2 апреля (20 марта ст. ст.) Церковь чтит память святых преподобномучеников Евфросина Синозерского и ученика его Ионы, новгородских.
Содержание:
- Житие преподобномученика Евфросина Синозерского
- Почитание преподобномученика Евфросина Синозерского
- Преподобномученик Евфросин Синозерский. Иконы
Житие преподобномученика Евфросина Синозерского
Преподобный Евфросин Синозерский, родился «Корельском крае» на северо-западном берегу Ладожского озера. В крещении он получил имя Ефрем. В юные годы он жил в Валаамском монастыре, возможно, был послушником. В 1578 году обитель была захвачена и разграблена шведами, возможно, с этим связано то, что Ефрем переселился в Новгород Великий и, пробыв там немалое время, потом переселился в область того же Великого Новгорода, в Бежецкую пятину, в село Долосскую, в 20 верстах от Устюжны Железопольской, где был чтецом в церкви святого великомученика Георгия и святителя Николы, и прожил там немалое время, до своего совершеннолетия.
Иноческий постриг с именем Евфросин он принял в Успенском Тихвинском монастыре, где прожил некоторое время. С 1600 года он с благословения настоятеля ушел из монастыря пустынножительствовать в диких болотах близ реки Чагодощи на берегу Синичьего озера. Поставив крест и выкопав пещеру, Евфросин прожил здесь два года, питаясь только дикими растениями и грибами. Случайно его нашли окрестные жители, которые стали приходить к нему за наставлениями, а некоторые оставались при нем жить.
Со временем в Старой пустыни собралось много насельников, и Евфросин был вынужден основать на восточном берегу Синичьего озера, неподалеку от Старой пустыни, новый монастырь. Согласно грамоте царя Михаила Феодоровича Синозерской пустыни от 22 февраля 1636 года, дошедшей до нас в списке XIX века, Евфросин создал новую пустынь вместе с преподобным Гурием Шалочским в 1591/1592 году. По преданию, вместе с ними также подвизался преподобный Филарет Унженский.
В 1612 году, когда польские отряды грабили Россию, в его пустыни спасалось от разбоя множество людей. Однажды Евфросин сказал, что поляки идут в пустынь, и советовал всем бежать. Многие не поверили. «Почему же ты не уходишь от этого святого места?» — спрашивали они. Старец отвечал: «Я ради Христа пришел умереть на святое место сие». Послушавшиеся святого и ушедшие из обители спаслись, оставшиеся почти все были убиты поляками. Инок Иона, живший в обители, не сомневаясь в словах старца, хотел бежать вместе с мирянами, но Евфросин удержал его: «Брат Иона, — говорил Евфросин, — зачем допускать в душу страх малодушия? Когда настает брань, тогда-то и нужно показать мужество. Мы дали обет жить и умереть в пустыни. Надо быть верным слову, данному пред Господом», «Воля Божия да будет, но мы не устрашимся маловременнаго страха любве ради Христовы, на се бо и звани есмы, сиречь обеты своя Господеви возложили, еже умрети на месте сем, имене его ради стати». После этого святой облекся в схиму и всю ночь провел в молитве. На следующий день, 20 марта, на обитель напали поляки. Евфросин в схимническом одеянии вышел из кельи и стал у водруженного им креста. Поляки бросились к нему, требуя отдать им имение монастыря. «Все имение этого монастыря и мое — в церкви Пречистой Богородицы», — ответил Евфросин, разумея то некрадомое богатство, которое для верующих сокрыто в Боге. Не понявшие его захватчики бросились к храму, а один из них вынул меч и ударил Евфросина в шею, и то пал на землю мертвым. Когда поляки, озлобленные тем, что ничего не нашли в церкви, вернулись, убийца, не довольствуясь тем, что Евфросин был уже бездыханен, пробил ему голову боевым топором. Был убит и инок Иона.
Вместе с преподобным в обители остался также один благочестивый крестьянин, Иоанн Сума. Когда ворвались враги, он находился в келье Евфросина. Несмотря на тяжелые раны, полученные от иноземных захватчиков, Иоанн остался жив. По уходе поляков он пришел в себя и рассказал вернувшемуся сыну о том, что произошло. От них об этом узнали и окрестные жители. Тело преподобного Евфросина было с честью погребено 28 марта. В тот же день погребли инока Иону и всех, кто погиб от меча.
Почитание преподобномученика Евфросина Синозерского
Спустя 34 года после гибели Евфросина в его обители был возведен строителем Моисеем новый храм во имя Пресвятой Троицы и колокольня с переходами. 25 августа 1653 года мощи Евфросина, обретенные нетленными, по благословению Новгородского митрополита Макария были перенесены и положены строителем Ионой под новой колокольней Благовещенской церкви на юго-восточной стороне под спудом. Над ними было устроено надгробие с резным образом Евфросина в рост.
К середине XVII века были составлены два тропаря и кондак Евфросину, помещенные в конце Жития святого, в тропаре отмечается нетленность мощей преподобномученика. Его имя встречается в рукописных святцах, внесено в «Описание о российских святых» (известное в списках XVIII–XIX вв.).
После возобновления в 1619 году Синозерский монастырь получал многочисленные вклады, что, по-видимому, было связано с широко распространившимся почитанием Евфросина. В 1636 году обитель по царской грамоте была наделена землей вдоль р. Чагодощи, о земельных пожалованиях монастырю сообщают грамоты царей Алексея Михайловича и Феодора Алексеевича. Алексей Михайлович пожертвовал в монастырь колокол, о чем сообщала надпись на нем. Во второй половине XVII века в Синозерскую пустынь делали вклады представители московской и местной знати — князья Черкасские, Волконские, бояре Морозовы, Нарышкины, Пушкины, стольники Леонтьев, Львов, Дашков, местные дворяне Ушаковы, Булгаковы, Батюшковы, царские духовники протопопы Стефан Вонифатьев и Меркурий Гаврилов.
В 1799 году над местом погребения Евфросина была устроена новая рака с клеймами, на которых изображалось убиение святого. В 1847 году священник церкви в селе Долоцком Евфимий, исцелившийся по молитве к Евфросину, составил молитву преподобномученику. В 1913 году для мощей святого была устроена новая бронзовая рака, стоявшая в часовне под колокольней.
Богослужение в Троице-Благовещенской церкви совершалось до 1933 года. В том же году, после закрытия храма, рака со святыми мощами поступила в Устюженский краеведческий музей. В 1936 года мощи были вскрыты, некоторое время выставлялись в антирелигиозной экспозиции музея, затем хранились в фондах, в 1954 году рака 1913 года была сдана в металлолом. 14 июня 1991 года святые мощи Евфросина были переданы РПЦ, ныне почивают в приделе во имя священномученика Антипы в Казанской церкви Устюжны.
Преподобномученик Евфросин Синозерский. Иконы
По описанию Жития преподобного Евфросина, он был «естеством плоти средняго возраста, рама же и перси имеяше велики, брада ему бысть раздвоение имуща, от неяже имеяше две плесницы, власы русы, сединами украшенны». В иконописных подлинниках XVIII-XIX веков под 26 и 28 января облик преподобного Евфросина (форма бороды) уподобляется, как правило, апостолу Иоанну Богослову: «Сед, брада Богослова»; «[Брада] Иоанна Богослова. Синозерскаго чудотворца и Устюжны Желез[нопольской]». Встречаются и другие варианты: «Рус, брада подоле Козмины, в схиме, ризы преподобническия». В рукописи XVIII века, принадлежавшей Г. Д. Филимонову, святой упоминается как «священноначальник обители Троицы Иоанна Богослова Синозерскаго» , что связывает особенности его иконографии с посвящением одного из храмов Синозерской пустыни апостолу Иоанну.