Святые отцы говорят, что вся эта жизнь — как долгая дорога. Несет по ней человек то, что собирает: грехи и страсти — в свое место, добродетели и стремление к совершенству — в свое. Кто бы куда ни стремился, все приходят к одному своему могильному холмику. Никогда нельзя забывать об этом, но следует в благочестивом размышлении вспоминать и думать о непостоянстве нынешнего века, в котором и самый премудрый человек не может точно знать за себя самого, что готовит ему нынешний день или ночь, и не ждет ли его нынче же вечность. Посему и узаконили для нас учителя церковные поминальные субботние дни, чтобы мы глядели на них душою, как на зеркало, в котором отражается наша вечная духовная сущность, и, памятуя об этом, отступали от всякого греха.
По обычаю особая молитва об усопшем совершается в третий, девятый и сороковой день после кончины. Затем поминовение совершается ежегодно в день смерти (година) и ангельской памяти, т.е. в тот день, когда покойный праздновал свои именины. Обычно в эти дни родственники подают записки для поминовения на Литургии, просят также помолиться панихиду и устраивают поминальный обед.
В церковном календаре установлено несколько дней особенного поминовения «о́т века преставльшихся праотец, отец и братии наших, и всех православных христиан»:
- суббота Мясопустная, перед Масленицей;
- субботы 2, 3 и 4 недель Великого поста;
- Радоница — вторник (в некоторых местностях — понедельник) второй недели после Пасхи;
- суббота накануне Троицы;
- Дмитровская суббота (между 19 и 26 октября по старому стилю).
Поминовение родных и близких в эти дни как бы отодвигается, уступая место поминовению вообще всех умерших в Православной вере, чьи имена даже неизвестны. Общецерковное поминовение всех православных христиан совершается при ежедневной службе и каждую субботу, кроме праздников или памяти великого святого. Но в субботы Мясопустную и Троицкую заупокойная служба совершается непременно, по обычаю Греческой церкви, принятому и нашими благочестивыми предками после крещения Руси. Эти дни называются Вселенскими родительскими субботами.
Cтаринные кресты на Преображенском кладбище
…В этот день творим мы память всем человеком, скончавшимся от века в вере и благочестии, того ради, что многие безгодную подъяли смерть: в море, и непроходимых горах, стремнинах и пропастях, от глада и запаления, от брани и студения, и иным образом смерть претерпели. Посему, человеколюбия ради, святые отцы память сим творить от Соборной Церкви узаконили, апостольское предание приемлюще. В субботу же память душам творим, потому что суббота – день покоищный, на покой от житейских соблазнов приходят усопшие (Постная Триодь, синоксарь на Мясопустную субботу).
Обычай совершать поминовение усопших на Радоницу и Дмитровскую субботу установился уже в Русской церкви. Поскольку заупокойные службы в конце Великого поста и на Светлой неделе не совершаются, они как бы переносятся на первый будний день после Фомина воскресения — Радоницу.
Дмитровская суббота (перед празднованием великомученику Дмитрию Солунскому) установлена в Русской церкви в XIV веке, после Куликовской битвы. Этот обычай связывают с именем великого князя Дмитрия Донского, который 26 октября праздновал свои именины. Народное предание говорит, что Дмитрий Донской совершил в 1380 году в обители преподобного Сергия Радонежского первое торжественное поминовение воинов, погибших в Куликовской битве. Поэтому ежегодное поминовение усопших воинов и вообще всех православных христиан приурочено ко дню ангельской памяти князя. Но в некоторых северных областях Руси заупокойная суббота была приурочена к празднику Покрова Пресвятой Богородицы.
По Уставу во время заупокойной службы после Вечерни совершается Панихида: особый порядок чтения 17 кафизмы и пения избранных ее стихов, потом заупокойный канон, перемежающиеся с перечислением имен усопших. Обычно в записках, подаваемых в этот день, пишут имена всех родных «до седьмого колена» и знакомых, так что Панихида получается весьма продолжительной. Затем совершается обычная служба: павечерница и утреня вечером, часы и Литургия утром.
Повелели святые отцы за усопших творить поминание, глаголя, что милостыни и службы великую тем подают ослабу и пользу. Повесть о том святого Макария Великого. Спрашивал святой Макарий, обретши на своем пути сухой череп нечестивого елина: имеют ли когда во аде некоторую ослабу. Тот же отвечал ему, многую ослабу имеем и мы, когда христиане за усопших своих творят молитвы. И Григорий многословый молитвою царя Траяна из ада избавил. И богомерзского Феофила Феодора царица святых ради исповедник мужей от муки исхитила. Глаголет же Великий Афанасий, аще и святой жизни человек скончается, не отрицайтесь милостыни и свечи на гробе, Христа Бога призывая, запалить, приятно то есть Богу и многое приносит воздаяние. Если грешен человек — разрешаются прегрешения, если праведен — большую мзду приемлет (Постная Триодь, синоксарь на Мясопустную субботу).
Назначение родительских суббот — объединение Церкви. Родительские субботы дают нам возможность ощутить реальность объединения всех ее членов: и ее святых, и живущих ныне, и умерших.
Комментариев пока нет