в Москве, оттуда уехал в Великий Новгород. Осенью 1406 года или зимой 1406/07 года Василий I пожаловал бывшему смоленскому князю «в кормление» Торжок. По сообщению поздней Архангельской летописи, приведенному Н. М. Карамзиным, смоленский князь Георгий владел половиной Торжка, а другую половину города великий князь Василий I отдал вяземскому князю Симеону, что свидетельствовало о равном статусе князей.
В Торжке между князьями произошел конфликт. Георгий Святославич насильно привел к себе Иулианию, «хотя с нею жити». Сопротивлявшаяся княгиня ударила Георгия ножом, князь остался жив. В ответ бывший смоленский князь убил князя Симеона, а его супруге «повеле осещи руки и ноги и в реку воврещи». Так описана гибель князя Симеона и Иулиании в «Сказании о Юрии Святославиче», в агиографических переработках повести и в ряде летописей. В Сокращенном летописном своде 1493 года и Устюжской летописях сообщается, что князь Георгий сам убил обоих супругов; такая версия события была изложена Карамзиным. После преступления князь Георгий, «не могии трьпети срама, и горкаго безверемянья, и безчестия, и студа», бежал в Орду, надеясь на покровительство хана Шадибека. Шадибек был свергнут 20 июля 1407 года, и Георгий отправился обратно на Русь. Он остановился в Веневе во имя святителя Николы монастыре на южной окраине Рязанского княжества, где скончался после нескольких дней болезни.
Почитание святой благоверной княгини Иулиании Вяземской
В «Повести о благоверной княгине Иулиании…» рассказывается, что весной 1407 года некий крестьянин нашел тело Иулиании на берегу р. Тверцы и сообщил об этом причту Спасо-Преображенского собора в Торжке, клирики похоронили останки княгини в соборе. При обретении и погребении мощей Иулиании совершались исцеления больных. Мощи Иулиании были открыты весной 1815 года, при разборе обветшавшего Преображенского собора, что также сопровождалось чудотворениями. В 1815-1822 гг. на прежнем месте было возведено новое здание, мощи Иулиании были помещены в каменном гробу в склепе внутри нового собора, у его южной стены, при гробнице построили часовню. 2 июня 1819 года в Преображенском соборе был устроен придел во имя Иулиании, освященный в следующем году. В 1874 году, при создании новой гробницы и сени над ней, вход в пещеру к погребению Иулиании был сделан с западной стороны собора. В 1906 году, по случаю 500-летия смерти Иулиании, часовня над гробом Иулиании была перестроена и освящена как церковь во имя святой княгини. После окончательного закрытия Преображенского собора в Торжке в 1930 году местонахождение мощей Иулиании неизвестно.
Служба Иулиании, вероятно, была составлена в Великом Новгороде в связи с обретением мощей, тогда же совершилась местная канонизация святой, акафист был написан в 1883 году А. Ф. Ковалевским. Как местночтимая святая Иулиания названа в «Верном месяцеслове всех русских святых, чтимых молебнами и торжественными литургиями общецерковно и местно», составленном архиепископом Сергием (Спасским). Имя Иулиании включено в Соборы Тверских и Смоленских святых.
Святая благоверная княгиня Иулиания Вяземская. Иконы
Образ на гробнице святой княгини Иулиании в первоначальном Преображенском соборе Торжка (над предполагаемым местом погребения) существовал еще до открытия мощей святой в 1815 году. Когда при постройке нового здания собора были устроены склеп и часовня с ракой Иулиании, «возложена была во всю длину гробницы икона святой благоверной княгини Иульянии», впоследствии покрытая серебряным позолоченным окладом.
Согласно иконописным подлинникам XVIII века под 22 декабря, Иулиания «подобием аки Пятница, на главе плат». Вместе с тем на многих сохранившихся иконах святая представлена молодой княгиней в богато украшенном одеянии, с крестом в руке, на голове — венец поверх белого плата.
Единоличные изображения Иулиании сохранились, например, в церкви Благовещения Пресвятой Богородицы (архангела Михаила) в Торжке, куда могли попасть в XX веке из других местных храмов. На иконе-пяднице конца XVIII — начала XIX века (после 1815?) святая написана фронтально, в рост на архитектурном фоне, в красном одеянии и в венце, правая рука с крестом отведена в сторону, в левой — развернутый свиток. Нимб Иулиании касается полуфигуры Исуса Христа в облаках, благословляющего обеими руками.
На относительно небольших по размерам, упрощенных по живописи иконах конца XIX — начала XX века в правой части композиции — Иулиания в княжеской одежде, с развернутым свитком предстоит Спасителю в облаках (в левом верхнем углу), позади нее слева — Преображенский собор Торжка, по-видимому, с гробницей святой под ним. Такие иконы, вероятно, во множестве писались для паломников и гостей города, особенно к торжествам, посвященным 500-летию преставления Иулиании в 1906 году.
Еще до открытия святых мощей изображения Иулиании помещались на иконах местных Новоторжских чудотворцев вместе с образами преподобных Ефрема и Аркадия, благоверного князя Георгия. Так, на аналойной иконе 1797 года святые написаны на синем облачном фоне с видом собора. Иулиания — крайняя справа, обращена к образу Спаса Нерукотворного (вверху в центре), венец закрытый, правая рука на груди, левая в жесте моления. На иконе второй трети XIX века из Торжка в центре представлен святитель Никола Чудотворец, слева — Тверские святые, справа — очевидно, небесные покровители заказчиков, вверху — Деисус со Святой Троицей Новозаветной, по углам — евангелисты. Изображение княгини в изысканно орнаментированном одеянии с крестом в правой руке (левая на груди) в центральной части слева предположительно можно идентифицировать как Иулианию (надпись практически утрачена).
Образ Иулиании вводился в композицию «Собор святых жен, просиявших в Русской земле», например, на хромолитографии конца XIX — начала XX века из церкви во имя апостола Иоанна Богослова подворья Леушинского монастыря в Санкт-Петербурге. Иулиания изображена в процессии святых жен во главе с равноапостольной княгиней Ольгой.