Празднование Толгской иконе Пресвятой Богородицы совершается 21 августа (8 по ст. ст.). Толгскому образу Богородицы молятся о здравии.
Содержание
- Толгская икона Пресвятой Богородицы. История
- Чудеса Толгской иконы Пресвятой Богородицы
- Иконография Толгского образа Пресвятой Богородицы
- Монастыри и храмы во имя Толгской иконы Пресвятой Богородицы
Толгская икона Пресвятой Богородицы. История
В 1314 году Прохор, епископ Ростовский и Ярославский, возвращаясь из Кирилло-Белозерского монастыря в Ярославль, остановился на ночлег на берегу Волги, в шести верстах от города, в месте впадения в нее речки Толга. Ночью Прохор увидел на противоположном берегу столб света и чудесно возникший мост через Волгу, ведущий к нему. Он взял свой посох и пошел к явившемуся видению. Достигнув противоположного берега, епископ увидел образ Пресвятой Богородицы, держащей на руках Младенца, Господа нашего Исуса Христа; образ не стоял на дереве, а чудесно держался на воздухе, так что с земли его нельзя было достать руками. Епископ, поклоняясь иконе Богородицы, воссылал Ей молитвы, соединенные со слезами; после довольно продолжительной молитвы он возвратился обратно, забыв на этом месте свой посох. Наутро слуги епископа не смогли найти его посох, и Прохор рассказал им о ночном видении. Он повелел им ехать на другой берег и привезти посох. Слуги исполнили повеление, и нашли на противоположном берегу в указанном епископе месте его посох и икону Пресвятой Богородицы, стоящую на земле. После этого Прохор направился туда и повелел расчистить место для постройки деревянной церкви, которую с помощью горожан, прибывших туда после известия о чудесном явлении иконы Богородицы, возвели в тот же день. Прохор освятил церковь в честь праздника Введения Пресвятой Богородицы во Храм и основал при ней монастырь, получивший название Толгского Введенского.
Празднование обретения иконы совершается 21 августа. Известны копии с Толгской иконы Пресвятой Богородицы в следующих местностях: в Нежинском девичьем монастыре, в Воскресенской Подкубенской церкви Вологодской области; в Мценском Петропавловском монастыре Орловской области.
Чудеса Толгской иконы Пресвятой Богородицы
Настоятелем новой обители был игумен Герман. 16 сентября 1392 года за утреней из правой руки Пресвятой Богородицы на иконе истекло миро, от которого благоухание распространилось по всей церкви. Когда после утрени стали по случаю этого чуда служить молебен, то миро истекло из левой ножки Младенца. То и другое миро исцелило многих больных. Вскоре в монастыре случился пожар и сгорел храм, где хранилась икона. Вынести ее не успели. Все скорбели, что она погибла. Но после пожара ее нашли в чудесном сиянии в монастырской роще. Был некогда неурожай, и обитель даром кормила всех богомольцев и бедных, стекавшихся под кров Богородицы. Когда с усилением голода народу стало стекаться еще более, игумен, боясь, что братия останется сама без хлеба, отказал народу в пропитании. После этого при всей изобильности трапезы монастырская братия стала чувствовать необъяснимый голод. Игумен приказал удвоить количество трапезной пищи, но братия все оставалась голодной. Тогда понял игумен наказание Божие и велел кормить народ по-прежнему, и братия при обычной трапезе стала сыта. В 1766 году в Ярославле и его окрестностях была засуха более двух месяцев. Все растения и посевы засохли, земля потрескалась. Из Толги подняли чудотворную икону и понесли в Ярославль. Когда в городской Успенской церкви отслужили молебен, небо внезапно покрылось тучами, начался дождь, который шел трое суток. Осенью собрали обильную жатву.
Иконография Толгского образа Пресвятой Богородицы
Иконография Толгской иконы происходит из византийской иконописи XII-XIII веков. Ряд иконографических деталей в лике Исуса Христа (рисунок бровей, носа, широко раскрытых глаз, рта, форма лба, округлый подбородок, разделение прядей волос) повторяют лик Еммануила на другой ярославской иконе — «Оранта Великая Панагия» (первая треть XIII века). Поддерживая обеими руками стоящего на ее коленах Младенца, Дева Мария склоняет к Нему голову. Исус обнимает Ее, прижимаясь к щеке Матери. В верхних углах — архангелы в рост, предстоящие Богородице с покрытыми одеждой руками. В одеждах сочетаются кубово-синий и коричнево-красные цвета двух оттенков. Белые обильные пробела лучше сохранились на синих частях одежды. Подбитый красной тканью, изображенной у лба, красновато-коричневый мафорий Богородицы украшен серебряной каймой и запоной с жемчугом и цветными камнями. Охряной трон, расписанный желтым растительным орнаментом, изображен с аркатурой в три ряда; трон усажен жемчугом и цветными камнями по обрамляющей его черной полосе. На троне лежит ярко-зеленая подушка, внизу виднеется завеса этого же цвета. Под подушкой подостлан темно-коричневый ковер, шитый камнями и жемчугом, так же как и подножие, на которое опираются ноги Богородицы. Вохрение плотное, глинисто-коричневое с подрумянкой, по желтому санкирю. Оливковые и темно-красные тени приплеснуты, так же как и белильные высветления у рта, на носу и под глазами. Глаза темно-коричневые, почти черные, с ярким белильным белком. Волосы Спаса исполнены исчерна-коричневой краской по зеленоватой подготовке; на крещатом нимбе — следы написанных красками драгоценных камней. Предстоящие архангелы представлены в розовых и синих одеждах. Слева вверху над архангелом следы киноварной надписи. Звезда на лбу Богородицы, орнамент трона и крылья архангелов прописаны в XVI веке.
На списках с Толгской иконы Богородица изображается погрудно, а Исус сидящим, а не стоящим. Изменено положение рук Девы Марии, для них заимствован прототип с Владимирской иконы Богородицы.
Либо Богомладенец изображается сидящим на левой руке Богородицы. Гиматий Исуса оранжево-розовый, хитон темно-синий.
Монастыри и храмы во имя Толгской иконы Пресвятой Богородицы
В 1314 году епископ Ростовский Прохор, согласно его житию, чудесным образом обрел на берегу Волги в 8 верстах от Ярославля Толгскую икону Божией Матери. Весть о чудном явлении образа Пресвятой Богородицы дошла до Ярославля, откуда стеклось множество народа разного звания, возраста и состояния. Общими усилиями к полудню была отстроена церковь, епископ Прохор освятил ее во имя Введения во храм Богородицы, внес в нее образ Пресвятой Богородицы, названный «Толгским». В 1609 году в Смутное время поляки убили иноков Толгского монастыря. В 1625 году на территории монастыря был построен Крестовоздвиженский храм. В 1652 году был построен Никольский храм, а в 1681-1683 годах — Введенский собор. В 1893 году на территории монастыря была построена часовня в память об убиенных в 1609 году иноках. В 1928 году Толгский монастырь был закрыт советскими властями. В декабре 1987 года Толгский монастырь был открыт, став первым женским монастырем в РСФСР. Ныне действующий монастырь РПЦ.
Во имя Толгской иконы Пресвятой Богородицы освящен придел церкви Богоявления в селе Красное-на-Волге под Костромой. Церковь была построена в 1592 году на средства дяди царя Бориса Федоровича Годунова, Дмитрия Ивановича. В начале XVII века к храму пристроили два придела, а в конце этого же века возвели колокольню. На протяжении всех последующих веков храм неоднократно перестраивался, а к концу XIX века практически утратил свой первоначальный облик, за исключением шатра. В 1932 году церковь закрыли, а в дальнейшем она использовалась как зернохранилище, склады, библиотека и клуб. В 1950-1960 годах в Богоявленской церкви провели ремонтно-реставрационные работы. В ходе этих работ храму вернули первоначальный облик, который имел храм к концу XVII века. В 1990 году церковь вернули Костромской и Галичской епархии РПЦ.