Сарафан — это вещь настолько же важная для женщин и девушек, как для мужчин кафтан. Учитывая, что в наше время кафтаны встречаются не так часто, сарафан, пожалуй, самый распространенный вид древнерусской одежды на сегодняшний день.
Ниже речь пойдет о тех видах сарафанов, которые сложились у староверов за их долгую историю. И действительно, видов сарафанов достаточно много:
- Глухие
- Прямоклинные
- Косоклинные
- Круглые
- На кокетке/лифе
По одной из версий, само слово «сарафан» происходит от персидского «serapa» — род длинной верхней одежды. Первое упоминание этого слова относится к XIV веку, как раз в связи завезенной азиатскими купцами верхней одеждой для мужчин. Уже с конца XV века он потихоньку начинает превращаться в женскую одежду. Самыми архаичными видами сарафанов являются глухие. В музеях нашей родины сохранилось немало образцов этого типа сарафанов. Часть из них имеет ложные рукава (рукава, не имеющие практического значения). Это средневековый рудимент, напоминающий о том, что некогда это была верхняя одежда.
Такой вид сарафанов исследователи называют «сарафан-ферязь» (илл. 1). На русском юге сарафаны подобного кроя назывались «шушун» (илл. 2), и зачастую их носили только девушки. Отличительной чертой этого типа сарафана являлось наличие переднего разреза, благодаря которому сарафан можно надеть как верхнюю одежду.
Застегивался такой разрез на пуговицы, крепящиеся при помощи шнурочков, чуть позже к нему добавились и полоски драгоценной ткани. К XVII веку такой сарафан становится самостоятельным видом женской одежды (илл. 3).
В послераскольный период у староверов возникла внутренняя необходимость и потребность во что бы то ни стало сохранить связь с допетровской Русью, именно поэтому сарафан становится в буквальном смысле символом Святой Руси. Он получает бо́льшую популярность, и начинается этап бурного развития и эволюции сарафана. Прежде всего у него окончательно исчезают ложные рукава, а спинка становится у́же, проймы для рукавов шире. Также появляются новины в крое: добавляются клинья и складки, передний разрез становится ложным — так появились прямоклинные и косоклинные сарафаны. Также на таких сарафанах появляются лямки, в этом случае напоминает о своем предке лишь цельнокроеная спинка.
Однако глухие сарафаны (или хотя бы внешне близкие к ним) никуда не уходят. Наиболее близким к архаичному типу сарафана является сарафан уральских (яицких) казаков. Более того, в их обиходе сохранялась манера ношения нижнего (сарафанки) и верхнего сарафана, носившего название «ку́лем» или просто «сарафан». В некоторых поселках его называли «горбуном» (илл. 4). Это цельнокроеный сарафан, спинку которого укладывали в складки для уменьшения объема (илл. 5).
Шились такие сарафаны из дорогих тканей: парчи, шелка, штофа и т.д., украшались галуном (золотной лентой) и обладали шлейфом, по всей видимости, появившимся под влиянием городской моды. Сам сарафан при раскладке получал форму круга. До сих пор в некоторых населенных пунктах сарафаны являются семейной реликвией, так как в них девушки выходят замуж. Также до сих пор такой тип сарафана существует как моленный у казаков-староверов Каракалпакии (илл. 6).
Под таким сарафаном носили так называемую «сарафанку» — более практичную и более простую при шитье. Это сарафан с отрезной спинкой, который зачастую украшали машинной отстрочкой (илл. 7). Использовался он как домашний или рабочий сарафан, однако при переселении части уральских казаков в Сакмарский городок и включении их в оренбургское казачье войско, у оренбургских казаков он становится самостоятельным видом сарафана. И, в отличие от сарафана, его не украшали галуном (илл. 8).
Другой веткой пути глухого сарафана являлись моленные сарафаны федосеевцев и поморцев Прибалтики (илл. 9). Их особенность состояла и в том, что еще в ХVIII веке соборно запрещено ношение одежды из ярких тканей и одежды, несвойственной крестьянам. Отличающиеся одежды называли «мундиром антихристового воинства», «адской хламидой» и т.д. Также девушкам и женщинам полагалось распоясываться на молитву, чтобы скрыть фигуру. Это, безусловно, повлияло на особенности кроя. И несмотря на то, что по силуэту он всё еще напоминал глухой сарафан, в его основе лежали конструкции из клинов.
Ткани подбирали либо домашнего изготовления, либо неброских цветов фабричного производства. К XX веку у староверов Прибалтики появляется своя разновидность круглого сарафана-«шубейки» (илл. 10), который носился как повседневный.
Говоря о круглом сарафане (илл. 11), который становится основным типом сарафана в конце XIX века, нельзя не заметить, что у семейских Забайкалья он становится еще и моленным сарафаном, почти полностью вытесняя косоклинный (илл. 12, 13).
В какую же еще сторону пошло развитие сарафанов? Среди староверов Нижегородья, Большого Урала и Сибири самым распространенным был косоклинный сарафан. Такие сарафаны могли иметь 16,12, 8 клинов, но самым распространенным был четырехклинный сарафан (илл. 14). Чуть позже появляется и двухклинный, как упрощенная версия четырехклинного.
Все указанные территории испытали на себе влияние Русского Севера и центральных губерний, таких как Костромская и Владимирская. В связи с этим встречается довольно большое разнообразие вариантов.
Купеческое Нижегородье было близко Северу с его богатыми тканями (илл. 15), а южные районы тяготели к более бедному югу. Верхокамские староверы, подобно прибалтийским федосеевцам, имели достаточно скромный облик и носили «дубасы» из крашенины, домашнего холста, окрашенного в синий или черный цвет (илл. 16). Например, у федосеевцев Верхокамья моленным считался черный сарафан, обшитый красными полосками ткани. Подобного типа дубасы встречаются и у староверов Пермского края.
Староверы заводского Урала еще в XVIII веке соборно определили цвет моленных сарафанов как черный. Соборное постановление оказало большое влияние на предпочтение цвета, однако повседневные и праздничные сарафаны продолжали оставаться довольно яркими (илл. 17).
Также на Урале в начале XIX века полностью выходят из обихода глухие сарафаны-ферязи и входят в моду косоклинные сарафаны, а в конце XIX века их вытесняют круглые. Косоклинные остаются атрибутом староверов.
Однако и староверская мода претерпевает изменения. В начале XX века появляются новые виды сарафанов. Под влиянием городской моды формируется нижегородское полуплатье — сарафан с отрезной спинкой, которая кроилась по-городскому (илл. 18). А на Урале появляются сарафаны-горбачи, кроившиеся из полотна, имеющего вытачки от плечей и изготовлявшегося либо из покупной набойчатой ткани, либо из домашнего холста (илл. 19), и сарафаны-тельмошники, сарафаны на кокетке, к которой присбаривались две или более полос тканей, соединенных клинами (илл. 20). На Урале и в Сибири такие сарафаны чаще использовались как повседневные, однако в XX веке в некоторых общинах они становятся моленными.
На севере и северо-западе появляется сарафан на лифе (илл. 21). Он представлял собой кроеный корсетообразный «лиф», к которому присбаривалась ткань. Сам «лиф» зачастую украшали машинной отстрочкой, а длина была меньше, чем у привычного круглого. Однако данный вид сарафана не прижился у староверов.
Еще одним типом сарафана является «таличка» — это сарафан американских старообрядцев, представляющий из себя рубаху, пришитую к сарафану. То есть, по сути, это платье, но разные детали делают из разных тканей, чтобы напоминать собой комплекс «рубаха+сарафан» (илл. 22).
Мы с удивлением для себя можем обнаружить, как эволюционировали сарафаны, уйдя в долгое путешествие развития от глухого средневекового сарафана и придя, по сути, к похожему силуэту полуплатьев и тельмошников. Однако многие типы сарафанов существуют параллельно и до сих пор.
Сегодня мы лишь слегка прикоснулись к удивительному миру — миру русской традиционной одежды. Остается только надеяться, что вся эта красота не будет отчуждена для самих носителей. Ведь именно благодаря староверам, сохранившим всё это разнообразие, мы узнали об одежде наших предков. Безусловно, до сих пор продолжается и эволюция: например, с началом показательных выступлений церковных хоров РПсЦ все чаще стали появляться неподпоясанные косоклинные сарафаны и белые платки как форма для участниц хора, затем для клирошан, а затем — как моленная одежда вообще.
В этом ключе важно не думать о традиции как о чем-то закостенелом и не развивающемся. Пусть же не покроет плечи наших женщин «адская хламида»!
Автор: Вячеслав Печняк