В старообрядческом богослужении нет ранней и поздней литургии. Даже в храме, где есть несколько Престолов, совершается одна литургия, завершая собой суточный круг богослужения. В новообрядческой службе изменены слова многих молитв: Символа Веры, Херувимской.
Изменения в Символе Веры
По-старообрядчески |
По-новообрядчески |
…Господа Исуса Христа… | …Господа Иисуса Христа… |
…рожденна, а не сотворена… | …рожденна, несотворенна… |
…Егоже Царствию несть конца… | …Егоже Царствию не будет конца… |
… И в Духа Святаго, Господа Истиннаго и Животворящаго… | …И в Духа Святаго, Господа Животворящаго… |
Изменения в Херувимской песни
По-старообрядчески | По-новообрядчески |
Иже Херувими тайно образующе | Иже Херувимы тайно образующе |
Животворящей Троице трисвятую песнь приносяще | Животворящей Троице трисвятую песнь припевающе |
Всяку ныне житейскую отвержем печаль | Всякое ныне житейское отложим попечение |
Яко Царя всех подъемлюще | Яко да Царя всех подымем |
Ангельскими невидимо дароносима чиньми. Аллилуиа | Ангельскими невидимо дориносима чиньми. Аллилуиа |
Разница в молитвах Евхаристического канона
По-старообрядчески | По-новообрядчески |
Еще приносим Ти словесную сию и безкровную жертву. Молим и просим, и ми́лися деем. Посли Дух Свой Святыи на нас и на предлежащия Дары Сия | Еще приносим Ти словесную сию и безкровную службу, и просим, и молим, и мили ся деем, низпосли Духа Твоего Святаго на ны и на предлежащия Дары Сия |
Кроме молитв имеется также разница в обычаях и порядке службы:
Старообрядческая Литургия | Новообрядческая Литургия |
Проскомидия совершается во время чтения Часов — третьего, шестого и девятого. | Читаются только третий и шестой час. Девятый час новообрядцы молятся вечером, но зачастую не молятся его совсем. |
Служится на 7 просфорах | Служится на 5 просфорах |
Просфоры пекутся на закваске | Просфоры пекутся на дрожжах |
Просфора с круглой печатью, изображающей восьмиконечный крест | Печать прямоугольная, крест четырехконечный |
Просфоры к Проскомидии приносятся свежеиспеченными, теплыми | Просфоры холодные, могут быть испечены несколькими днями ранее |
Из одной просфоры вынимается (вырезается!) только одна частица | Из просфоры вынимается множество частиц, по числу поминаемых имен |
Символ Веры и «Отче наш…» поет только хор | Символ Веры и «Отче наш…» обычно поют все, находящиеся в храме |
В старообрядческом храме крестятся двоеперстно. Священник осеняет Святые Дары также двумя перстами.
Пение только унисонное, в один голос, песнопения записаны старинной, безлинейной нотацией — крюками.
Как нужно себя вести в старообрядческом храме
При входе в храм нужно остановиться и прислушаться, что читается или поется. Если в этот момент ходить дозволяется, то помолиться семипоклонный «начал» (приходные поклоны), встать на определенное место и находиться там до конца службы. При этом традиционно мужчины стоят в правой половине храма, женщины — в левой. Во многих приходах Украины, Молдавии, где мужчин за службу ходит больше, они стоят в передней части храма, а женщины — позади. На молитве в старообрядческом храме следует стоять прямо, держа ноги вместе, а не расставленными в стороны. При этом — для удобного стояния — пятки сомкнуты, а носки несколько разведены. Руки сложены на груди горизонтально, правая поверх левой. Такое положение, согласно святоотеческому толкованию, напоминает верующим о сложении крыльев Небесных сил бесплотных, предстоящих Престолу Господа.
В старообрядческом храме все совершается чинно и благоговейно: поклоны молящиеся совершают одновременно, в положенные по Уставу моменты службы.
При земных поклонах используются подручники, чтобы руки оставались чистыми.
Ко Кресту подходят сначала священнослужители, затем причащавшиеся в этот день, потом мужчины, после них — женщины.
В старообрядческом храме нельзя стоять на коленях, целовать любую икону, какую захочется, а только за вечерней службой во время пения величания молящиеся прикладываются к иконе того праздника или святого, служба которому совершается. Утром, после окончания Литургии, также можно приложиться к этой иконе.
Старообрядцы исповедуют свои грехи только одному священнику, своему духовному отцу, и по его благословению причащаются Святых Таин. Чтобы перейти на исповедь к другому священнику, необходимо взять благословение духовного отца. В новообрядчестве принято исповедоваться у разных священников. Даже если человек считает какого-то священника своим духовным отцом, он одновременно может исповедоваться и у других.
Комментариев пока нет