Память преподобному Дионисию Глушицкому, Вологодскому чудотворцу, Церковь совершает 14 июня (1 июня по ст. ст.) в день его преставления.
Содержание:
- Житие преподобного Дионисия Глушицкого
- Почитание преподобного Дионисия Глушицкого
- Тропарь, кондак и канон преподобному Дионисию Глушицкому
- Преподобный Дионисий Глушицкий. Иконы
Житие преподобного Дионисия Глушицкого
Как повествует «Сказание о начале Спасо-Каменного монастыря», написанное в последней четверти XV века Паисием Ярославовым, и Житие преподобного Дионисия Глушицкого, написанное дьяконом Иринархом в 1495 году, через 58 лет после преставления преподобного, — 19-летний юноша Димитрий из Вологды в 1382 году принял постриг с именем Дионисий в Спасо-Каменном монастыре от известного своей святостью игумена Дионисия, который пришел с Афона и ввел святогорский устав в обители. Несомненно, что именно игумен-афонит, этот духовный родоначальник отдельной ветви в Северо-Восточном монашестве, оказал большое влияние на будущего святого в плане практики им умной молитвы и упражнения в искусствах иконописи и кузнечного ремесла. 9 лет молодой монах подвизался в обители под опытным духовным руководством, но в 28-летнем возрасте (1391 г.) отпросился у игумена «Богу работати» и «себе наедине безмолствовати».
Этот факт свидетельствует о том, что Дионисий повзрослел и чувствовал жажду к активным духовным действиям, направленным на постановку своей монашеской жизни на более высокий аскетический уровень, а также на проповедь среди крестьян, многие из которых проживали в глухих местах и, весьма вероятно, до сих пор практиковали язычество. Так, в 1392 г. он вместе с иноком Пахомием пришел в окрестности Кубенского озера «в весь зовому Святую Луку» и восстановил жизнь в бывшем там, но к тому времени заброшенном, общежительном монастыре: иноки поставили там крест, келью у куста черемухи, плоды которой, согласно Житию, избавляли паломников от недугов, и церковь Николы Чудотворца, престол которой был освящен в том же году (Дионисию 32 года). Дионисий принял священный сан, сам же после нескольких лет духовных подвигов рядом с Пахомием в Никольской пу́стыни, и видя, что Пахомий начинает его «срамити и умалятися», отошел от него и от других братьев на 15 верст, в место, на котором во сне услышал колокольный звон. Там он и основал свой общежительный монастырь, так как расценил это как знак свыше: «сам же отиде оттуду поприщ пять на десять и тамо монастырь состави во имя Пречистыя Владычицы нашея Богородицы честнаго и славнаго ея Покрова». Преподобный сразу поставил себе келью в этом месте на реке Глушице и «разчини е по лаврьскому строению» и начал там жить, «многыи напасти от бесов претерпе», но выстоял. Все, что было необходимо, Дионисий «делаше своима же рукама».
К тому моменту, как преподобный ушел на Глушицу, он монашествовал уже 14 лет, побывал в Ростове и приобрел некоторую известность среди служителей Церкви. Поэтому к нему на Глушицу «мало же времени мимошедшу» пришел сначала некий старец, а потом стали приходить по два и по три человека и оставаться жить. Дионисий решил создать общежительный монастырь, для чего сначала обратился к местной светской власти, и только после этого, через 2-3 года, он опять отправился в Ростов к епископу Григорию за его окончательным благословением. В 1403 году в монастыре уже стояла небольшая Покровская церковь и трапезная. К тому времени в обители жило уже 15 иноков, и количество насельников постепенно увеличивалось. В 1412 году в уже известной в округе обители стояла большая Покровская церковь. Судя по всему, иконы для этого храма преподобный написал сам, так как имел дар иконописца (с именем Дионисия связываются около 40 известных нам сегодня икон, однако Дионисия Глушицкого порой путают с еще одним выдающимся иконописцем Древней Руси Дионисием, расписавшим, среди прочего, Ферапонтов монастырь). Доподлинно известно о том, что кисти Дионисия Глушицкого принадлежит известный прижизненный образ прп. Кирилла Белозерского. Также предполагается, что почитающиеся чудотворными иконы Успения Божией Матери «Семигородная» и «Иоанн Предотеча в пустыне» написаны также им. В Сосновце в Христорождественской церкви еще в 10-х годах XX века между прочими древностями хранились написанные им иконы Пресвятой Богородицы «Одигитрия», «Знамение» Пресвятой Богородицы с огненными серафимами, а также часть его трости.
Составитель жития преподобного указывает, что он вел очень строгий образ жизни: всего раз в день вкушал немного хлеба и воды, и лишь на Пасху позволял себе молочную пищу, и то совсем немного; что умерщвлял плоть морозом: «множае всю нощь стоа на мразѣ трясыйся, грозою мраза стрѣчемъ, хотя мраза оного тоньзнути, да тамо приимет радости и пища райскыа. Распяся мирови, да одесную Распеншагося станет», что непрестанно «умно» молился, имел любовь к ближнему и помогал нуждающимся, о том, что он сам плотничал и работал в кузнице («млатобица бяше»), о том, что преподобный строго наблюдал за уставом киновии — запрещал монахам держать какое-либо имущество в своих кельях и воспитывал в них строгое послушание. Однако вскоре преподобный, который ищет уединения и безмолвия, оставляет Покровский монастырь, спускается на 4 версты вниз по течению реки Глушицы, забирается в «блата и дебри непроходнии», видит, что место «зело красно», и селится в келье у вековой сосны. Отсюда и название месту — Сосновец.
Преподобный пользовался большой любовью местных князей: Димитрий Васильевич Заозерский подарил Покровской обители эти земли, а также прислал «древоделей», которые очистили место от леса. Бохтюжский князь Юрий Иванович сделал поземельные вклады и сыновьям своим заповедал заботиться о монастыре. Историки усматривают в факте основания обители в Сосновце признаки больших дипломатических способностей преподобного Дионисия, который, будучи отшельником, умудрялся поддерживать отличные отношения и с епархиальным центром в Ростове, и с местной светской властью: предполагается, что расстояние в 4 версты между двумя монастырями является порубежьем Бохтюжского и Кубено-Заозерского княжеств, а Сосновец был основан недалеко территориально, но географически уже в другом княжестве, чтобы стать более доступным к Юрию Ивановичу Бохтюжскому, так как оба князя соседних земель хотели видеть преподобного своим духовным отцом.
Авторитет святого был очень высок и среди братии, которые убедили его остаться игуменом Покровской обители. В Сосновецкой пустыни Дионисий поставил церковь Иоанна Крестителя, которую вскоре освятили по благословению Ростовского архиерея.
Преподобный переселил часть братии к себе, где также установил общежительный устав, периодически навещая «большую лавру», свой Покровский монастырь, которая окормляла и новую обитель. На новом месте преподобный объявил братии, что будет погребен именно тут, и еще более усилил свои духовные подвиги: подвизался «жесточайшим пребыванием»: не спал по нескольку дней, ел только хлеб с солью и пил только воду. В то же время большая лавра уже при жизни преподобного была богата — она, хоть и выкупала крестьян из холопского состояния, но все же и подвергалась нападению разбойников, о которых было известно, что они были убийцы. Разбойники угнали из обители 7 лошадей. Преподобный Дионисий же учил прощать и молиться за таких.
Окрестные крестьяне, видя святость жизни преподобного и его учеников, начинают ощущать необходимость утроения церквей в своих селениях и просят преподобного «о съставление церкве». Преподобный откликнулся на просьбу местного населения и «създа им церковь и украси ю иконами чюдне». Можно говорить о как минимум 3-х церквях, созданных преподобным (который был искусным плотником и кузнецом) и его монахами. Рядом с церковью Леонтия Ростовского он «устрои тамо инокыням пребывание» — этот женский монастырь просуществовал до начала XVI века. Постепенно на этом месте образовалось селение, а церковь была известна на протяжении всего XVII века. Об устроительстве церквей преподобным Дионисием крестьяне окрестных деревень помнили даже в XIX веке и рассказывали об этом местным священникам — так бытовала в историческом сознании местных жителей память о человеке, столь ярко просиявшем в этом благословенном северном краю. Так эта священная память, которую народ так бережно сохранил в веках, стала неотъемлемой частью местной культуры.
В начале 1420-х годов Дионисий (которому было около 58 лет) вновь пошел в Ростов взять благословение у своего бывшего игумена в Спасо-Каменном монастыре, того самого святогорца, а ныне Ростовского епископа, Дионисия: «Правящу же ему престол апостольский града Ростова епископу Дионисию прииде к нему преже помянутый ученик его Дионисии. Духовно поучив его и душеполезная словеса беседова с ним, и благослови его, и даст икону пречистыя богоматери носящи на дланех сына своего Христа бога нашего, яже и ныне есть нами видима, и ину утварь, яже есть потребная церкви, и отпусти его с миром. Он же приим от него благословение и отиде». Это говорит о теплых отношениях и уважении между учеником и учителем.
Житие повествует нам о том, что преподобный Григорий Пельшемский был учеником и другом преподобного Дионисия Глушицкого — поначалу он жил в обители под руководством Дионисия, но потом переселился в основанную им самим пустынь в 28 верстах на реке Пельшме. Там «съдружебника своего» с которым «едину волю иместа духовною любовию» преподобный Дионисий навестил, принеся в дар новой обители иконы, которые, скорее всего, сам и написал, а также книги, которые для агиографа «и ныне суть видимы». Житие говорит в том числе, что Дионисий Глушицкий имел взаимоотношения с преподобным Павлом Обнорским, Тарасием Глушицким (который, будучи игуменом в Перми, пришел в обитель к Дионисию, принес с собой «имениа некаа» и попросил принять к себе, а тот, высоко оценив смирение Тарасия, дал ему келью в Покровском монастыре), со своими близкими учениками: преподобными Амфилохием, Макарием и Феодосием Глушицкими. Эти факты говорят о большом уровне взаимного уважения и близких отношениях в монашеском сообществе того времени, что лишний раз подтверждает тот факт, что Древняя Русь — это скорее не концепция государства, а единая огромная церковная община, накрепко связанная мощными духовными скрепами.
В 1427 году обитель посетил Ростовский епископ Ефрем, дал «милостыню доволну в монастырь и учреди велми святаго и братию», а также много беседовал со святым игуменом. В 1436 году преподобный составляет духовную грамоту, сохранившуюся в оригинале на бумаге до сего дня. Она же была и первой монастырской описью. Эти факты также говорят о высоком духовном и политическом авторитете Дионисия Глушицкого в то далекое время.
Предчувствуя свою скорую кончину, преподобный все усиливал свои духовные подвиги: от длительных бдений стоя ноги его отекали и «бяху яко столпие», многие ночи напролет проводил святой в умной молитве на лютом северном морозе у вырытой самому себе могилы.
Видя святость преподобного, бесы неоднократно видимым образом нападали на него с криками: «изыди отсюда яко да не зле умреши». Дьявол «нападоша на святого и биша его» так, что «от ран лежати ему». Однако преподобный «напасти от бесов претерпе», и враг рода человеческого «сам от святаго посрамися».
Преставился этот великий подвижник на семьдесят пятом году жизни, 1 июня 1437 года («в лето 6945, в день неделны, в 6 час дне, месяца июня 1 день»), после причастия Святых Тайн и последнего наставления братии, в котором заповедал Покровскому и Сосновецкому монастырям иметь одного игумена и поставил своим преемником преподобного Амфилохия, которого очень любил. До этого он получил в видении обещание от Пресвятой Богородицы хранить обитель и братию. Лик его в момент отхода души от тела «светился как снег». В этот момент келья наполнилась благоуханием, а Амфилохий увидел над головой святого «венец, как солнце сияющий».
Похоронен этот выдающийся светильник Северной Фиваиды [1], основавший 4 обители и построивший несколько церквей, был в Сосновецком монастыре, в могиле, выкопанной своими же руками за семь лет до смерти. Рядом с ним в 1452-м году похоронен его ученик преподобный Амфилохий. К концу XV в. над местом погребения преподобных была сооружена рака, а в 1640-м году купец Бахтеяр Булгаков с сыновьями Иваном и Василием устроили новую гробницу. После того как в 1744-1745 годах в Сосновецком монастыре был выстроен 2-этажный каменный собор, посвященный преподобным Дионисию и Амфилохию, а также св. Иоанну Предотече, рака над могилами преподобных оказалась в нижней Предотеченской церкви за левым клиросом.
Однако Советское государство в XX веке уничтожило все, что создал этот выдающийся человек при жизни: указом Вологодского епископа Александра (Трапицына) от 3 мая 1919 года Покровский монастырь был упразднен, Покровский собор и церковь преподобных Дионисия и Амфилохия обращены в приходские храмы. Предположительно, после этого братия перешла в еще действующий Сосновецкий монастырь. В 1936 году, после закрытия соседней церкви во имя святителя Леонтия Ростовского, приход Покровского храма увеличился вдвое, но, как отмечалось в ведомости, «средств к существованию как храмов, так и служителя культа не прибавилось», священник храма «на свое содержание получает только добровольную денежную за требы плату и немного картофеля». В 1937 году Покровский храм и церковь во имя преподобных Дионисия и Амфилохия были закрыты, имущество распродано и расхищено. После 1944 года был разобран на кирпич Покровский храм, в 50-х годах уничтожена бо́льшая часть построек Глушицкого в честь Покрова Пресвятой Богородицы мужского монастыря, прекратившего таким образом свое фактическое существование.
В 1924 году был ликвидирован и Сосновецкий монастырь. В настоящее время от монастырского храма сохранился фундамент, место погребения преподобных устанавливается приблизительно. Бархатная малиновая завеса от царских врат использовалась для изготовления флагов комсомольцев и пионеров, красная напрестольная ткань — для флагов Морженгской ячейки РКП.
Почитание преподобного Дионисия Глушицкого
На церковном соборе 1547 года, созванном митрополитом Московским Макарием, преподобный Дионисий был официально причтен к лику святых. Первая церковь его имени построена в XVI веке. Однако о местном почитании преподобного уже в XV веке говорит сам факт написания его Жития, к чему Иринарха, по его словам, «понудили». Мощи святого сразу стали источать чудеса. Агиограф пишет, что сам лично был свидетелем чудес от мощей преподобного, а не только слышал о них — «своима очесы видех бывающая чюдеса и удивихся»: «слепым прозрение дает, от бесов свобождение, раслабленым стягнутиа, скорчющим рукам протяжение, и всем болезнем здравие дает не токмо ракы его приближением, но идеже имя его призовет с верою, здравие приемлют».
В «Похвальном слове русским святым», написанном во 2-й половине XVI века иноком Григорием Суздальским, говорится: «Кто не весть блаженаго Дионисия Глушитцкаго, смирение показавшего… Той же и тръпение показа с кротостию… Той же пролитию слезам источник бе… Той же иноком предобрый наставниче и благое украшение, и виде Господь его добродетели, даром чюдес обогати его».
Празднование Дионисию Глушицкому 1 июня отмечено в Уставе церковных обрядов московского Успенского собора (ок. 1634 г.), в «Палинодии» архимандрита Киево-Печерской лавры Захарии (Копыстенского) 1621-1622 гг., в Коряжемских святцах 1621 г., в Месяцеслове Симона (Азарьина) (50-е годы XVII века). В «Похвальном слове русским преподобным» соловецкого инока Сергия (Шелонина) 1645-1647 гг. преподобный Дионисий называется «кратким, досяжущем же небеса». Имя преподобного Дионисия включено в «Описание о российских святых» конца XVII-XVIII века. Согласно 4-й уставной записи кремлевского Успенского собора, между 1666 и 1743 гг. торжественное празднование в соборе памяти Дионисия Глушицкого было прекращено («в соборе поют рядовым, Дионисию не празднуют»).
Составление преподобному Дионисию службы датируется 1548-м годом, по-видимому, оно связано с его канонизацией. В конце XVII в. была составлена общая служба преподобным Дионисию и Амфилохию Глушицким.
Местное предание связывало с преподобным Дионисием колодец в Сосновецком монастыре, над которым была устроена часовня, а в 1883 году — колокольня. В Покровском монастыре в 1661 году во имя преподобных Дионисия и Амфилохия Глушицких был возведен деревянный шатровый храм, который разобрали в 1840 г. В 1900 году во имя этих святых был переосвящен построенный в 1841 году деревянный храм в честь Рождества Христова. Храм был закрыт в 1937 году, но в 1992 году возобновлен как приходской, в 2006 году приписан к вологодскому Димитриеву Прилуцкому в честь Происхождения Честных Древ Креста Господня мужскому монастырю. В дни больших праздников братия обители совершает в храме богослужения.
Тропарь, кондак и канон преподобному Дионисию Глушицкому
Тропарь, глас 1-й
Божественною любовию от юности распаляем, Дионисие преподобне, вся яже в мире красная возненавидев, Христа единаго возлюбил еси, и Сего ради во внутреннюю пустыню вселися, со зверми живый, весь Христови быв. Отнудуже и Всевидящее Око, твоя труды видев, даром чудес и по преставлении обогатил тя есть. Сего ради вопием ти: моли непрестанно о всех иже честную память твою присно в песнех почитающих.
Кондак, глас 8-й
К Богу все свое умное желание вперив и Тому невозвратно от душа последовал еси, в пустыню вселився, ангельское житие пожив, многим путь быв ко спасению; сего ради и Христос тебе прослави и даром исцелений и чудес обогати. Темже ти вси возопием: радуйся, Дионисие преподобне, пустынный жителю.
Библиотека Русской веры
Канон преподобному Дионисию Глушицкому →
Читать онлайн
Преподобный Дионисий Глушицкий. Иконы
Сохранилось описание наружности преподобного Дионисия: «бысть же видением мал телом и сух излише плотию, главу име немалу, брови окружене, лице долго, влущене скрани (т.е. впалые щеки) тихе име очи, браду име до перси, негуста и скранеи тонка, власы светлыи русы, вполы сед». Еще у святого были загорелые и широкие руки, пальцы натружены и узловаты, но изящны, на них белело несколько шрамов.
В ряду вологодских святых иконописное изображение преподобного Дионисия отличается разнообразием и большой вариативностью. Его выписывали детально, со ссылками на Пролог, зачастую сравнивая с Сергием Радонежским, Варлаамом Хутынским или Кириллом Белозерским. Так, например, в подлиннике 2-й четверти XVII века под 1 июня о Дионисии Глушицком сказано: «Рус, брада с Сергиеву»; в рукописи последней трети XVII века: «Надсед, аки Варлаам Хутынский, схима на плечах»; в сводном подлиннике Г.Д. Филимонова XVIII века более пространно: «Подобием: власы светлорус, с малою сединою, брада долга до персей и густа, ризы преподобническия», в выговской рукописи 3-й четверти XVIII века под 23 ноября: «Подобием аки Кирилл Белозерский, брада поболши, кругла»; в подлиннике 40-х годов XIX века: «Рус, брада Василия Кесарийскаго». Руководство для иконописцев издания 1910 года предлагает изображать святого подобным образом: «Типа русскаго, ростом мал, телом очень худ, голова большая, лицо продолговатое, щеки впалые, глаза скромные, брови круглые, борода до ключицы густа, волосы светло-русы, с большою проседью; одежды монашеские и в епитрахили. В руках можно писать хартию с его изречением: Братие, видите врагов наших борения, и не устрашимся их». Преподобный Дионисий часто изображается вместе со своим учеником и сподвижником преподобным Амфилохием Глушицким.
Автор: Виталий Зайцев
Сноски:
[1] Се́верная Фиваи́да (Ру́сская Фиваи́да) — поэтически-возвышенное название северных русских земель вокруг Вологды и Белозерска по аналогии с Фиваидой, известной древнеегипетской пустыней, где начиная со 2-й половины III века массово подвизались раннехристианские монахи-анахореты (наряду с Нитрийской и Синайской пустынями). Исторически Фиваида (греч. Θηβαΐδα) — область Верхнего Египта, термин происходит от греческого названия его столицы Фив.