Празднование еже по плоти Обрезания Господа Бога и Спаса нашего Исуса Христа совершается 14 января (1 января по старому стилю) в память о том, что по ветхозаветной традиции на восьмой день после Своего Рожества Богомладенец был обрезан. При этом ему было наречено имя, возвещенное архангелом Гавриилом Деве Марии и Ангелом святому праведному Иосифу Обручнику — Исус.
Содержание:
- Обрезание Господне. История праздника
- Почитание праздника Обрезание Господне
- Тропарь, кондак и канон празднику
- Обрезание Господне. Иконы
Обрезание Господне. История праздника
Во исполнение и завершение ветхозаветного закона на восьмой день после Своего Рожества Господь наш Исус Христос принял обрезание (Лев. 12, 3; Быт. 17, 12). В память этого Церковью установлен праздник Обрезания Господня. На восьмой день своего Божественного Рожества от Девы Марии Он был отнесен родителями на место, где иудеи совершали обрезание, и был обрезан. В этот же день Ему было наречено имя — Исус, которое возвестил архангел Гавриил Деве Марии (Лк. 1, 31). Символическое значение данного праздника выражено в каноне Обрезанию так: «Будущую непрестанную осмаго века жизнь изображает, в ню же Владыка обрезася плотию». Принятием плотского обрезания Господь завершил это законное исполнение: вместо обрезания нам преподано крещение водою и духом (Ин. 3, 5 6).
Библиотека Русской веры
Воспоминание Обрезания Господа нашего Исуса Христа. Великие Минеи Четьи →
Читать онлайн в оригинале
Почитание праздника Обрезание Господне
Свидетельства о праздновании Обрезания Господня в Восточной Церкви относятся к IV веку. Согласно толкованию Отцов Церкви, Господь принял обрезание, тем самым показывая, как людям следует неукоснительно исполнять Божественные заповеди: «Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить» (Мф. 5:17). Праздник Обрезания Господня напоминает христианам, что они вступили в Новый Завет с Богом и «обрезаны обрезанием нерукотворенным, совлечением греховного тела плоти, обрезанием Христовым» (Кол. 2:11).
Тропарь, кондак и канон празднику
Тропарь, глас 1.
И$же на пrт0лэ nгнезрaчнэм в8 вhшнихъ сэдsи, со nц7eмъ безначaльнымъ, и3 б9eственымъ твои1м д¦омъ. бlговоли1въ же роди1тисz пл0тію, t дв7ы неискусомyжныz ї©е. сегw2 рaди њбрёзасz ћко чlкъ nсмоднeвенъ. слaва пребlг0му твоемY совёту, слaва бlгоутр0бію твоемY, слaва є4же къ нaмъ крaйнему сошeствію твоемY є3ди1не чlколю1бче.
Кондак, глас 3.
И$же всsческихъ гDь, њбрёзаніе пріє1млетъ. и3 человёческаz прегрэшeніz, ћко бlгъ потреблsетъ, дає1тъ спасeніе днeсь мjру. рaдуетжесz в8 вhшнихъ, и3 зижди1телевъ с™ль и3 денни1ца, б9eственыи таи1нникъ Хrт0въ васи1лій3.
Библиотека Русской веры
Канон Обрезанию Господню →
Читать онлайн
Обрезание Господне. Иконы
Иконописные изображения Обрезания Господня встречаются довольно редко.
Среди фресок внутренней росписи древних храмов можно увидеть Обрезание Господне. На фресках, как правило, изображена Богородица с Младенцем на руках, Иосиф-Обручник и старец, готовящийся совершить обряд. Во время богослужения в праздник Обрезания Господня в центре храма на аналой кладется икона святителя Василия Великого, память которого совершается в этот же день.
В роды их обрежется от вас всяк мужеск пол, Книга Премудрости Божией.
И обреза сыны Израилевы в Галгалех егда изведе их из Египта якоже повеле Господь и тамо суть даже до дне сего, Книга Исус Навин
Обрезание крайней плоти — волос. В священных Книгах указан и пол – мужеский.
У разных народов, соблюдавших обряд, или обычай, обрезание крайней плоти мужеского пола делали по-разному, отсюда и пошли разные стрижки, оставляя чуб, под казан, или прически, типа пейсы, те, которые делали обрезание в другом месте. У славенских народов, до сих пор сохранился обычай снимать головной убор, входя в жилое помещение, или храм. Цари, соблюдавшие Закон и Пророки строго следили, как их подданные исполняют его, потому издревле в традицию и вошло, в присутствии царя, низшим чинам и простому люду, мужеского пола, снимать головной убор и склоняти голову, показывая, как обрезаны волосы, или нет. В других народностях было по-другому. Но как же было возможно, явится на прием к королю, некоему из придворной знати, по возрасту облысевшему, если по этикету требовалось с определенной прической? Вот и придумали латиняне парик.
Всем известна характерная прическа запорожских казаков – стриженная наголо голова с длинным чубом, свисающим на одну сторону, в сочетании с вислыми длинными усами. Позднее казаки населяли именно те места, где во времена Исуса Навина, Сыны Израилевы, изыдоша из Египта, в Галгалах, возле Иерихона, на восток от Иордана, это земли Ханаана, совершили обрезание крайней плоти мужеского пола.