Во время православного богослужения совершается каждение всего храма и молящихся. На горящие угли, лежащие в кадиле, священнослужители кладут ладан, который при сгорании дает фимиам, благовонный дым. Издавна во время домашней молитвы использовались кацеи — ручные кадильницы. В настоящее время их используют преимущественно безпоповцы.
Не следует путать кадило с паникадилом — светильником в храме, на котором в определенные моменты службы возжигают свечи или лампады.
История появления христианского кадила
Присутствие кадила в числе церковной утвари и аромат благовонного фимиама во время службы стали для нас привычным и традиционным. Кажется, что всё это существовало в Церкви всегда. Однако каждение не сразу стало частью христианского богослужения. Первоначально христиане не видели необходимости в каждениях, используя самые простые обряды, а воскурение благовоний ассоциировалось с иудейскими и языческими традициями.
Иудеи совершали каждение только в Иерусалимском храме: золотым совком они сыпали ладан на горящие угли в большом каменном жертвеннике перед святилищем. В дни Ирода совок для каждения был заменен на подобие сковороды.
Для воскурения благовоний язычники использовали каменные жертвенники, на которые клали горящие угли. В помещениях и на кладбищах пользовались бронзовыми или глиняными емкостями с полой ручкой в виде трубки, через которую раздували угли. Традиция иметь в богатых домах курильницы для благовоний, представляющие из себя бронзовые неглубокие чаши на высоких ножках, распространилась из Египта. В домах римской знати имелись подвесные переносные курильницы на цепочках.
Жития святых свидетельствуют о том, что христиане терпели любые мучения, но не соглашались принести ладан в жертву языческим божествам. В Римской империи христиан преследовали за отказ возжигать ладан перед изображением императора, ведь тем самым они отрицали его божественность.
Христиане начали использовать кадильницы во второй половине V века, когда стали проводиться торжественные шествия, которые можно сравнить с современными Крестными ходами. Первые христианские кадильницы выглядели скромно. Это были бронзовые чаши с плоскими, длинными ручками или невысокие цилиндры с ручками. Появились также золотые и серебряные стационарные кадильницы в виде различных архитектурных сооружений с окошками, через которые можно было дуть на уголь, чтобы он не потух. Такие стационарные кадильницы устанавливали на невысоких постаментах у алтаря.
Стационарная кадильница, Византия-Сирия, VI век | Стационарная кадильница, Византия-Сирия, VI век |
Первые кадильницы на цепочках появились с VI века. Церковное богослужение развивалось, и каждение стало важной его частью. С этого времени кадильнице придают особое значение, оно уже представляет собой серебряные глубокие чашки с медальонами, на которых рельефно изображены святые.
Кадило, Византия, VI век | Кадило на цепочках. Фрагмент мозаики базилики Сан-Витале, Равенна. VI век |
В современном христианском понимании кадило символизирует вместилище Невместимого — Пресвятую Богородицу, от которой вознеслось миру Христово благоухание. Именно поэтому во многих молитвословиях Богоматерь именуют благоуханным кадилом: «О, Пресвятая Госпоже Богородице, девственная похвало, цвете прекрасныи, благоуханное кадило, рождьшая нам Христа Бога нашего, пресветлое Солнце…» (из молитвы к Тихвинской иконе Пресвятой Богородицы).
Небесная литургия, каждение Святых Даров, несомых Ангелами-диаконами. Фреска. Византия, 1320 г.
Возносящийся фимиам символизирует молитвы христиан, восходящие на Небеса, напоминает о древней праведной жертве Авеля и ассоциируется с присутствием Бога в виде огненного дымного столба, который сопровождал Ковчег Завета днём и ночью. Ладан, среди прочих других даров, принесли Богомладенцу и волхвы, которые пришли поклониться Христу. Само каждение означает силу, отгоняющую злых духов (Тов. 8, 2-3), славу Божию (2 Пар. 5, 14).
Кадильница на византийской миниатюре XII века
О каждении пишет апостол и евангелист Иоанн Богослов в 21 главе Апокалипсиса:
И другии Ангел прииде, и ста пред олтарем имеяи кадильницу злату.
Ангелу было дано множество фимиама, чтобы он с молитвами всех святых возложил его на золотой жертвенник, который был перед престолом, и вознесся дым фимиама с молитвами святых от руки Ангела перед Богом.
Лицевой Апокалипсис Иоанна Богослова. Глава 21 «Разрешения седмыя печати, являющи ангельския силы, приносящих Богу молитвы святых, яко кадило»
О кадиле читаем в 140 псалме Давыда:
Да ся исправит молитва моя, яко кадило пред Тобою. Воздеяние руку моею, жертва вечерняя.
На Руси кадильницы на цепочках были известны уже в ΧΙ веке, о чем свидетельствуют источники — Устав Софийского Новгородского собора, а также другие уставы древних монастырей.
С XV века кадило приобретает форму храма и ассоциируется с образом небесного Иерусалима.
Кадило 1598 г. Оружейная палата Московского Кремля | Кадило, Москва, конец XV века. Музеи Московского Кремля |
Самые дорогие кадильницы в виде моделей храмов из серебра и золота изготавливали в дар монастырям и соборам в царских мастерских, начиная с XVII века. Это были настоящие произведения ювелирного искусства, украшенные драгоценными камнями, чернью, эмалями.
Золотое кадило, сделанное по повелению царя Федора Иоанновича. Архангельский собор Московского Кремля | Кадило, 1616 год. Вклад царя Михаила Федоровича в Троице-Сергиев монастырь |
Изображения кадила в иконографии
В иконографии с кадилом изображаются святой архидиакон первомученик Стефан, побитый камнями за христианскую проповедь в Иерусалиме около 33-36 года, а также святой диакон Лаврентий, пострадавший при императоре Валериане в 258 году.
Архидиакон Лаврентий с ладаницей и кадилом. Мозаика Софийского собора в Киеве, XI век | Мозаика с образом первомученика архидиакона Стефана из Михайловского Златоверхого Собора. Киев, XII век |
С кадилом изображался и первый библейский первосвященник Аарон.
Святой мученик Закхей, диакон Гадаринский, пострадавший при императоре Диоклетиане (284–305), на иконах также изображается с кадилом.
Первосвященник Аарон с ладаницей и кадилом. Мозаика собора Святой Софии в Киеве. Сер. XI в. | Икона святого мученика Закхея, диакона Гадаринского |
Кацея
При богослужении мирянским чином у поповцев, а также повсеместно у безпоповцев каждение производится только ручной кадильницей — кацеей. В обоих случаях молитвы, которые по Уставу должен произносить священник, опускаются. Кацеи существовали в древности на востоке и на Руси ещё до появления кадил на цепочках и представляли собой ковши с длинными рукоятками. Каждение икон мирянами с помощью ручных кадильниц было широко распространено в греческой церкви еще в первые века христианства.
Однако кацея не только мирянская кадильница. В келье ею пользовались даже патриархи. В дораскольном чине святительской хиротонии, изданном при патриархе Филарете, указано, что патриарх кадит в своей крестовой палате иконы и собравшихся его поздравлять царя и архиереев именно кацеей.
Кацея — ручная кадильница | Кацея на миниатюре «Отпевание и погребение князя Владимирка Володаревича». Радзивиловская летопись, конец XV в. |
В начале XIX в. у старообрядцев почти в каждом доме была кацея, иноки и миряне кадили иконы при совершении ежедневного молитвенного правила, особенно на праздники и при заупокойных молениях.
Картина И. С. Горюшкина-Сорокопудова «В молитве», 1900 г. На картине изображена стоящая возле иконы девушка-старообрядка, она держит в руках кадильницу, лестовку и подручник.
Кацеями пользовались во время келейной молитвы инокини-схимницы Русской Православной старообрядческой Церкви еще во второй половине XX века. Однако традиция пришла в забвение, и многие староверы стали думать, что домашнее каждение кацеей — обычай безпоповский.
Кацея
Существование обычая мирянского каждения кацеей подтверждается также многочисленными находками домашних кадильниц в традиционных поселениях поповцев, в частности, в Гуслице.
За отсутствием священника, но с его благословения, разрешается совершать каждение ручною кадильницею; в древней Церкви, даже в присутствии священника и с его благословения, каждение совершал пономарь на 3-й песни канона. («Златоструй», 1912, № 7).
«Когда среди православных христиан была скудость в священстве, уставщики во многих местах совершали каждение, творя кадильницей крест и затем поклоняясь. Самое лучшее — поступать так, как уже установилось в обычае в данной местности. («Церковь», 1912, № 35).
Книжный орнамент с изображением кацеи
Безпоповское традиционное название кацеи — кадильница. Исследователи так описывают Выговские кадильницы: они не имели креста на верхней крышке, а вырезы на ней, в виде сердца, отличались от современных тем, что они были острием обращены вверх. В верхней крышке кадильницы имеются 3 крупных отверстия в форме сердца (чаще их делают просто круглыми), еще 9 малых отверстий по числу чинов ангельских, и еще по 4 с трех сторон по числу 12 апостолов. Такие кадильницы сохранились в употреблении у филипповцев.
Ладан
Разжигается кадило всегда с молитвой, при помощи раскаленного угля, на который кладется ладан — душистая смола деревьев ближневосточных пород, при сгорании он образует благовонный дым — фимиам.
О ладане говорится в Библии, в книге Исход. Там же содержится один из первых рецептов приготовления и использования благовония:
И сказал Господь Моисею: возьми себе благовонных веществ: стакти, ониха, халвана душистого и чистого ливана, всего поровну, И сделай из них искусством составляющего масти курительный состав, стертый чистый, святый; И истолки его мелко, и полагай его перед ковчегом откровения в скинии собрания, где Я буду открываться тебе: это будет святыня великая для вас. Курения сделанного по сему составу, не делайте себе: святыней да будет оно у тебя для Господа. Кто сделает подобное, чтобы курить им, истребится из народа своего (Исх. 30, 34-38).
Первоначально греки и римляне использовали во время обрядовых действий ароматические вещества местного произрастания — шишки пиний, листья лавра, смолы и миндальное масло. Около 500-х годов до н.э. к этим веществам добавляется фимиам — смола некоторых видов ладанного дерева, произраставшего в Южной Аравии и Индии, которая при нагревании распространяет бальзамический аромат.
Слово «ладан» в Россию пришло из Ближнего Востока, где с ливанского кедра собирали древесную ароматическую смолу. Так ливанская смола в России стала ладаном. В Библии вещество, именуемое «чистый ливан», и есть «ладан».
С истоков христианства состав благовоний включал четыре компонента, одним из которых был ладан. Со временем так стал называться весь состав для каждения. Так это название стало объединяющим для большой группы различных веществ.
Первоначально же ладаном называлась окаменевшая смола, в виде округлых или продолговатых кусочков диаметром от двух до десяти миллиметров, полупрозрачно-желтого или розоватого цвета, иногда встречается с зеленоватым оттенком. Запах у смолы терпкий, смолистый. В торговых законах 1200 г. до Рождества Христова Рамсес III постановил, что цвет благовоний может колебаться от дымчато-янтарного до нефритово-зеленого, бледного, как лунный свет, а все остальные не имеют никакой ценности.
Ладан — полупрозрачный рыжеватый мягкий камень, чем он чище и прозрачнее, тем качественнее и дороже | Росный ладан — смола стариксового дерева, растущего в тропиках |
Средневековый персидский учёный-энциклопедист и мыслитель, автор многочисленных капитальных трудов, Аль-Бируни пишет: «Лучший ладан — с мужского дерева, белый, круглый, золотистый в изломе и быстро воспламеняющийся…» О индийском ладане он говорит: «Ладан зеленоватого и черноватого цвета. Продавцы придают ему округлую форму так: его режут на небольшие куски различной формы и кладут в кувшин, который вращают, пока куски не станут круглыми. Этот ладан хуже настоящего, он горький и зеленый».
Собиратели ладана надрезают кору дерева, из надрезов начинает сочиться смола в виде капель бледно-желтого или оранжевого цвета, затем они темнеют и застывают
Древнегреческий ботаник Теофраст (ок. 372— ок. 287 гг. до н. э.) так описывает сбор и изготовление ладана: «Иногда одно зерно ладана бывает так велико, что заполняет собой всю горсть и весит больше одной трети мины. Мне же кажется, что это преувеличение; я думаю, такое зерно изготовляли специально, отливая смолу в форму, а затем придавали ей вид естественной капли. Так, чтобы поразить воображение царей. Ибо долгое время считалось, что ладанные деревья произрастают в Раю».
Сбор ладана в Аравии происходил таким образом: «У деревьев были надрезаны стволы и ветви. Смола частью скатывалась вниз, а частью приставала к дереву. Кое-где под деревьями были расстелены плетенки из листьев финиковой пальмы; а кое-где землю просто утрамбовали и чисто подмели. Ладан на плетенках был чист и прозрачен; стекавший прямо на землю был хуже».
Мирра также является одним из самых древних благовоний. Это рыжевато-коричневая смола, получаемая от африканских и аравийских деревьев.
Во все века и у всех народов сожжение благовоний считалось лучшей, чистейшей вещественной жертвой Богу.
Ладаница
В древней Церкви ладан хранился в специальных сосудах — ладаницах. Древнейшие ладаницы представляют собой узорчатые ковчеги без поддонов с полукруглой или пирамидальной крышкой, увенчанной четырехконечным крестом. Изображения ладаниц, выполненных в византийских традициях, встречаются на мозаиках, фресках, иконах, миниатюрах рукописных книг XI–XIV в.
В ходе богослужения священнослужитель брал из ладаницы частицы благоуханной смолы для того, чтобы положить их на горящие угли кадильницы.
Ладаница. Медь, литье, эмаль по скани. Великий Устюг, XVII в.
Использование при богослужении ладаницы отмечено в Чиновнике новгородского Софийского собора, написанном до 1645 г.: «Святитель… покадит крест и на налогех (аналоях) святыя иконы и евангелия и подияков с лампадою и со свещами и с ладанницею…»
Ладаницы, как и кацеи, были широко распространены в древнерусских храмах и монастырях. На Руси ладаницы были известны уже в XI в., о чем свидетельствуют их изображения на мозаиках Софийского собора в Киеве. Так, на мозаике в апсиде Софийского собора в Киеве представлен архидиакон Лаврентий, который в правой руке держит кадило, подвешенное на цепях, а в левой покровенной руке на уровне груди — золотую узорчатую ладаницу с крышкой в виде купола византийского храма.
Здесь же на северо-восточном столбе собора имеется мозаичное изображение первосвященника Аарона, держащего в правой руке кадило на трех цепях, а в левой руке — золотую ладаницу с пирамидальной крышкой и навершием в виде трилистника. Схожее изображение архидиакона Стефана в рост с кадилом и ладаницей есть на мозаике Михайловского Златоверхого собора в Киеве (около 1112 г.).
Золотая ладаница с пирамидальной крышкой лежит на пелене в левой руке у диакона Аифала, представленного в росписи Спасо-Преображенского собора Мирожского монастыря (около 1156 г.). Аналогичные изображения имеются в росписи церкви Спаса на Нередице (1199 г.) — у архидиакона Авива в левой руке богато украшенная узорчатая ладаница в виде ковчега с полукруглой крышкой, а в правой — кадило.
Со временем формы, пропорции, характер декора и типология ладаниц заметно изменялись. Различные типы ладаниц были изображены на стенописи XIV в. новгородской церкви Успения на Волотовом поле. У двух неизвестных диаконов в левой покровенной руке на уровне груди можно видеть ладаницы в виде ковчежцев, которые напоминают миниатюрные каменные палаты с четырехскатной кровлей.
Изображение неизвестных диаконов с кадилами и ладаницами на кальке стенописи XIV в. новгородской церкви Успения на Волотовом поле
Согласно древним Уставам на малом и великом выходе архидиаконы и диаконы выносили ладаницу, держа ее левой рукой у левого плеча, а в правой руке держа кадильницу с курящимся ладаном. Такой торжественный выход священнослужителя с кадилом и ладаницей связан с древнейшими византийскими традициями богослужения, которые позже были утрачены.
Ковчежец с благовониями был неотъемлемой принадлежностью кадила, однако в отличие от кадила, где сжигалась на углях малая частица благовоний, ладаница была вместилищем большого количества драгоценного фимиама. Особое отношение было к месту хранения ладана. В «Стоглаве» указывалось, что он наряду с другими «священными веществами» и богослужебными предметами должен находиться на жертвеннике храма.
Ладаницы на византийских и древнерусских мозаиках, фресках, иконах и миниатюрах лицевых рукописей нередко изображались на красном или белом плате, который дьякон держит в левой руке на уровне груди, часто дьяконы касаются ладаниц покровенными руками. Так же как богослужебный крест и Евангелие, ладаницу по древним уставам следовало переносить только на пелене. Такое бережное и благоговейное отношение к ладаницам, которых священнослужители касались только через ткань пелены или священнической одежды, зафиксировано на многочисленных древнейших священных изображениях. Таким образом, ковчежцы с ладаном наряду с богослужебными крестами, Евангелиями, евхаристическими сосудами были важнейшими священными предметами церковной утвари, к которым так же, как и к Престолу, не разрешалось прикасаться служителям церкви низших чинов.
Медная ладаница. Великий Новгород. Первая четверть XVII в. | Серебряная ладаница из Кирилло-Белозерского монастыря. Великий Новгород, 1609 г. |
Серебряная ладаница из Сольвычегодского музея. 1606 г. | Ладаница в форме пятиглавого храма с растительным орнаментом |
Древнерусские ладаницы, как и кацеи, большей частью повторяли образ храма и были увенчаны одной или несколькими главками с крестом. Священные изображения и литургические надписи были связаны с богослужебной функцией и символикой этих произведений.
Постепенно ладаницы теряют свое назначение и, подобно древнерусским сионам, кратирам и панагиарам, выходят из богослужебного обихода.
Каждение у старообрядцев-поповцев
Каждение во время службы бывает полным или малым. Во время полного каждения священник или диакон обходит с кадилом весь храм, кадит иконы и молящихся. В настоящее время у старообрядцев полное каждение храма совершается во время вечернего богослужения: в начале Всенощного бдения, на литии, на полиелеосе, на девятой песни канона. В начале Утрени каждение совершается не в каждом приходе (по обычаю), и оно может быть полным — в небольшом храме, или малым, когда священник или диакон кадит алтарь, иконостас и, стоя на амвоне, молящихся.
Иерей Сергий Бобков во время торжественного богослужения в храме святого пророка Илии Фезвитянина. Республика Беларусь, г. Гомель
Малое каждение бывает и во время утреннего богослужения: в конце девятого часа, во время чтения Апостола и при пении Херувимской. В определенные моменты Проскомидии и Литургии совершается также каждение Святых Даров, находящихся на Жертвеннике или Престоле.
Совершая каждение молящихся, священнослужитель возглашает: «Дух Святыи найдет на тя, и сила Вышняго осенит тя». Молящиеся кланяются ему (без крестного знамения) и тихо отвечают: «Дух Твой благии наставит мя на землю праву».
Каждение совершается также во время совершения Таинств: Крещения, Венчания, Соборования. Погребение, панихиды и прочие заупокойные молитвословия также сопровождаются каждением. Совершается оно и во время молебнов и Крестных ходов.
Крестный ход из Вереи в Боровск и торжества памяти прпмчц. Феодосии (боярыни Морозовой) и ее соузниц (2015 г.)
Каждение у старообрядцев-безпоповцев
Совершая полное каждение, наставник с кадильницей обходит весь храм, а также кадит молящихся. Каждение Креста и Евангелия, иконостаса и предстоящих людей называется малым.
Кадильница (кацея) латвийских федосеевцев | Федосеевская кадильница (кацея) из с.Тонкино Нижегородской области |
В разных согласиях старообрядцев-безпоповцев существуют отличия каждения людей. Например, в общинах федосеевцев молящихся не кадят, а только нательные кресты: каждый, достав свой нательный крест, держит его с обеих сторон за гайтан. Наставник кадит сначала честныи Крест, святые иконы, а затем нательные кресты молящихся: сначала у мужчин, а потом у женщин. Подобный обычай каждения нательных крестов сохранился в Верхокамье и частично в республике Коми.
В некоторых общинах по этой причине наставник с солеи кадил только общий зал, со всеми находящимися там прихожанами. Кадить каждого прихожанина — такой обычай у поморцев был перенят от федосеевцев, но распространен не повсеместно.
О. Александр Максимович Кудряшов, наставник Рокишского храма ДПЦ Литвы во время торжественного молебна
Филипповцы кадят обводом, федосеевцы и поморцы крестом, при этом кацею чаще всего держат (не все наставники и не во всех общинах), сложив персты как для крестного знамения: два перста вытягиваются вперед, а тремя держат саму ручку кацеи.
Обычаи каждения
О каждении святых икон из книги святаго Епифания Кипрскаго, глава 39-я, вопрос 30-й некоего старца ко святому Флавиану патриарху: «Молю тя владыко отче святый, како подобает кадити святыи иконы в домех своих богобоязнивым християном, имущим любовь ко святым иконам?»
Ответ 30. «Всем благочестно живущим и законно, и Божию веру имущим достоит святыя образы в чистоте имети, от пороху и руды, отирати губою и водою, или убрусом белым и занавесам на время имети; и кадити подобает по вся дни аще ли ни, ино в неделю и в праздники Владычни, и святых нарочитых Богу угодивших апостол, или святитель, и преподобных. Первое изберет малый сосуд, скуделный, или медяный, или железный, на то устроен не яко кадило у священника, и не имети цепей и колца и креста, но токмо взяти рукою малый чрен имать. И егда станет кадити, не яко священник, и машет обонеду крестообразно и глаголет се что священник или диякон. Дух Святый найдет на тя, и сила Вышняго осенит тя. Но поклонится трижды и благословится, и начнет обносити кротко и тихо с благоговением кадя святыя образы и прекрещает лице свое с поклонением честно и благоразумно и з боязнию сердечною. И трижды кадит и глаголет; милостиве Господи приими от недостоинства моего малое сие приношение. И тако поставит пред образом Божиим сию малую кадильницу, и сотворит начало по обычаю и прощение. Аще ли невежди сущии, а кадят неискусно, машут крестообразно и раняют углие и пепел на помост, без страха Божия, и растопчут ногами, и сие страшно претит писание. Проклят всяк человек, кто творит дело Божие с небрежением. И того ради учит апостол Павел, со страхом и трепетом спасение свое содевайте, о кажение ведомо, что дело Божие; аминь»;
Каждение столь приятно Богу, что в Ветхом Завете Моисей каждением фимиама остановил гнев Божий на Израиля за непослушание (Чис. 16, 46-48; Прем. 18, 21).
Кацея, ручная кадильница
Указания о каждении мирянами содержатся в творениях святых отцов, вероучительных и уставных книгах.
«А мирским людем в своих домех православне живуще по закону, неприсовокупився к жене своей: достоит им кадити самим святыя иконы, аще не будет ту священника, и не токмо самим мужем но и женам благочестивым, и чистым от мужа кадити, и детей своих сему учити, аще и вельми малы, понеже православных сия обычай суть» (От послания Фотия митрополита Московскаго в лето 6927).
«Подобает же и всякому брату имети иконостас. Аще ли невозможно есть кому святых икон стяжати, а один крест. и тако при нем пети уставленныя каноны в келии своей, и кадити иконостас по обычаю во время пении соборных. Аще ли кому невозможно есть, кадити по уставленных, а он по единою днем. Неподобает оставляти непокадив, кроме великия нужа. Или по прилучая и згожается некогда» (Из книги Нила Сорския пустыни).
«Правило иноку на всяк день. ниже: Кажение святым, 2-жды. или единою» (Из Псалтыри со воследованием, московския печ. в начале правил; также книга Канонник семидесятник, начало Правилу. лис. 5 об. и 6. и лист. 37).
«Подобает же всякому брату имети в келии своей иконостас. ащели невозможно есть кому святых икон стяжати, и он поне крест. и тако при сем пети уставленныи канон в келии своей. и кадити иконы святыя по обычаю во время пений соборных» (Из старописменнаго устава соловецкаго).
«Преподобному же Саватию поющу заутреню воскресную, изшедшу ему ис келии своея, в подобная время на покажение честнаго креста, иже вблиз келии его поставлен. и услышася ему глас и вопль того ради и возвратися в келию свою, и сказа подругу своему Герману» (Из минеи четии, от жития преподобнаго отца нашего Саватия соловецкаго).
«И ко исходу блаженныя си души сам кажение сотвори» (От жития преподобного Саватия соловецкогочюдотворца).
«Мирским мужам благочестно живущим кадить можно в домех своих и женам» (Книга «Старчество»древлеписьменная, лист 304).
«Вжещи свещи, и благоговейно покадити фимианом» (Книга «Сын Церковный». Чин како подобает самому себе причащати. лист 43 2-го счета).
«Мирским мужем и женам кадить во своих домех» (Кормчая древлеписьменная. гл. 94. лис. 220 об.).
«Всякому брату подобает кадити иконы, а кто этому нерадит в ересь мессалиян поткнулся» (Сборник «О последних мнисех». Лист 145).
Феодор Едесский кадил рукой, гроб и вся священная места. (Житие Феодора Едесскаго. Вып. I. Лицевое. Лист 21).
«Видевше же царица мати их царево злонравие и безчеловечие, приимши сама ароматы многоценныя, и покади святое тело дщерино, и царскою багряницею повивше, положи с сыном своим Гаведаем» (Пролог, сентября 29, в страдании святых мученик: Дады и Гаведдая и сестры Гаведдаевы Каздой).
«Блаженная Клеопатра взя тело мученика Уара, и принесе в свое село, положи в дедине гробе, и по вся дни кадяше окрест гроба» (Пролог, октября в 19 день).
«Святая же Миропия ревностию божественною подвигшися, нощию с своими служебницами пришедши, прият святое тело, (Исидора мученика) и честне покадивши, в нарочитом месте положи» (декабря во 2 день, от жития святыя мученицы Миропии).
Яко некая вдовица приемши от некотораго презвитера мучениковы мощи, и кадяше по вся дни, идеже сице пишет: «Прежив же призвитер той, (иже мучениковы мощи имеяше) неколико лет, егда приближися к скончанию своему, вручи святаго мученика мощи некоей вдове честной, житием святой, и старой леты, яже безценное то сокровище с радостию приемши соблюдаше у себе честно, такожде по вся дни кадило вжигающи, и кадящи, и исхождаше же и от мощей святых благоухание велие, и наполняше храмину ту» (Минея четия, июля в 3 день, в страдании мученика Иакинфа).
«Откры убо царь Лев Саврянин злочестивыи изъят оттуду с древяным ковчегом святыя Евфимии мощи чюдотворныя нетленныя, а в тех место в каменной гроб вложи некия кости согнившия, смрадныя, якоже нарочне на то приуготовав бяше. и паки дскою наложив отъиде, татьскии отнес с собою честныя оныя мощи, и положи я в некоей храмине внутрь полат царских; сестры же его такожде и дщери, оттай его прихождаху к святым мощем, и кадяху миры, и свещами просвещаху. честно почитающее, и любезно поклоняющееся. но вскоре уведав то злочестивыи царь, абие ковчег с мощьми взем, нощию въверже в море» (Минея чет., июля 11, о чюдеси святыя великомученицы Евфимии всехвалныя).
Праздничное богослужение в Рижской Гребенщиковской поморской старообрядческой общине
В Следованной Псалтыри описано келейное иноческое правило, в котором предписывается каждому монаху (не священнику) один или два раза в день кадить иконы. В Житии преподобномученика Епифания Соловецкого описывается, что святой кадил кресты, хотя не был священником. Протопоп Аввакум в своих письмах предписывает мирянам для очищения оскверненных сосудов кадить их и омывать святой водой, также и мощи убиенных за старую веру советует кадить.
Экспозиция выставки в Российском этнографическом музее г. Санкт-Петербурга
Отношение к кадильнице, углям и ладану всегда было бережным и благоговейным. Так, после того, как на угли был положен ладан и совершалось каждение, эти угли запрещалось рассыпать, а если выпадал из кадильницы уголёк, то обратно его в кадильницу уже не клали, а закапывали в чистом месте или «полагали в горн». Попа, рассыпавшего кадилу, полагалось извергнуть из сана, а кто уголь из кадила растопчет по небрежению попа или пономаря, то такого человека «святии отцы проклятию предают».
Соборные постановления безпоповцев о каждении
Решения Первого Всероссийского Собора 1909 г.:
Вопрос: В каком порядке и как (крестообразно или обводом) кадить Святые иконы и братию, и всех ли?
Ответ: Кадить крестообразно
Вопрос: Кто, кроме отца духовнаго, может кадить?
Ответ: Кадить может тот, кого благословит на это отец духовный.
Вопрос: Можно ли кадить замирщенных и отлученных?
Ответ: Замирщенных и отлученных не кадить.
Вопрос: Можно ли кадить иконы за стеклом?
Ответ: За стеклами иконы кадить можно.
Фотография из экспедиций по северным губерниям, которые устраивала Императорская археологическая комиссия на рубеже XIX-XX вв.
Решения Третьего Всероссийского собора 2006 г.
Вопрос: Допустимо ли вкупе покадить молящихся?
Ответ: Допустимо. Поморский Устав, л.16.
Вопрос: Можно ли брать кацею женщине и кадить образа, усопших?
Ответ: Допустимо при погребении вдовам и девицам (старицам) с согласия духовного отца. Пролог: 2 декабря, мц. Миропия; 19 октября, блаж. Клеопатра.
Кацея, ручная кадильница
Порядок мирянского каждения
После приходного начала и в определенных местах богослужения старший из молящихся благословляется перед образами, берет кадильницу и крестообразно осеняет иконы. Вначале Крест и Евангелие, затем образ Спаса и Богородицы, святых. После каждого осенения иконы кадильница перекладывается в левую руку, совершается крестное знамение и поясной поклон. Затем кадильница снова перекладывается в правую руку. Во время каждения произносят (про себя) запевы Господу, Богородице и святым, изображенным на иконах.
Из книги «История и обычаи Ветковской церкви» И. Г. Кабанова: «Каждение во святых церквах совершашеся по древнему Преданию и обычаю церковному: трикратным видом, дважды праве, и третие преки, крестообразно, по свидетельству священнаго отца Феодосия, от древлеправославныя Церкве приятое, тако бо мы (рече) научихомся от отец своих кадити. И в неприсутствии священника иноцы во святых церквах кадят трикратным же видом, подобне и в келиях по тому же совершают каждение». Так, на Ветке иноки кадили троекратно, дважды прямо и третий раз поперек. Только использовали при этом не кадило на цепях, а кацею.
Известны и другие способы каждения ручным кадилом: подносной, (когда кацея устанавливается под образом, подносится к нему), каждение обводом.
В некоторых приходах староверов-поповцев во время службы, совершаемой без священника, на пении «Господи воззвах», на литии, на величании, на 9-й песни канона утрени и в других местах богослужения разожженную кадильницу с фимиамом ставят на подставке среди храма или на солее. При этом разжигать и обносить кадило во время богослужения без священника может только человек, получивший на это благословение, однако кадить в алтаре и молящихся он не может, так как это могут делать только священники и диаконы (2 Пар. 26, 16-20).
В Ветхом завете говорится о том, как Корей, Дафан, Авирон и 250 человек с ними использовали священнические кадильницы по образцу, указанному Законом, с которыми они и явились ко входу Скинии собрания (Чис. XVI). Левит Корей вместе с Дафаном и Авироном оспаривали право Аарона на первосвященство. Как только они попытались возжечь курения Господу — обряд, который должен совершать священник, — они и остальные, пришедшие с ними, оказались поглощенными землей.
Наказание Корея, Дафана и Авирона. Октатевх или Восьмикнижие, Византия, XIII в.
О том, что «восхищающии недарованная им раздражают Бога, яко же сынови Кореови и Иозия царь», подробно говорится в Священном Писании: «Но когда он сделался силен, возгордилось сердце его на погибель его, и он сделался преступником пред Господом Богом своим, ибо вошел в храм Господень, чтобы воскурить фимиам на алтаре кадильном. И пошел за ним Азария священник, и с ним восемьдесят священников Господних, людей отличных, и воспротивились Иозии царю и сказали ему: не тебе, Иозия, кадить Господу; это дело священников, сынов Аароновых, посвященных для каждения; выйди из святилища, ибо ты поступил беззаконно, и не (будет) тебе это в честь у Господа Бога. И разгневался Иозия, — а в руке у него кадильница для каждения; и когда разгневался он на священников, проказа явилась на челе его, пред лицем священников, в доме Господнем, у алтаря кадильного. И взглянул на него Азария первосвященник и все священники; и вот у него проказа на челе его. И понуждали его выйти оттуда, да и сам он спешил удалиться, так как поразил его Господь. И был царь Иозия прокаженным до дня смерти своей, и жил в отдельном доме и отлучен был от дома Господня. А Иоафам, сын его, начальствовал над домом царским и управлял народом земли. Прочие деяния Иозии, первые и последние, описал Исаия, сын Амоса, пророк. И почил Иозия с отцами своими, и похоронили его с отцами его на поле царских гробниц, ибо говорили: он прокаженный. И воцарился Иоафам, сын его, вместо него». (2 Пар.26:16-23).
Заключение
Благословляя кадило, священник читает молитву: «Кадило Ти приносим Христе Боже наш, в воню благоухания, еже прием в Пренебесныи Свой Жертвенник, низпосли нам благодать Пресвятаго Твоего Духа». Он просит принять аромат кадила в знамение духовного благоухания людей и их молитв перед Богом, ниспослать благодать Святого Духа на людей. Поэтому благовонный дым кадила есть видимый образ невидимого присутствия благодати Святого Духа, которая наполняет храм и духовно радует верующих.
По толкованию святого патриарха Константинопольского Германа (VIII в.), кадильница означает благоуханнейшее веселие. Духовная радость, веселие, утешение — всё это согласно с евангельским учением о Господе, как об Утешителе, Сокровище благих и жизни Подателю. Каждение очищает молящихся от суетных помыслов, направляет к достойному слушанию и созерцанию богослужения. Дым фимиама возносит ум к престолу Божию, куда он направляется с христианскими молитвами.
Автор: Нина Лукьянова
Комментариев пока нет