Преподобный Антоний Печерский

20 мая (7 ст. ст.) Церковь чтит память преподобного Антония Печерского.

 

Содержание:

 

Житие преподобного Антония Печерского

Преподобный Антоний (в миру Антипа [1]) родился в 983 году в Любече. Антипа принял иноческий постриг с именем Антоний в одном из афонских монастырей и через некоторое время вернулся на родные края. Не ранее 1051 г. он поселился близ Берестова под Киевом в пещере, оставленной ушедшим на митрополию епископом Иларионом. Вскоре иноческий подвиг Антония получил известность, и уже после смерти киевского князя Ярослава Мудрого в 1054 г. вокруг Антония начала складываться община иноков, среди которых были постриженики из ближайшего окружения киевского князя Изяслава Ярославича — Варлаам и Ефрем. Антоний сам не постригал в монахи, а благословлял делать это священноинока Никона, т. к. тот имел сан иерея. Видя умножение братии и стремясь к иноческому уединению, Антоний поставил инока Варлаама игуменом возникшего монастыря, сам же удалился в пещеру по соседству. Формально не являясь настоятелем, Антоний, тем не менее, продолжал оставаться главным авторитетом для братии, поскольку именно он принес на киевские горы благословение и аскетический опыт Святой горы. По благословению Антония была построена Успенская церковь над большой пещерой, затем — кельи и ограда, в 1062 г. или чуть ранее игуменом был избран Феодосий.

События 1068 г. (поражение русских князей половцами, восстание в Киеве, бегство Изяслава из столицы и вокняжение в ней полоцкого князя Всеслава Брячиславича) привели к новому столкновению между Антонием и вернувшимся в мае 1069 г. Изяславом, причины которого не вполне ясны. В 1069 г. Антоний был вынужден укрыться в Чернигове у Святослава Ярославича, где стал основателем Болдинского пещерного монастыря, а в Киев вернулся, очевидно, только после марта 1073 г. с вокняжением там Святослава. Здесь он преставился в 1073 году. Незадолго до этого он принял участие  в закладке каменного Успенского собора монастыря, место для которого было чудесным образом указано по молитвам святого. Антоний был погребен в своей пещере.

 

Почитание преподобного Антония Печерского

Мощи преподобного Антония почивают под спудом в Ближних пещерах Киево-Печерской лавры, место погребения по лаврской традиции отмечено иконой преподобного, рядом расположена пещерная церковь во имя Антония и его келья, описанные в «Тератургиме» Афанасия (Кальнофойского) 1638 г. Определенных сведений о времени канонизации Антония Печерского нет. Однако о почитании Антония в Печерском монастыре уже в последней четверти XI в. можно судить по тому, что в это время здесь было составлено его Житие. Первое явное свидетельство церковного почитания Антония вне Киево-Печерского монастыря — посвящение Антонию и Феодосию Печерским в 1394 г. церкви в тверском Желтикове Успенском монастыре Тверским епископом Арсением, составителем Арсениевской редакции Печерского патерика [2]. С рубежа XIV — XV вв. в списках Пролога второй редакции, таких как Спасо-Прилуцкий и Успенский Прологи, под 7 мая помещена переделка «Сказания, чего ради прозвася Печерский монастырь», именуемая «Слово об Антонии» или «Успение Антония». Однако дата этих списков не определяет времени создания памятника, т. к. более ранние списки Пролога, созданные во Владимиро-Суздальской Руси, не сохранились. В середине — третьей четверти. XV в., возможно, одновременно с написанием службы Антонию, была создана и новая версия Слова о преподобном, именуемая в заголовке Житием, также на основе Сказания о Печерском монастыре. Текст помещен под 10 июля и снабжен стихом: «Антоние, возлюбив пещеру темную, доброты земныя оплевав, светло просия. Иже к Антонию притечет, грехом прощение приемлет. Антоние от земных к Богу преидет».

В 1459–1461 гг. по благословению святителя Ионы в Новгороде Пахомий Логофет составил службу Антонию Печерскому. Служба бденная, содержит два канона преподобному. В службе подробно излагается житие святого. В первопечатном рус. Типиконе 1610 г. В 1643 г. в Киеве был составлен канон преподобным отцам Печерским, автором которого считается Мелетий Сириг.

 

Тропарь, кондаки и канон преподобному Антонию Печерскому

Тропарь, глас 4:

От мирскаго мятежа изшед, и в тихое пристанище святыя горы Афона достигл еси. Отвержением мира, евангельски Христу последовал еси, и равноангельное житие  пожив, и оттуду благословением Отец в гору сию пришед, трудолюбне в пещерах жизнь совершив. И множеству иночествующих, стезе ведущую Небесному Царствию показав, и сих Христови привел еси. Егоже моли преподобне, да спасет душа наша.

 

Кондак, глас 8:

Возложив себе Богу от юности преподобне. Того паче всех возлюбив, и тому от всея души любовию последова. Мира тленных нивочтоже вменив. В земли пещеру соделав, в ней же добре подвизався противу невидимаго врага кознем. И И яко светозарное солнце в концы земли восия, от онудуже веселяся прешел еси к небесным чертогом. И ныне со ангелы Владычню престолу предстоя, поминай нас чтущих память твою. Да зовем ти, радуйся Антоние отче наш.

 

Другой кондак, глас той же:

В мире яко ангел отче пожил еси, в земли пещеру себе соделав, в ней же добре подвизася противу невидимаго врага кознем. И оттуду веселяся прешел еси к Небесным чертогом. Поминай нас чтущих память твою, да зовем ти, радуйся Антонием отче наш.


Библиотека Русской веры
Канон преподобному Антонию Печерскому

Читать онлайн


Киево-Печерский монастырь

Основанный в 1051 году преподобным Антонием монастырь в 1096 г. потерпел нападение половцев. Святыни были разграблены и поруганы. Но уже в 1108 г. при игумене Феоктисте монастырь был восстановлен и даже достроен. Весь монастырь был огорожен частоколом. При монастыре находился странноприимный дом, устроенный преподобным Феодосием для приюта нищих, слепых, хромых. Каждую субботу монастырь посылал воз хлеба для заключенных. С переселением братии в большой монастырь пещеры были обращены в усыпальницу для иноков, тела которых клали по обеим сторонам пещерного коридора, в углублениях стен. В XI и XII вв. из монастыря вышло до 20 епископов, все они сохраняли большое почтение к родной обители. В 1203 г. при новом опустошении Киева Рюриком Ростиславичем и половцами Киево-Печерская обитель была разграблена. После запустения вследствие набегов и иных бедствий в XIV в. монастырь был возобновлен. После Брестской унии в 1596 г. была предпринята попытка подчинить монастырь, находящийся в непосредственном велении Вселенского патриарха, киевскому униатскому митрополиту; но монахи во главе с архимандритом Никифором Туром оказали вооруженное сопротивление. Вторая попытка униатов овладеть монастырём, в 1598 г., была также безрезультатна. Монастырю удалось также отстоять силой от униатов и свои обширные имения. Тогда же, в конце XVI века, монастырь получил статус ставропигии Константинопольского Патриарха. В условиях экспансии униатства Лавра стала оплотом православия в Юго-Западной Руси. При архимандритах Елисее Плетенецком и Захарии Копыстенском в монастыре работала основанная в 1616 г. типография и в рамках борьбы с униатством началось печатание богослужебных и полемических книг. Петр Могила основал здесь училище, которое впоследствии было соединено с братским училищем и послужило началом Киево-Могилянской коллегии. В 1718 г. пожар истребил великую церковь, архив, библиотеку и типографию. В 1729 г. церковь была возобновлена. В 1731 – 1745 гг.  к юго-западу от Великой церкви была построена Великая Лаврская колокольня. После 1919 г. монашеская община продолжала существовать как артель. На Всеукраинском предсоборном совещании («обновленческом»), проходившем с 11 по 15 ноября 1924 г. в Харькове, по докладу обновленческого Киевского митрополита Иннокентия (Пустынского) было принято постановление о необходимости перехода Киево-Печерской Лавры в ведение Всеукраинского Священного Синода (обновленческого), что и произошло 15 декабря 1924 г. 29 сентября 1926 г. ВУЦИК и Совет народных комиссаров УССР приняли постановление о «Признании бывшей Киево-Печерской Лавры историко-культурным государственным заповедником и о превращении ее во Всеукраинский музейный городок». Постепенное вытеснение монашеской общины новосозданным музеем завершились к началу 1930 г. полной ликвидацией монастыря. Часть братии была вывезена и расстреляна, остальные были заключены в тюрьмы или сосланы. Лавра подверглась разорению. В период немецкой оккупации Киева в Лавре был организован полицейский участок, где оккупационными властями было убито около 500 мирных граждан. 3 ноября 1941 г. немецкими оккупантами был взорван Успенский собор. После освобождения Киева в 1943 г. советские власти не решались вновь закрыть Лавру. Монастырь повторно был закрыт в ходе «хрущёвских» антирелигиозных кампаний в 1961 году. В июне 1988 г. в связи с празднованием 1000-летия крещения Руси постановлением Совета министров УССР новосозданной Печерской монашеской общине была передана территория Дальних пещер. В настоящее время Киево-Печерская лавра является действующим монастырем.

 

Преподобный Антоний Печерский. Иконы

Известно несколько типов изображения преподобного Антония Печерского: единоличные, вместе с преподобным Феодосием Печерским, в ряду избранных святых, на иконах Собора Киево-Печерских святых. Из Киево-Печерского патерика известно, что уже в XII в. существовали иконы преподобных Антония и Феодосия Печерских. Древнейшее изображение Антония, предстоящего Пресвятой Богородице, сохранилось на Печерской иконе Божией Матери, ок. 1288 г.: преподобный Антоний представлен справа, в монашеской мантии с золотыми застежками, поручах, островерхом схимническом куколе с крестами, левая рука в молении, в правой — развернутый свиток с текстом: «Молю вы оу Бога держимъся […] въздержанье и не лѣнмься и[…]а бо о сѣм Г[…]д помощьника», слева — преподобный Феодосий. Эта иконография получила распространение с XVI в.

Свенская икона Богородицы с преподобными Антонием и Феодосием Печерскими. Киев, ок. 1288 г. Происходит из Успенского Свенского монастыря близ Брянска. Москва, ГТГ

Преподобный Антоний Печерский (фрагмент Свенской иконы Богородицы). Киев, около 1288 г. Москва, ГТГ
Пресвятая Богородица на престоле, с предстоящими Антонием и Феодосием Печерскими. Москва, 1563 – 1583 гг. Москва, Успенский собор Московского Кремля

К единоличным изображениям преподобного Антония относится шитый покров начала XVI в., изготовленный для Киево-Печерского монастыря и вложенный в 1586 г. в Кирилло-Белозерский монастырь московским приказным дьяком Львом Вокшариным: куколь выполнен светлым шелком, преподобный благословляет двуперстно и держит в левой руке развернутый свиток с текстом, аналогичным надписи на Печерской иконе.

Преподобный Антоний Печерский. Шитьё. Москва, конец XV – начало XVI в. СПб, ГРМ
Преподобные Антоний и Феодосий Печерские. Шитая хоругвь (фрагмент). Новгород, первая половина XVI. Из церкви св. Никиты. СПб, ГРМ

Софийский иконописный подлинник второй четверти XVII в. предписывает изображать Антония «в схиме, около главы кудерци малы, сед, брада Иоанна Богослова, ряска санкир з белилы» [3].

Преподобный Антоний Печерский. Минея – Май (фрагмент). Начало XVII в. Церковно-Археологический Кабинет МДА
Прп. Антоний Печерский. М.И. Дикарев (?). Икона. Мстера. 1890-е годы
Преподобный Антоний Печерский

Храмы во имя преподобного Антония Печерского

В Успенском соборе Киево-Печерского монастыря преподобному Антонию был посвящен один из четырех престолов, устроенных на хорах церкви. С XVII в. имеются упоминания о церкви во имя Антония в Ближних пещерах. Между 1473 и 1510 гг. в Псково-Печерском монастыре была построена деревянная церковь во имя Антония и Феодосия Печерских. Ок. 1522 – 1523 гг. вместо нее при расширении пещерной соборной Успенской церкви был устроен одноименный придел. Придел во имя Антония и Феодосия Печерских существует в усыпальнице под Успенским собором нижегородского Печерского Вознесенского монастыря  и датируется 1648 г.


Источники:

[1] ПСРЛ. Т. 41. С. 56.
[2] ПСРЛ. Т. 11. С. 156.
[3] РНБ. № 1523. Л. 151.

+

Авторизация

* *
*

Регистрация

*
*
*
*

Проверочный код Time limit exceeded. Please complete the captcha once again.


Восстановление пароля