Святой благоверный царевич Димитрий

28 мая (15 мая ст. ст.) Церковь чтит память благоверного царевича Димитрия Угличского. Он был младшим сыном Ивана IV от Марии Федоровны Нагой, фактическим наследником, который погиб в восьмилетнем возрасте. Его загадочная гибель во многом обусловила политический кризис конца XVI-начала XVII веков. Святому царевичу Димитрию молятся о даровании здравия.

 

Содержание:

 

Житие святого благоверного царевича Димитрия

Согласно Житию, после смерти отца Ивана IV Димитрий с матерью царицей Марией Федоровной был удален в Углич, получив его в княжение. В действительности причиной этому стало нарастающее опасение властей, что вокруг царевича Димитрия сплотятся все недовольные правлением Феодора I Иоанновича. По мнению исследователей, реальная власть в Угличе сосредоточивалась в руках дьяка Михаила Битяговского, впоследствии главного подозреваемого в убийстве царевича. После смерти Ивана IV престол наследовал Феодор Иоаннович. Фактическим правителем стал его шурин Борис Годунов. Димитрий оставался единственным мужским представителем московской линии дома Рюриковичей. Недоброжелатели пытались отравить царевича, но попытка не увенчалась успехом. 28 мая 1591 года отрок гулял с кормилицей во дворе, играл с другими детьми «в тычку» или «в свайку». Правила игры не изменились до настоящего времени. Суть игры состоит в попадании свайкой — заостренным железным стержнем в кольцо, лежащее на земле. Игра была широко распространена как среди взрослых, так и среди детей. В материалах следственного дела о гибели царевича, говорится, что у отрока начался эпилептический припадок, а во время судорог он случайно заколол себя «сваей» в горло. В Житии благоверного царевича говорится о жестоком убийстве наследника, подосланными убийцами — Осипом Волоховым, Данилой Битяговский и Никитой Качаловым, которые зверски зарезали царевича. Царевич Димитрий был погребен в Угличе, в храме в честь Преображения Господня. 

 

Вопрос о гибели святого благоверного царевича Димитрия

В течение нескольких столетий ученых волновала таинственная история трагической гибели восьмилетнего царевича Димитрия. Это событие произошло 28 мая 1591 года в Угличе. Борис Годунов направил Следственную комиссию для расследования обстоятельств гибели царевича. По данным историков, сохранились уникальные материалы об убийстве царевича Димитрия. Согласно им, царевич стал жертвой несчастного случая, зарезав сам себя ножом в припадке «черной болезни падучей». «Черная болезнь падучая» — одно из определений эпилепсии в XVI-XVII веках. Заболевание царевича Димитрия носило наследственный характер. Исследователи сходятся во мнении, что какой-то формой эпилепсии страдал и отец Димитрия, царь Иван IV.

Однако в материалах следственного дела сохранились следы иной версии — царевич Димитрий был убит людьми Бориса Годунова. Существует мнение о спланированном убийстве со стороны Василия Шуйского, который был фактически претендентом на трон. Высказывается предположение и о спасении царевича — догадавшись, что Борис Годунов замышляет убить царевича, Мария Нагая подменила сына другим мальчиком, одного возраста с царевичем и очень похожим на него. Посланные Борисом убийцы, не подозревавшие о подмене, зарезали другого ребенка во время игры в «тычку». Убитого мальчика похоронили как царского сына, а царевич Димитрий жил и воспитывался в неизвестном месте. Среди историков точка в вопросе «Угличского дела» до сих пор не поставлена. Загадка конца XVI века так и остается неразгаданной.

В исторической науке (Соловьев С., Костомаров Н., Ключевский В.), в публицистике и в художественной литературе на протяжении многих лет не угасал интерес к угличской драме. В «Истории государства Российского» Н. М. Карамзин постарался передать историю царя-убийцы Бориса Годунова. Также эта тема нашла продолжение в трагедии А. С. Пушкина «Борис Годунов». А Пушкинская трагедия легла в основу оперы М. П. Мусоргского «Борис Годунов». Угличское дело имело большие последствия для страны. Царь Феодор I Иоаннович оставался единственным законным наследником престола. Но физически и умственно был слаб, не оставил после себя наследников, что привело в дальнейшем к династическому кризису, ставшему точкой отсчета Смутного времени. Убийство царевича Димитрия привело к волне слухов, породило феномен так называемого «самозванничества», с которым мы впервые встречаемся в отечественной истории.

 

Почитание святого благоверного царевича Димитрия

В 1606 году один за другим стали появляться самозванцы, сперва Лжедмитрий I в 1605-1606 гг., следом Лжедмитрий II в 1607-1610 гг., которые выдавали себя за спасшегося сына Ивана IV.

Правительство царя Василия Шуйского канонизировало невинно убитого царевича, тем самым перечеркнув выводы Следственной комиссии 1591 года о несчастном случае. После канонизации останки царевича Димитрия были перенесены в Архангельский собор московского Кремля. Во время Отечественной войны 1812 года, после захвата Москвы, рака Димитрия была вскрыта, а мощи из нее пропали. После изгнания захватчиков мощи были найдены и возвращены в Архангельский Собор.

В Житии царевича Димитрия перечислено более тридцати чудес исцеления около раки с его мощами. Исцеление Агафии, Марии, Акилины, Антониды, Ирины, Иоанна, Григория, Евдокии и многих других, просящих о помощи, которые получили исцеление от слепоты, язвы, беснования и прочих недугов.

В Угличе, у одной из стен Палат угличских князей 28 мая 2015 года  был открыт памятник царевичу Димитрию. Авторами монумента являются скульптор Александр Рукавишников и живописец, настоятель храма Михаила Архангела отец Рафаил. Высота памятника, отлитого из бронзы, 3 метра, вес — более 1,5 тонн. На невысоком пьедестале слова: «Димитрию царевичу убиенному».

Памятник царевичу Димитрию у одной из стен Палат угличских князей. Открыт 28 мая 2015 года

С XVIII века образ царевича Димитрия помещен на гербе Углича, а с 1999 — и на флаге города. С 1906 года в день памяти убиенного царевича отмечалась память русских моряков — жертв Цусимского сражения 27 мая 1905 года — 28 мая 1905 года. В 1997 году Русской православной церковью совместно с Российским детским фондом по инициативе председателя фонда писателя Альберта Лиханова учрежден Орден святого благоверного царевича Димитрия. Согласно статуту ордена, им награждаются лица, внесшие значительный вклад в дело попечения и защиты страждущих детей: инвалидов, сирот и беспризорников. Орден представляет собой крест с лучами из чистого серебра с позолотой, посреди которого в медальоне находится образ царевича Димитрия с надписью «За дела милосердия». Ежегодно в Угличе 28 мая (дата для XX–XXI веков) проводится праздник День Царевича Димитрия.

 

Тропарь и кондак святому благоверному царевичу Димитрию

Тропарь, глас 4.

Царскою диадимою одеян богомудре мучениче. За скипетр крест в руку прием. Явися яко победоносец. И всесожжения жертву священну себе принесл еси Димитрие. Показася изряден врачь Русскому царствию, образ в себе чюдотворения нося. Яко агнец непорочен, от раба заколение прият, убивающаго тело, души же коснутися не могуща. Да плачется убо злыи властолюбец. Ты же радуяся предстоиши Святей Троице. Молися о державе сродник твоих, благоугодне быти, и сыновом русским спастися.

Кондак, глас 8.

Восия днесь благоцветущая отрасль, благочестиваго корене, от скипетродержавных Русийскаго царствия, доброрасленыи грезн израсте, и Христови красен плод прозябе. Тем же от земли возвавыи тя к вечным обителем, соблюдает и по убиении твоем невредимо тело твое, страдальчески обагрено кровию. Благородне святе Димитрие, соблюдай отечество свое, и град твой невредим. Тому бо еси утвержение.


Библиотека Русской веры
Канон святому царевичу Димитрию →

Читать онлайн


Святой благоверный царевич Димитрий. Иконы

Традиционно Дмитрий изображается в царских одеждах и в венце. В некоторых иконах можно встретить сцену с неповинным убиением отрока. 

Царевич Димитрий. 1606 год. Калужский областной художественный музей
Димитрий царевич. XVII век. Происходит из Свято-Троицкого собора Спасо-Преображенского Соловецкого монастыря
Димитрий царевич. XVII век. Происходит из старообрядческой моленной купцов Выжиловых начала XIX века города Углича
Димитрий царевич. XVII век. Происходит из Благовещенского собора в городе Сольвычегодске Вологодской области
Святой царевич Димитрий. Сольвычегодск, 1656 год. Мастерская Анны Ивановны Строгановой. Из Благовещенского собора в Сольвычегодске. Спб, ГРМ
Царевич Димитрий. Крышка раки. Москва, 1628–1630 годы. Москва, Архангельский собор Московского Кремля
Святые Димитрий Солунский и царевич Димитрий. Начало XVII века, Строгановская школа. Чирин Прокопий Иванович. Москва, Дом-музей П. Д. Корина
Царевич Димитрий и благоверный князь Роман Угличский. Первая половина XVII века, Строгановская школа. Чирин Прокопий Иванович. СПб, ГРМ
Избранные святые (в центре — святые Димитрий и Роман Угличские). Первая треть XVII века, Москва. Углич, УГИАХМ

 

Храмы на Руси во имя святого царевича Димитрия

Впервые храм на месте гибели царевича Дмитрия возник в XVI веке в Угличе. В 1692 году была построена церковь, сохранившаяся до нашего времени. В начале XVIII века бытовала легенда о том, что каждую годовщину смерти царевича через песок просачивалась кровь неповинно убиенного отрока.

Церковь царевича Димитрия «на крови» в Угличе

В храме выставлен знаменитый ссыльный набатный колокол, который разносил скорбную весть о гибели царевича. По приказу Бориса Годунова — набатный колокол лишили языка, отсекли ухо и сослали в Сибирь. Колокол обвинили в гибели неповинных угличан, растерзанных толпой без суда и следствия в день гибели царевича. 

Во имя святого благоверного царевича Димитрия освящен придел церкви Вознесения в Великом Устюге Вологодской области. Церковь была построена в 1648 году «иждивением» купца Никифора Ревякина. Квадратный в плане пятиглавый храм богато декорирован. С трех сторон к храму примыкают пристройки. В трапезу ведет крытая с рундуком лестница, сопровождаемая «ползучими» арками. Вход в храм находится под лестницей. С запада примыкает простой формы колокольня более позднего происхождения. Южный придел представляет собой как бы храм в миниатюре — завершен также пятиглавием, центральная главка установлена на двойном барабане. Живописность сооружению придает продуманная асимметрия объемов. Для декорирования использован кирпич. Резной белый камень, цветные изразцы.

Церковь Вознесения в Великом Устюге

Убранство второго этажа представлено спаренными колонками, на углах собранными в пучки. Окна снабжены профилированными фронтончиками. С северной стороны колонки заменены пилястрами. По верху здание огибает узорчатый пояс. Пояс венчают острые кокошники. Барабаны установлены на основания, прикрытые кокошниками, и украшены лепниной. На барабанах — граненые главки. Цветные изразцы обрамляют окна апсид и сгруппированы отдельными вставками по углам. Церковь Вознесения отличается от других устюжских храмов сложностью объемно-пространственной композиции, исключительным богатством декора, что роднит ее с московскими храмами середины XVII века.

Во имя святого благоверного царевича Димитрия освящен придел церкви Покрова в Рубцове (г. Москва). Храм был возведен царем Михаилом Федоровичем Романовым по обету и в благодарность за спасение Москвы от польско-литовских захватчиков в праздник Покрова Пресвятой Богородицы 1 октября 1618 года. Первоначальный деревянный храм через восемь лет был заменен каменным, освященным 29 октября 1626 года. Храм был дворцовым, с 1761 года стал приходским. Храм имеет подклеть, была открыта ходовая паперть на арках. В 1787 году построена нынешняя колокольня вместо прежней звонницы, открытые паперти обращены в закрытые трапезные для приделов, заложены нижние арки под папертью. При храме была образована епархиальная община сестер милосердия. При общине был детский приют, аптека, амбулатория, дом призрения для престарелых, фельдшерские курсы и школа шелководства.

Храм Покрова в Рубцове (г. Москва)

В 1934 году храм был закрыт, разграблен, кладбище при храме разорено, высокая каменная ограда с воротами разрушена. Здание храма передали Метрострою под электромонтажные мастерские. Одно время использовалось под жилые помещения. В 1961-1962 годах была проведена реставрация храма под руководством архитектора А. Оха с приспособлением здания храма под репетиционные помещения Государственной республиканской академической хоровой капеллы имени А. А. Юрлова. В 1992 году храм возвращен РПЦ.

Во имя святого благоверного царевича Димитрия освящен придел церкви великомученика Георгия Победоносца Введенского монастыря в г. Серпухове Московской области. Церковь при монастырской трапезной, стоит к северо-западу от собора. Двухэтажное здание трапезной с шатровой церковью, к которой с севера пристроена звонница, было выстроено в 1599 г. на средства Бориса Годунова. Верхняя часть звонницы надстроена в конце XVII века. С 1920-х гг. в церкви был устроен клуб, с 1970-х гг. реставрировалась, но к 1990-м гг. заброшена. В конце 1990-х гг. возобновлены богослужения, завершена реставрация.

Георгиевская церковь в Серпухове

Во имя святого благоверного царевича Димитрия освящен придел церкви Смоленской иконы Пресвятой Богородицы в с. Кушалино Тверской области. Храм был построен в 1597 году. Закрыт в 1930-е годы. Вновь открыт в 1991 году.

Смоленская церковь в с. Кушалино Тверской области

 

Образ святого благоверного царевича Димитрия в русской живописи

Святого благоверного царевича Димитрия на своих полотнах изображали русские художники, среди них М. В. Нестеров, И. С. Глазунов, С. В. Блинков и другие.

М. В. Нестеров. Царевич Дмитрий. 1899 год
И. С. Глазунов. Царевич Димитрий. 1967 год
И. С. Глазунов. Легенда о царевиче Димитрии. 1967 год
Блинков С. В. Царевич Дмитрий. 2004-2005 годы


Литература:

1. Белоусов П. В., Столярова Л. В. Материалы угличского Следственного дела о гибели царевича Дмитрия в 1591 г.: новый опыт исторической реконструкции // Люди и тексты. 2012. С. 171-243.
2. Боннер А. Т. Страницы истории смерть царевича Дмитрия: несчастный случай или умышленное убийство? // История и археология. № 22. 2017. С. 29-37.
3. Преображенский А. С. Дмитрий Угличский // Православная энциклопедия. 2002.


Автор: Маргарита Лапина

+

Авторизация

* *
*

Регистрация

*
*
*
*

Проверочный код Time limit exceeded. Please complete the captcha once again.


Восстановление пароля