Крест хранитель всей вселенней, Крест красота церковная, Крест царем держава, Крест верным утвержение, Крест ангелом слава, Крест бесом язва.
(Светилен на Воздвижение Креста Господня)
Крест Господень — знамение победы над смертью и силами ада, царская хоругвь Христа Бога, предшествующая славному явлению Его во святом Воскресении, как сказано в синоксаре Крестопоклонной недели. Крест — наш щит и оружие в борьбе с невидимыми врагами и нашими собственными душевными и телесными страстями и пороками, в нем обретаем истинную духовную крепость и силу, когда стремимся следовать за Своим Спасителем. Почитая Крест и страдания Господни, проливаем одновременно скорбные и радостные слезы, в надежде и на свое внутреннее обновление и воскресение, которые были бы невозможны без Великой Священной Жертвы, совершившейся две тысячи лет назад на Голгофе.
Шествие на Голгофу. Феофан Критский, церковь св. Николы, монастырь Ставроникита, Афон. XVI в.
Христианская религия — религия «крестоносная», как и апостол Павел говорит: «Вам дано ради Христа не только веровать в Него, но и страдать за Него» (Фил. 1, 29). И «многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие» (Деян. 14, 22). Нести свой посильный крест, т.е. распинать телесные похоти и пожелания, — узкий и тесный путь спасения для каждого христианина. Поклоняясь Святому Кресту Господню и «взирая на начальника и совершителя веры Исуса, Который вместо предлежащей Ему радости претерпел крест» (Евр. 12, 2), ободряемся духом и обретаем мужество к подвигу, чтобы отвергать самомнение и самолюбие и терпеливо следовать по стопам святых отцов, оставивших нам достойный образ и пример для подражания.
Однажды царю Константину Великому (27 февраля 272 — 22 мая 337 гг.) во сне явился Исус Христос с видимым на небе знамением и повелел, сделав знамя, подобное этому, виденному на небе, употреблять его для защиты от нападения врагов. Знамя имело следующий вид: на длинном, покрытом золотом копье была поперечная рея, образовавшая с копьем знак креста, а на нем две первые буквы имени «Христос», совмещенные вместе. Царь Константин велел вышить христограмму на знамени перед битвой на Мильвийском мосту.
28 октября 312 г. войско царя одержало победу в этой битве, и Константин Великий стал единоличным правителем западной части Римской империи. Мировое значение битвы было в том, что она привела к легализации христианства и его превращению в государственную религию.
Буквы имени Христа, названные впоследствии «монограмма Константина», царь носил и на своем шлеме. После чудесного явления царь Константин распорядился сделать изображения креста на щитах своих воинов и установил в Константинополе три памятных креста с золотой надписью по-гречески «IC.XP.NIKA», что означает «Исус Христос — Победитель». Первый крест с надписью «Исус» он установил на триумфальных воротах городской площади, второй с надписью «Христос» — на римской колонне, а третий с надписью «Победитель» — на высоком мраморном столбе на хлебной площади города. С этого началось всеобщее почитание Креста Христова.
Крест царя Константина Великого, хранящийся в афонском монастыре Ватопед
Первые зашифрованные изображения креста были найдены в римских катакомбах II и III веков. Древнейшим изображением креста были три его прикровенные формы: в виде греческой буквы Т («Тау», Петров крест), крест четырехконечный, состоящий из двух равных частей, сложенных посередине под прямым углом (+), и крест в виде буквы X (крест апостола Андрея). Настоящая форма креста не употреблялась вначале из-за страха перед язычниками, чтобы священный символ не был предан на поругание.
С тех пор, как в христианском мире появилась возможность легально делать изображения креста, зашифрованные надписи и христограммы не исчезли, а перешли как дополнение на сами кресты, крест стал изображаться в подлинном виде, осьмиконечным, с изображением Спасителя.
Деревянная резная икона Крест Голгофский. Выг, конец XVIII в. | Литой Крест. Бронза, эмаль. Конец XIX в. |
Эта традиция пришла и в Россию: с XI века под нижней косой перекладиной осьмиконечного креста-распятия, который устанавливался в храмах, появляется символическое изображение головы Адама, погребенного, по преданию, на Голгофе.
Крест-Распятие, с эмалью
Внизу под ногами Спасителя изображается подножие, на верхней части креста прикрепляется доска с начертанием начальных букв надписи Пилата «Исус Назарянин, Царь Иудейский» (I.Н.Ц.I) или надпись «Исус Христос».
Поклонение Кресту Господню совершается 3 раза в году: в первый день Успенского поста (14 августа н. ст.), когда празднуется «Происхождение Честнаго и Животворящего Креста Господня», на двунадесятый праздник Воздвижения Честнаго Креста (27 сентября н. ст.) и в третью Неделю Великого поста (Крестопоклонную).
Комментариев пока нет