Блаженный Прокопий Устюжский

21 июля (8 июля ст. ст.) Церковь чтит память блаженного Прокопия Устюжского, Христа ради юродивого. Прокопий Устюжский стал исторически первым святым, прославленным Церковью в лике юродивых.

 

Содержание:

 

Житие блаженного Прокопия Устюжского

Блаженный Прокопий Устюжский происходил из знатного рода любекских купцов. Родился он в 1243 году. После смерти отца, который погиб в одном из сражений пруссов с немцами, Прокопий вынужден был покинуть Восточную Пруссию. Он погрузил свои богатства на корабли и отправился в Новгород. В Новгороде Прокопий был поражен множеством и красотой церквей и монастырей. А когда он посетил храм св. Софии и другие церкви и монастыри, услышал стройное пение ликов, увидел чинное и благоговейное служение, торжественность и благолепие обрядов Русской Церкви, то решился принять православие и стал искать человека, который бы мог научить его догматам веры и уставам православной церкви. Ему указали на Хутынский монастырь. В то время в монастыре подвизался инок Варлаам Прокшинич. К нему обратился Прокопий и, припавши к ногам, со слезами просил научить его истинной вере. Сначала удивительным показалось старцу, что молодой и богатый иностранец, приехавший в Новгород для торговли, ищет православия, но, убедившись в искренности желания Прокопия, с отеческой любовью принял его к себе и стал учить заповедям Божиим, уставам и чинам Русской Церкви. Прокопий с охотой слушал примеры из отеческих писаний, житий святых и собственных наблюдений старца и старался запечатлеть в своем сердце. Особенно трогали его жития преподобных и Христа ради юродивых, добровольно подвергавшихся различным лишениям и трудам и при этом еще старавшихся скрывать свои подвиги от людей. Прокопий раздал все свое имение и богатство частью нищим, частью на сооружение храма в Хутынской обители и, решительно ничего не оставив себе, стал жить в обители как один из странных, ежедневно посещая все церковные службы и усердно служа братии.

Но новгородцы узнали о том, что Прокопий принял православную веру и раздал все свое имение, стали хвалить и превозносить его. Некоторые даже нарочно приходили на Хутынь, чтобы только видеть Прокопия, потому что слава о нем распространилась во всех концах города и пятинах новгородских. Опасаясь из-за мирской славы лишиться славы небесной, он открыл иноку Варлааму свою душевную скорбь и стал просить у него совета и благословения удалиться куда-либо, где бы его никто не знал. Инок сперва удерживал его, советуя лучше не выходить из обители и даже заключиться в затвор, но непреклонно было желание Прокопия, как будто что влекло его из обители. И сколько Варлаам ни старался, не мог остановить его, и, преподавши наставление, старец с молитвой и благословением отпустил своего ученика в путь.

Без всяких средств к существованию Прокопий вышел из монастыря. Часто ему после длинного целодневного пути приходилось оставаться без пищи, спать на улице под дождем и ветром, если не встречалось сострадательного человека, который бы вызвался накормить и успокоить его, ибо Прокопий, сколько бы ни был голоден, никогда ничего не просил и представлял из себя глупого. Много насмешек и оскорблений, ругательств и побоев перенес он от грубых людей на пути, много привелось ему в своем ветхом рубище потерпеть и от летнего жара и насекомых, и от зимних вьюг и трескучих морозов. Но он не унывал и не падал духом, зная, что каждый день добровольных его злостраданий, каждый шаг по этому узкому и истинно крестному пути приближают его к вечному покою и Небесной Отчизне.

Таким образом Прокопий дошел до Устюга. Появление в городе неизвестного юродивого с кочергами в руках (Прокопий носил в руках три кочерги или деревянных клюки), едва прикрытого рубищем скоро обратило на него внимание жителей. Он и здесь скоро сделался предметом насмешек и поругания людей грубых, которые не стыдились даже и бить его без всякой с его стороны причины. Несмотря на это, город понравился блаженному, и он решился навсегда остаться в нем.

Представляясь безумным и юродствуя днем на улицах города, он каждую ночь обходил все городские церкви, припадал на колени и со слезами молился в открытых их папертях. Когда же изнуренное постом и бдением тело его отказывалось служить и требовало отдыха, он на краткое время ложился где получалось: в некрытом сарае, на куче навоза, на голой земле или на камне, несмотря ни на какую погоду: и летом, и зимой, хотя изодранное рубище едва прикрывало его тело и он был почти наг и бос. Если сострадательные и добрые люди подавали ему милостыню, он принимал с любовью и благодарностью, но не каждый день. А от богачей, нажившихся неправдою, никогда ничего не брал, хотя был голоден, а нередко и по несколько дней оставался совершенно без всякой пищи.

Долго скитаясь по городу, Прокопий избрал местом постоянного своего жительства угол паперти огромного высокого соборного храма Успения Пресвятой Богородицы, срубленного из дерева. Здесь стал он находиться лето и зиму, не пропуская ни одной церковной службы, ночи проводил в молитвах, а днем юродствовал по улицам города.

Однажды, когда Прокопий ночью молился на паперти, явился ему Ангел Божий и возвестил о скором окончании его подвига, об отшествии его к Богу, назначив и день его кончины. С величайшей радостью услышал о том Прокопий и еще более предался подвигам самой пламенной молитвы, в течение нескольких дней не отходил от храма Пресвятой Богородицы, готовясь к своему исходу. На 21 июля ночью он вышел из соборной паперти и направился к обители покойного друга своего инока Киприана. Перед святыми вратами праведный Прокопий последний раз вознес пламенную молитву к Богу, благодаря Его за все благодеяния, которыми Господь наградил его в жизни от первых дней юности до старости, призвав его от мрака заблуждения к свету истины и из страны далекой приведши в богоспасаемый град Устюг, под кров дома Пресвятой Богородицы. Отошедши от святых ворот на конец моста, Прокопий возлег тут и, оградив себя крестным знамением, сложил крестообразно руки на груди и с молитвой испустил дух.

Как бы для того, чтобы святое и многострадальное тело его не осталось без крова, в ту же ночь, несмотря на летнюю пору, выпал снег и покрыл землю на две четверти, а над телом Прокопия снежной бурей навеяло сугроб в две сажени вышины. Удивились устюжане, вставши поутру и видя дома и улицы, покрытые снегом. Погибли, думали они, весь хлеб и овощи, но настал жаркий солнечный день, и к вечеру снег растаял, не повредив растительности. Между тем соборные священнослужители заметили, что против постоянного обычая, какого Прокопий держался в течение многих десятков лет, его не было в церкви на утреннем пении, и начали о нем спрашивать горожан, но никто ничего не мог сказать. Тогда стали искать его по всему городу, обошли все церкви и опять нигде не могли его найти. Только на четвертый день обрели святое тело блаженного на конце моста к монастырю, лежащее на голой земле и покрытое сугробом снега, который служил ему покровом и все еще не растаял, тогда, как в других местах везде было уже сухо. С благоговением и слезами священнослужители подняли тело блаженного Прокопия и всем собором, с пением псалмов, свечами и фимиамом, на головах своих перенесли его в соборную церковь и оставили там до тех пор, пока все граждане не соберутся на погребение. На том месте, где обретено было тело его, в память события водрузили деревянный крест, а потом, по времени, заменили его каменным и построили часовню.

Сошелся весь народ Великого Устюга с женами и детьми в соборную церковь Божией Матери, и началось надгробное пение среди всеобщего плача и рыдания. Со слезами благодарности вспоминали граждане отеческие заботы юродивого об их спасении, его предсказания и проповедь пред нашествием гнева Божия, чудное избавление города от огненной тучи и многие другие знамения, бывшие от блаженного. Многие неутешно плакали и скорбели о том, что по своему невежеству и грубости считали его безумным, смеялись и оскорбляли его. По совершении надгробного пения тело блаженного с великой честью было отнесено на берег реки Сухоны на то место, где он любил сидеть на камне и молиться о плавающих по реке и где просил похоронить его. Там и предали тело его земле.

 

Чудеса и почитание блаженного Прокопия Устюжского

Важнейшим из многих пророческих предсказаний и чудес праведного Прокопия было избавление Устюга от истребления каменно-огненной тучей. Это было в 1290 году, за 13 лет до его кончины. В один воскресный день, когда было много народа за службой в соборе, юродивый вдруг обратился ко всем с таким увещанием: «Приближается гнев Божий, покайтесь, братия, во грехах ваших, умилостивляйте Бога постом и молитвой, иначе город погибнет от града огненного». «Он не в своем уме и никогда не говорит ничего дельного. Что его слушать?» — сказали устюжане и не обратили никакого внимания на слова праведника. Любвеобильному сердцу Прокопия тяжело было встретить в гражданах такую беспечность и легкомыслие в то время, когда страшная опасность, угрожавшая им, уже висела над городом. От печали и горести сердца он едва мог достоять до окончания литургии и, вышедши на паперть, удалился в свой угол, зарыдал и, обливаясь слезами, проплакал весь тот день и ночь, да и на другой день не переставал плакать. Некоторые сострадательные люди, видя его неутешный плач, спрашивали его: «Что с тобою, Прокопий, что ты непрестанно плачешь? Что у тебя за печаль на сердце?» Обливаясь слезами, он отвечал им словами Спасителя: «Бдите и молитесь, да не внидите в напасть»(Мф.24,41). На третий день блаженный Прокопий пошел по всему городу проповедовать покаяние жителям, со слезами всем и каждому он говорил: «Плачьте, други, плачьте о грехах ваших, погибель близка, молитесь, чтобы избавил вас Господь от праведного Своего гнева и не погубил вас, как Содом и Гоморру, за беззакония ваши». Но устюжане не только не думали каяться, но еще смеялись и издевались над проповедником, как над безумным. Молитвенником за погибающий город остался один Прокопий, печально возвратившийся в свой угол на паперти.

В следующее воскресенье в полдень явилось на небосклоне черное облако. Приближаясь к городу, оно стало расти более и более, так что наконец день превратился в темную ночь. Молнии бегали огненными полосами, и страшные грохоты грома раздавались в воздухе, не прерываясь ни на минуту. Тогда-то увидели, что городу грозит гибель, вспомнили о проповеди Прокопия и поверили ему. И стар, и млад, и нищие, и богатые — все бросились в храмы, особенно же в соборный храм Богородицы. Прокопий был уже там и, пал перед иконой Благовещения Богородицы, с горькими слезами молился, чтобы Матерь Божия была Ходатаицей за людей. И весь народ с рыданием молился о спасении от гнева Божия, все единогласно взывали: «Владычице, спаси нас!» Долго молился блаженный, не поднимая головы своей от пола и орошая его своими слезами, и вот от иконы Богородицы потекло ручейком миро и по храму разлилось благоухание. В то же время произошла перемена в воздухе: не стало более удушливого зноя, утихли молнии и громы, разошлись тучи. Скоро узнали, что за 20 верст от Устюга, в Котовальской волости, упали с градом раскаленные каменья. И долго был виден ломаный опаленный лес, над которым разразился гнев Божий, пощадивший город, в страх и свидетельство будущим родам. Но никто не был поражен ни в городе, ни в окрестностях. Между тем мира от святой иконы истекло столько, что им наполнили церковные сосуды, мазавшиеся им получали исцеление от различных болезней, а две бесноватые женщины освободились от своего лютого мучителя. Общая радость заступила место печали и распространилась по всему городу. Это чудное избавление города от неминуемой и явной гибели обратило было внимание граждан на Прокопия, но он приписал его милосердию и ходатайству Божией Матери и по-прежнему продолжал свой подвиг и юродством закрывал от людей обильную благодать, в нем обитавшую.

Церковное прославление блаженного Прокопия совершилось на Московском Соборе в 1547 году, память ему была установлена 21 июля. «Житие Прокопия» было составлено в XVI веке, то есть много спустя после преставления святого, сыном игумена Сольвычегодского монастыря Дионисия. В честь блаженного назван город Прокопьевск.

 

Тропарь и кондак блаженному Прокопию Устюжскому

Тропарь, глас 4.

Просветився божественою благодатию богомудре, и весь разум и сердце от суетнаго мира, к Зиждителю неуклонно возложил еси, целомудрием и многим терпением, во временней жизни течение, добре скончав, и веру соблюл еси непорочну. Тем же и по смерти явися светлость жития твоего, источаеши бо чюдесем источник не исчерпаемый, Прокопие всеблаженне. Моли Христа Бога, да спасет душа наша.

Кондак, глас 4.

Христа ради юродством воздушная мытарства, на руках ангельских неприкосновенно прешед, царьскаго достигл еси престола, и от Царя всех Христа Бога дар прием бладать исцелений. И многими чюдесы своими, и знамением страшным удивил еси град твой Великий Устюг. И миро от честнаго образа Пречистыя Богородицы молитвою изведе, и людем своим милость испроси, и недужным подаде цельбы. Тем же молим тя чюдоносче Прокопие, моли Христа Бога непрестанно, подати грехов наших прощение.


Библиотека Русской веры
Канон блаженному Прокопию Устюжскому

Читать онлайн


Блаженный Прокопий Устюжский. Иконы

Иконография, сформировавшаяся не позднее середины — второй половины XVI в., продолжает русскую традицию иконографии юродивых Христа ради, к тому времени уже представленную изображениями блаженных Максима Московского, Исидора Ростовского и Иоанна Устюжского. Святой Прокопий изображается в рост, в повороте, в молении перед образом Божией Матери с Младенцем.

Блаженный Прокопий Устюжский с Житием. 1602 год. Из Прокопьевского собора в Великом Устюге. ВУИАХМЗ
Блаженный Прокопий Устюжский. Сольвычегодск, XVI век
Блаженный Прокопий Устюжский. Строгановский иконописный лицевой подлинник. 8 июля (фрагмент). Конец XVI — начало XVII в. В 1868 году принадлежал графу Сергею Григорьевичу Строганову
Блаженный Прокопий Устюжский. XVII век. Принадлежала дому Романовых (по свидетельству надписи в музее Великого Устюга). В 1930 поступила из ГИМа в ГТГ
Святые Прокопий Устюжский и Варлаам Хутынский. Середина XVI века. Архангельский музей изобразительных искусств
Святые Прокопий Устюжский и Варлаам Хутынский. Вторая половина XVI века. Архангельский музей изобразительных искусств
Святитель Василий Великий, блаженные Василий Московский, Прокопий Устюжский и Максим Московский. Створки киота. Последняя четверть XVI века. Владимиро-Суздальский историко-художественный и архитектурный музей-заповедник
Блаженные Прокопий и Иоанн Устюжские. Середина XVII века. ГМЗК
Прокопий и Иоанн Устюжские, Христа ради юродивые. Вторая половина XVII века. Германия, Музей икон, Реклингхаузен
Блаженные Прокопий и Иоанн Устюжские. Конец XVII века. Архангельский музей изобразительных искусств

+

Авторизация

* *
*

Регистрация

*
*
*
*

Проверочный код Time limit exceeded. Please complete the captcha once again.


Восстановление пароля