24 июня (11 июня ст. ст.) Церковь чтит память преподобного Варнавы Ветлужского, костромского чудотворца.
Содержание:
- Житие преподобного Варнавы Ветлужского
- Почитание преподобного Варнавы Ветлужского
- Тропарь и кондак преподобному Варнаве Ветлужскому
- Преподобный Варнава Ветлужский. Иконы
Житие преподобного Варнавы Ветлужского
Преподобный Варнава Ветлужский был священником в одном из храмов Устюга, в XIII-XVI веках находившегося на границе русских земель и часто подвергавшегося нападениям со стороны живших рядом племен. В XV — первой половине XVI века на город регулярно совершали набеги ветлужские черемисы. Одним из наиболее опустошительных был набег 1417 года, как полагают, именно после него Варнава Ветлужский, по-видимому овдовев, принял иноческий постриг и отправился на реку Ветлугу. Варнава поселился в нижнем течении Ветлуги, на возвышенности на правом берегу, позднее получившей название Красная гора. Вероятно, его подвижнический образ жизни оказывал большое влияние на местных жителей. Со временем вместе с ним поселились другие люди — русские переселенцы или крещеные черемисы. Согласно житию, Варнава Ветлужский прожил на Ветлуге 28 лет, был погребен на вершине Красной горы.
Житие не сообщает о времени кончины преподобного. Большинством агиографов XIX–XX веков принята точка зрения, что Варнава Ветлужский преставился в 1445 году.
Почитание преподобного Варнавы Ветлужского
После преставления Варнавы Ветлужского началось постепенное заселение берегов Ветлуги русскими людьми (по мнению диалектологов, в основном переселенцами из Устюга). Скорее всего, уже во второй половине XV века на Красной горе был основан Троицкий мужской монастырь (Варнавина пустынь), первое надежно засвидетельствованное упоминание пустыни содержится в жалованной грамоте царя Иоанна IV Васильевича 26 июля 1551 года строителю монастыря Савватию. Над могилой Варнавы Ветлужского насельники монастыря воздвигли Никольскую церковь. В 1666 году вместе обветшавшего храма был возведен деревянный шатровый Никольский храм, в котором находилась гробница Варнавы Ветлужского. От мощей преподобного происходили многочисленные исцеления, в 30-х годах XVII века в числе исцеленных у мощей Варнавы был священник Успенского собора Московского Кремля Иоанн, страдавший «болезнью лютыя главы». В 1639 году патриарх Иоасаф I направил в обитель на Ветлугу игумена Макариева Желтоводского монастыря Пафнутия, которому иноки Варнавиной пустыни поведали «многие повести» о случаях чудотворений и представили «бывших исцелений писания», которые Пафнутий взял с собой в Москву; в том же году Варнава Ветлужский был канонизирован к общецерковному почитанию.
В 1764 году Троицкий Варнавин монастырь был упразднен и обращен в приходскую церковь, бывшая монастырская слобода стала селом Варнавина Пустынь. В 1778 году село было преобразовано в город Варнавин, с 1797 года — это центр уезда Костромской губернии. С образованием города Никольский и Троицкий храмы бывшего монастыря стали соборными храмами Варнавина, особым почитанием пользовался деревянный Никольский храм, в котором под спудом почивали мощи преподобного. В XVIII — начале XX веков Варнава почитался как покровитель Поветлужья. Весной 1912 года Ветлуга подмыла крутой берег Красной горы, в результате чего произошел большой оползень, который едва не разрушил стоявший у обрыва Никольский храм. По распоряжению прибывшего в связи с этим в Варнавин Костромского и Галичского архиепископа Тихона (Василевского) мощи Варнавы Ветлужского 22 мая 1912 года извлекли из-под спуда и перенесли в каменный Троицкий храм (возведен в 1836), где поместили под полом придела во имя Варнавы Ветлужского. Жители Варнавина обратились в Синод с просьбой разрешить помещение мощей преподобного в особую раку, о чем Синод издал соответствующее распоряжение в марте 1914 года. 10-11 июня в Варнавине произошли торжества, в ходе которых мощи Варнавы Ветлужского были перенесены в установленную в Троицком соборе серебряную раку.
Во время массового вскрытия мощей святых в 1919-1920 годах мощи Вернавы Ветлужского не подверглись поруганию, однако в ходе кампании по изъятию церковных ценностей в 1922 году советские власти встали перед необходимостью изъятия мощей из серебряной раки, которая подлежала конфискации. Варнавинская уездная комиссия не решилась это сделать самостоятельно и обратилась за указаниями в Костромской губком РКП(б), который отправил в ЦК РКП(б) шифротелеграмму с просьбой разрешения на вскрытие мощей. «Сообщение из Костромы о мощах Варнавы» было заслушано на заседании Политбюро ЦК РКП(б) 4 мая 1922 года под председательством В. И. Ленина, Политбюро санкционировало вскрытие мощей и изъятие раки. В середине мая 1922 года в Варнавине мощи Варнавы Ветлужского были вскрыты и на несколько дней выставлены на всеобщее обозрение, раку отправили в Кострому, мощи остались в Троицком храме. В начале 1930 года храм был переоборудован под клуб, мощи Варнавы Ветлужского перенесли в последний действующий храм Варнавина — деревянную кладбищенскую церковь архангела Михаила. По преданию, бытующему среди старожилов Варнавина, летом 1937 года священник Архангельской церкви Петр Мегалинский, предвидя ее скорое закрытие и новое осквернение мощей Варнавы Ветлужского, с несколькими прихожанами тайно предал мощи земле на кладбище где-то возле храма. В 1937 году о. Петр был арестован и вскоре расстрелян.
С конца 80-х годов XX века в Поветлужье (с 1922 входит в состав Нижегородской епархии) началось восстановление почитания Варнавы Ветлужского. Осенью 1991 года в Варнавине был освящен первый в новейшее время храм, посвященный преподобному, в 1996 года в центре Костромского Поветлужья, в городе Шарья освятили еще один храм во имя Варнавы Ветлужского. 24 июня 1999 года в Варнавине на месте разрушенных храмов бывшего Троицкого монастыря была совершена закладка деревянной церкви во имя Варнавы Ветлужского. В тот же день на месте древнего Никольского храма, воздвигнутого некогда над местом погребения Варнавы, был установлен памятный крест.
Тропарь и кондак преподобному Варнаве Ветлужскому
Тропарь, глас 8.
О! тебе отче Варнаво, известен бысть спасения образ. Восприим бо крест последовал еси Христу. Творяше же и учаше, еже презрети плоть, преходит бо, прилежати же о душе вещи безсмертней. Тем же и со ангелы радуется преподобне дух твой.
Кондак, глас 2.
Чистотою душевною божествено вооружився, и непрестанная молитвы, яко копие вручив крепко, пробол еси бесовская ополчения Варнаво, отче наш, моли непрестанно о всех нас.
Преподобный Варнава Ветлужский. Иконы
В сводном иконописном подлиннике XVIII века об облике преподобного Варнавы сказано: «Подобием надсед, брада аки Сергиева, гораздо подоле, ризы преподобническия и в схиме, в руке свиток, нецыи пишут схима на плечах». Наиболее распространенный иконографический извод — преподобный в молении Святой Троице, на берегу реки, на фоне деревянной Никольской церкви с шатровым завершением, обнесенной оградой, как на нескольких нижегородских иконах второй половины XIX — начала XX веков; в коленопреклоненной молитве Спасителю на фоне 3 церквей и источника под горой — на нижегородской иконе первой трети XIX века.