Для одевания тело усопшего в домашних условиях лучше перенести на скамейку или уложенную на стулья доску, но только не на стол, который используется в быту. Прежде всего, надевается новый нательный крест. В крайнем случае, оставляется тот, что был на шее умирающего, только гайтан (веревочка) меняется, а крест омывается чистой водой. Существует древняя традиция, по которой готовящийся к смерти человек заранее приготавливает к своему погребению особый нательный крест — «кипарисовый» (деревянный). Кипарисовые (деревянные) кресты носили на теле иноки и инокини, принявшие пострижение в великую схиму, то есть при жизни совершенно отрешившиеся от внешнего мира.
Далее на мужчин надевается нижнее белье традиционного русского покроя — (рубашка-косоворотка). Нижнее белье должно быть новым, светлым, желательно белым, из натуральной ткани — льняной или хлопчатобумажной. Поверх рубашки, которая подвязывается поясом, надевается темный моленный халат. На ноги надевают носки и тапочки. Уста покойного должны быть сомкнуты. Руки складываются на груди крестообразно, как это принято во время богослужения, — правая рука поверху левой. Пальцы правой руки должны изображать крестное знамение, а в левую руку вкладывают лестовку. До положения во гроб тело усопшего покрывают светлым покровом во свидетельство того, что его тело находится под покровом Христовым и Пресвятой Богородицы. Поверх покрова к рукам кладут изображение креста или образ Пресвятой Богородицы. На чело умершего возлагается венчик с молитвой: «Святыи Боже, Святыи Крепкии, Святыи Безсмертныи помилуй нас». Венчик символизирует тот венец, о котором говорил апостол Павел:
Прочее убо соблюдаетмися венец правды, его же даст ми Господь в день он праведныи Судия, не токмо мне, но и всем возлюбльшим явление Его (2 Тим. зач. 298).
Одевание женщин происходит в таком же порядке. Нижнее белье представляет собой длинную рубашку с длинными рукавами, рубашка подвязывается поясом. На рубашку надевают длинный (до стоп ног) сарафан. Если усопшая — девица, плетут одну косу, если женщина, плетут две косы и кладут их на темя, надевают на голову повойник, а поверх него достаточно большой новый платок, опрятно и полностью покрывающий волосы. Смысл приготовления усопшего к погребению в том, что он закончил свой земной путь пред людьми и теперь ему предстоит встреча с Господом. Для этого усопшего одевают в моленные одежды, а телу придают молитвенную позу.
Комментариев пока нет