Преподобный Иаков Железноборовский

Преподобный Иаков Железноборовский

24 апреля (11 апреля ст. ст.) Церковь чтит память преподобного Иакова Железноборовского.

 

Содержание:

 

Житие преподобного Иакова Железноборовского

Основные сведения о преподобном Иакове Железноборовском содержатся в его Житии, составленном в 1598 году игуменом Железноборовского монастыря Иосифом. Иаков происходил из рода галичских служилых людей Аносовых. После смерти родителей он поселился в Троице-Сергиевом монастыре, где принял постриг от преподобного Сергия Радонежского. Прожив в монастыре некоторое время, Иаков по благословению преподобного Сергия отправился в Галичское княжество. На берегу реки Тёбзы, у села Железный Борок (ныне село Борок Буйского района Костромской области), Иаков остановился для отдыха и в тонком сне увидел чудесный свет. Приняв видение за знамение свыше, инок основал на этом месте монастырь во имя святого пророка Иоанна Предотечи. Согласно пересказам Жития, в 1390 году Иаков получил от митрополита Московского и всея Руси Киприана благословенную грамоту на строительство деревянного храма в честь Рождества святого пророка Иоанна Предотечи. Житие связывает с заступничеством Иакова чудо благополучного разрешения от бремени великой княгини. Софии Витовтовны в 1415 году, известное по летописям [1]. Великий князь Василий I Димитриевич просил некоего старца (в летописях его имя не названо) из «монастыря святого Иоанна Предотечи под бором за рекою», к которому имел большую любовь и доверие, молиться о здравии своей тяжко страдавшей в родах жены. Старец предсказал благополучное рождение наследника. 10 марта 1415 года в великокняжеской семье родился сын — будущий великий князь Московский Василий II Васильевич. Железноборовский монастырь пользовался покровительством московского великокняжеского дома. Василий I Димитриевич пожаловал обители землю и средства на строительные работы. В 1450 году, во время междоусобной войны с князем Димитрием Георгиевичем Шемякой, великий князь Василий II разместил в монастыре свою ставку и за взятие Галича «молебная совершал во церкви Ивана Предотечи», благодаря «Бога, и Пречистую Его Матерь, и великих чудотворец» [2]. В 1420 году, когда Галичский край постигли голод и эпидемия, Иаков помогал всем приходившим в его обитель. В 1429 году монастырь был разорен казанскими татарами. Спасаясь от нашествия, инок Иаков с учениками укрывались в лесу.

Считается, что незадолго до смерти Иаков был возведен в сан игумена святителем Ионой, митрополитом Московским и всея Руси. Перед смертью Иаков назначил игуменом монастыря Досифея. Преставился Иаков 24 апреля (11 апреля ст. ст.) 1442 года и был погребен неподалеку от церкви Рождества Пресвятой Богородицы, над его могилой поставили часовню.

 

Чудеса и почитание преподобного Иакова Железноборовского

В Смутное время часовня вместе с другими постройками обители была сожжена. 18 мая 1613 года, во время восстановительных работ в монастыре, совершилось обретение мощей Иакова, вероятно оставленных тогда под спудом. В разное время было записано около 50 случаев чудесных исцелений от мощей Иакова. У гроба святого исцелился бесноватый Нифонт; инок Феодосий, пролежавший расслабленным 3 года, выздоровел, после того как дал обещание Иакову не покидать Железноборовский монастырь. О множестве совершавшихся в XVI-XVII веках по молитвам к Иакову чудотворений сообщалось в надписи на иконе преподобного с 15 клеймами чудес.

В 1667 году в Железноборовском монастыре был возведен новый деревянный храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы взамен сгоревшего в 1647 году; в храме имелся придел во имя Иакова, где под спудом почивали мощи святого. 1 марта 1675 года по благословению игумена Досифея над погребением Иакова была поставлена деревянная резная гробница. В 1728-1731 годах построили новую деревянную пятиглавую соборную церковь в честь Рождества Богородицы с приделом во имя Иакова. В 1743-1757 годах на месте деревянной церкви был воздвигнут каменный пятиглавый Рождество-Богородицкий храм с северным приделом, посвященным Иакову. В 1837 году над погребением святого установили чеканную медно-посеребренную раку и деревянную вызолоченную сень, в 1912 году обновили посеребренное покрытие раки и установили над ней стеклянный футляр. Рядом с ракой до 1929 года хранились двое железных вериг Иакова, каменный крест, обложенный медью, и кольчуга, оставленная в монастыре великим князем Василием II. В 1919 году Железноборовский монастырь был преобразован в сельскохозяйственную артель. 16 июня 1929 года, в ходе суда над игуменом монастыря Серафимом (Гусевым) и другими насельниками, были вскрыты надгробие и захоронение Иакова в церкви Рождества Богородицы. Мощей в гробнице не оказалось. Вероятно, монахи накануне тайно извлекли их и, возможно, перезахоронили на территории монастыря. В октябре 1929 года монастырь был закрыт, в 30-х годах его храмы использовались для хранения зерна, в 1947 году в обители разместилась машинно-тракторная станция, в 60-90-х годах строения монастыря стояли заброшенными. 1 мая 1995 года указом Костромского и Галичского архиепископа Александра (Могилева) в монастыре было организовано подворье Ипатиевского во имя Троицы монастыря, в 2004 году подворье преобразовано в монастырь. Вериги преподобного ныне находятся в Буйском краеведческом музее, куда они поступили от жительницы с. Борок, хранившей их с 1929 года.

 

Тропарь и кондак преподобному Иакову Железноборовскому

Тропарь, глас 8.

О! тебе отче Иакове, известен бысть спасения образ. Восприим бо крест последовал еси Христу. Творяше же и учаше, еже презрети плоть, преходит бо, прилежати же о душе вещи безсмертней. Тем же и со ангелы радуется преподобне дух твой.

Кондак, глас 2.

Чистотою душевною божествено вооружився, и непрестанная молитвы, яко копие вручив крепко, пробол еси бесовская ополчения Иакове, отче наш, моли непрестанно о всех нас.

 

Преподобный Иаков Железноборовский. Иконы

Первая икона преподобного Иакова предположительно была написана после обретения его святых мощей в 1613 году. Большинство икон с изображением святого, упоминаемых в архивных источниках и литературе XIX — начала XX веков, не сохранились, поэтому представить развитие иконографии Иакова можно только по отдельным произведениям, в основном костромского происхождения. В иконописных подлинниках облик Иакова уподобляется, как правило, облику священнмоученика Власия Севастийского: «Подобием сед, брада аки Власиева, в схиме, кудерцы знать, на главе схима, риза преподобническая» [3]. Согласно другому варианту описания, Иаков сравнивается с русским преподобным: «Сед аки Евфимий Суздальский, на главе кудерцы знать, в схиме, риза преподобническа» [4]. Наиболее ранним единоличным образом святого является икона-пядница первой половины XVII века: Иаков представлен в правой части средника, в рост, в молении образу Спасителя в облачном сегменте, одет в охристую рясу, коричневую мантию, синий параман, на голове куколь, правая рука поднята для крестного знамения, в левой развернутый свиток, борода со значительной проседью.

Преподобный Иаков Железноборовский
Преподобный Иаков Железноборовский. XVII век. Москва, ГИМ
Преподобный Иаков Железноборовский
Преподобный Иаков Железноборовский. 1698 год

Очевидно, такой иконографический извод был распространен в костромских землях, он встречается, в частности, на храмовой иконе преподобного Ефрема Сирина 20-х годов XVII века из церкви во имя этого святого села Ефремье Парфеньевского района Костромской области.

Преподобный Иаков Железноборовский
Ефрем Сирин, с преподобными Макарием Унженским и Иаковом Железноборовским на полях. XVII век. Костромской государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник «Ипатьевский монастырь»

В это же время была написана икона «Преподобные Макарий Унженский и Иаков Железноборовский в молении образу Святой Троицы» из церкви Успения Пресвятой Богородицы в Костроме, где находилась в иконостасе посвященного этим святым придела. Иаков представлен справа вполоборота к центру, в аналогичном одеянии (ряса тоже охристого цвета), с густой, острой на конце бородой, правой рукой поддерживает икону Святой Троицы; надпись: «ПРПБНЫИ IАКОВЪ Боровицкiи чд».

Преподобный Иаков Железноборовский
Преподобные Макарий Унженский и Иаков Железноборовский в молении образу Святой Троицы. Кострома, 1620-е годы. Из церкви Успения в Костроме. С 1929 в КГОИАМЗ «Ипатьевский монастырь»

Наиболее распространенный иконографический извод Иакова — прямоличное поясное изображение в куколе с поднятой вверх благословляющей десницей, в левой развернутый свиток с текстом: «Не скорбите убо братие…»

Преподобный Иаков Железноборовский
Преподобный Иаков Железноборовский. Фреска Троицкого собора Троице-Сыпанова Пахомиево-Нерехтского женского монастыря Костромской епархии

Существует несколько икон, где Иаков представлен вместе с Костромскими или избранными святыми, например «Преподобные Иаков Железноборовский и Ферапонт Монзенский» второй половины XIX века; «Преподобный Иаков Железноборовский и великомученик Феодор Тирон» первой половины XIX века и другие.


Источники:

[1] ПСРЛ. Т. 6. Вып. 2. Стб. 40-41; Т. 11. С. 225-226.
[2] ПСРЛ. Т. 6. Стб. 123-124.
[3] БАН. Строг. № 66. Л. 46 об.
[4] РНБ. Погод. № 1931. Л. 53.

+

Авторизация

* *
*

Регистрация

*
*
*
*

Проверочный код


Восстановление пароля