Предав тело усопшего земле, Церковь не оставляет без попечения его души. Высшей и полезнейшей формой ходатайства об усопшем считается святая Литургия:
Много бо верным душам пособие, еже за сих даяти маломощным и еже за души их попове и диакони молятся и службы часто творят, т.е. божественную литургию. Св. Иоанн Златоуст, сл. 76
Благочестивые христиане обыкновенно просят творить за усопшего св. Литургию в течение 40 дней со дня кончины (Сорокоуст). Основанием для этого сорокадневного поминовения служит образное изображение судьбы души человеческой после смерти в церковном сказании о мытарствах. По этому сказанию душа в течение сорока дней «восходит» к престолу Божию, проходя так называемые «мытарства», где испытывается в грехах своих, а в 40 день является на суд Божий.
Немомненно, великим делом для каждого христианина является чтение Псалтыри.
Ни кияже бо иныя книги тако Бога славят, якоже Псалтырь душеполезна есть: ово Бога славит со ангелы вкупе, и превозносит, и воспевает велиим гласом, и ангелы подражает, овогда бесы кленет и прогоняет, и велик плач и язвы творит: за цари и князи, и за весь мир Бога молит…
Иоанн Златоуст говорит, что христианину не следует ни при каких обстоятельствах оставлять пение псалмов:
Уне есть солнцу престати от течения своего нежели оставити Псалтырь: вельми бо есть полезно…
1 лист Новгородской Псалтыри — древнейшей книги Руси
Чтение Псалтыри по умершим
Обычай чтения Псалтыри по умершим восходит к глубокой древности. Чтение Псалтыри, несомненно, приносит христианам, закончившим земное бытие, великое утешение, и свидетельствует о любви и памяти. В старину чтения Псалтыри по умершим считалось обязательным. В одних случаях родственники усопшего сами читали Псалтырь. В других — нанимали людей, читавших Псалтырь по преставившемуся сорок дней, год и даже более. В свою очередь родственники предоставляли читающим Псалтырь по отошедшему ко Господу жилье и пищу, а порой и денежную плату. Женщин, читавших Псалтырь по усопшему, называли канононицами. Таковые молитвенницы часто упоминаются в знаменитом романе А. Мельникова (Печерского) «В лесах и на горах», посвященном жизни и быту заволжских старообрядцев.
Псалтырь
В предисловии к канону за единоумершаго говорится:
Духовныи мой отче и господине, (имя рек). Сотвори со мною Бога ради последнюю любовь и милость сицеву. Помилуй мя Бога ради, пой за мя сей канон, на третины, на девятины, на четыредесятины, аще ли ти не случится тако пети, и ты во иныя дни, или во един день, но точию до сорочин, трижды. Аще ли ти не случится тако пети, и ты во иныя дни, или во един день, но точию до сорочин, трижды. Аще ли и больши того благоволиши пропети канон сей за мя, то большую ми пользу сотвориши, и сам большую мзду приимеши от Бога, рекшаго, в ню же меру мерите, возмерится вам, и паки помилуяи помилован будет, и ты отче господине, Бога ради помилуй мою душу грешную, помолися о ней ко Господу, и Господь Бог наш возмерит тебе за сие, и помилует тя самого, яко милостива…
В этом слове христианин, закончивший свою земную жизнь, просит своего духовного отца «сотворить последнюю любовь», просит о молитве, ибо только она и требуется ему теперь. Однако не только умершему такая молитва полезна, не меньшую пользу она приносит и для души молящегося, так как это великое доброе дело. И при каждой возможности следует христианину молиться за своих родственников, уже отошедших ко Господу.
Разворот Хлудовской псалтыри (IX век) с изображением сочинителя — царя Давыда, играющего на арфе и побеждающего диких животных и врагов
Следует сказать, что до истечения 40 дней с момента преставления христианина, нужно молиться Псалтырь вкупе с молебным последованием за умершего человека. В старообрядческой традиции такое последование называется «Канон за единоумершаго (ую)». Он состоит из 9-ти песен, но 2-ая песнь обыкновенно отсутствует. Каждая песнь канона состоит из ирмоса (первый стих песни) и тропарей (следующие за ирмосом стихи песни).
Схема чтения Псалтыри за умершаго до сорокового дня (Сорокоуст)
Семипоклонный начал. Молитва мытаря «Боже, милостив…» (3 поклона в пояс, если молятся несколько человек, то эти поклоны кладет только старший, а именно — тот, кто замолитвует).
Запев Исусу: «За молитв святых отец наших, Господи Исусе Христе, Сыне Божии, помилуй мя грешнаго (нас), аминь» (поклон в пояс).
Трисвятое, и по Отче наш. «Господи, помилуй» (12 раз).
Слава, и ныне. «Приидите, поклонимся…» (3 поклона в пояс).
Псалом 90 «Живыи в помощи Вышняго…»
Слава, и ныне. «Аллилуия…» (трижды, с поклонами в пояс).
«Господи, помилуй» (трижды).
Затем читается тропарь, глас, 8 «Иже глубинами мудрости…»
Слава, и ныне. Богородичен «Тебе град и пристанище имамы…»
Псалом 50 «Помилуй мя, Боже…»
«Приидите, поклонимся…» (трижды, с поклонами в пояс)
Затем читаются все 20 кафизм Псалтыри, перед каждой кафизмой читают «Приидите, поклонимся…» (трижды, с поклонами в пояс). В каждой кафизме три «Славы» («Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веком, аминь»), а по каждой «Славе» читается «Аллилуия…» (трижды, с поклонами в пояс), затем читается за умершаго тропарь трижды с поклонами «Покой Господи, душу усопшаго (ия) раба (ы) Своего (ея) (имя рек), (поклон). И елика в житии сем яко человек согреши. Ты же яко человеколюбец Бог прости его (ю) и помилуй (поклон). Вечныя муки избави (поклон). Небесному Царству причастника (цу) учини (поклон). И душам нашим полезная сотвори (поклон)».
Схема чтения канона за единоумершаго (-ую)
«Господи Исусе Христе, Сыне Божии, помилуй мя грешнаго (нас), аминь» (поклон)
Глас 8-й. Песнь 1, ирмос «Воду прошед…»
Запев: Покой Господи, душу усопшаго (ия) раба (ы) Твоего (ея) (имя рек), (поклон в пояс). «Отверзи уста моя…»
По 3-й песни читается седален, глас 5-й «Покой Спасе…»
По 6-й песни читается кондак, глас 8 –й «Со святыми покой…». Икос «Ты искони един еси безсмертен…».
По 9-й песни канона читается «Достойно есть…» (поклон земной). Трисвятое, и по отче наш. Молитва Исусова.
Глас 4-й «Со духи праведными…». Слава «Ты еси Бог сошедыи во ад…». И ныне «Едина Чистая…». «Господи, помилуй» (40 раз). Слава, и ныне.
«Честнейшую херувим…» (поклон в пояс)
«Именем Господним благослови Отче».
Запев «За молитв святых отец наших, Господи Исусе Христе, Сыне Божии, помилуй мя грешнаго (нас), аминь» (поклон в пояс)
И далее молитва «Помяни Господи Боже…»
«Честнейшую херувим…» (поклон в пояс). Слава (поклон). И ныне (поклон)
Отпуст «Господи Исусе Христе Сыне Божии…»
«Рабу (е) Божию (ей) преставльшемуся (йся) (имя рек), о нем (ей) же и поминание творим: вечная память, вечная память, вечная память».
Потом молятся за умершего тропарь трижды с поклонами «Покой Господи, душу усопшаго (ия) раба (ы) Своего (ея) (имя рек), (поклон). И елика в житии сем яко человек согреши. Ты же яко человеколюбец Бог прости его (ю) и помилуй (поклон). Вечныя муки избави (поклон). Небесному Царству причастника (цу) учини (поклон). И душам нашим полезная сотвори (поклон)».
«Господи, помилуй» (трижды). Исходные поклоны.
Комментариев пока нет