Крест Христов

Крест хранитель всей вселенней, Крест красота церковная, Крест царем держава, Крест верным утвержение, Крест ангелом слава, Крест бесом язва.

(Светилен на Воздвижение Креста Господня)
 

Крест Господень — знамение победы над смертью и силами ада, царская хоругвь Христа Бога, предшествующая славному явлению Его во святом Воскресении, как сказано в синоксаре Крестопоклонной недели. Крест — наш щит и оружие в борьбе с невидимыми врагами и нашими собственными душевными и телесными страстями и пороками, в нем обретаем истинную духовную крепость и силу, когда стремимся следовать за Своим Спасителем. Почитая Крест и страдания Господни, проливаем одновременно скорбные и радостные слезы, в надежде и на свое внутреннее обновление и воскресение, которые были бы невозможны без Великой Священной Жертвы, совершившейся две тысячи лет назад на Голгофе.

Шествие на Голгофу. Феофан Критский, церковь св. Николы, монастырь Ставроникита, Афон. XVI в.Шествие на Голгофу. Феофан Критский, церковь св. Николы, монастырь Ставроникита, Афон. XVI в.

Христианская религия — религия «крестоносная», как и апостол Павел говорит: «Вам дано ради Христа не только веровать в Него, но и страдать за Него» (Фил. 1, 29). И «многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие» (Деян. 14, 22). Нести свой посильный крест, т.е. распинать телесные похоти и пожелания, — узкий и тесный путь спасения для каждого христианина. Поклоняясь Святому Кресту Господню и «взирая на начальника и совершителя веры Исуса, Который вместо предлежащей Ему радости претерпел крест» (Евр. 12, 2), ободряемся духом и обретаем мужество к подвигу, чтобы отвергать самомнение и самолюбие и терпеливо следовать по стопам святых отцов, оставивших нам достойный образ и пример для подражания. 

Однажды царю Константину Великому (27 февраля 272 — 22 мая 337 гг.) во сне явился Исус Христос с видимым на небе знамением и повелел, сделав знамя, подобное этому, виденному на небе, употреблять его для защиты от нападения врагов. Знамя имело следующий вид: на длинном, покрытом золотом копье была поперечная рея, образовавшая с копьем знак креста, а на нем две первые буквы имени «Христос», совмещенные вместе. Царь Константин велел вышить христограмму на знамени перед битвой на Мильвийском мосту.

28 октября 312 г. войско царя одержало победу в этой битве, и Константин Великий стал единоличным правителем западной части Римской империи. Мировое значение битвы было в том, что она привела к легализации христианства и его превращению в государственную религию.

Буквы имени Христа, названные впоследствии «монограмма Константина», царь носил и на своем шлеме. После чудесного явления царь Константин распорядился сделать изображения креста на щитах своих воинов и установил в Константинополе три памятных креста с золотой надписью по-гречески «IC.XP.NIKA», что означает «Исус Христос — Победитель». Первый крест с надписью «Исус» он установил на триумфальных воротах городской площади, второй с надписью «Христос» — на римской колонне, а третий с надписью «Победитель» — на высоком мраморном столбе на хлебной площади города. С этого началось всеобщее почитание Креста Христова.

Крест царя Константина Великого, хранящийся в афонском монастыре ВатопедКрест царя Константина Великого, хранящийся в афонском монастыре Ватопед

Первые зашифрованные изображения креста были найдены в римских катакомбах II и III веков. Древнейшим изображением креста были три его прикровенные формы: в виде греческой буквы Т («Тау», Петров крест), крест четырехконечный, состоящий из двух равных частей, сложенных посередине под прямым углом (+), и крест в виде буквы X (крест апостола Андрея). Настоящая форма креста не употреблялась вначале из-за страха перед язычниками, чтобы священный символ не был предан на поругание.

С тех пор, как в христианском мире появилась возможность легально делать изображения креста, зашифрованные надписи и христограммы не исчезли, а перешли как дополнение на сами кресты, крест стал изображаться в подлинном виде, осьмиконечным, с изображением Спасителя.

Деревянная резная икона Крест Голгофский. Выг, конец XVIII в.Деревянная резная икона Крест Голгофский. Выг, конец XVIII в. Литой Крест. Бронза, эмаль. Конец XIX в.Литой Крест. Бронза, эмаль. Конец XIX в.

Эта традиция пришла и в Россию: с XI века под нижней косой перекладиной осьмиконечного креста-распятия, который устанавливался в храмах, появляется символическое изображение головы Адама, погребенного, по преданию, на Голгофе. 

Крест-Распятие, с эмальюКрест-Распятие, с эмалью

Внизу под ногами Спасителя изображается подножие, на верхней части креста прикрепляется доска с начертанием начальных букв надписи Пилата «Исус Назарянин, Царь Иудейский» (I.Н.Ц.I) или надпись «Исус Христос».

Поклонение Кресту Господню совершается 3 раза в году: в первый день Успенского поста (14 августа н. ст.), когда празднуется «Происхождение Честнаго и Животворящего Креста Господня», на двунадесятый праздник Воздвижения Честнаго Креста (27 сентября н. ст.) и в третью Неделю Великого поста (Крестопоклонную).

Комментариев пока нет

+

Авторизация

* *
*

Регистрация

*
*
*
*

Проверочный код Time limit exceeded. Please complete the captcha once again.


Восстановление пароля