Вслед за проскомидией начинается Литургия оглашенных. Человек, который готовится стать христианином, принять святое Крещение, твердо решивший присоединиться к Церкви, которому священник прочитал «огласительные молитвы», называется оглашенным.
В древней Церкви и в настоящее время ко крещению готовятся довольно продолжительное время. В старообрядческой Церкви это может быть несколько месяцев, год и даже более — на усмотрение священника, который определяет готовность человека принять Таинство. Все это время оглашенные должны не просто учить молитвы, но и ходить в храм, участвовать в совместной молитве. И только на Литургии верных они должны выйти из храма и стоять в притворе.
Начало Литургии оглашенных. Великая ектения
Начинается Литургия оглашенных Великой ектенией «Миром Господу помолимся». При этих словах все крестятся (без поклона). Царские врата в это время открыты. В больших соборных храмах диакон, стоя на амвоне (возвышение перед алтарем), произносит прошения о мире всего мира, о святом храме, о стране и городе, обо всех людях, а хор отвечает «Господи помилуй!».
В небольших храмах, где нет диакона, эти возгласы произносит священник, стоя перед Престолом. Креститься после каждого прошения Ектении в старообрядческих храмах не принято.
Благослови душе моя Господа и «блаженны»
Затем поются псалмы 102 «Благослови душе моя Господа», малая ектения и псалом 145 «Хвали душе моя Господа». Обычно стихи этих псалмов попеременно поют правый и левый крылос. Такое пение называется антифонным. В богослужение оно было введено святым Игнатием Богоносцем, как подражание хорам Ангелов, славящих Господа. После 145 псалма поется стих «Единородныи Сын». При этих словах все крестятся (без поклона).
После малой ектении поются «блаженны» — стихеры празднику или святому со стихами из Нагорной проповеди.
В большие праздники вместо псалмов и «блаженн» поются избранные псалмы с соответствующими припевами, которые называются Антифонами.
Малый вход
Затем совершается малый вход, когда священнослужители выходят с Евангелием через северные диаконские двери и становятся перед Царскими вратами. Перед ними свещеносец несет подсвечник с горящей свечой.
В этот момент нужно перекреститься и поклониться святому Евангелию. Священнослужители поют «входный стих» и хор, стоя на середине храма перед амвоном, поет: «Приидите поклонимся и припадем Христу».
После этого песнопения следует перекреститься и поклониться. Певцы расходятся по крылосам.
Трисвятое и чтение слова из посланий святых Апостолов
После чтения тропарей и кондаков «по входе» начинается пение Трисвятого (Святыи Боже). Креститься и кланяться в это время не нужно. Затем чтец выходит с Апостолом на середину храма и священник обращается к молящимся: «Вонмем! Мир всем!» «И духови твоему», — отвечает чтец, кланяясь. Все молящиеся также кланяются священнику в пояс (без крестного знамения). Чтец возглашает прокимен, певцы его пропевают, после чего следует чтение апостольского послания — зачала (части, отрывка), соответствующего дню или празднику. Ходить по храму в это время нельзя. Голову наклонять не нужно.
После чтения Апостола священник, стоя в раскрытых Царских вратах, обращается к чтецу: «Вонмем. Мир ти!» В ответ на это приветствие кланяется только чтец. Пока он произносит стихи, а хор поет «Аллилуия!», священник (или диакон), стоя на амвоне, кадит молящихся.
Люди кланяются в пояс без крестного знамения и тихо («про себя») отвечают: «Дух Твои благии наставит мя на землю праву».
Святое Евангелие
Перед началом Евангелия хор поет: «Слава Тебе, Господи!». Здесь следует перекреститься и поклониться в пояс, затем перекреститься, наклонить голову и слушать Евангелие, которое читает диакон на амвоне или священник в алтаре перед Престолом.
Евангелие также разделено на части — зачала, и в каждый день года и праздник читается соответствующая часть. Ходить в это время также нельзя. После окончания Евангелия нужно поклониться и поднять голову. Когда хор вновь споет: «Слава Тебе, Господи!» — перекреститься и совершить поясной поклон.
Ектении об оглашенных и верных
Литургия оглашенных заканчивается ектениями. В ответ на прошения священнослужителя хор отвечает «Господи, помилуй!». Затем диакон или священник поминает ряд имен верующих, обычно довольно длинный, после чего хор поет 12 раз «Господи, помилуй!». На три первых «Господи, помилуй!» положены поясные поклоны. К молитве о живых могут присоединиться и прошения о усопших, смотря по Уставу текущего дня.
Затем следует особая ектения об оглашенных: «Вернии, о оглашенных помолитеся». После возгласа «Оглашеннии, главы ваша Господеви приклоните» оглашенные должны перекреститься и склонить голову, пока хор поет «Тебе, Господи!», после чего выходят в притвор. Принявшие святое Крещение верные креститься и кланяться в этот момент не должны.
Конец ектении об оглашенных, переходящий в моление одних верных «елико вернии (одни только верные) Господу помолимся», соединяет Литургию оглашенных с Литургией верных.
Комментариев пока нет