Память святых чудотворцев и бессребреников Козмы и Дамиана Церковь совершает 14 ноября (1 ноября ст. ст.). Святые Козма и Дамиан имеют нарочитую благодать в просвещении разума ко учению грамоте, а также почитаются покровителями святости христианского брака.
Содержание
- Житие святых чудотворцев и бессребреников Козмы и Дамиана
- Чудеса святых чудотворцев и бессребреников Козмы и Дамиана
- Почитание святых чудотворцев и бессребреников Козмы и Дамиана. Тропарь, кондак и канон святым
- Иконописные изображения святых чудотворцев и бессребреников Козмы и Дамиана
- Храмы на Руси в честь святых Козмы и Дамиана
- Старообрядческие храмы в честь святых чудотворцев и бессребреников Козмы и Дамиана
- Святые Козма и Дамиан в искусстве
- Народные традиции в день святых Козмы и Дамиана
Житие святых чудотворцев и бессребреников Козмы и Дамиана
Козма и Дамиан родились в Асии. Время их рождения и смерти точно неизвестно. Считается, что они жили не позднее III века. Они были воспитаны своей благочестивой и богобоязненной матерью Феодотией. Позже Козма и Дамиан были отданы на обучение врачебной науке. Господь даровал им дар исцелений, что привлекало к ним множество больных. С больных, которых Козма и Дамиан лечили, они никогда не брали оплаты, соблюдая заповедь Господа:
Даром получили, даром давайте (Мф. 10, 8).
Слава о Козме и Дамиане прошла по всей округе, и люди назвали их бессребрениками. Лечили они не только людей, но и животных. Однажды Козму и Дамиана позвали к тяжело больной женщине по имени Пелагия, лечить которую отказались все врачи из-за ее тяжелого состояния. Она потратила множество средств от своего имения и не смогла исцелиться ни от одного врача. Козма и Дамиан исцелили болящую. Исполненная благодарности к ним и желая, чтобы они приняли от нее хоть какой-нибудь дар, Пелагия пришла к Дамиану. Она принесла ему три яйца. Но Дамиан отказывался принять дар. Тогда Пелагия со многими слезами умолила его принять этот малый дар во имя Святой Живоначальной Троицы — Отца, Сына и Святого Духа. Тогда Дамиан принял дар. Козма, узнав об этом, огорчился. Он подумал, что брат нарушил их строгий обет. Когда Козме пришло время умирать, он завещал, чтобы брата не хоронили рядом с ним. Через некоторое время умер и Дамиан. Люди не могли решить, где будет могила Дамиана. Но тут свершилось чудо: к людям явился верблюд, которого когда-то Козма исцелил от бешенства, и проговорил человеческим голосом:
Человеци Божии! Много чудес и знамений насладившеся от святою и славную Христову угоднику Козмы и Дамиана — не точию же вы, но и мы, скоты, данныи вам Богом на службу; темже и аз, благодаря со всеми, приидох поведати вам, яко отрок, своему слузе Козме таину свою не разлучитися им друга от другу, но вкупе положитися има (Четьи-Минеи митрополита Макария, Житие и чудеса святою безмезднику и бесребренику Козмы и Дамиана).
Так мощи братьев были положены вместе в Феремане. По преданию, и после смерти святые бессребреники совершили много чудес.
Чудеса святых чудотворцев и бессребреников Козмы и Дамиана
Великое множество чудес было совершено святыми Козмой и Дамианом. Однажды во время жатвы один из жителей тех мест вышел жать на свою ниву. Утомившись, изнемогши от солнечного зноя и намереваясь отдохнуть, он пошел под дуб, лег и крепко уснул. Во время сна ему чрез открытый рот вползла змея. Пробудившись, земледелец сразу не почувствовал никакой боли, так что снова принялся за работу на своей ниве. С наступлением же вечера, когда земледелец пришел домой и после ужина лег на постель, то почувствовал страшную боль оттого, что змея начала терзать его внутренности. Больной, не вынося страданий, стал кричать, чем пробудил от сна всех домашних. Последние, подойдя к больному и видя его страшные мучения, ничем не могли помочь; они даже не могли понять, что это была за болезнь. Тогда больной, не получив никакой помощи от окружавших, прибег к скорым помощникам Козме и Дамиану и воскликнул: «Святые врачи, Козма и Дамиан, помогите мне и помилуйте меня!» Святые тотчас поспешили с помощью: больной крепко заснул, и во время сна изо рта выползла змея. Видевшие сие чудо ужаснулись и прославили святых угодников. Когда змея выползла, муж тот тотчас пробудился и, с помощью святых бессребреников, выздоровел совершенно.
Неподалеку от храма святых врачей Козмы и Дамиана, в Феремане, жил некий муж Малх. Намереваясь отправиться в далекий путь, он повел свою жену к храму и сказал ей: «Вот я ухожу в далекий путь, тебя же вручаю под защиту Козмы и Дамиану: оставайся дома, пока не пришлю тебе условленный знак о себе, который ты признаешь за мой. И если Бог восхощет, то пришлю тебе этот знак и возьму тебя к себе». Поручив таким образом жену свою святым, Малх отправился в путь. По прошествии нескольких дней диавол принял образ некоторого знакомого человека и, придя к жене Малха, показал ей тот знак, на который указывал ей муж, говоря: «Пришлю тебе знак и возьму тебя к себе». Показывая ей этот знак, диавол велел идти за ним к мужу. «Знак этот я знаю, но идти не хочу, ибо я поручена святым бессребреникам Козме и Дамиану; и если хочешь, чтобы я пошла с тобой к мужу, то пойдем со мною ко храму святых, возьмись за край алтаря и поклянись мне, что не причинишь мне на пути никакого зла». Диавол дал такое обещание и, подойдя с нею к храму, взялся за край алтаря и поклялся. Женщина, услышав клятву, поверила ему, бывшему в образе знакомого человека, и пошла за ним в путь. Обольститель же, взяв ее, завел в место пустое и непроходимое и хотел ее там убить. Она, видя себя в крайнем бедствии, возвела очи к небу и возопила из глубины сердца к Богу, говоря: «Господи мой, святая Козма и Дамиане, помозита ми и избавита от убийца сего диавола; вама бо веровавши идох во след губителя сего сатаны; потщитася убо прити на помощь мне и избавита мя от кровопиица сего диавола». И тотчас явились скорые помощники, святые бессребреники Козма и Дамиан. Диавол, увидев их, оставил женщину и бежал; поднявшись на высокий берег, он низринулся в пропасть и исчез, а святые, взяв женщину, привели в дом ее. Она же поблагодарила их, но не узнала, кто они. И услышав, кто они, женщина упала на землю от страха и радости, святые же стали невидимы. И восклицала женщина, восхваляя и благодаря Бога и святых угодников Его, Козму и Дамиана.
Некий юноша, от испуга обезумевший, был приведен в храм святых бессребреников Козмы и Дамиана с надеждой на исцеление. Несколько дней и ночей провел он при церкви святых, не получив исцеления. Через некоторое время пришел к нему его отец, благочестивый старец. Молитва родителя была услышана. Его сын, до этого времени не узнававший отца, стал узнавать его. Святые Козма и Дамиан, невидимо возложив на него руки, совершенно исцелили его и, явившись отцу, повелели ему идти в свой дом, славя Бога.
Некий муж, страдавший болезнью в легких, которая сопровождалась кровохарканием, пришел к раке мощей святых бессребреников Козмы и Дамиана, чтобы получить исцеление. Болезнь его была так тяжела, что все считали его уже близким к смерти, а жена его даже готовила все необходимое для погребения. Больной до этого времени не верил в силу святых и нередко хулил на Бога. Святые исцелили его от телесного и душевного недугов. В ночном видении они возвестили, чтобы ищущий исцеления никогда не употреблял хулы и целый год воздерживался от употребления мяса. Больной с радостью исполнил повеление святых бессребреников. Тогда повелением святых Козмы и Дамиана кровь, шедшая гортанью, остановилась, легкие укрепились, и больной, возблагодарив святых, с радостью пошел в дом свой.
Некий муж страдал тяжелой болезнью и никак не мог исцелиться. Тогда он призвал в своей молитве святых Козму и Дамиана, и тотчас же был исцелен. Также святыми была исцелена болящая женщина.
Однажды пришла в церковь святых бессребреников глухонемая женщина. Страдая много лет этим недугом, она, кроме небесной, никакой не могла ожидать себе помощи. Долго, неотступно, со слезами молила она святых Козму и Дамиана исцелить ее от тяжелого недуга. Наконец, молитва ее была услышана. Глухонемая часто в уме своем повторяла Трисвятое. Через Трисвятое явили чудо и святые бессребреники. Во время вечернего богослужения в храме их, когда по обычаю пелось Трисвятое, внезапно глухонемая женщина услышала поющих и вместе с ними стала петь Трисвятое.
Один эллин заболел. Друзья его советовали ему идти в храм святых бессребреников Козмы и Дамиана. Больной послушался. Здесь, видя множество недужных, множество исцелеваемых, он, наконец, и сам убедился в чудодейственной силе святых бессребреников и с верой начал просить их об исцелении. Святые, явившись ему вместе, сказали, что если больной верует во Христа, то будет исцелен. Эллин, страдая нестерпимыми муками, познал Бога Истинного, непрестанно взывал к святым о помиловании и дал обет принять христианскую веру. Святые, провидя чистоту его веры, возложили на него руки и подали совершенное избавление. Исцелевший исполнил свой обет — принял святое крещение. Возвратившись в дом свой совершенно здоровым, он с великой радостью рассказывал всем о чудесах святых бессребреников. Многие из слушателей умилялись и приняли христианство.
Некий муж был любителем народных зрелищ и страдал болезнью в груди. Ни в чем не находя себе облегчения, он, наконец, вынужден был идти в храм святых бессребреников. Святые Козма и Дамиан, видя его усердие, умилосердились над больным. В следующую же ночь они явились ему и повелели выпить одну чашу смолы. Больной не исполнил их повеления. Святые явились ему во второй раз и к одной чаше прибавили другую. Когда же он и этого не исполнил, явились ему в третий раз и велели ему выпить три чаши. Несмотря на болезнь, которая увеличивалась в нем с каждым днем, он никак не хотел исполнить повеления святых. Наконец, они снова явились ему во сне и с веселыми лицами сказали: «Друг, что так вопиешь к нам? Если тебе неприятно для своего здравия выпить три чаши смолы, то вылей их в один сосуд и, дождавшись глубокого вечера, иди с ним в гору, на место зрелищ, и там зарой его так, чтобы никто тебя не видел. Если это сделаешь, то получишь исцеление». Больной с радостью исполнил все, как было приказано. Но все, что он делал, видел один запоздалый на том месте человек. Объясняя его странный поступок чародейством, он, заметив место, пошел и привел с собою многих других людей. Те, удостоверившись в истине показания, взяли и представили мнимого волхва на суд. Стали допрашивать. Он рассказал всю правду — ему не верили. Наконец, решили, что если действительно таково было повеление святых бессребреников, то в виду всех он должен выпить эти три чаши и получить исцеление. Больной с радостью принял сосуд, который казался ему неприятным, и при всех выпил его, и тотчас же силою святых бессребреников получил исцеление; с радостью пошел он в храм их и, воздав благодарение, всем рассказывал, как святые бессребреники и от болезни его исцелили, и послушанию научили, и от народных зрелищ отучили.
Святые Козма и Дамиан прославились множеством исцелений людей от душевных и телесных недугов.
Библиотека Русской веры
Поучение на память св. чудотворцев и бессребреников Козмы и Дамиана. Великие Минеи Четьи →
Читать онлайн в оригинале
Почитание святых чудотворцев и бессребреников Козмы и Дамиана. Тропарь, кондак и канон святым
На Руси святые бессребреники Козма и Дамиан (Асийские) преимущественно считались покровителями учащихся детей. К ним прибегали с молитвою при научении грамоте, чтобы они укрепили еще слабые детские силы и помогали их правильному развитию.
В Четьях-Минеях митрополита Макария есть поучение на память святых бессребреников Козмы и Дамиана, в котором из дневного Евангелия избрана тема: «Каковому должно быть учителю». В развитии ее есть такие выражения:
Святые учители тело врачевали чудесами, душу поучением. Они прихождаху к ним чудес ради, они же поучения ради. Ничто же ино так подобает учителю, яко же смирение и нестяжание имения.
Тропарь, глас 8
Святая безсребреника и чудотврца Козмо и Дамиане, посетита нас в болезнех наших, туне прияста, туне и дадита.
Кондак, глас 2
Благодать приемша исцелением, простираета здравие бедующим врача и чудотворца славная. Но ваю посещением и супостатом шатания низложита, мир исцеляюща чудесы.
Библиотека Русской веры
Канон чудотворцам и бессребреникам Козме и Дамиану →
Читать онлайн
Иконописные изображения святых чудотворцев и бессребреников Козмы и Дамиана
Особое распространение получила парная иконография святых чудотворцев и бессребреник Козмы и Дамиана, где Козма изображается слева, а Дамиан справа. Святой Козма облачен в длинную тунику с узкими рукавами, поверх которой короткий хитон с широкими рукавами, сверху — гиматий, драпирующий левое плечо, на ногах сапожки. Голова обнажена, волосы короткие, иногда с залысинами.
Святые Козма и Дамиан. Первая половина XV в. Центральный музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева, Москва
В иконописных подлинниках об иконографии Козмы и Дамиана Ассийских сказано: «брадами оба средни равны, в правых руках держат перья, а в левых сосудцы открыты, на ногах сапоги вохра». Святые братья-бессребреники изображаются средовеками, с небольшими окладистыми бородами, гладкими волосами с залысинами, их атрибутами являются лекарские ложечки (или перья).
В византийском и древнерусском искусстве святые чудотворцы Козма и Дамиан часто встречаются в монументальной живописи или в составе групп избранных святых. В монументальном искусстве самым древним изображением является мозаика конца IV века из церкви святого Георгия в Салониках.
Святые бессребреники Козма и Дамиан. Конец IV — третья четверть V вв. Церковь св. Георгия (Ротонда), Салоники, Греция. Мозаика в куполе
Наиболее знаменитыми являются мозаичные образы VI века из храма святых бессребреников Козмы и Дамиана в Риме (быв. «Библиотека Мира»). Среди избранных святых чудотворцы Козма и Дамиан встречаются в Софийском соборе Киева, в росписях Дионисия в Ферапонтовом монастыре.
Известна так называемая Филофеевская ставротека, которая датируется XII веком. Ставротека (хранилище для креста) имеет прямоугольную форму в виде небольшого ящика, со следами утраченной выдвижной крышки и крестообразным углублением, украшена чеканными серебряными пластинками, укрепленными на деревянной основе. По сторонам от крестовидного углубления внизу — фигуры в рост: слева — святого Козмы, справа — святого Дамиана. Вверху, в медальонах, погрудные изображения: слева — святого Кира, справа — великомученика Пантелеймона. Фон украшен орнаментом. По полю, вокруг крышки, греческая надпись, в которой говорится, что «реликварий изготовил с любовью Иоанн». На боковых стенках растительный орнамент из вертикально расположенных пальметт в замкнутых кругах. Вверху петля. На полях части застежек. По преданию, ставротека приписывается патриарху Филофею и была привезена митрополитом Алексием в 1354 году из Константинополя.
Филофеевская ставротека. Святые Кир, Козма и Дамиан, великомученик Пантелеймон. XII в. Музеи Московского Кремля, Москва
Святые Козма и Дамиан. Погодинский пролог. Новгород. Вторая половина XIV в. Санкт-Петербург, РНБ
Святой чудотворец и бессребреник Дамиан. Конец XV в. Русский музей
Святые Козма, Дамиан, Иаков Перский. Двусторонняя икона-таблетка, Новгород. Конец XV — начало XVI вв.
Иаков, брат Божий, Козма и Дамиан. Новгород, вторая четверть XVI в. Центральный музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева, Москва
Одно из изображений святых Козмы и Дамиана — резная кость на деревянной основе, покрытой серебряной басмой. Тыльная сторона закрыта шелковой тканью. Святые Козма и Дамиан, стоящие прямо, представлены как врачеватели, с ларцами и медицинскими инструментами в руках.
Святые Козма и Дамиан. 1569 г. Санкт-Петербург, ГРМ
Храмы на Руси в честь святых Козмы и Дамиана
В 1383 году в Пскове, на Гремячей горе, была построена церковь в честь святых Козмы и Дамиана. Издавна здесь существовал мужской монастырь, и в нем — церковь Козмы и Дамиана, сооруженная в камне в 1383 году. В 1540 году, после пожара, она значительно перестраивалась. В 1764 году Гремяцкий монастырь был упразднен, а церковь обращена в приходскую и приписана Петропавловскому собору. По архитектурным формам это средний по размерам памятник, одноглавый, трехапсидный, с типичной декорацией фасадов (широкие лопатки, лопастные арки, валиковая аркатура, «поребрик — бегунок — поребрик»).
Церковь Козмы и Дамиана бывшего Гремяцкого монастыря. Псков
Также известна псковская церковь Козмы и Дамиана с Примостья, построенная в 1463 году. Храм и его окружение восстанавливались и перестраивались. Это крупный одноглавый трехапсидный храм с восьмискатным покрытием.
Церковь Козмы и Дамиана с Примостья. Псков
В Москве, в Старых Кузнецах, существовала церковь Козмы и Дамиана. Она находилась в Заяузье, в Кузнецкой слободе, около пересечения Гончарной улицы и 3-го Котельнического переулка. Прихожанами храма были кузнецы и бронники, считавшие святых Козму и Дамиана своими покровителями. В конце XV века в этой местности существовало сельцо боярина князя Ивана Юрьевича Патрикеева, в грамоте которого от 1498 года впервые упоминается Козмодамианский монастырь, позже упраздненный. Монастырский храм в XVI веке выстроили заново в камне, а в 1657 году к нему пристроили придел святителя Филиппа, митрополита Московского. В 1745 году возвели новую колокольню. Церковь меняла облик в 1769–1770, 1855, 1863–1869 и 1899 годах. В 1936 году церковь снесли, а на ее месте в 1950-х гг. выстроили многоэтажный жилой дом.
Церковь Козмы и Дамиана в Старых Кузнецах (Москва)
В Москве, в Старых Панех (Старопанский переулок, дом № 2-4), освящен храм в честь святых Козмы и Дамиана. Впервые он упоминается уже в 1468 году. Свое название «в Старых Панех» храм получил по располагавшемуся поблизости польскому «Панскому двору», известному здесь с 1508 года. В камне храм был отстроен в 1564 году, и, возможно, сохранил фрагменты первоначальной постройки. Согласно преданию, в этом храме Иван IV венчался с шестой женой Василисой Мелентьевой. Первоначально храм был увенчан пятью главами, установленными на двусветном четверике основного объема. В XVII в. церковь стала слободской для патриарших певчих, селившихся в этой местности. В 1640 году с севера к церкви был пристроен Успенский храм. В 1803 году храм был сильно перестроен в стилистике классицизма. В 1929 году храм закрыли, разрушили трапезную и колокольню. В 1960-1980-е гг. здесь располагался отдел регулирования уличного движения. В 1993 году его передали общине РПЦ. Богослужения возобновились в 1995 году.
Церковь Козмы и Дамиана в Старых Панех (Москва)
В честь святых Козмы и Дамиана 5 декабря 1564 года был освящен храм в Муроме. Строительство храма было начато после взятия Казани. Сохранившаяся часть церкви очень проста по своим формам. Она состоит из невысокого квадратного в плане четверика и полукруглой апсиды. Здание невысокое одноэтажное, но под алтарем есть подклет, который крыт сверху сводами с распалубкой и использовался в старину, по-видимому, в качестве склепа для погребения умерших.
Церковь Козмы и Дамиана в Муроме
Старообрядческие храмы в честь святых чудотворцев и бессребреников Козмы и Дамиана
Храм в честь святых чудотворцев и бессребреников Козмы и Дамиана существует в с. Белая Криница Черновицкой области. Впервые построенная в конце XVIII века, церковь подверглась перестройкам на протяжении ХІХ века, во время которых она приобрела нынешний вид. Ей присущи черты типично буковинской храмовой архитектуры: квадратные притвор и неф с боковыми пристройками и полукруглая алтарная часть. Основной объем церкви построен из кирпича, верха деревянные. С запада над притвором возвышается трехъярусная квадратная в плане деревянная колокольня, над нефом — восьмигранный купол на четверике, над алтарем и притвором — небольшие восьмигранные бани. Все верхи церкви увенчаны маленькими лукообразными главками. Стены церкви опоясывает фриз с небольшими прямоугольными нишами, окна имеют арочный вид. Храм во имя святых Козмы и Дамиана входит в монастырский храмовый комплекс наряду с Собором Успения Пресвятой Богородицы и храмом Святителя Николы Чудотворца.
Старообрядческий храм в честь святых чудотворцев и бессребреников Козмы и Дамиана
Также храм РПсЦ в честь святых Козмы и Дамиана располагается в г. Суздале Владимирской области.
Храм РПсЦ в честь святых Козмы и Дамиана располагается в г. Суздаль Владимирской области
В г. Оренбурге в честь святых Козмы и Дамиана освящен храм РДЦ.
Храм святых Козмы и Дамиана в Оренбурге
Святые Козма и Дамиан в искусстве
Кроме иконописи, святые чудотворцы и бессребреники Козма и Дамиан изображались на картинах мировых мастеров, а также и в монументальном искусстве.
Святые Козма и Дамиан пересаживают ногу. Лос Балбасес, к. XVI в. Лондон, Университетская библиотека
Погребение святых Козмы и Дамиана. Фра Анджелико (1438-1440 гг. Часть большого алтаря. Церковь Сан Марко. Флоренция. Италия
Мемориальная доска Козме и Дамиану в Будапеште
Народные традиции в день святых Козмы и Дамиана
В старославянском языке имена Козмы и Дамиана чрезвычайно рано стали соединяться в одно слово-понятие Козьмодемьян (Кузьмодемьян). Так эти святые упоминаются в перечне праздников в новгородской берестяной грамоте XI века, так же называются во многих говорах соответствующий праздник и церкви в честь этих святых.
Русский народ с именами святых соединяет немало особенных верований. Их считали покровителями скота («они не точию человеком помогаху, но и скотом, и ни от кого же что за сне приимаху, творяху бо сия вся не имений ради, дабы златом или сребром обогатитися, но Бога ради»). Козма и Дамиан известны как хранители кур, отчего день их памяти был известен под именем Куриного праздника или Куриных именин. В старину наши предки даже наблюдали особенный обычай в честь этих угодников, известный под именем Курятников: хозяйки в Москве 1 (14 н. ст.) ноября собирались вокруг церкви святых Козмы и Дамиана с курами и потом рассылали своим знакомым и уважаемым лицам кур в виде подарка.
Считаясь защитниками кур по преимуществу, святые Козма и Дамиан в то же время известны и как покровители семейного очага и супружеского счастья. День, посвященный их памяти, особенно чтился среди девушек: в некоторых местах существовал даже обычай: девушка-невеста считалась в этот день как бы хозяйкой дома, она приготовляла для семьи кушанья и угощала всех, причем в качестве главного угощения подавалась куриная лапша. Вечер этого дня деревенская молодежь проводила в веселье: девушки собирались в какой-нибудь большой избе и делали так называемые «ссыпки», т. е. каждая приносила что-нибудь из съестного в сыром виде: картофель, масло, яйца, крупу, муку и прочее. Из этих продуктов, в ознаменование начала зимних работ, устраивалось пиршество, к которому в качестве гостей приглашались парни. Такие пирушки назывались «кузьминками» и продолжались до света, причем парни обыкновенно успевали вторично проголодаться и отправлялись на фуражировку, воруя соседских кур, которых девушки и жарили им в «жировой» избе. При этом, конечно, сохранялось в полной тайне, сколько и у кого было украдено кур, хотя к покражам такого рода крестьяне относились довольно снисходительно, и если ругались, то только для порядка.
«Кузьминки» в некоторых местах, как, например, в Пензенской губернии, сопровождались особым обычаем, известным под именем «похорон Козьмы-Демьяна»: в жировой избе девушки приготовляли чучело, т. е. набивали соломой мужскую рубашку и шаровары и приделывали к нему голову; затем надевали на чучело «чапан», опоясывали кушаком, клали на носилки и несли в лес, за село, где чучело раздевали и на соломе плясали.
Также святые Козма и Дамиан считаются покровителями ремесел и главным образом женских рукоделий. Это объясняется тем, что с 1 ноября (день Козмы и Дамиана) женщины вплотную принимались за зимнюю пряжу: «Батюшка Кузьма-Демьян, — говорили они, садясь за прялку, — сравняй меня позднюю с ранними», т. е. помоги не отстать от других, которые начали работу раньше.
Козму и Дамиана называли Божиими кузнецами: мастера кузнечные считали их своими покровителями и потому считали грехом работать в своих мастерских в день памяти святых. Во многих местах в честь Козмы и Дамиана бытовал обычай изготовлять к 1 ноября какие-либо обетные работы и вырученные за них деньги тратить на покупку свеч к иконам или для подаяния нуждающимся. По народному представлению, эти святые сами занимались кузнечным делом: они ковали плуги и раздавали их людям для возделывания земли. Народные загадки кованую железную цепь называют Кузьмою: «Узловат Кузьма, развязать нельзя».
Как Божьим кузнецам, святым Козме и Дамиану народная фантазия приписывала в виде атрибута одно из важнейших кузнечных орудий — молот и поставляла в зависимость от них заключение брачных союзов. Таким образом, сковать свадьбу — это значит как бы утвердить те невидимые нравственные цепи, то есть обязанности, какие налагают на себя вступающие в супружество. Таким образом, наши предки приписали святым Козме и Дамиану покровительство над свадьбами.
В народе существовали приметы, связанные с днем памяти святых Козмы и Дамиана:
- Кузьминки — об осени одни поминки. Встреча зимы.
- Устанавливается первый непрочный зимний путь.
- Снежный день обещает будущей весной большой разлив.
- «Кузьма закует, а Михайло раскует» (Михайловские оттепели — Собор архангела Михаила).
- На Кузьму-Демьяна курицу на стол — с этого дня начинали бить кур на продажу.
- Если на Козьмодемьяна лист остаётся на дереве, на другой год будет мороз.
- Если Кузьма зол — то жди, что тебе сильно не поздоровится! Оттепели не будет.
Молились святым Козме и Дамиану о помощи в учении грамоте. В одном азбуковнике XVII века имеется прямое замечание: «Есть обычай многим учащимся совершати молебная святым бессребреникам Козме и Дамиану». Известно, что и греки почитали святых Козму и Дамиана помощниками в книжном учении. Есть свидетельство о том, что для испрошения этой помощи греки приходили именно в храм этих святых.
Комментариев пока нет