Тайна законного брака, или супружества, установлена самим Христом и заключается в нераздельном союзе любви и дружестве, умножении рода человеческого, воспитании чад своих к славе Божией и взаимной помощи «еже отгребатися греха любодеяния»
Книга Кормчая, гл. 51, лист 521
У старообрядцев-безпоповцев, приемлющих брак, венчание заменяется благословением брака наставником в молитвенном доме. Чин бракосочетания сформировался вместе с другими церковными службами, он восходит к церковному чину венчания. Ему предшествует обязательное родительское благословение брачующихся.
И. С. Куликов «Старинный обряд благословения невесты в городе Муроме». 1909 год
Благословение брака в храме не может совершаться во время поста, накануне постных дней и определенных праздников. К брачному чину жених и невеста готовятся с особым благоговением, молитвой и постом, исповедью. Если церковное благословение брака выпадает на сплошные недели, то поста перед брачным молебном для молодых может не быть, или он является непродолжительным и заключается в ограничении определенных продуктов. Исповедь у молодых наставник принимает незадолго до дня благословения брака. Брачный союз христиан должен совершаться с мыслью о Боге и во славу Его. Апостол Павел сравнивает таинственный и непостижимый союз христианского брака с союзом Христа с Церковью, и христианский брак должен быть достоин этого союза. К сожалению, подобные условия для вступающих в брак выполняются сейчас не всеми согласиями безпоповцев и не во всех общинах.
Гавриил Илларионович Скачков (1745–1821)
В 1798 г. московский наставник Г. И. Скачковсформулировал понятие о браке как о «таинстве, совершаемом со взаимного согласия жениха и невесты по благословению Божиему в знак союза Христа с Церковью для рождения и воспитания детей в Царство Христово».
Г.И. Скачкову принадлежит чинопоследование безпоповского брака — «Канон, певаемый во время сочетания брака».
Он также получил от властей разрешение на ведение «бракозаписной книги». Известный поморский деятель Д. В. Батов так отзывается о брачном каноне Г. И. Скачкова: «…является из-под пера великодаровитого настоятеля московских христиан Гавриила Илларионовича Скачкова, непреборимого столпа благочестия, ревностного закона Божия блюстителя и поборника, Канон молитвословия Вседержителю Богу о благословении и укреплении бракосочетания по закону Божию совершаемого. Дело поистине похвальное, нужное и полезное. Канон изложен на незыблемой твердыне пророко-апостольского предела, составлен от сущих животворных источников Евангелия и Книг Бытия и Исхода, уверяющих о вечности брака по начальному Божию благословению его».
Вступайте в брак с великою благопристойностию, устраняя пляски, смех, срамные речи, свирели, флейты, диавольские изобретения и всё прочее, — взывает святитель Иоанн Златоуст, — брак — не зрелище, это таинство и образ великой вещи. Сам Бог сочетает двух воедино.
Небрежное и неподобающее отношение к христианскому браку и чину благословения брака, а также к брачным одеждам и трапезам у староверов-безпоповцев не допускаются. К брачному чину жених и невеста готовятся с особым благоговением, молитвой и постом. Перед совершением брака обязательна исповедь (Кормчая, 51 глава).
Праздничный сарафан и рубаха
Шьются или покупаются новые лестовки, подручники, особые христианские брачные одежды: для жениха — длинный кафтан (или рубаха-косоворотка), а для невесты — сарафан, повойник и большой платок, чтобы мог закрыть голову со всех сторон, как поучает апостол Павел (1 Кор. 11, 3-15) и святитель Иоанн Златоуст.
Повойник — особый признак христианки, что она уже несвободная. Платок — общее головное покрывало лиц женского пола, девиц, женщин и вдовиц, а повойник — особое постоянное покрывало главы только замужних женщин. Каждая замужняя женщина всегда обязана носить на главе повойник и платок.
После брачного молебна обычно накрываются праздничные столы с угощениями. Столы часто ставят во дворе храма или в доме жениха и невесты — в ресторанах свадьбы не отмечаются из-за замирщения и отсутствия возможности помолиться до и после праздничного обеда. На свадебном празднестве запрещаются мирские песни, танцы и прочие «обязательные составляющие» такого торжества, которые мы обычно привыкли наблюдать в миру. Вступающие в брак должны просить Бога о милости к ним и понимать, что без этой милости нельзя устроить счастье и не будет никакого порядка в семейной жизни.
Брачующиеся обмениваются кольцами
Чин брачного молитвословия, составленный Г. И. Скачковым
Войдя в церковь, жених и невеста полагают три поклона с молитвой мытаря с поясными поклонами и становятся посередине Храма: жених — с правой стороны, невеста — слева. Рядом с брачующимися находятся свидетели. Перед новобрачными ставят аналой с Крестом Господним, перед Крестом зажигают свечу.
Все присутствующие полагают семипоклонный начал, по совершении которого, наставник подходит к молодым и вопрошает сначала жениха:
«(Имя рек) произвольно ли ты берешь сию (имя рек) в законную себе жену?»
Жених отвечает: «Произвольно»
Наставник продолжает: «В вечное ли и нераздельное сожитие с нею ты вступаешь?»
Жених: «В вечное и нераздельное»
Наставник вопрошает: «Взаимное сие согласие почитаешь ли ты за истинную форму совершения тайны законного брака?»
Жених: «Почитаю».
Те же вопросы задаются и невесте.
Затем наставник обращается к молодым с посланием апостола Павла и в подтверждение брачных обещаний просит поцеловать Крест Господень. Жених и невеста полагают два поясных поклона с молитвой мытаря, целуют по очереди Крест, после чего полагают земной поклон, заканчивая молитву: «Без числа согреших, Господи, прости мя».
Певцы по клиросам поют на 7 глас псалом 127: «Блажени вси боящиеся Господа…»
Затем настоятель замолитствует, чтец говорит: «Аминь» и совершает начало перед брачным каноном Всемилостивому Спасу, составленным Г.И. Скачковым:
— «Царю небесныи»
— «Трисвятое и по Отче наш»
Настоятель говорит молитву Исусову
— Чтец: «Аминь»
— «Господи помилуй» 12 раз
— «Слава и ныне»
— «Приидите поклонимся» с поясными поклонами
— Псалом 142 «Господи, услыши молитву мою»
— «Слава и ныне»
— «Аллилуия» трижды с поясными поклонами
— «Господи помилуй» 12 раз
— «Слава и ныне»
— Запев на глас 1 «Бог Господь и явися нам» со стихами
Чтец читает Тропарь 1 гласа брачного молебна: «Господи Боже, спасителю наш…»
— Псалом 50 «Помилуй мя Боже…»
— Настоятель говорит молитву Исусову
— Чтец: «Аминь» и объявляет начало первого ирмоса «Твоя победительная десница». Певцы по клиросам поют ирмос канона на 1 глас. После запева: «Милостиве Господи, услыши молитву раб Своих, молящихся Тебе» все полагают поясной поклон с крестным знамением. Завершается чтение первой песни брачного молебна катавасией: «Сохрани от бед рабы Своя..»
По 6-ой песни молебна, после чтения кондака и икоса, наставник творит молитву Исусову, головщик ведущего клироса поет: «Аминь» и певцы по клиросам трижды поют: «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся. Аллилуия», «Слава и ныне. Во Христа облекостеся. Аллилуия». В пятый раз весь стих поют полностью: «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся. Аллилуия». Наставник читает прокимен «Буди Господи милость твоя на нас» со стихами, певцы поют прокимен по клиросам. Затем читает Апостол, послание к Ефесеом, зачало 230.
После чтения Апостола певцы по клиросам поют: «Аллилуия». Перед началом Евангелия ведущий лик поет: «Слава Тебе, Господи» с поясным поклоном. Чтение святого Евангелия от Матфея, зачало 78.
После чтения Евангелия певцы по клиросам поют стихеры: Всемилостивому Спасу, глас 4: «Господи Боже Вседержителю…» и Пресвятой Богородице, глас 6: «Бога нашего Мати Дево Марие…»
Чтец продолжает чтение молебна, объявляя ведущему лику 7 ирмос: «Отроцы во блазей вере». По окончании молебна поется задостойник «Радуйся, Царице матерем и девам Славо…» с земным поклоном.
Чтец заканчивает чтение брачного молебна:
— «Трисвятое и по Отче наш»
— Наставник говорит молитву Исусову
— Чтец: «Аминь» и читает тропарь «Господи Боже Спасителю»
— «Слава»
— Кондак «Избави нас от всех напастей»
— «И ныне»
— «Архангела Гавриила глас»
— «Господи помилуй» 40 раз
— «Слава и ныне»
— «Честнейшую херувим»
— «Слава и ныне»
— Господи помилуй, Господи помилуй, Господи благослови (с поклонами)
— Отпуст с поясным поклоном: «В Кану галилейску вшедыи, и приходом своим честен брак сотворивыи, Господи Исусе Христе, Сыне Божии, молитв ради Пречистыя Ти Матере, силою Честнаго и Животворящего Креста, святых славных и всехвальных апостол, и преподобных и Богоносных отец наших, и святых (в них же имена брачующихся) и всех святых, помилуй и спаси нас, яко благ и человеколюбец»
— Головщик: «Аминь»
— Певцы поют стихеру 6 гласа: «Иже крестом ограждаеми».
Во время пения этой стихеры новобрачные целуют Честный Крест Господень так же, как и в начале молебна. Потом целуют местные образа (храмовую икону).
— Певцы поют стихеру 4 гласа: «Подаждь утешение своим рабом»
— «Господи помилуй» трижды
— Исходные поклоны.
После совершения чина брачного молитвословия наставник поздравляет новобрачных, говорит им напутственное слово и самые добрые пожелания.
Чин брачного молитвословия у староверов-беспоповцев
Присоединяются к поздравлениям родители и все присутствующие. Молодым дарят цветы и подарки. Если столы накрываются во дворе церкви, то, после молитвы перед обедом, все приглашаются к праздничному застолью. О том, почему безпоповцы не справляют свадьбы в ресторанах и кафе, читайте в нашей статье «О поганой посуде и не только».
Автор: Нина Лукьянова
Комментариев пока нет