30 марта Церковь отмечает память преподобного Макария, Калязинского чудотворца. У русского человека имя этого подвижника ассоциируется не только с историей отечественного иночества и монастырестроительства, но и с печальным символом периода безбожия — затопленными храмами и монастырями древнего Калязина, от которых осталась лишь печально возвышающаяся из-под воды колокольня.
Среди русских святых, чьи память и наследие были тщательно уничтожены в период государственного атеизма, особое значение имеет преподобный Макарий Калязинский. Он являлся основателем Калязинского Троицкого монастыря, находившегося на северо-востоке Тверского княжества, взорванного, а затем затопленного при строительстве Угличского водохранилища.
Жизнь в миру
Преподобный Макарий, в миру — Матвей, родился в селе Грибково (позднее село стало именоваться Кожино), в 198 верстах от Твери, вблизи города Кашин. До середины XVI в. в Кожине стояла деревянная церковь; считается, что в ней крестили Матвея и там же он венчался. У Василия и Ирины Кожиных было четверо детей: Матвей, Александр, Григорий, Ксения.
Александр стал единственным, кто продолжил род Кожиных. Григорий (в иночестве Геннадий) был архимандритом легендарного Отроч монастыря в Твери, а в 1461-1477 гг. — тверским епископом. Дочь Ксения вышла замуж за Ивана Ивановича Гавренева, угличского боярина. Датой рождения старшего сына Кожиных — Матвея — называют 1400 г. или 1402 г.
Дворяне Кожины происходили от выходца из Священной Римской империи (либо из Швеции), который был послом, но позднее оказался на русской службе, в православном крещении имел имя Анания. Его сын, Василий Ананиевич, получил прозвище Кожа, по семейному преданию — за победу над Дмитрием Шемякой в 1450 году. Он якобы нагнал Шемяку и убил под ним коня, из которого и вырезал в память о том кусок кожи. За сей подвиг Василию были пожалованы достоинство российского дворянства.
Кожины готовили своего старшего сына Матвея к воинской службе. Матвей же любил проводить время за чтением духовных книг — он не увлекался играми, и в душе своей непрестанно возносил дорогие сердцу молитвы, псалмы и духовные песнопения, стараясь как можно больше послужить Богу. Когда он стал приходить в совершенный возраст, то решил удалиться от мирской суеты. Однако, все же исполнив волю родителей, Матвей женился.
Его жена — Елена Яхонтова — приходилась племянницей боярину и дворецкому тверского великого князя Михаила Александровича. После того, как упокоились родители Матвея, а потом и его жена, с которой он договорился в случае смерти одного из них не вступать во второй брак, он ушёл в монастырь. «И он, прожив в браке всего три года, около 1420 г. раздал все свое имущество нищим, и постригся с именем Макарий, в Николаевском Клобуковом монастыре в г. Кашин».
(Интересно, что на Тверской земле есть несколько монастырей, имеющих говорящие названия или прозвища. Так, кашинский Клобуков монастырь имеет такое необычное наименование, поскольку старинное предание гласит, что новгородский архиепископ Иоанн, пролетая на бесе в Иерусалим, потерял над этой местностью свой иноческий клобук. Отроч монастырь, о котором говорилось выше, был основан отроком, молодым слугой князя Ярослава Ярославича, который был вынужден расстаться со своей возлюбленной по приказу князя, возжелавшего самому жениться на юной красавице).
Устроитель градообразующего монастыря
«С ревностью проходил Макарий все монастырские послушания, смирением и кротостью превосходя всех, и подвиги молодого инока возбуждали удивление братии». Спустя несколько лет, стремясь к уединению, Макарий покинул монастырь, чуть позднее к нему пришли еще семь монахов.
Начало новой обители было положено возведением за 40 дней храма во имя Святыя Троицы. Еще до прихода сюда Макария на правом берегу Волги существовал монастырь Николы на Жабне. Местные жители, спасшиеся от татар, построили вблизи него слободку Пирогово, за речкой Жабней. Напротив, в лесу, и обосновался Макарий. Время основания монастыря различные исследователи определяют по-разному: не позднее 30-х гг. XV в., не позднее 1434 г., первая половина XV в., 1444 г., около 1450 г., 1459 г. Дата 1444 г. принимается большинством авторов.
Сам Макарий обладал необычайной скромностью. Известно, что он не только сначала отказался возглавить монастырь, но жил в нем «яко един от последних инок, пребываше во всяких службах тружаяся и одеяние всех хужьше ношаше, смирен и кроток зело». В «Записке о Макарии Калязинском», составленной в начале XVI в., можно увидеть: «Наипаче же вдасть себе болшему подвигу, посту и бдению, и любви нелицемерной, и смирению, и худость ризней, и изнуряти плоть свою злострастием, и въ время глада нищих без пристани кормяше».
Такой образ жизни быстро снискал Макарию славу великого подвижника: «И начаша мнози приходити къ святому отъ князь, и боляръ, и вельможъ». Известны имена двух его учеников — Маркела и Сергия, которые пришли к нему «от знаемых ему благородни суще». В калязинских актах существуют сведения об общении Макария по поводу монастырских земель с тверским великим князем Михаилом Борисовичем. Настойчивость Макария в земельной политике свидетельствует о том, что он разделял взгляды Иосифа Волоцкого.
В этой связи можно вспомнить легенду о соседе основанного Макарием монастыря, некоем богатом землевладельце Иване Коляге. Наблюдая за деятельностью Макария, он начал опасаться за судьбу своих владений: «…мних, сеи обладает местом сим и мене изженет, и землю мою к пустыне своей присовокупит».
Иван Коляга, вынашивавший план убийства Макария, был наказан Богом. Он заболел и едва смог дойти до игумена, чтобы покаяться в злом умысле. Прощенный, Коляга принял пострижение и передал свои владения монастырю. Существует мнение, что от имени Ивана Коляги якобы получил название Троицкий монастырь, а впоследствии и сам город Калязин. По данным Волоколамского патерика, не упоминающего легенды о Каляге, преподобный Макарий «смирения ради не повелел его нарицати своим именем, но нарече его Калязин».
Макарий внимательно относился к формированию калязинской вотчины. Вначале далеко не все соседи стремились отдавать земли монастырю. Можно сказать, что Макарий желал не просто расширить монастырскую вотчину, но включить в нее наиболее подходящие земли (заселенные, освоенные). Среди крупных монастырей-вотчинников Троицкий монастырь выделялся удивительной компактностью своей вотчины. Известны случаи, когда Макарий вылечил человека, мучимого бесами. После молитвы Макарий осенил его крестным знамением, и тот стал здоров. Обрадованный ниспосланной Божией милостью, он постригся в монахи.
Наградил Господь основателя Троицкого монастыря также и даром прозорливости. «Однажды украли монастырских волов. Внезапно воры были поражены слепотой и, долго блуждая в окрестностях, опять оказались у ворот обители. Макарий осматривал в то время хозяйство и, как бы не зная, в чем дело, спросил, увидев их, почему они здесь, да к тому же с волами. Похитители сознались во всем и раскаялись».
Преставился Макарий 17 марта 1483 года и был погребен в построенной им деревянной церкви. 26 мая 1521 года при ремонтных работах в храме был обнаружен гроб с телом Макария. При вскрытии гроба были обнаружены нетленные мощи, от которых исходило благоухание. Даже ризы Макария не изменились. Множество исцелений расслабленных, бесноватых, страдавших различными болезнями происходило при мощах. В 1547 году на церковном Соборе Макарий был прославлен в лике святых.
В 1700 году для мощей преподобного Макария Калязинского была изготовлена серебряная рака. В 1732 г. над могилами родителей, жены и других родственников преподобного был возведен каменный храм в честь Рожества Пресвятыя Богородицы с приделом во имя преподобного Макария Калязинского.
Память преподобного Макария, Калязинского чудотворца, принято совершать 30 марта — в день его преставления, и 8 июня — в день обретения святых мощей.
Тропарь, глас 8.
Плотьская мудрования, отче Макарие воздержанием и бдением умертвил еси. Место на нем же поты своя излиял еси, яко же труба вопиет к Богу, поведающи твоя исправления. И по смерти честныя ти мощи источают исцеления. Тем же вопием ти, моли Христа Бога, спастися душам нашим.
Кондак, глас 2.
Вышних желая, воздержании и труды и поты напитався. Желание плоти твоея обуздав, чудес дар прием от Христа Бога, светильник явися пресветлыи, тем же Христова церкви песньми славит тя, преподобне Макарие отче наш.
Затопленная святыня
Троицкий Макариев монастырь был одним из крупнейших и богатейших на Тверской земле. В начале XVI века в монастыре велось каменное строительство на средства удельного князя Юрия Ивановича. Тогда мастерами из Ростова Великого были воздвигнуты Троицкий собор, теплая церковь и большая трапезная. Троицкий собор был расписан фресками работы выдающихся мастеров: Василия Ильина, Симеона Авраамова.
Известно, что царь Иоанн IV посетил Макариев Калязинский монастырь в 1544 и 1553 гг. В 1599 г. в нем побывал новый правитель страны — Борис Годунов со своим семейством. В 1609 году под стенами Троицкого Макарьева монастыря формировал свою армию против польско-литовских интервентов полководец Михаил Скопин-Шуйский.
Однако в мае 1610 года Троицкий Макарьев монастырь был взят и разграблен подразделением польско-литовской кавалерии, при этом погибли все защитники. После событий Смутного времени Макарьев монастырь был довольно быстро восстановлен. В первой половине XVII века были построены надвратная Макарьевская церковь, братские кельи, столпообразная колокольня, башни и стены.
В 1776 году указом Екатерины II калязинскому поселению был присвоен статус уездного городка. Известно, что в ризнице Макарьева Троицкого монастыря в начале XX века хранились рукописные книги XVI века.
После октябрьской революции монастырь был закрыт. Случилось это в начале 1920 года. В 1930-е годы мощи преподобного Макария были перевезены в Тверь и впоследствии переданы в Троицкий собор.
Старинный монастырь, стены которого видели множество событий русской истории, как и вся старая часть города Калязина, навсегда ушли от людей в 1940 году, когда были погребены под водами строящегося Угличского водохранилища.
Такая же печальная участь настигла и не менее древний Покровский монастырь, стоявший напротив Углича, и колокольню Никольского собора, бывшего Николо-Жабенского монастыря (перед строительством водохранилища собор разобрали, а колокольня частично ушла под воду).
Ценители старины перевезли из поруганного монастыря в краеведческий музей фрагменты фресок XVII века, облачения духовенства и шитье XVII-XIX вв., церковную утварь. Известно, что в Новоторжском Борисоглебском монастыре была найдена икона Спасителя. По ее краям были изображены преподобные Ефрем Новоторжский, Нил Столобенский и Макарий Калязинский. В описях монастыря икона значилась как дар царя Иоанна IV.
Также известно, что в стену Донского монастыря был вмурован портал Троицкого собора Макарьева Калязинского монастыря. В 2008 году в городе Калязине был установлен и освящен памятник преподобному Макарию Калязинскому.
Памятник, выполненный из бронзы, стал достопримечательностью города. За спиной Макария — водохранилище, поглотившее его великую обитель и весь исторический центр города Калязина: осталась видна только частично затопленная колокольня Никольского собора.
Долгие годы мощи преподобного Макария оставались в Твери, они лежали в старинной серебряной раке, сделанной еще калязинскими купцами. В 2012 году тверской митрополит Виктор (Олейник) РПЦ МП наконец решился вернуть мощи жителями Калязина. Впрочем, серебряная калязинская рака так и осталась в областном центре.
В июне 2012 года с Крестным Ходом мощи преподобного Макария были перенесены на место его трудов в город Калязин и положены в Вознесенском храме. На Монастырском острове в восстановленной угловой башне Троицкого монастыря была построена часовня во имя преподобного Макария.
Сколько же уничтоженных святынь и памятников архитектуры было в Калязине и других городах, через которые проходит Угличское водохранилище. Неблагодарные потомки стерли с лица земли то, что строили, ради чего жили их великие предки. Люди, воспитанные безбожным советским временем и не осознающие этой беды, одним мановением уничтожили одну из богатейших обителей Тверского княжества.
Но сейчас заметно оживает память о великих русских святых и их творениях. Например, люди, посещающие Калязин, начинают интересоваться его поруганными святынями, которые словно хотят вырваться из, казалось бы, навечно поглотившего их Угличского водохранилища и пролить свет христианской веры.
Комментариев пока нет