В галерее Быль-Небыль проходит выставка Ирины и Дарьи Свистовых «Нарядные дни» про творчество одной семьи. Тут работы Ирины и Леонида Свистовых — мужа с женой. И Дарьи Свистовой — младшей из четырех детей. Ирина Свистова — архитектор по образованию, художник и оформитель по роду деятельности. Работает в основном на ткани и сложных поверхностях (оргалит, картон). Леонид Свистов — физик-экспериментатор, в свободное время делает деревянные игрушки в соавторстве с женой. Дарья Свистова — тоже архитектор по образованию, но увлечена фольклором, а по роду занятий — дизайнер и иллюстратор книг. В работах использует максимально быстрые техники для рисования, любит вышивать.
Одним из ярких и самобытных явлений русской культуры являются так называемые былины, известные на русском севере как стАрины или поГудки. Эти повествования веками передавались устно, и только сравнительно недавно ученые и энтузиасты народной культуры стали записывать и издавать это уникальное наследие. Мы поговорили с художницей Дарьей Свиствой, чтобы подробнее узнать о подобных проектах.
Не секрет, что изучение старообрядческой иконы последние 20 лет находится в центре научного внимания. Исследователями выявлены разные направления в иконописи староверов. Среди них: ветковская, невьянская, сызранская, поморская икона. Сегодня Михаил Чернов рассказывает о своих исследованиях иконописи Боровска.
Ежегодная научно-практическая конференция, организованная заведующим отделом икон Музея истории и культуры староверия (г. Боровск) Михаилом Черновым, уже давно стала одним из главных событий российского историко-искусствоведческого года. На это мероприятие собираются специалисты самого разного профиля — от молодых полевых практиков до кабинетных академических ученых, от начинающих культурологов до коллекционеров произведений старообрядческого и древнерусского искусства. На этих конференциях можно пообщаться со знатоками русской иконы, корифеями антикварного мира, музыковедами, специалистами в области антропологии и, разумеется, представителями старообрядческих согласий.
Когда в 2017 году на Освященном соборе РПсЦ было объявлено о восстановлении общения между Русской Православной старообрядческой Церковью и Древлеправославной Церковью (Древлеправославной Архиепископией), многих охватила радостная эйфория. Некоторым стало казаться, что начался процесс объединения старообрядческих согласий. Однако этого не случилось. Поспешность, отсутствие рассудительности и «головокружение от успехов» у ряда представителей РПсЦ, привело к непоправимой духовной катастрофе. О драматических событиях размышляет первоиерарх Древлеправославной Церкви (Древлеправославной Архиепископии) епископ Никодим (Елякин).
В октябре 2023 года состоялись соборы двух братских старообрядческих деноминаций — Московской митрополии РПсЦ и Белокриницкой митрополии. Итоги соборов печальны — разорвано церковное общение. Но не только это тревожит общественность. Фактически этот раскол ознаменовал собой разрыв отношений между соотечественниками старообрядческого исповедания в разных странах мира.
В центре московского долголетия «Троицкий» открылась выставка «Ретро — далекое и близкое». А ее владелец — житель городского округа Михаил Ян. Его экспонатам больше подходит слово «собрание»: вещи разных эпох, которые порой могут рассказать о быте предыдущих поколений больше, чем учебники истории.
Старообрядчество в лице нынешних его носителей открыто к контактам. У старообрядцев XXI века всегда можно проконсультироваться относительно того или иного образца древней книги, старинной иконы или предмета церковной утвари, чтобы получить аргументированный ответ или совет на уровне не хуже специалистов-музейщиков. В этом уверена ведущий специалист страны в области старообрядчества Елена Юхименко, филолог и историк, главный научный сотрудник отдела рукописей и старопечатных книг Государственного исторического музея (Москва).
27 апреля 2023 года в Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева открылась выставка «Модерн в русской иконе». Часть экспонатов представляют артель ярославских купцов Оловянишниковых, известность которых была всероссийской. Их изделия заказывали как новообрядцы, так и староверы. Несколько икон в окладах, изготовленных Оловянишниковыми, находятся в Покровском соборе РПСЦ, что на Рогожском.
Коллекция старинных рукописных книг Артёма Шмелёва насчитывает около 100 экземпляров. Будучи историком по образованию, Артём Викторович не просто собирает раритеты, он их исследует, изучает историю бытования памятников и все, что известно об их судьбе.