Преподобный Евфросин Псковский

28 мая (15 ст. ст.) Церковь чтит память преподобного Евфросина Псковского.

 

Содержание:

 

Житие преподобного Евфросина Псковского

Преподобный Евфросин (в миру Елеазар) родился в 1386 году в селе Виделебье близ Пскова. По происхождению Елеазар был богатым крестьянином. Родители хотели, чтобы сын женился, но он тайно ушел в пригородный Снетогорский монастырь и принял там иноческий постриг с именем Евфросин. Между 1419 и 1424/25 гг. Евфросин совершил путешествие в Константинополь для разрешения шедшего в Пскове спора о том, как петь славословие с аллилуия: повторяя аллилуия дважды («Аллилуия, аллилуия, слава Тебе, Боже») или трижды («Аллилуия, аллилуия, аллилуия, слава Тебе, Боже»). Стремясь к монашескому уединению, Евфросин с благословения настоятеля Снетогорской обители поселился на реке Толве (неподалеку от Пскова). Через некоторое время к нему присоединился инок Серапион, затем стали приходить другие, искавшие иноческого подвига. Пустынь преобразовалась в первый в Псковской земле монастырь, однако, как известно из «Повести о сугубой аллилуии» и Жития Евфросина в редакции священника Василия, всенощные бдения в монастыре совершались по скитскому уставу. Евфросин удостоился явления ему святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста, повелевших устроить в обители посвященный им храм с приделом во имя преподобного Онуфрия Великого. Евфросин исполнил это повеление. При жизни Евфросина в монастыре была также построена церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы.

Строительство в монастыре велось на средства Евфросина, в завещании которого указаны его вотчина, «исады» (рыбные ловли), «клети» в городе, данные им братии в общее владение. По смирению Евфросин не принял духовного сана и предоставил настоятельство своему ученику священноиноку Игнатию, который стал его духовным отцом. Инок Евфросин подвизался в уединенной келье в лесу около монастыря, на ее месте позднее поставили крест, еще один крест был установлен неподалеку, на месте его молитвенных подвигов. Трехсвятительский монастырь принимал и кормил странников, помогал хлебом окрестным крестьянам, из-за чего запасы обители зачастую истощались, однако по молитвам Евфросина чудесным образом восполнялись.

Незадолго до смерти Евросин принял схиму со своим мирским именем Елеазар. Преставился он 15 мая 1481 года и был погребен между церковью Трех святителей и церковью во имя Рождества Пресвятой Богородицы.

 

Сочинения преподобного Евфросина Псковского

Евфросин Псковский является автором монастырского Устава. Устав был написан для Трехсвятительского монастыря в конце 50-х – нач. 60-х гг. и является древнейшим русским общежительным уставом. При его составлении были использованы грамоты Снетогорскому монастырю святителя Дионисия, архиепископа Суздальского, и митрополита Фотия, а также труды святителя Василия Великого, преподобных Иоанна Лествичника, Исидора Пелусиота, Исаака Сирина и других  отцов Церкви. В Уставе Евфросин, по его признанию, опирался на опыт основателей общежительных монастырей преподобных Пахомия Великого, Саввы Иерусалимского и других. Устав состоит из краткого введения автобиографического характера и 29 глав.

Основные положения Устава посвящены соблюдению в монастыре строгих норм общежития. В обители были запрещены личная собственность, еда и напитки в келье (кроме случая болезни). Насельники должны быть во всем послушны игумену (под угрозой заключения «в темници»). В Уставе провозглашается самостоятельность монастыря во внутренних делах. В главе «О наемном деле» записано, что «стяжание же чюжих трудов вносити каково любо отнудь несть на ползу нам». Вклад при пострижении был необязателен. Собственность обители объявляется неприкосновенной: выйдя из монастыря, инок не мог забрать вложенное ранее в обитель имущество. Устав запрещает посещение монастыря женщинами (интересно, что при этом Евфросин пишет: «Се бо бесовьское есть дело, еже ненавидети и укаряти Божие создание, от нихже и мы рожени есмы») и «голоусыми» юношами, а также прием детей на обучение грамоте, наличие в монастыре и в монастырских селах скота женского пола, мытье иноков в банях; строго наказывает за пьянство. Особые главы Устава посвящены странноприимству, помощи голодающим, строгому соблюдению постов.

Подлинник духовной грамоты Евфросина на пергамене, скрепленный печатью архиепископа Новгорода и Пскова Феофила, хранился в Спасо-Елеазаровом монастыре и был утрачен к началу XX в. В завещании Евфросин передал свое имущество на нужды братии. Грамота содержит также указания относительно имущества обители, отчасти повторяющие положения Устава. Преподобный Евфросин предписывает принимать в монастырь по устному заявлению о своем имущественном положении, дозволяя внести добровольный вклад как милостыню и плату за поминальные службы священникам и причту; при этом запрещается забирать вложенное в монастырь имущество при уходе из обители. Возбраняются еда иноков в кельях, вход в монастырь женщинам, бани, ношение «немецького платиа» и шуб «с пухом». Выбор следующего игумена после Харалампия должен быть по жребию («а кого Бог изберет») из кандидатов, благословленных настоятелем монастыря.

 

Спор о пении аллилуии в XV — начале XVI веков

В конце XIV в. митрополит Киевский и всея Руси Киприан велел снабдить псковское духовенство, испытывавшее острую нужду в богослужебной литературе, необходимыми книгами (Требниками, Уставами, Следованными Псалтирями и другими). В большинстве этих книг предписывалось петь славословие, удваивая аллилуия («Аллилуия, аллилуия, слава Тебе, Боже). Расхождения в вопросе о пении аллилуия (повторять ли это слово в славословии дважды или трижды), по-видимому, существовали, и в конце 10-х гг. XV в. Этот вопрос был поднят псковским духовенством в грамоте, посланной митрополиту Киевскому и всея Руси Фотию. В ответном послании от 12 августа 1419 г. владыка Фотий благословил псковичей в славословии трижды петь аллилуия [1]. Ответ митрополита Фотия, согласно «Повести о сугубой аллилуии», сотворил «нестроение церковное и великое разногласие посреди чади священныа… тогда волняхуся о Божественомь том любомудрии и велик раскол влагающи посреди Христовы Церкви, овемь бо двоящи, а овем троящим пресвятая алилугиа». В приходских храмах Пскова утвердился обычай троить аллилуия, тогда как сугубое пение аллилуия сохранялось в богослужении отдельных псковских монастырей, в частности Елеазарова. Одним из наиболее значительных сторонников сугубого пения аллилуия в Пскове был Евфросин. В послании Новгородскому архиепископу Евфимию II Вяжицкому инок Евфросин сообщал, что с юности привык двоить аллилуия. Городские священники во главе с Иовом обвинили не подчинившихся грамоте митрополита Фотия иноков, в первую очередь Евфросина, не только в непослушании, но и в ереси.     

Поскольку никто в Пскове не мог разрешить этот конфликт, Евфросин решился на путешествие в Константинополь в начале 20-х гг. XV в. По свидетельству Жития Евфросина, в Константинополе он получил благословение патриарха и уверение отшельников в правильности сугубого пения аллилуия. Споры о пении аллилуия разгорелись в Пскове с новой силой в середине 50-х гг. XV в. Защитник троения аллилуия бывший священник Иов написал Евфросину послание. По Житию преподобного, Иов не пытался доказать правильность своей позиции, но в грубых выражениях обвинял Евфросина в ереси. В ответ Евфросин послал грамоту клирикам псковского кафедрального Свято-Троицкого собора, дошедшую фрагментарно в составе «Повести о сугубой аллилуии»; Евфросин оправдывал свою точку зрения авторитетом Константинопольской Церкви. Однако видя, что Иов сумел обратить весь город против него и его монастыря, инок Евфросин не позже 1458 г. отправил письмо Новгородскому архиепископу Евфимию II с просьбой рассудить «прю межоусобную». Ответ архиепископа не разрешил конфликта. Евфимий благословил Евфросина и дальше держаться практики двоения аллилуия, но и не запретил Иову называть Евфросина еретиком.

 

Почитание преподобного Евфросина Псковского

Во второй пол. 60-х — 70-х гг. XVI в. в Елеазаровом монастыре на новом месте был возведен каменный собор во имя Трех святителей, мощи инока Евфросина были перенесены в собор и погребены около  стены за правым клиросом, место захоронения Евфросина было утрачено после закрытия Елеазарова монастыря в 1921-1923 г.         

Местное почитание Евфросина началось сразу после его смерти. Через некоторое время на его гробнице по повелению Новгородского архиепископа Геннадия был поставлен образ, написанный при жизни Евфросина его учеником Игнатием, и положено завещание преподобного. Канонизация инока Евфросина совершилась, по-видимому, на Соборе 1549 г. Собор 1551 г. постановил праздновать память Евфросину, «как и прочим святым преподобным отцем». В «Похвальном слове русским преподобным» 40-х гг. XVII в. соловецкого книжника Сергия (Шелонина) содержится пространная похвала Евфросину, который прославляется как «непоколебимый столп и необоримое забрало благочестия».              

Во второй пол. XVII в. отношение к Евфросину со стороны церковных властей изменилось в связи с церковной реформой патриарха Никона, в ходе которой, в частности, было введено пение славословия с троением аллилуия. При патриархе Иоакиме служба Евфросину была исключена при издании Устава в 1682 г. Служба Евфросину отсутствует в печатной Служебной Минее 1691 г. Однако в издании Пролога 1685 г., самом полном в XVII в., Житие Евфросина, в котором нет изложения споров о пении аллилуия, помещено под 15 мая. Старшие списки службы Евфросину датируются серединой ХVI в. В рукописях ХVI в. служба представлена в 2 видах — как бденная с малой и великой вечернями и бденная с великой вечерней. Автором канона является священник Василий, составивший также одну из редакций Жития преподобного.

 

Тропарь, кондак и канон преподобному Евфросину Псковскому

Тропарь, глас 4.

Житейскую печаль, и всяк мятежь мира сего любве ради Христовы, со дерзновением отвергл еси блаженне. И повеленная распятым Господем Исусом Христом, вся исправил еси. И Того ярем взем, во всем воли Его повинулся еси. И благочестив делатель животным заповедем Христовым, благотрудно прилежал еси. И сего ради Бог прослави тя, и по преставлении чюдеса показа от честнаго гроба твоего. Тем же и неоскудно угобзися обитель твоя. И нищим бысть богатное пристанище и покров. Отче наш преподобне Евфросине, моли Христа Бога, да спасет душя наша.

Кондак, глас 8.

Божиим Светолитием просвещен отче, постническое стяжав жительство преподобне. Иноком предобрыи наставниче, и постником благое украшение. Сего ради Господь труды твоя видев, даром чюдес обогати тя, источаеши бо исцеления. Мы же радущеся вопием ти, радуися отче Евфросине, иноком удобрение.


Библиотека Русской веры
Канон преподобному Евфросину Псковскому →

Читать онлайн


Спасо-Елеазаров монастырь

Спасо-Елеазаров монастырь стал центром духовной жизни Псковской земли с 1510 по 1547 гг. Обитель неоднократно подвергалась нападению литовцев, поляков и ливонских рыцарей. После «духовных штатов» 1764 г. монастырь был возведен в третий класс. Наименование Спасо-Великопустынский получил только при Екатерине II, когда по закрытии (в 1766 г.) прежнего Спасо-Великопустынского монастыря его штаты были переданы Елеазарову, к нему же была приписана братия монастыря. В 1804 г. сюда же была переведена и братия упраздненного Снетогорского монастыря. В 1813 году монастырь был возведен во второй класс. 3 октября 1906 г. определением Святейшего синода монастырь был преобразован из штатного в общежительный. В 1918 году монастырь был официально упразднен, но продолжал существовать явочным порядком. Согласно постановлению губисполкома, с 1 сентября 1921 г. помещения бывшего Елеазарова монастыря были переданы под устройство санатория для туберкулезных детей. Монастырь окончательно закрыт в ноябре 1923 г.

Спасо-Елеазаровский женский монастырь. Фото 1960-х гг. из архива Бориса Скобельцина

До 1999 года на территории монастыря располагались детский спортивный лагерь «Щит» и жилые дома. В 2000 году монастырь был передан Псковской и Великолукской епархии. Тогда началось возрождение древней обители.

 

Преподобный Евфросин Псковский. Иконы

Наиболее ранний этап формирования иконографии преподобного Евфросина связан с иконой, о написании которой повествует его Житие. Согласно Житию, икона была поставлена «над гробом святаго». Возможно, этот образ имеется в виду в описании монастыря 1861 г.: «…на гробнице преподобного Евфросина положена древняя икона его, писанная учеником его Игнатием». В Житии 1547 г. имеется описание внешности Евфросина: «…бысть же видением средний телом и сух излише плотию, главу име круглу, брови окружене, лице долго, благодатию Святаго Духа просвещено, влущене скрании, тихи име очи, браду име продолговану, доле персей, к концу остра, роздвоилася, тмяна, и скраней густа, седины украшена». Все известные изображения Евфросина относятся к периоду не ранее 2-й пол. XVI в. Причиной тому явились обстоятельства, связанные с затянувшимися спорами о пении аллилуия, в центре которых оказался Евфросин.

Явление преподобных Евфросина и Серапиона Псковских автору «Повести о сугубой аллилуии». Кон. XVI — нач. XVII в. ПИАМ

Наиболее ранние изображения Евфросина сохранились на предметах лицевого шитья 2-й пол. XVI в. Облик преподобного индивидуализирован: лицо худощавое со впалыми щеками, поставленные близко глаза, крупный заостренный нос, разделенная на несколько прядей борода.

Преподобный Евфросин Псковский. Пелена. Псков, конец XVI в. ПИАМ
Преподобный Евфросин Псковский. Рисунок (перевод с иконы). XVI век. СПб, ГРМ

В начале XVIII в. в Елеазаровом монастыре имелась икона Евфросина с циклом житийных клейм, о чем свидетельствует старообрядческое сочинение паломника, посетившего в это время обитель: «Тамо же во обители в церкви над гробом преподобного Евфросина есть образ велик того же преподобнаго Евфросина з житием, древней. Около же того святого образа со всех стран изображено, како ходил преподобный Евфросин в Царьград и како взем у патриарха со благословением тое святую икону Пресвятыя Богородицы, и то в лицах написано, и прочее тамо».

Преподобный Евфросин принимает в Трехсвятительский монастырь преподобного Савву Крыпецкого. Клеймо иконы «Святые Иоанн Богослов, Савва Сербский, Евфросин Псковский и Савва Крыпецкий, с житием преподобного Саввы». Псков. Кон. XVI – нач. XVII в. ПИАМ
Ап. Иоанн Богослов, Свт. Савва Сербский, прп. Евфросин Псковский, прп. Савва Крыпецкий с житием (фрагмент). Икона. Псков
Варлаам пустынник, Евфросин Псковский, Максим Московский. 1588 – 1590 гг., деталь походной церкви «Небесная сень». Тверь, Тверская областная картинная галерея
Икона святых Серапиона и Евфросина Псковских

На иконе «Избранные святые» 1-й пол. XVII в. Евфросин изображен с двуперстием, со свитком в левой руке, с длинной («доле персей»), раздвоенной на конце бородой.


Источники:

[1] РИБ. Т. 6. № 48. Стб. 408; РФА. Вып. 3. № 137. С. 506.

+

Авторизация

* *
*

Регистрация

*
*
*
*

Проверочный код Time limit exceeded. Please complete the captcha once again.


Восстановление пароля