Боголюбская икона Пресвятой Богородицы

1 июля (18 июня ст. ст.) Церковь почитает Боголюбскую икону Пресвятой Богородицы. Перед Боголюбской иконой Богородицы молятся о даровании здравия, об избавлении от смертоносных эпидемий и стихийных бедствий.

 

Содержание:

 

Боголюбская икона Пресвятой Богородицы. История

По преданию, в 1155 году, во время перенесения будущей Владимирской иконы в Залесье из Вышгорода, князю Андрею Юрьевичу в походном шатре явилась Пресвятая Богородица и повелела ему поставить икону во Владимире. На месте явления Богородицы князь основал свою резиденцию (ныне село Боголюбово), для которой повелел написать особую икону, изображающую его видение. Новый образ был поставлен в княжеском замке. Позднее на месте замка возник Боголюбский монастырь.

Начиная с последней трети XVII века, в связи с особым отношением в царской семье к Боголюбской иконе Пресвятой Богородицы, устанавливается ее общерусское почитание. Наиболее широкое распространение этот образ получил в XVIII–XIX веках: появилось большое количество списков, были основаны храмы и монастыри в ее честь.

Особенно прославился Боголюбский образ во время эпидемии чумы 1771 года, когда, как считается, именно после перенесения этой чудотворной иконы из Боголюбского монастыря во Владимир, эпидемия прекратилась. В честь этого события был установлен обычай ежегодного принесения иконы в губернский центр и ношение ее по городам и селам губернии.

В августе 1918 года икона была частично раскрыта реставраторами Комиссии по сохранению и реставрации памятников древней живописи во главе с Григорием Чириковым, которые определили ее сохранность как плохую. Во второй половине XX века она была отреставрирована М. В. Романовой. С 1992 года первообраз иконы находился в Свято-Успенском девичьем Княгинином монастыре во Владимире. После ухудшения состояния с 4 июня 2009 года Боголюбская икона была отдана на реставрацию во Владимиро-Суздальский музей. Есть несколько списков Боголюбской иконы: Боголюбская-Московская (написана в начале XVIII века); Боголюбская-Зимаровская (происходит из приходской церкви села Зимарово Рязанской губернии; Боголюбская-Угличская (происходит из церкви святого царевича Димитрия в Угличе); Боголюбская-Юрьевская (происходит из с. Юрьевское Боровского уезда Калужской губернии).

 

Тропарь и кондак Боголюбской иконе Пресвятой Богородицы

Тропарь, глас 4.

Боголюбивая Царице, Мати Марие Богородице, Мати Христа Бога нашего. Неизглаголанным девством и чистотою Ты еси Пречистая, превечнаго Бога возлюби Единаго от Святыя Троицы, в ложесна своя над всеми сущаго Бога, от Духа Свята прият. И родила еси превечнаго Сына, Бога прежде век от Отца рожденаго, на освобождение от тмы смертныя человечю роду, падшим востание, мертвым воскресение. О! Мати Госпоже Боголюбивая. Царице неискусомужная Девице, моли за ны возлюбившаго. И рождьшагося из Тебе Сына Твоего Христа Бога нашего. Подати нам оставление прегрешении наших. Церквам благолепие миру умирение. Благоплодие и изобилие земли. Православным людем здравие и наследствие. На враги же победу и одоление даруй, иереом же и человечю роду спасение. Грады наши и страны християнския, от нахождения иноплеменных Мати Боголюбивая заступи. И междоусобныя брани укроти, и мир умири. О! Священная Царице, О! Мати Боголюбивая Девице Всепетая. Ризою своею покрый нас от всякаго зла, и от видимых и невидимых враг защити. И спаси душа наша.

Кондак, глас 8.

Дево и Мати Боголюбивая Царице, неискусобрачная Богородице Владычице Марие, християнская заступница, милостивая ходатайца, к Сыну Своему и Богу нашему за ны рабы Твоя. Ты бо Госпоже Царице богоизбранная Отроковице, по умолению благовернаго князя Андрея, изволила сему пречюдному образу Своему, от страны греческия царствующаго града изыти, и явити милость Свою в новопросвещенныя люди русския земли, и не изволи достигнути образ Твой честныи града Ростова, и возлюби себе место в пределех страны владимирския, и сугубо невидим образ Твой честныи, на пути отходя, и паки являяся таможе, и возлюби себе место, идеже ныне обитель имени Твоего святаго, Боголюбивая Мати. Ко всей стране русстей милость и помощь, и исцеление подаеши, с верою приходящим. Яко о Тебе Богородице вся тварь радуется.

 

Иконография Боголюбского образа Пресвятой Богородицы

На иконе Богородица изображается в рост, в молении перед Господом. В руках Пресвятой Богородицы обычно изображают свиток. Во многих вариантах иконы к Богородице коленопреклоненно обращаются предстоящие, состав которых меняется в зависимости от иконографического извода, чаще всего среди припадающих изображается князь Андрей Боголюбский. Иконографически Боголюбскую икону относят к типу Агиосоритисса (Деисусная икона), с той разницей, что в Боголюбской иконе «восстановлена» утраченная в иконах Богородицы Агиосоритиссы деисусная композиция: в ней явно изображен Христос, в молении к Которому и показана Пресвятая Дева. На Боголюбской иконе Богородица изображается в роли заступницы и посредницы.

Боголюбская икона Пресвятой Богородицы. Около 1158–1174 гг., происходит из собора Рождества Богородицы Боголюбского дворца близ Владимира. Владимиро-Суздальский историко-художественный и архитектурный музей-заповедник
Боголюбская икона Пресвятой Богородицы, с житием святых Зосимы и Савватия Соловецких. 1545 г. Успенский cобор Московского Кремля
Боголюбская икона Пресвятой Богородицы с предстоящими Савватием и Зосимой Соловецкими, с житием Савватия и Зосимы в 29 клеймах. Новгород, 1545 г. Музеи Московского Кремля
Боголюбская икона Пресвятой Богородицы. Вторая половина XVI в. Владимиро-Суздальский историко-художественный и архитектурный музей-заповедник
Боголюбская икона Пресвятой Богородицы. Вторая половина XVI в. Москва, ГИМ
Боголюбская икона Пресвятой Богородицы. Первая четверть XVII в. Москва, ГИМ
Боголюбская икона Пресвятой Богородицы. Спас на престоле, с припадающими. Дом-музей П. Д. Корина, начало XVII в.
Боголюбская икона Пресвятой Богородицы (в верхнем ряду справа). Иконостас семейных икон царя Алексея Михайловича. XVII в. Москва, Государственный музей Новодевичьего монастыря
Боголюбская икона Пресвятой Богородицы. Вторая половина XIX в. Москва, Центральный музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева

 

Боголюбский монастырь

Владимиро-суздальский князь Андрей Юрьевич Боголюбский около 1158 года основал загородную резиденцию — Боголюбово, в котором также воздвиг храм в честь Рождества Богородицы. Позднейшие источники объясняли выбор места волей Богородицы. Ансамбль княжеской резиденции включал в себя, помимо храмов, двухэтажный каменный дворец и каменный киворий. Замок был огражден каменными стенами. Князь Андрей был убит в своем замке. Предполагаемое место убиения князя Андрея, находящееся под лестницей лестничной башни, сохранилось до настоящего времени. Монастырь на территории бывшего замка был устроен при преемниках Андрея, в начале XIII века, однако ранние сведения об истории обители очень скудны и датируются гораздо более поздним временем. В академических списках древнерусских монастырей он не числится.

Ансамбль Боголюбского монастыря

По грамоте царей Иоанна и Петра Алексеевичей 1687 года обитель стала патриаршим домовым монастырем; в 1753 году — синодальным; позднее монастырь перешел в ведение владимирских архиереев; с 1882 года до закрытия управлялся викариями Владимирской епархии. При учреждении штатов в 1763 году монастырю был усвоен 3-й класс, в 1872 — 2-й, в 1891 году — 1-й. Собор в честь Боголюбской иконы Божией матери возведен в 1855–1866 годах в «русско-византийском стиле» по проекту Константина Тона.

3 июня 1923 года монастырь был закрыт. В 1991 году часть зданий была передана монашествующим РПЦ во главе со схиигуменом Никодимом. 14 января 1997 года по решению священноначалия сюда были переведены 60 инокинь из Задонского Спасо-Преображенского монастыря; возникли два монастыря: мужской и женский. После этого началась активное возрождение Боголюбского монастыря.

Собор в честь Боголюбской иконы Пресвятой Богородицы одноименного монастыря

Пресвятая Госпоже Богородице, спаси нас!

+

Авторизация

* *
*

Регистрация

*
*
*
*

Проверочный код Time limit exceeded. Please complete the captcha once again.


Восстановление пароля