После причащения мирян священнослужители последний раз показывают молящимся Святые Дары и относят их вновь на жертвенник. Этот момент службы напоминает нам о вознесении Господа. Хор в этот момент поет «Да исполнятся уста наша пения Твоего, Господи». После краткой ектении священник выходит из Царских врат и спускается с амвона.
Стоя среди молящихся, он читает заамвонную молитву, предваряемую возгласом: «Господу помолимся». Хор поет: «Господи, помилуй!» (поясной поклон).

В то время, когда священник, окончив молитву, возвращается в алтарь, хор поет: «Буди имя Господне благословенно от ныне и до века» (трижды с поясными поклонами). Затем читается или поется 33 псалом «Благословлю Господа на всяко время». После окончания псалма священник, стоя в Царских вратах, осеняет людей крестным знамением со словами «Благословение Господне на всех вас».

Затем поется «Достойно есть…», разделенное на две части возгласами священника. После окончания «Честнейшую…» полагается земной поклон. Затем хор поет «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу» (поясной поклон), «И ныне, и присно, и во веки веком, аминь» (поясной поклон) «Господи, помилуй. Господи, помилуй. Господи, благослови» (поясной поклон). Священник читает о́тпуст Литургии и ограждает молящихся Крестом.

После литургии молящиеся подходят ко Кресту и крестятся (без поклона). После того, как епископ или священник оградит (перекрестит), следует поцеловать сначала подножие Креста, затем руку священнослужителя. Тот, кто причащался за литургией, целует только Крест.

В некоторых приходах еще сохранилась традиция во время чтения 33 псалма раздавать до́ру, подножие Агнца — остатки первой просфоры. Это древний обычай, установленный Отцами Церкви для того, чтобы и те, кто не причащался Святых Таин, не остались без видимого дара освящения. Со временем до́ры, т.е. остатков первой просфоры, становилось недостаточно ввиду большого количества верующих, и к нему стали прибавлять и прочие просфоры, из которых на Проскомидии также были вынуты частицы.
В большинстве приходов просфоры (целые или разделенные на кусочки) раздают после окончания литургии, во время ограждения Крестом. Следует помнить, что это не простой хлеб! Люди, недостойные прикасаться к святыне (оглашенные, отлученные от святыни из-за своих грехов, женщины во время положенного времени очищения), не подходят ко кресту и не берут просфору. Вкушать ее можно только натощак.

Есть перед литургией нельзя. Но бывают разные обстоятельства (например, ночная смена, командировки), когда человек поел после полуночи. В таком случае человек может подойти ко кресту, но просфору уже не берет.
Следует сказать, что в старообрядческих приходах юга России, Украины и Молдавии более строгие обычаи: чтобы достойно вкусить просфору, следует отмолиться весь суточный круг богослужения. Таким образом, пропустившие вечернюю службу, а тем паче опоздавшие к началу литургии, просфору также не берут.
Те же, кто достоин касаться святыни, берут просфору с молитвой и страхом Божиим. Вкушать ее надо стоя, без поспешности и с осторожностью, чтобы крошки не падали на пол и не были затоптаны. После вкушения следует помолиться два поясных поклона и третий в землю, с положенной молитвой.
Комментариев пока нет