После причащения мирян священнослужители последний раз показывают молящимся Святые Дары и относят их вновь на жертвенник. Этот момент службы напоминает нам о вознесении Господа. Хор в этот момент поет «Да исполнятся уста наша пения Твоего, Господи». После краткой ектении священник выходит из Царских врат и спускается с амвона.
Стоя среди молящихся, он читает заамвонную молитву, предваряемую возгласом: «Господу помолимся». Хор поет: «Господи, помилуй!» (поясной поклон).
![Священник читает заамвонную молитву](https://ruvera.ru/data/img/content/1490632002.596834_zaamv_mol.jpg)
В то время, когда священник, окончив молитву, возвращается в алтарь, хор поет: «Буди имя Господне благословенно от ныне и до века» (трижды с поясными поклонами). Затем читается или поется 33 псалом «Благословлю Господа на всяко время». После окончания псалма священник, стоя в Царских вратах, осеняет людей крестным знамением со словами «Благословение Господне на всех вас».
![Благословение Господне на всех вас...](https://ruvera.ru/data/img/content/1485360934.2327liturgiya_8.png)
Затем поется «Достойно есть…», разделенное на две части возгласами священника. После окончания «Честнейшую…» полагается земной поклон. Затем хор поет «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу» (поясной поклон), «И ныне, и присно, и во веки веком, аминь» (поясной поклон) «Господи, помилуй. Господи, помилуй. Господи, благослови» (поясной поклон). Священник читает о́тпуст Литургии и ограждает молящихся Крестом.
![Отпуст Литургии](https://ruvera.ru/data/img/content/1485360965.7872liturgiya_9.png)
После литургии молящиеся подходят ко Кресту и крестятся (без поклона). После того, как епископ или священник оградит (перекрестит), следует поцеловать сначала подножие Креста, затем руку священнослужителя. Тот, кто причащался за литургией, целует только Крест.
![Молящиеся подходят ко Кресту](https://ruvera.ru/data/img/content/1490632118.590837_ko_krestu.jpg)
В некоторых приходах еще сохранилась традиция во время чтения 33 псалма раздавать до́ру, подножие Агнца — остатки первой просфоры. Это древний обычай, установленный Отцами Церкви для того, чтобы и те, кто не причащался Святых Таин, не остались без видимого дара освящения. Со временем до́ры, т.е. остатков первой просфоры, становилось недостаточно ввиду большого количества верующих, и к нему стали прибавлять и прочие просфоры, из которых на Проскомидии также были вынуты частицы.
В большинстве приходов просфоры (целые или разделенные на кусочки) раздают после окончания литургии, во время ограждения Крестом. Следует помнить, что это не простой хлеб! Люди, недостойные прикасаться к святыне (оглашенные, отлученные от святыни из-за своих грехов, женщины во время положенного времени очищения), не подходят ко кресту и не берут просфору. Вкушать ее можно только натощак.
![Вкушение просфор после ограждения крестом](https://ruvera.ru/data/img/content/1408997121.3348hBfrpDhK7UI.jpg)
Есть перед литургией нельзя. Но бывают разные обстоятельства (например, ночная смена, командировки), когда человек поел после полуночи. В таком случае человек может подойти ко кресту, но просфору уже не берет.
Следует сказать, что в старообрядческих приходах юга России, Украины и Молдавии более строгие обычаи: чтобы достойно вкусить просфору, следует отмолиться весь суточный круг богослужения. Таким образом, пропустившие вечернюю службу, а тем паче опоздавшие к началу литургии, просфору также не берут.
Те же, кто достоин касаться святыни, берут просфору с молитвой и страхом Божиим. Вкушать ее надо стоя, без поспешности и с осторожностью, чтобы крошки не падали на пол и не были затоптаны. После вкушения следует помолиться два поясных поклона и третий в землю, с положенной молитвой.
Комментариев пока нет