Память блаженного Максима, Христа ради юродивого

Память блаженного Максима Московского, Христа ради юродивого, Церковь чтит 24 ноября (11 ноября ст. ст.), а также 26 августа (13 августа ст. ст.), в день обретения мощей. Блаженный Максим выбрал редкий путь спасения — юродство. Путь прикровенный, который под силу не многим, и это особые избранники Божии. Святой Максим почитался в Древней Руси наравне с блаженными Прокопием Устюжским и Василием Московским. Это равенство можно проследить в певческих источниках, например, в Обиходе, в припевах (величания) по полиелеосу, написано: «Прокопию Устюжскому. И инем Христа ради юродивым Василию и Максиму».

Обиход, изд. Преображенского богадельного дома в Москве, 1911 г., лист 106 об. – 107.

 

Содержание:

 

Житие блаженного Максима Московского

Подвиг добровольного юродства, Христа ради, был особо распространен на Руси. Эти блаженные святые люди не уходили в пустыни, чтобы молиться за весь мир, а наоборот, они приходили в города, жили среди людей и терпели от них многое, но они были со своим народом и несли все тяготы его жизни. Юродивых Господь обычно являл для мира в сложное для народа время. Блаженные настолько любили людей, что они не могли их оставить в трудное для них время, они были рядом, но по своему смирению скрывали свою святость под обличием безумия для мира сего. Высказывались юродивые образно, прикровенно, порой на­род­ным язы­ком по­сло­виц, но их слова до­ход­или до самого сердца человека. Они претерпевали еще большие страдания, чем обычные люди, и народ ценил их смирение, был готов их слышать и прислушиваться к ним — от самого бедного простолюдина до царя. Русь любила своих юродивых, а они — свой народ. Так и блаженный Максим не ушел спасаться в пустыню или монастырь, а жил на улицах многолюдной и шумной Москвы XV века, в тяжелые для русского народа времена — набеги Орды, засуха, эпидемии. О его ро­ди­те­лях, вре­ме­ни и ме­сте рож­де­ния ни­че­го неиз­вест­но.

В любое время года Мак­сим хо­дил по­чти на­гим, не имел своего крова, скитался по улицам, чаще всего жил под открытым небом в зной и хо­лод, питался только той скудной пищей, что ему подавали люди, он не имел семьи и был по-человечески одинок. Это трудно понять современному человеку: зачем человеку, живя в тех трудных для страны исторических условиях, обременять себя добровольно еще большей нуждой? Терпя все лишения, святой Максим не оставлял молитву ко Господу — тем укреплялся и спасался. Пути Господни неисповедимы. Человек — это прежде всего его душа, мысли, стремления. Блаженный Максим добровольно отказался от всех благ мира сего и даже от своего ума, ради спасения своей души и ближнего, ради соединения со Христом в земной и вечной жизни. Это любовь. Любовь ко Христу и к людям. Вся его жизнь являла собой обличение тления, пустоты и безумия мира. Многих людей святой Максим поддерживал и утешал своими словами, а некоторых и обличал для вразумления.

Он терпел от людей обиды, насмешки и презрение, внешним безумием скрывал свою мудрость, тем самым очищал свою душу и сердце от гордыни, желания славы и страха для встречи с Богом, он учился любить людей и ненавидеть грех. Прежде всего он очищал от греха свою душу, но и не оставлял ближних погибать во грехе. Святой Максим не боялся говорить правду всем нуждающимся во вразумлении и обличении, даже сильным мира сего, тем самым являя любовь и неравнодушие к человеку. Для назидания ближних он часто появлялся в многолюдных собраниях, на торжищах, не гнушался входить в общества порочные и под покровом юродства обличал нечестие, приводил на путь покаяния самых огрубевших грешников.

Все свои добрые дела он старался совершать тайно, даже его обличения и наставления имели форму прикровенную, на первый взгляд непонятную, но вскоре человек понимал, о чем ему говорил святой. Блаженный Максим видел сердца людей и старался их предупредить от совершения греха. Иногда обличал людей и явно, но под строгим запретом хранить услышанное в тайне. Если же святой Максим замечал, что люди начинали его почитать, восхвалять, то он эти мнения людей старался уничтожить странными или неблагоприличными поступками, мнимым участием в недобродетельных действиях, порой нарушением церковных традиций, правил.

Об­ли­че­ния юро­ди­во­го не оста­ва­лись бес­плод­ны­ми, мно­гие из моск­ви­чей об­ра­ща­ли свои серд­ца к Бо­гу. Интересны его изречения:

«Хотя люта зима, да сладок рай», — говорил блаженный Максим, бегая нагим по улицам Москвы, по­учая всех тер­пе­нию и пе­ре­не­се­нию жи­тей­ских невзгод.

«Оттерпимся и мы люди будем, за терпенье Бог даст спасенье».

«Не все по шерсти, ино и напротив. Блудливой чушке — полено на шею. За дело побьют, повинись да пониже поклонись. He плачь битый, плачь небитый».

«Ис­под­воль и сы­рые дро­ва за­го­ра­ют­ся».

Страдающим лицемерием и фарисейскою набожностью он говорил:

«Всяк крестится, да не всяк молится».

«Божница домашня, а совесть продажна».

«По бороде Авраам, a пo делам Хам».

«Бог вся­кую неправ­ду сы­щет. Ни Он те­бя, ни ты Его не об­ма­нешь».

 

Чудеса и почитание блаженного Максима Московского

После тяжелых и многолетних подвижнических трудов блаженный Максим 11 ноября 1434 года преставился. Погребли его у церкви святых князей Бориса и Глеба. Через некоторое время на могиле святого стали совершаться многочисленные исцеления. Так, 23 апреля 1506 года на месте погребения святого Максима юродивого, Христа ради, Бог исцелил человека, «имущаго ногу прикорчену».  

Вследствие многочисленных чудес от гроба святого в 1547 году Собором было определено: «Пети и праздновати на Москве августа в 13-й день новому Чудотворцу Максиму, Христа ради Юродивому». В «Уста­ве цер­ков­ных об­ря­дов, со­вер­шав­ших­ся в Мос­ков­ском Успен­ском со­бо­ре» (око­ло 1634 г.) под 11 но­яб­ря ска­за­но: «Мак­си­му юро­ди­во­му: бла­го­вест в ле­бедь, се­ред­ней»; под 12/13 ав­гу­ста: «Праздновали прежде сего Максиму блаженному: благовест  в лебедь, звон середней; а ныне только празднуют в ноябре, а поют по уставу».

На древнем полотняном покрове, возлагаемом на раку святых мощей, вокруг изображения Угодника Божия находится следующая надпись, означающая время его преставления и открытия его святых мощей: «6942 года ноября 11-го дня преставися Святый Максим Христа ради Юродивый, Московский и всея России Чудотворец в царствующем граде Москве в княжение Благовернаго Великаго Князя Василия Василъсвича. Погребено же  бысть честное тело его в Китае-Граде, на Варварском крестце, у церкви Святых Страстотерпцев, Князей Российских, обою брату no плоти Бориса и Глеба. Тщательством благочестиваго мужа Феодора Вохчина, no некиих летех no преставлении Святаго Блаженнаго Максима, создана бысть церковь, небольшая и без связей, над святыми его мощами во имя тезоименнаго ему Преподобнаго Максима Исповедника. И мощи Святаго Блаженнаго Максима, no обретению их, лежаша под каменною гробницею, а не наяву. Всемилостивый, в Троице прославляемый Бог положи в сердце благоговейну мужу, Московскому жителю Гостинной сотни Максиму Филлиппову, сыну Верховитину, ежебы тыя святыя обе церкви, настоящую и придельную (Борисо-Глебскую) разобрати и новую создати. К сему  (ему содействовал) и другий именем Максим Васильев ІІІаровников, житель бывший града Костромы. В 7206-м (1698) году апреля 14-го дня при державе Государя Царя и Великаго Князя Петра Алексеевича всея России Самодержца, no благословению Святейшаго Адриана, Патриарха Московскаго и всея России, по отпетии обычнаго молебнаго пения, начаша разбирати каменное ветхое строение и в том месте, идеже мощи Святаго Блаженнаго Максима, благоволением Божиим, отвалишася от стены камение, и видимо бысть всем великое то сокровище, многоцелебныя мощи Святаго БлаженнагоМаксима. Мая 13-го дня, no повелению Святейшаго Адриана Патриарха совершено бысть Святому Блаженному Максиму торжественное пение, и после всенощнаго пения, Преосвященный Тихон Митрополит Сарский и Подонский со Архимандриты и Игумны, со Иереи и Диаконы, облачившеся в священныя одежды, сташа окрест гробницы и начаша разбирати камение, и тогда содеяся дивное чудо: паки распадеся многое камение, еже над гробницею святаго, и молитвами Блаженнаго Максима никогоже повреди, и о сем чудеси прославиша Бога и Его Угодника Блаженнаго Максима; и подъяша ковчег со святыми мощами на рамена своя со святыми кресты и иконами, а Диакони с кадилы и со свещами; народи же тогда премножество стекошася видети и noклонишися мощам его, прославляюще Бога и Его Угодника».

Здесь необходимо пояснить, что храм в честь бла­го­вер­ных кня­зей Бо­ри­са и Гле­ба, ря­дом с ко­то­рым был по­гре­бен свя­той Мак­сим, сго­рел в 1568 го­ду. Но святые мощи Максима оставались под спудом. Благоговейные почитатели памяти святого построили над его могилой придел в честь святого Максима Исповедника.

В 1698 году благодаря московским жителям Максиму Верховитинову и Максиму Шаровникову старый Борисоглебский храм был разобран, а во время работы отвалился камень от стены и обнаружились святые мощи блаженного Максима. Они бы­ли с че­стью пе­ре­не­се­ны в один из мос­ков­ских со­бо­ров, где и на­хо­ди­лись во все вре­мя по­строй­ки но­во­го хра­ма. По преданию, на время строительства нового храма в честь святого Максима его мощи хранились в Чудовом монастыре или в одном из кремлевских соборов. Это предание возникло от имеющейся интересной росписи храма, открытие мощей изображается на настенной иконе святого Максима, а также на иконе, находящейся на внешней северной стороне и на западной стене внутри храма, в перенесении их с крестным ходом через Спасские врата в Кремль. Новоустроенный храм, существующий и теперь в прежнем виде, был освящен в честь святого блаженнаго Максима Московского с приделом во имя преподобного Максима Исповедника. Хранившиеся до трехсот лет нетленно мощи блаженного Максима пребывали от­крыто только 39 лет — с 1698 до 1737 года. В 1737 году, а точнее 29 мая, во время великого Троицкого пожара, от которого погорела значительная часть всей Москвы, «Максимовская церковь вся без остатку выгорела, и рака с сению Чудо­творца Максима сгорела, точию на том месте, где оная рака со святыми мощами стояла, на каменном помосте мощи святых костей остались, которыя священник Иаков Григорьев при диаконе и церковнике, собрав в ящик замкнул, и поставил в алтаре. По учиненному Синодальной Канцелярии июня 6-го дня того же 1737 года определению, оныя святыя мощи заседающими тогда в Синодальной Канцелярии Преосвященным Вениамином Епископом Коломенским и Архимандриты, были осмотрены и описаны и по осмотре, в нарочито сделанный ящик те мощи Его Преосвященства руками были положены, и по замкнутии и запечатании синодаль­ною печатию для хранения отданы синодальному ризничему» (Указ  Св. Синода от 30 апр. 1764 г.). Выгоревший Максимовский храм был обновлен и освящен 30 мая 1742 года, как значилось в надписи на новоустроенном иконостасе. А оконча­тельное определение о возвращении остатков от мощей Блаженнаго Максима со­стоялось 21 января 1768 года. В 1770 году, как записано в церковной описи, «была устроена для мощей Святаго Максима Блаженнаго новая рака резная, над нею сень на осми столпах резных, и над столпами балдахин резнаяж. Оное вышеописанное все червонным золотом вызлачено». В 1812 году «мощи Максима блаженнаго остались на своем месте под спудом, в прежнем виде. Амвон поднят, в теплой церкви престол опрокинут, в окнах рамы выгорели и колоды, также и крыша сго­рела и вся утварь церковная; кроме скрытых самых нужных вещей все разграб­лено» (Из показания свящ. Игнатия Иванова Архиеп. Августину). В 1876 году вместо обветшавшей деревянной устроена новая металлическая вызолоченная рака, в которую, по освящении ея, с подобающею честию был переложен кипарисовый ковчег с мощами блаженнаго Максима длиною более аршина, шириною до трех четвертей.

Означенный священник Иаков Григорьевич пожертвовал напрестольный серебряный вызолоченный крест с хранящимися в нем частицами святых мощей, и со следующей на нем надписью: «Сей святый и животворящий крест Господень построен тщанием Максимовския церкви Иерея Иакова Григорьева 1717 года ноября 5-го числа в память бывшаго ужаснаго великаго пожара сего году майя в 29-день в неделю Пятидесятницы в поминовение сгоревших в тот день родительницы его Ксении Фоминичны и noпадьи его Феклы Яковлевны и чад его сгоревших же младенцев Елизаветы, Иерофия, Иакова».

В свое время были зафиксированы два случая чудесной помощи святого Максима, эти случаи были сообщены непосредственно теми лицами, которые удостоились получить ее. Потомственный почетный гражданин Иван Алексеевич Смирнов неоднократно рассказывал со слезами умиления о чудесном исцелении его от болезни молитвами святого Максима. Этот рассказ можно найти в письме от 15 ноября 1848 года Митрополита Московского Филарета к наместнику Свято-Троицкой Сергиевой Лавры Архимандриту Антонию: «Староста церкви, в которой почивают мощи Максима Блаженнаго, усердно трудясь над возобновлением сего храма, занемог болезнию горла так, что терял надежду остаться в живых, и при мысли, что не увидит освящение храма, заплакал, лежа в постели. В сие время видит пред собою Блаженнаго Максима, который полагает на нем крестное знамение и говорит: Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Больной сказал: аминь, хотел поцеловать руку праведнаго, но сей перестал быть видим. Вслед за сим открылся нарыв горла, вышел гной и староста с сугубленною ревностию праздновал обновление храма, бывшее 1-го октября 1848-го г.» (Письма Митрополита Филарета к Архимандриту Антонию).

А вот и второй случай помощи блаженного Максима: «В 1867-м году была в Максимовском храме Московская купеческая вдова, известная поставщица Высочайшему Двору одежды, имевшая свой дом и мастерскую в нем близ Казанской в Сущеве церкви, Белкина (имя не означено), чтобы отслушать молебное пение Блаженному Максиму и сообщила причту следующее: Явился ей во сне (времени не означено) благообразный старец и сказал ей: тебе угрожает большое несчастие; об избавлении от него прибегни с молитвою к Блаженному Максиму Московскому Чудотворцу. Она не знала, в каком храме находится рака мощей Блаженнаго Максима, и прибыла в соборный храм Василия Блаженнаго. Там она узнала, где почивают мощи Максима Блаженнаго. Прибывши в Максимовский храм, она попросила причт отслужить молебен Угоднику и усердно помолилась ему о заступлении. Назначенный день, в который, по предсказанию виденнаго ею во сне старца, должно постигнуть ее несчастие, прошел благополучно. Настала ночь; в доме ея все уже спали. Она одна не спала в ожидании несчастия. Около полуночи случился в ея доме пожар. Она немедленно всех разбудила; послала гонца в Сущевскую часть с известием о пожаре. Все имущество, по ея распоряжению, было из дома вытащено и сохранено. Скоро прибыл пожарный обоз, и пожар был прекращен в его начале. Убыток от него был незначительнейший. Так Блаженный Максим, святое тело котораго, до трех сот лет прибывавшее нетленным, Божиим попущением огонь не пощадил в великий Троицкий пожар, своим пред Богом ходатайством избавил от пожара означенную рабу Божию» (Из церковной летописи).

 

Тропарь, кондак и канон блаженному Максиму Московскому

Тропарь, глас 5

Нагото́ю теле́сною и теpпе́нием, обнажи́л еси́ вpа́жие кова́pство. Облича́я неподо́бное дея́ние, зе́лне стpаждущи со́лнечныи ваp, и ну́жныя вели́кия сту́дени. И мpа́за и огня́ нечу′яше, Бо́жиею по́мощию покpыва́емь, Макси́ме пpему́дpе. О ве́pно твоpя́щих па́мять твою́ че́стно, и усе́pдно пpитека́ющих к раце мощей твои́х, моли́ изба́витися от бед, и паде́ния избежа́ти.

Кондак, глас 2

Вы́шния красоты́ жела́я, ни́жния сла́дости, теле́сная нивочто́ же вмени́л еси́, нестяжа́нием су́етнаго ми́ра. А́нгельское житие́ проходя́ сконча́ся, Макси́ме блаже́нне. С ни́ми же Христа́ Бога моли́, непреста́нно о всех нас.


Библиотека Русской веры
Канон блаженному Максиму, Христа ради юродивому, Московскому чудотворцу 

Читать онлайн


Блаженный Максим Московский, Христа ради юродивый. Иконы

Блаженный Максим Московский. Минея Август (фрагмент). Икона. Русь. Начало XVII в. Церковно-Археологический Кабинет Московской Духовной Академии
Свв. Блж. Василий и Максим Московские (фрагмент). Створка киота иконы. Русь. Последняя четверть XVI века. Из собора Покровского монастыря в Суздале
«Боголюбская» с избранными святыми (в среднике изображены святители Московские Петр, Фотий, Макарий, блаженные Максим, Иоанн). Икона (Складень трехстворчатый). Истома Савин. Москва. Конец XVI — начало XVII в. ГТГ
Варлаам пустынник, Евфросин Псковский, Максим Московский. Деталь походной церкви «Небесная сень». Тверская областная картинная галерея, 1588–1590 гг.
Василий и Максим Блаженные у Московского Кремля. Клеймо иконы «Суббота всех святых, с избранными святыми на полях». Дом-музей П. Д. Корина, 1813 г.

 

Храмы во имя блаженного Максима Московского

В настоящее время существует, пожалуй, лишь один храм в честь святого Максима Московского, Христа ради юродивого. Этот храм находится в городе Москве, на улице Варварка, дом 4. Храм является памятником градостроительства и архитектуры, так как был построен в 1698 г., а в 1829 г. была достроена колокольня.

Интересна история самого храма. За свою многовековую историю храм претерпел не один пожар, но каждый раз был восстановлен и отстроен краше прежнего. Изначально на Варварке стоял деревянный храм в честь святых благоверных князей Бориса и Глеба. В 1434 году возле этого храма был похоронен Христа ради юродивый Максим. В 1568 году деревянная церковь сгорела, и на ее месте была построена новая каменная церковь, но уже в честь святого Максима Исповедника (небесного покровителя юродивого Максима Московского) и в память святого юродивого Максима, которого к тому времени канонизировали Церковью.

В 1698 году в Москве опять случился пожар, от которого пострадало много зданий столицы, в том числе и церковь в честь святого Максима Исповедника. И вновь храм восстановили. В течение года на деньги купцов Максима Шаровникова и Максима Верховитинова выстроили новый храм с главным престолом в честь святого Максима юродивого, Христа ради и приделом святого Максима Исповедника. В 1827-1829 гг. возвели новую двухъярусную колокольню.

Церковь Максима Исповедника на Варварке. Фотография Н.А. Найденова, 1882 г.

Внутренние оконные откосы со скошенными наверху углами — прием, редко встречающийся в русской архитектуре XVII—XVIII вв.

В храме и трапезной сохранились фрагменты росписи XVIII—XIX вв. и две белокаменные закладные доски.

В 1930-х годах храм был закрыт советской властью, обезглавлен и разорен. В 1965 – 1969 гг. реставрировался (арх. С. С. Подъяпольский). С 1970 года находился в ведении Всероссийского общества охраны природы.

После 1994 года храм передали верующим, в нем возобновились Богослужения и начался долгий процесс реставрации храма и церковной территории.

Современный вид храма святого блаженного Максима Московского, Христа ради, юродивого (РПЦ)

Материал подготовлен на основе книги: «Преподобный Максим Исповедник и святой блаженный Максим, Христа ради юродивый, Московский Чудотворец», изд. Московской Максимовской, на Варварке, церкви / М., 1894 г.

Автор: Анна Кондратова

+

Авторизация

* *
*

Регистрация

*
*
*
*

Проверочный код Time limit exceeded. Please complete the captcha once again.


Восстановление пароля