30 мая—1 июня 2025 года в городе Ростове Великом состоялся фестиваль древнерусского пения «Невма». В нем приняли участие многочисленные хоры, которые представили старообрядческие и единоверческие общины, а также профессиональные вокальные ансамбли. На многих это событие произвело неизгладимое впечатление. Мы беседуем с одним из зрителей фестиваля, иереем Александром Парфеновым.
Ежегодная научно-практическая конференция по церковному искусству, организованная заведующим отделом икон Музея истории и культуры староверия (г. Боровск) Михаилом Черновым, совместно с музеем-заповедником «Ростовский кремль», уже давно стала одним из главных событий для российских историков и искусствоведов. На это мероприятие собираются специалисты самого разного профиля — от молодых полевых практиков до кабинетных академических ученых, от начинающих культурологов до маститых коллекционеров произведений старообрядческого и древнерусского искусства. Беседу с Михаилом Черновым об этой конференции можно прочитать в материале «Содружество ученых и коллекционеров». Вторая беседа была посвящена боровской иконе. Сегодня мы побеседуем на необычную тему — отсылки к неким иным смыслам в старообрядческих иконах.
Предлагаем интервью с известным деятелем старообрядного движения в лоне РПЦ МП, игуменом Кирилом (Сахаровым), настоятелем храма св. Николы на Берсеневке, данное газете «Берсеневские страницы».
Клинцы — это не только произведения автокранового искусства, но еще и уникальные образцы деревянного зодчества — наличники. Фирменная резьба до сих пор украшает окна старых домов райцентра. Познакомиться с ними и даже составить «наличник мечты» можно в новой интерактивной книжке-игрушке — «Ставни. Фартуки. Очелья». Об этом и других проектах для малой родины мы поговорили с одним из авторов издания, иллюстратором Ольгой Молявко.
На наших глазах сменяются поколения старообрядческих головщиков и певцов. Все больше молодых лиц на клиросах храмов, а уровень пения и репрезентации певческой культуры становится все более профессиональным. Основы, заложенные таким корифеями, как Н. Денисов и А. Емельянов, стали плодородной почвой для развития певческого движения. Сегодня мы беседуем с представителем нового поколения головщиков, руководителем хора «Параклит» Филиппом Севастьяновым.
В галерее Быль-Небыль проходит выставка Ирины и Дарьи Свистовых «Нарядные дни» про творчество одной семьи. Тут работы Ирины и Леонида Свистовых — мужа с женой. И Дарьи Свистовой — младшей из четырех детей. Ирина Свистова — архитектор по образованию, художник и оформитель по роду деятельности. Работает в основном на ткани и сложных поверхностях (оргалит, картон). Леонид Свистов — физик-экспериментатор, в свободное время делает деревянные игрушки в соавторстве с женой. Дарья Свистова — тоже архитектор по образованию, но увлечена фольклором, а по роду занятий — дизайнер и иллюстратор книг. В работах использует максимально быстрые техники для рисования, любит вышивать.
Одним из ярких и самобытных явлений русской культуры являются так называемые былины, известные на русском севере как стАрины или поГудки. Эти повествования веками передавались устно, и только сравнительно недавно ученые и энтузиасты народной культуры стали записывать и издавать это уникальное наследие. Мы поговорили с художницей Дарьей Свиствой, чтобы подробнее узнать о подобных проектах.
Не секрет, что изучение старообрядческой иконы последние 20 лет находится в центре научного внимания. Исследователями выявлены разные направления в иконописи староверов. Среди них: ветковская, невьянская, сызранская, поморская икона. Сегодня Михаил Чернов рассказывает о своих исследованиях иконописи Боровска.
Ежегодная научно-практическая конференция, организованная заведующим отделом икон Музея истории и культуры староверия (г. Боровск) Михаилом Черновым, уже давно стала одним из главных событий российского историко-искусствоведческого года. На это мероприятие собираются специалисты самого разного профиля — от молодых полевых практиков до кабинетных академических ученых, от начинающих культурологов до коллекционеров произведений старообрядческого и древнерусского искусства. На этих конференциях можно пообщаться со знатоками русской иконы, корифеями антикварного мира, музыковедами, специалистами в области антропологии и, разумеется, представителями старообрядческих согласий.
Когда в 2017 году на Освященном соборе РПсЦ было объявлено о восстановлении общения между Русской Православной старообрядческой Церковью и Древлеправославной Церковью (Древлеправославной Архиепископией), многих охватила радостная эйфория. Некоторым стало казаться, что начался процесс объединения старообрядческих согласий. Однако этого не случилось. Поспешность, отсутствие рассудительности и «головокружение от успехов» у ряда представителей РПсЦ, привело к непоправимой духовной катастрофе. О драматических событиях размышляет первоиерарх Древлеправославной Церкви (Древлеправославной Архиепископии) епископ Никодим (Елякин).