Насколько своя рубаха ближе к телу? Или тонко об исподнем

Исподнее, или нижнее белье
Сорочка. Частная коллекция

От редакции:

Нижнее белье сегодня является одним из обязательных предметов одежды современного человека. Самые разные трусы, майки, топы, бюстгальтеры, ночные сорочки, пояса, комбинации, купальники и прочее уже давно являются не только предметами повседневного ношения, но и объектами мужской и женской моды. В магазине одежды можно встретить и совсем недорогие изделия, и элитное белье, цены на которое достигает десятков тысяч рублей. Однако сегодня мало кто знает, что весь этот спектр нижнего белья появился в широком обиходе лишь в XX веке, последние 100 лет.

***

Само слово «белье» происходит от цвета. Исподнее всегда делалось из неокрашенной, белой ткани.

 

Мужское исподнее

В Древней Руси мужчины действительно носили две рубахи: верхнюю окрашенную, «вершницу», и нижнюю неокрашенную, белую, носившую название «срачица» или «сороця», сродни современной «сорочке». Её отличием долгое время было отсутствие ворота. Обычай носить две рубахи сохранился и до наших дней. В фондах музеев нашей родины имеются образцы мужских исподних рубах.

Исподнее, или нижнее белье
Мужская исподняя рубаха

Мы знаем о таких благодаря русской армии, где исподние рубахи входили в состав формы. Она также отличалась тем, что не имела ворота, была на завязочках, в более позднее время к ней стали пришивать пуговицы и делать небольшой ворот-стойку. Такие солдатские рубахи повлияли на крестьянскую моду в том числе. 

Исподнее, или нижнее белье
Мужская нижняя рубаха солдатского кроя. Алапаевский район Свердловской области

По функции эти же рубахи были ночными, в них спали. Среди староверов Урала до сих пор бытует представление о том, что «спать голым — грех», обязательно в рубахе. Надо сказать, что отсюда же происходит и ночной колпак знати — это спальный головной убор, зачастую неокрашенный. В XX веке исподняя рубаха вытесняется майкой.

Помимо исподней рубахи существовали и исподние штаны, также белого цвета. До нас также дошли образцы благодаря русской армии. Однако и среди простого населения бытовали «кальсоны» схожего кроя и функции. 

Исподнее, или нижнее белье
Мужские нижние штаны

У нашего читателя должен возникнуть закономерный вопрос: «А что под кальсонами?». А ничего! На этом всё! Мужские шорты-трусы в качестве нижнего белья стали использоваться повсеместно только после 20-х годов XX века.

 

Женское исподнее

Проще и одновременно сложнее обстоят дела с женским исподним. Оно также было многосоставным. Основу исподнего составляла нижняя сорочка.

Исподнее, или нижнее белье
Ночная рубаха. 40-е годы XX века
Исподнее, или нижнее белье
Сорочка. Алапаевский район Свердловской области

Однако более архаичный её вариант — это так называемая «подрубашечница» — нижняя рубаха без ворота, напоминающая по крою современную футболку.

Исподнее, или нижнее белье
Пермский мастер по народному костюму М.В. Крысова и пермская подрубашечница

Более архаичные виды нижних рубах были длиннее и почти не отличались по крою от верхних, однако к XX веку они укорачиваются.

Функцию, аналогичную мужского исподнего, исполняла нижняя женская рубаха — в ней спали. И именно от этого происходит обычай на современные ночные рубашки. Показываться на улицу или даже на глаза чужим людям без полного убора, тем более в одной нижней рубашке, было верхом позора.

Наши бабушки сохраняли нижнюю рубаху в своём гардеробе: нижняя рубаха и сверху блузка с юбкой, либо платье. Кстати, о платьях. Любопытен тот факт, что на Южном Урале казачки принципиально избегали носить платья, поскольку платье воспринималось как рубаха, а выходить на улицу в одной рубахе, пусть даже и не нижней, считалось неприличным. Обязательно сверху должна быть надета юбка.

(В исторических источниках встречаются конфликтные истории, связанные с выходом женщин на люди в нижних рубахах — прим. ред.)

А теперь о юбках. Это и есть вторая составляющая женского исподнего. Поверх сорочки надевались нижние юбки, они также были белого цвета.

Исподнее, или нижнее белье
Нижняя юбка из фондов Челябинского краеведческого музея. Была покрашена позже

Их также могли называть подъюбниками, поскольку поверх надевалась верхняя юбка или просто юбка.

На Урале бытовали даже вышитые нижние юбки, этакий показатель интровертивной сексуальности русских крестьян. Ведь под сарафаном не видно вышивки.

Исподнее, или нижнее белье
Нижняя юбка с вышивкой. Режевской район Свердловской области. Частная коллекция

Следующим слоем женского исподнего были верхние юбки. Они надевались поверх нижних и были выполнены из окрашенных тканей либо домотканой пестряди — клетчатой ткани. Нередко хозяйки экономили и делали только часть юбки из красивой ткани, иные части собирая из более дешевых материалов.

Исподнее, или нижнее белье
Верхняя юбка. Алапаевский район Свердловской области. Фонды Нижнесинячихинского музея-заповедника
Исподнее, или нижнее белье
Верхняя юбка. Режевской район Свердловской области

В начале XX века под влиянием городской моды рождается новый комплекс — парочка, состоявший из юбки и кофточки. Именно в этот период верхняя юбка становится самостоятельной выходной частью гардероба.

Общее число нижних юбок варьировалось. Действовало безотказное правило: чем больше, тем лучше. Ведь идеалы красоты отличались от современных. Большое количество юбок создавало большой силуэт, что делало девушку более здоровой в глазах окружающих. И уже на всю эту конструкцию — нижняя рубаха, верхняя рубаха, нижние юбки, верхняя юбка — надевался сарафан.

У староверов Урала сохранилось и минимальное числовое значение юбок. Два подъюбника и одна юбка должны быть надеты под сарафаном. В современности этот обычай уже изжит.

А теперь самый главный вопрос: «А что же было самым-самым исподним?» И такой же ответ: «Ничего». Это все составные части.

Дело в том, что привычное нам женское нижнее белье (в частности, трусы) зарождается в XVIII веке во Франции, перенимается русской знатью в XIX веке и только в XX веке к народным массам. Когда начался массовый фабричный выпуск женского нижнего белья, староверы были первыми, кто как никогда быстро отреагировал на эту новину.

Женские трусы были восприняты как штаны. Действительно, они происходят от панталон, которые являются, по сути, штанами. Плавки так и стали называть штанами. А штаны, как известно, это мужская одежда, носить которую женщинам грешно. Тех, кто стал носить новое белье, начали сравнивать с басурманами (поскольку женщины-мусульманки действительно носят штаны как нижнее белье) и стали запрещать в них приходить к молению. Старики довольно часто вспоминают, как в период их молодости старухи «гоняли» молодых девушек и требовали к молению приходить без «штанов»: «Девки, смотрите, чтобы в штанах тут никто не стоял!». И устыженные «девки» действительно выходили и возвращались уже без этого предмета.

Да, традиционный женский костюм исключал привычный для нас предмет. Этим часто пользовались. Например, на праздниках, когда ставили качели и девушки раскачивались… Это одна из причин, по которой церковь запрещала качели как развлечение (помимо того, что, падая с них, «убивались»).

Рассказывали старики и о том, как шутили, например, на танцах. В избе на пол рассыпали перец, и во время пляски вместе с пылью поднимался и перец… Так молодые люди смеялись над девушками, видя, как те начинают «шебуршить».

(В романе А. Иванова «Золото бунта» рассказано о бытовавшей среди молодежи дурной забаве, когда парни поднимали на девушке сарафан и завязывали его сверху головы, а затем убегали прим. ред.)

Надо сказать, что знание о необходимости отсутствия трусов на молении не всегда играло положительную роль в 90-е годы. Тогда, вспоминая о своем происхождении и о крещении, в храмы и моленные начали возвращаться уже люди в возрасте. Наученные стариками, но не знающие об историческом исподнем, они испытывали дискомфорт, надевая только рубаху и сарафан, а то и только рубаху… В итоге возвращались к привычному для себя комплексу одежды, включающему нижнее белье.

Для нас может показаться необычным и странным, но знание о таком щепетильном предмете гардероба, как исподнее, поможет осознать расстояние между нами и нашими предками, обратив внимание, казалось бы, на само собой разумеющиеся вещи.


Автор: Вячеслав Печняк

+

Авторизация

* *
*

Регистрация

*
*
*
*

Проверочный код


Восстановление пароля