На наших глазах сменяются поколения старообрядческих головщиков и певцов. Все больше молодых лиц на клиросах храмов, а уровень пения и репрезентации певческой культуры становится все более профессиональным. Основы, заложенные таким корифеями, как Н. Денисов и А. Емельянов, стали плодородной почвой для развития певческого движения. Сегодня мы беседуем с представителем нового поколения головщиков, руководителем хора «Параклит» Филиппом Севастьяновым.
Память святителя Нико́лы, архиепископа Мир Ликийских, Церковь чтит несколько раз в году. Главный праздник — «зимний» Нико́ла, в честь преставления святителя — 19 декабря (6 декабря по старому стилю). Вешний, то есть весенний — 22 мая (9 мая по старому стилю), когда вспоминается перенесение его мощей в итальянский город Бари. В церковном календаре есть также дата рожества Святителя и перенесение его св. образа от Вятки в Москву — 11 августа (29 июля по старому стилю). Также еженедельно, по четвергам, по церковному Уставу, совершается служба апостолам и святителю Нико́ле — в тех храмах, где служба ежедневная.
Хотя свобода вероисповедания или свобода совести еще в XX веке стала одной из базовых свобод, таких же, как свобода слова, свобода собраний и свобода передвижений, в разных странах мира она продолжает претерпевать испытания. Все помнят, что на Генеральной Ассамблеи ООН от 10 декабря 1948 года была принята Всеобщая декларация прав человека, где указано: «Каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии; .. как единолично, так и сообща с другими, публичным или частным порядком в учении, богослужении и выполнении религиозных и ритуальных обрядов». Однако тема продолжает оставаться злободневной. В современном мире известны многочисленные случаи гонений за религиозные взгляды и права верующих, которые по-прежнему нуждаются в защите. Попробуем разобраться, как к свободе вероисповедания относились в русском староверии.
16 декабря (3 декабря ст. ст.) Церковь чествует память преподобного Саввы Сторожевского, Звенигородского чудотворца, одного из ближайших учеников и сподвижников преп. Сергия Радонежского. Преподобный Савва стал основателем и первым игуменом Богородице-Рождественского (Саввино-Сторожевского) монастыря в Звенигороде, который первый в истории Руси получил статус Лавры.
Протопоп Аввакум был самым ярким и влиятельным идеологом старообрядчества, непримиримым противником беспощадной никоновской реформы Церкви и лидером «ревнителей древнего благочестия». Ко дню памяти протопопа Аввакума, 15 декабря, сайт «Русская вера» предлагает читателю статью о выдающемся деятеле.
Уже к XIX веку, когда Москва становится идеологическим и политическим центром старообрядчества, сами старообрядцы образовывают весьма важный сегмент российской экономики, владея примерно 70% капиталов дореволюционной России. В свою очередь среди потомственных старообрядцев было (и есть) немалое количество выдающихся деятелей науки, среди которых инженер-гидроаэродинамик Д. Рябушинский, биофизик Н. Борисов, И. Кулибин и другие. В данной статье речь пойдет об известном изобретателе Иване Кулибине. Повлияла ли принадлежность Кулибина к старообрядчеству на его деятельность и состоятельность? Попробуем проследить это в предложенной статье.
Неподалеку от г. Торжок, что в Тверской области, располагается деревня Матюково. В начале прошлого столетия ее можно было смело назвать старообрядческой, поскольку здесь проживало немало староверов, да и главное — был храм. За время существования церкви сменили друг друга три священника. Сергиевский храм повторил судьбу многих церквей, он был закрыт и после войны разобран. Сейчас о былом старообрядчестве в Матюково напоминают лишь остатки фундамента этой небольшой церкви.
Небо и полеты всегда волновали людей. Однако только в начале ХХ века с появлением аэропланов в этой области произошел настоящий прорыв. Россия стала первой европейской страной, где исследования в области аэродинамики велись в стенах научного учреждения — Аэродинамического института, располагавшегося в имении Дмитрия Рябушинского, которое называлось Кучино.
В Торжке история тесно соприкасается с обычной жизнью, порой кажется, что она и вовсе смешалась, но, если присмотреться, можно увидеть много интересного. Знаете ли вы, что на улицах Торжка есть не просто дома, а настоящие фамильные усадьбы именитых новоторов прошлых веков? Некоторые служат жилыми домами, в некоторых расположены различные учреждения. Среди них есть, заброшенные, перестроенные, а есть и те, которые сохранили свой внешний облик до наших дней.
17 октября 2024 года в богоспасаемом граде Тбилиси в резиденции Предстоятеля Грузинской Древлеправославной Церкви состоялось Совещание иерархов Русской и Грузинской Древлеправославных Церквей под председательством высокопреосвященнейшего Архиепископа Тбилисского и всея Грузии Павла (Хоравы).