15 октября (2 октября ст. ст.) Церковь чтит память преподобного Кассиана Учемского, углицкаго чудотворца.
Содержание:
- Житие преподобного Кассиана Учемского
- Почитание преподобного Кассиана Учемского
- Тропарь и кондак преподобному Кассиану Учемскому
- Преподобный Кассиан Учемский. Иконы
Житие преподобного Кассиана Учемского
Преподобный Кассиан Учемский в миру звали Константином Мангупским (Макнувским, Манкувским, Мавнукским). Он происходил из греческого рода правителей княжества Феодоро, принадлежащих к боковой ветви рода Комнинов. Участвовал в обороне Константинополя от турок и 29 мая 1453 года оказался в числе выживших. Вошел в число приближенных Фомы Палеолога, переселился в Морею, а оттуда в 1460 году на Корфу где прожил 5 лет. Осенью 1465 года приехал в Рим в составе окружения детей Фомы Палеолога.
12 ноября 1472 года прибыл в Россию в свите невесты великого князя Ивана III, Софии Палеолог. Прожил при великокняжеском дворе 10 лет и в 1482 году покинул Москву и приблизился к опальному архиепископу Ростовскому Иоасафу. Спустя год удалился в Ферапонтов монастырь, где был пострижен в монашество под именем Кассиан в честь Кассиана Римлянина (выбор имени обусловлен римским периодом жизни Константина).
Северная ссылка дала Кассиану многое. В Ферапонтове монастыре он познакомился с такими известными людьми того времени, философами, как Нил Сорский, Спиридон Киевский, Дионисий и будущий архиепископ Ростовский Иоасаф (Оболенский). Там же он вновь обращается к своему давнему увлечению — пишет книги. В 1477 году Кассиан с несколькими монахами покидает Ферапонтов монастырь.
После встречи с угличским князем Андреем Васильевичем Кассиан начинает строительство монастыря на реке Учме, в 20-ти километрах севернее Углича. В 1479 году Андрей Васильевич выделяет средства на создание новой, каменной церкви Успения Богоматери и наделяет монастырь землями: владения его распространялись до села Золоторучья, то есть практически до Углича. Кассиан был строителем Учемского монастыря, он не являлся игуменом и не имел священного сана. Перед кончиной Кассиан избрал своим преемником священноинока Илариона. Дата смерти Кассиана неизвестна. Согласно Угличскому (Серебренниковскому) летописцу, Кассиан преставился 2 октября 1504 года в возрасте более 70 лет; в Житии сообщается, что он прожил 77 лет, из них в обители — 32 года. В Житии сказано, что Кассиан был погребен «на монастырском дворе под открытым небом». В Угличском (Серебренниковском) летописце сообщается, что иноки, выполняя завещание святого, погребли его в церкви Иоанна Предотечи.
Почитание преподобного Кассиана Учемского
В Угличской летописи записано много чудес, происшедших по молитвам преподобного Кассиана, в частности, защита им своей обители от польских воинов в 1609–1611 годах.
В XVIII и XIX вв. на полуострове, где находился когда-то Кассианов Учемский монастырь, были построены две каменные церкви Успения Богоматери и Рождества Иоанна Предотечи и колокольня. В первой находилась могила преподобного Кассиана. В конце 1930-х годов Учемский монастырь был взорван коммунистами. Сейчас лишь три холма возвышаются над Волгой да крест и часовня, установленные мышкинскими краеведами, напоминают об одном из утерянных центров средневековой культуры.
Тропарь и кондак преподобному Кассиану Учемскому
Тропарь, глас 8.
О! тебе отче Кассиане, известен бысть спасения образ. Восприим бо крест последовал еси Христу. Творяше же и учаше, еже презрети плоть, преходит бо, прилежати же о душе вещи безсмертней. Тем же и со ангелы радуется преподобне дух твой.
Кондак, глас 2.
Чистотою душевною божествено вооружився, и непрестанная молитвы, яко копие вручив крепко, пробол еси бесовская ополчения Кассиане, отче наш, моли непрестанно о всех нас.
Преподобный Кассиан Учемский. Иконы
Согласно Житию преподобного Кассиана, его первый образ был создан в 1659 году «изуграфом» священником Симеоном, который получил «хартицу» с записью о явлении преподобного игумену Ермогену. Дважды Кассиан являлся иконописцу в ночном видении — с повелением выполнить образ, подобный изображению благоверного князя Романа Угличского («в начертаниих кабы власы на главе велики суще, а брада доле князь Романовы, руса, а седины только чуть знати, в ризах княжеских, верх лазорев, исподняя риза багр красен»), и после создания иконы Кассиана в схимническом облачении — для исправления рисунка бороды («долга до персей руса… а не черна ни надвое раздвоилася, но токмо яко сребром обложена зрящимися». Этот образ был послан мастером в Кассианову Учемскую пустынь.
Неустойчивый характер ранней иконографии преподобного Кассиана — и в княжеских, и в монашеских одеждах — повлиял на указания иконописных подлинников XVIII-XIX вв., где под 21 мая и 23 августа встречаются оба варианта: «Подобием брада руса аки Козмина, власы с ушей, свились мало, ризы княжеския», «Подобием надсед, брада поуже Богословли, ризы преподобническия и в схиме»; «Мало надсед, в схиме, брада поуже Богословли, да подоле, ризы преподобническия», «Руса брада Козмина, власы с ушей свилися мало, ризы киноварь княжески»; «Надсед, брада Богословля, поуже, ризы преподобническия», «Рус, все Козмино, власы свились мало, риза княжеска». В пособии для иконописцев В. Д. Фартусова 1910 года о Кассиане сказано: «…типа греческого, из княжеского рода; борода большая, но узковатая и с проседью, лицо худое; одежды преподобнические, на голове клобук».
Одна из наиболее ранних единоличных икон преподобного Кассиана датируется XVII веком и хранится в частном собрании за рубежом. В среднике аналойной иконы преподобный изображен в рост, прямолично, в иноческом одеянии, с длинной русой бородой, голова покрыта куколем, руки разведены: персты правой сложены для крестного знамения, в левой — развернутый свиток. На верхнем поле — образ Спаса Нерукотворного.
На алтарной преграде главного собора Воскресенского мужского монастыря в Угличе предположительно в конце 70-х гг. XVII века артелью костромского мастера Аксена Ионина Попова в узких простенках были написаны в рост Угличские святые — благоверный царевич Димитрий, благоверный князь Роман, преподобный Паисий и Кассиан (справа). Преподобный Кассиан облачен в голубую рясу, коричневую мантию и темно-синюю схиму, на голове — куколь, борода средней величины, благословляющая рука — возле груди. К сожалению, живопись сильно потерта, детали образа утрачены.
Окончательное формирование иконографии преподобного Кассиана относится, очевидно, к началу XVIII века. На иконе около 1706 года, находящейся в круглом картуше над северными вратами в иконостасе Преображенского собора в Угличском кремле, Кассиан написан по пояс, фронтально, в мантии и схимническом куколе, правой рукой благословляет, левой сжимает свиток. Сохранилось и другое иконостасное изображение Кассиана — в составе деисусного чина из церкви архангела Михаила «в Бору» в Архангельском под Угличем (ок. 1787 (?), видимый слой живописи — последняя треть XIX века): преподобный склонен в молитве, схимнический куколь округлой формы, борода широкая, с проседью.
К редким единоличным подписным иконам преподобного Кассиана относится пядница 1739 года работы Андрея Яковлева, происходящая из имения Мусиных-Пушкиных Ярославской губернии. Святой написан прямолично в рост на светло-зеленом фоне с растительным поземом, в светлой рясе, коричневой мантии и зеленоватой контрастной схиме, на голове — островерхий куколь, борода длинная, почти до пояса, более узкая на конце. Руки святого разведены, персты правой сложены для крестного знамения, в левой — развернутый свиток. На верхнем поле — образ Спаса Нерукотворного, на нижнем слева — авторская подпись.
Изображения преподобного Кассиана встречаются в композиции «Собор русских святых», в частности на иконе первой половины XIX века из старообрядческой моленной на Волковом кладбище в Санкт-Петербурге — в правой группе преподобных, без куколя. На иконе начала XIX века из Черновицкой области Кассиан с остроконечной бородой представлен в третьем ряду справа, со свитком в руке. На образе Российских чудотворцев середины- второй половины XIX века Кассиан — в центральной части пятого ряда, рядом с преподобным Максимом Греком.