Одним из дневных чинопоследований, которое очень важно совершать каждому христианину, является Павечерница. Наименование Павечерница, или Повечерие, происходит от словосочетания «после ве́чери», т.е. ужина. Согласно уставных указаний, Павечерница служится после Вечерни.
Чин Павечерницы начал складываться в IV веке и возник, по свидетельству преп. Кассиана, от обычая иноков совершать молитву перед сном в своих келиях. Молитва перед сном упоминается в числе иноческих служб святителем Василием Великим. Молитвенное правило перед непосредственным отходом ко сну состояло из нескольких псалмов, в частности, 90-го, чтений, гимна пророка Исаии «С нами Бог», молитвы Василия Великого «Господи, Господи, избави нас от всякия стрелы, летящия во дне» и непременно завершалось Отпустом и взаимным прощением братии. Этот обычай проистекает из слов ап. Павла: «Гневаясь, не согрешайте: солнце да не зайдет во гневе вашем» (Ефес. 4; 26). Взаимное прощение братии на Павечернице — это особенная часть этого молитвословия и всего суточного круга богослужения. Такой порядок прощения в конце Павечерницы сохранился и поныне, хотя многие, к сожалению, не придают ему должного значения.
Само название Павечерницы возникло не сразу. С конца V в. это последование становится известным как Повечерие. Хотя некоторые поздние источники называют эту службу «молитвою в 1-й час ночи» (1 час ночи по современному счислению — это 7 часов вечера). Из устава преп. Венедикта видно, что обычай петь Повечерие отдельно от вечерни стал общеупотребительным только с VI века. Со временем чин Павечерницы подвергался дополнениям — увеличилось количество псалмов, прибавились покаянные тропари, славословие «Слава в вышних Богу». Кроме того, в обязательном порядке было установлено чтение на Павечернице канона Пресвятой Богородице из Октая, на каждый день своего, соответственно гласу седмицы.
Из церковного устава нам известны три вида Павечерницы: Великая, Средняя и Малая. Для Великого поста, а также в праздники Рождества Христова и Богоявления — Великая Павечерница, будничных непраздничных служб — Средняя, для воскресных и праздничных дней — Малая Павечерница. Все они вошли в печатный Часослов 1652 года, используемый в нашей Церкви и в настоящее время. В нынешней богослужебной практике Средняя Павечерница совершается только в монастырях.
В современной жизни христианина сложно совершать полный круг суточного богослужения. Только в храмовой службе этот чин сохраняется неизменно. Поэтому в домашних условиях следует блюсти хотя бы две важных части этого круга — Полунощницу и Павечерницу. Каждому христианину обязательно ежедневно молиться Павечерницу — Малую, либо, согласно Устава, Великую. В домашней молитве следует соблюдать принцип совершения Павечерницы (сообразно ее названия) после ужина. К слову, заметим: иноческий Номоканон повелевает следующее:
Аще инок поет Павечерницу, да не яст. Аще яст, паки (т.е. еще раз) да поет Павечерницу.
Павечерница — это не только важное молитвословие, в котором мы подводим итог прошедшего дня и просим у Господа прощения. Павечерница должна быть ежедневной молитвенной встречей совместно живущих родных и близких. Это молитвословие обязательно должно совершаться вместе всей семьей. Недопустима ситуация, когда живущие под одной крышей члены семьи под разными предлогами молятся Павечерницу врозь. Бурный темп нашей жизни, наша разъединенность мало позволяют нам видеть друг друга в течение дня. И Павечерница должна стать тем важным моментом, когда мы вместе становимся перед Богом, вместе просим прощения у Него и друг у друга.
Час повечерний, т.е. «по вечеру», после ужина, — час отхождения ко сну. Этим временем службы и определяется ее содержание.
Службу можно разделить на три части.
В первой части: в одних песнопениях содержится благодарение Господу за прошедший день и просьба соблюсти от греха и в наступающую ночь (День прешед), в других напоминается о смерти, на которую так похож сон, и выражается вера в благой промысел Божий о человеке (псалом 90: Живыи в помощи Вышняго).
Вторая часть — покаянная. Молящиеся, памятуя, что жизнь человека коротка, что, может быть, они не увидят следующего дня, приносят Богу покаяние в грехах своих словами пророка Давыда и царя Манасии и просят помилования.
В третьей части воспоминается сошествие Господа в ад, Его победа над смертью и освобождение душ праведников, приносится благодарение за то, что Господь не предал человека смерти.
Порядок малой павечерницы
По окончании вечерни иерей возглашает: «Благословен Бог наш»;
Чтец: «Аминь»; «Царю небесныи»; Трисвятое; по «Отче наш», «Господи помилуй», 12 раз; «Приидите поклонимся», трижды; Пс. 50-й: «Помилуй мя, Боже»; Пс. 69-й: «Боже, в помощь мою вонми»; Пс. 117-й: «Господи, услыши молитву мою»; Славословие великое; Символ веры; канон (из Октая в честь Богородицы). После канона: «Достойно есть»; Трисвятое; «Отче наш»; тропари (по уставу); «Господи помилуй», 40 раз; молитва: «Иже на всяко время»; «Господи помилуй», 3 раза; Слава и ныне; «Честнейшую херувим», и «Именем Господним благослови, Отче»;
Иерей: возглас;
Чтец: «Аминь»; молитвы: «Нескверная неблазная», «Даждь нам, Владыко, на сон грядущим», «Преславная и присно Дево», и «Упование нам Бог»;
Иерей: «Слава Тебе, Боже наш»;
Певцы: Слава и ныне; «Господи помилуй», дважды, «Господи благослови»;
Иерей: отпуст; прощение и помянник.
Комментариев пока нет