Преподобный Иаков Железноборовский

24 апреля (11 апреля ст. ст.) Церковь чтит память преподобного Иакова Железноборовского.

 

Содержание:

 

Житие преподобного Иакова Железноборовского

Основные сведения о преподобном Иакове Железноборовском содержатся в его Житии, составленном в 1598 году игуменом Железноборовского монастыря Иосифом. Иаков происходил из рода галичских служилых людей Аносовых. После смерти родителей он поселился в Троице-Сергиевом монастыре, где принял постриг от преподобного Сергия Радонежского. Прожив в монастыре некоторое время, Иаков по благословению преподобного Сергия отправился в Галичское княжество. На берегу реки Тёбзы, у села Железный Борок (ныне село Борок Буйского района Костромской области), Иаков остановился для отдыха и в тонком сне увидел чудесный свет. Приняв видение за знамение свыше, инок основал на этом месте монастырь во имя святого пророка Иоанна Предотечи. Согласно пересказам Жития, в 1390 году Иаков получил от митрополита Московского и всея Руси Киприана благословенную грамоту на строительство деревянного храма в честь Рождества святого пророка Иоанна Предотечи. Житие связывает с заступничеством Иакова чудо благополучного разрешения от бремени великой княгини. Софии Витовтовны в 1415 году, известное по летописям [1]. Великий князь Василий I Димитриевич просил некоего старца (в летописях его имя не названо) из «монастыря святого Иоанна Предотечи под бором за рекою», к которому имел большую любовь и доверие, молиться о здравии своей тяжко страдавшей в родах жены. Старец предсказал благополучное рождение наследника. 10 марта 1415 года в великокняжеской семье родился сын — будущий великий князь Московский Василий II Васильевич. Железноборовский монастырь пользовался покровительством московского великокняжеского дома. Василий I Димитриевич пожаловал обители землю и средства на строительные работы. В 1450 году, во время междоусобной войны с князем Димитрием Георгиевичем Шемякой, великий князь Василий II разместил в монастыре свою ставку и за взятие Галича «молебная совершал во церкви Ивана Предотечи», благодаря «Бога, и Пречистую Его Матерь, и великих чудотворец» [2]. В 1420 году, когда Галичский край постигли голод и эпидемия, Иаков помогал всем приходившим в его обитель. В 1429 году монастырь был разорен казанскими татарами. Спасаясь от нашествия, инок Иаков с учениками укрывались в лесу.

Считается, что незадолго до смерти Иаков был возведен в сан игумена святителем Ионой, митрополитом Московским и всея Руси. Перед смертью Иаков назначил игуменом монастыря Досифея. Преставился Иаков 24 апреля (11 апреля ст. ст.) 1442 года и был погребен неподалеку от церкви Рождества Пресвятой Богородицы, над его могилой поставили часовню.

 

Чудеса и почитание преподобного Иакова Железноборовского

В Смутное время часовня вместе с другими постройками обители была сожжена. 18 мая 1613 года, во время восстановительных работ в монастыре, совершилось обретение мощей Иакова, вероятно оставленных тогда под спудом. В разное время было записано около 50 случаев чудесных исцелений от мощей Иакова. У гроба святого исцелился бесноватый Нифонт; инок Феодосий, пролежавший расслабленным 3 года, выздоровел, после того как дал обещание Иакову не покидать Железноборовский монастырь. О множестве совершавшихся в XVI-XVII веках по молитвам к Иакову чудотворений сообщалось в надписи на иконе преподобного с 15 клеймами чудес.

В 1667 году в Железноборовском монастыре был возведен новый деревянный храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы взамен сгоревшего в 1647 году; в храме имелся придел во имя Иакова, где под спудом почивали мощи святого. 1 марта 1675 года по благословению игумена Досифея над погребением Иакова была поставлена деревянная резная гробница. В 1728-1731 годах построили новую деревянную пятиглавую соборную церковь в честь Рождества Богородицы с приделом во имя Иакова. В 1743-1757 годах на месте деревянной церкви был воздвигнут каменный пятиглавый Рождество-Богородицкий храм с северным приделом, посвященным Иакову. В 1837 году над погребением святого установили чеканную медно-посеребренную раку и деревянную вызолоченную сень, в 1912 году обновили посеребренное покрытие раки и установили над ней стеклянный футляр. Рядом с ракой до 1929 года хранились двое железных вериг Иакова, каменный крест, обложенный медью, и кольчуга, оставленная в монастыре великим князем Василием II. В 1919 году Железноборовский монастырь был преобразован в сельскохозяйственную артель. 16 июня 1929 года, в ходе суда над игуменом монастыря Серафимом (Гусевым) и другими насельниками, были вскрыты надгробие и захоронение Иакова в церкви Рождества Богородицы. Мощей в гробнице не оказалось. Вероятно, монахи накануне тайно извлекли их и, возможно, перезахоронили на территории монастыря. В октябре 1929 года монастырь был закрыт, в 30-х годах его храмы использовались для хранения зерна, в 1947 году в обители разместилась машинно-тракторная станция, в 60-90-х годах строения монастыря стояли заброшенными. 1 мая 1995 года указом Костромского и Галичского архиепископа Александра (Могилева) в монастыре было организовано подворье Ипатиевского во имя Троицы монастыря, в 2004 году подворье преобразовано в монастырь. Вериги преподобного ныне находятся в Буйском краеведческом музее, куда они поступили от жительницы с. Борок, хранившей их с 1929 года.

 

Тропарь и кондак преподобному Иакову Железноборовскому

Тропарь, глас 8.

О! тебе отче Иакове, известен бысть спасения образ. Восприим бо крест последовал еси Христу. Творяше же и учаше, еже презрети плоть, преходит бо, прилежати же о душе вещи безсмертней. Тем же и со ангелы радуется преподобне дух твой.

Кондак, глас 2.

Чистотою душевною божествено вооружився, и непрестанная молитвы, яко копие вручив крепко, пробол еси бесовская ополчения Иакове, отче наш, моли непрестанно о всех нас.

 

Преподобный Иаков Железноборовский. Иконы

Первая икона преподобного Иакова предположительно была написана после обретения его святых мощей в 1613 году. Большинство икон с изображением святого, упоминаемых в архивных источниках и литературе XIX — начала XX веков, не сохранились, поэтому представить развитие иконографии Иакова можно только по отдельным произведениям, в основном костромского происхождения. В иконописных подлинниках облик Иакова уподобляется, как правило, облику священнмоученика Власия Севастийского: «Подобием сед, брада аки Власиева, в схиме, кудерцы знать, на главе схима, риза преподобническая» [3]. Согласно другому варианту описания, Иаков сравнивается с русским преподобным: «Сед аки Евфимий Суздальский, на главе кудерцы знать, в схиме, риза преподобническа» [4]. Наиболее ранним единоличным образом святого является икона-пядница первой половины XVII века: Иаков представлен в правой части средника, в рост, в молении образу Спасителя в облачном сегменте, одет в охристую рясу, коричневую мантию, синий параман, на голове куколь, правая рука поднята для крестного знамения, в левой развернутый свиток, борода со значительной проседью.

Преподобный Иаков Железноборовский. XVII век. Москва, ГИМ
Преподобный Иаков Железноборовский. 1698 год

Очевидно, такой иконографический извод был распространен в костромских землях, он встречается, в частности, на храмовой иконе преподобного Ефрема Сирина 20-х годов XVII века из церкви во имя этого святого села Ефремье Парфеньевского района Костромской области.

Ефрем Сирин, с преподобными Макарием Унженским и Иаковом Железноборовским на полях. XVII век. Костромской государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник «Ипатьевский монастырь»

В это же время была написана икона «Преподобные Макарий Унженский и Иаков Железноборовский в молении образу Святой Троицы» из церкви Успения Пресвятой Богородицы в Костроме, где находилась в иконостасе посвященного этим святым придела. Иаков представлен справа вполоборота к центру, в аналогичном одеянии (ряса тоже охристого цвета), с густой, острой на конце бородой, правой рукой поддерживает икону Святой Троицы; надпись: «ПРПБНЫИ IАКОВЪ Боровицкiи чд».

Преподобные Макарий Унженский и Иаков Железноборовский в молении образу Святой Троицы. Кострома, 1620-е годы. Из церкви Успения в Костроме. С 1929 в КГОИАМЗ «Ипатьевский монастырь»

Наиболее распространенный иконографический извод Иакова — прямоличное поясное изображение в куколе с поднятой вверх благословляющей десницей, в левой развернутый свиток с текстом: «Не скорбите убо братие…»

Преподобный Иаков Железноборовский. Фреска Троицкого собора Троице-Сыпанова Пахомиево-Нерехтского женского монастыря Костромской епархии

Существует несколько икон, где Иаков представлен вместе с Костромскими или избранными святыми, например «Преподобные Иаков Железноборовский и Ферапонт Монзенский» второй половины XIX века; «Преподобный Иаков Железноборовский и великомученик Феодор Тирон» первой половины XIX века и другие.


Источники:

[1] ПСРЛ. Т. 6. Вып. 2. Стб. 40-41; Т. 11. С. 225-226.
[2] ПСРЛ. Т. 6. Стб. 123-124.
[3] БАН. Строг. № 66. Л. 46 об.
[4] РНБ. Погод. № 1931. Л. 53.

+

Авторизация

* *
*

Регистрация

*
*
*
*

Проверочный код Time limit exceeded. Please complete the captcha once again.


Восстановление пароля