Святитель Киприан, митрополит Московский

Святитель Киприан, митрополит Московский

29 сентября (16 сентября ст. ст.) Церковь чтит преставление иже во святых отца нашего Киприана, митрополита киевского и всея Руси. Также 9 июня (27 мая ст. ст.) празднуется перенесение мощей святителя Киприана.

 

Содержание:

 

Житие и труды митрополита Киприана

Будущий митрополит Киевский Киприан родился в сербском городе Тернов около 1330 г. и в молодости удалился на святую гору Афон. Среди афонских монахов он выделялся начитанностью и образованностью, что повлекло за собой приглашение Константинопольского патриарха Филофея (1364-1376) стать доверенным патриаршим лицом с прицелом на Киевскую митрополичью кафедру. В 1390 г., после смерти св. Алексия, Киприан стал митрополитом Киевским и всея Руси. Дальнейшая его жизнь проходила между Киевом и подмосковным селом Голенищевым, которое являлось митрополичьей резиденцией.

Огромен вклад святителя Киприана в книжное дело на Руси. Высокообразованный митрополит был усердным переписчиком, искусным переводчиком, редактором, одаренным писателем и реформатором литературного языка. Он уделял большое внимание «исправлением книжным», стремясь внести порядок и единство в язык русской книжности и правописание. Он работал над совершенствованием церковного Устава и литургических текстов, саморучно переписал Псалтирь, Служебник, Требник, Кормчую, «Лествицу» Иоанна Лествичника. Он — автор жития святителя Петра и службы ему, а также поучений и посланий. Также известен «посланиями» к игумену Афанасию и Псковскому духовенству. Большая часть этих трудов проделана в упомянутой подмосковной резиденции митрополита — селе Голенищеве, облюбованном им еще в первые годы его пребывания в Московском княжестве за тишину и безмятежность, к которым он так стремился. Там он построил храм в честь трех вселенских святителей, хиротонисал многих епископов и священников.

При святителе Киприане на Русском Севере было основано множество монастырей, развивалось церковное строительство, расписывались церкви по всей Руси. На его правление приходится русский период творчества Феофана Грека и начало творческого пути преподобного Андрея Рублева. При нем же была проведена реформа русского церковного пения и музыкальной нотации. С ним связывают и переход Руси с «мартовского» года на «сентябрьский». Св. Киприан также занимался вопросами упорядочения богослужения, особенно актуальными в конце XIV в., в связи с переходом на иерусалимский богослужебный устав. Помимо всего прочего, Киприан резко выступал против обливательного крещения, в то время начавшего проникать на Русь с Запада. Святитель Киприан способствовал распространению на Руси исихастской традиции и именно он ввел чтение в первое воскресение Великого поста «Синодика православия», в котором прославляется богословие святителя Григория Паламы.

Преуспевая в богоугодных подвигах, митрополит Киприан достиг глубокой старости и занемог, пребывая в своем селе Голенищеве. За четыре дня до кончины он написал прощальную грамоту, «многаго любомудрия и Божественнаго разума исполнену», в которой прощал и благословлял всех верующих и сам просил у них прощения, завещая прочесть ее над его гробом перед народом.

Святитель Киприан скончался в ночь на 16 сентября 1406 года. Тело его было перенесено из Голенищева в Москву и предано земле в Успенском соборе Кремля. Святые мощи его были обретены при перестройке собора 27 мая 1472 года и покоятся рядом с мощами святителя Московского Фотия, бывшего преемником святителя Киприана в управлении Русской Церковью.

 

Святитель Киприан в истории Русской Церкви

Годы жизни и служения святителя Киприана пришлись на непростое время церковных смут, тесно переплетенных с политическими и экономическими аспектами в политике Московской Руси. В 1360-х гг. уже ощущалось, что церковная зависимость Русской Церкви от Константинополя постепенно перестает быть благоприятным фактором. В период государственного объединения Руси, греческое влияние тормозило этот процесс, поскольку Константинополь учитывал в первую очередь свои интересы. Русские в этот момент хотели видеть в митрополитах своего соотечественника, который занимался бы продвижением интересов Руси, а не уже на тот момент гибнущей Византии. Именно поэтому обострились противоречия между русскими и греками в вопросе поставления митрополитов на Киево-Московскую митрополию.

Помимо этого, был обострен литовский вопрос: Литва стремилась к созданию независимой от Москвы митрополии. Здесь греки также действуют в своих интересах, ища выгоды в политическом союзе с Литвой. Литовский князь Ольгерд даже добился от Константинополя поставления на Литовскую кафедру своего ставленника-тверича Романа, но все же титул митрополита Киевского и всея Руси был сохранен за св. Алексием. Так или иначе, на Руси оказалось два митрополита, но Тверь и Москва в итоге поддержали Алексия. Конфликт между Алексием и Романом исчерпался со смертью последнего в 1361 г. Во второй половине XIV в. польский король Казимир III присоединил к своим владениям Галицию и часть Волыни, затем потребовал восстановление независимости от св. Алексия Галицкой митрополии. Угрозами и уговорами он сумел убедить Константинополь выполнить его просьбу, и митрополитом Галицким стал Антоний в 1371 г.

Именно при таких сложных и смутных обстоятельствах Киприан попал на Русь как доверенное лицо патриарха Филофея. Его задачей было примирение Ольгерда с Алексием. В итоге по возвращении в Константинополь, в 1375 г., Киприан стал митрополитом Киевским и всея Руси, с таким же титулом, как и у св. Алексия. Народ ответил Киприану, что признает только св. Алексия. Князь Дмитрий Донской выдвинул своего кандидата в митрополиты — попа Митяя.

Ситуация была трудная, смутная и противоречивая. После смерти св. Алексия (1378), св. Киприана по-прежнему не хотели видеть на митрополичьем престоле. В первую очередь Дмитрий Донской, который на тот момент решил оказать давление на Церковь и поставить в митрополиты своего протеже — уже упомянутого коломенского попа Митяя. По пути в Константинополь он скончался, а его спутники продолжили путешествие, достигли столицы Византии, и в итоге самовольно в митрополиты был избран игумен Горицкого монастыря Пимен (не без помощи коррупционных схем, конечно). Стало еще более очевидно, что греческое влияние на Русскую Церковь в своей пагубности усугублялось.

С утверждением в Киеве митрополита Киприана в 1390 г., церковная смута, длившаяся довольно долго, в полной мере себя исчерпала. Благодаря своему дипломатическому таланту, Киприан сумел найти способ воссоединить Литовскую и Московскую митрополии в единую Русскую Церковь, вернуть под русскую юрисдикцию некоторые епархии Галицкой митрополии.

Скончался св. Киприан 16 сентября 1406 г. Был погребен в Успенском соборе Кремля.

 

Святитель Киприан. Иконы

Святитель Киприан на иконах изображается глубоким старцем, с большой длинной бородой, раздвоенной на конце, скромным, худощавым лицом; на нем — саккос, омофор, палица, митра и на груди — панагия. В руке может быть евангелие и хартия.

Святитель Киприан, митрополит Московский
Свт. Киприан. Икона. Москва. XVII в. Успенский собор Московского Кремля
Святитель Киприан, митрополит Московский
Святитель Киприан Московский. Лицевые святцы русских святых. Сентябрь (лист 1). Монахиня Иулиания (Соколова). Рисунок. Сергиев Посад. 1959-1962 гг.
Святитель Киприан, митрополит Московский
Святитель Киприан Московский. Миниатюра «Житие св. Киприана». Русь. XVII в. РГАДА. Москва
Святитель Киприан, митрополит Московский
Святитель Киприан. Современная икона
Святитель Киприан, митрополит Московский
Икона «Святители Киприан, Фотий и Филипп». Москва, Иоанн Дмитриевич Краузов, 1890 г.
Святитель Киприан, митрополит Московский
Боголюбская икона Пресвятой Богородицы с избранными святыми (Левая створка: святители Московские Алексий, Киприан, Филипп и Стефан Пермский). Истома Савин. Икона — Складень трехстворчатый. Москва, конец XVI — начало XVII в. Москва, ГТГ
Святитель Киприан, митрополит Московский
Сретение Владимирской иконы Пресвятой Богородицы (среди предстоящих изображен святитель Киприан)

 

Ученые о святителе Киприане

Личность святителя Киприана занимала научные умы на протяжении многих лет. В частности, в конце 1960-х годов исследователь В. Г. Брюсова выдвинула предположение, что Спасо-Андроников монастырь был основан не митрополитом Алексием в конце 50-х годов XIV века, а святителем Киприаном в 1390-1392 годах. В это же время был построен и Спасский собор монастыря, сохранившийся до наших дней. Таким образом, святителем был основан новый, особый центр духовной жизни. Версия об основании монастыря Киприаном вызвала полемику и встретила аргументированную критику. Однако связь митрополита Киприана с Андрониковым монастырём никто не оспаривает. В дальнейшем эту версию поддержал Б. Л. Альтшуллер.

Другой ученый, Олег Ульянов, связывает появление новой иконографии Пресвятой Троицы, известной по знаменитой иконе Андрея Рублева, с инициативой Киприана. Исследователь пишет: «Именно при митрополите Киприане на Руси получает распространение новая иконография Живоначальной Троицы, впервые появившаяся на Святой Горе Афон, на что указывает, например, заимствование в русском искусстве таких характерных особенностей, отмеченных нами на кантакузиновской миниатюре, как крестчатый нимб среднего ангела и выступающий на передний план престол правого (от зрителя) ангела». Ульянов связывает появление новой иконографии с литургической реформой, в которой прослеживается усиление акцента на богословии Троицы.


Литература:

  1. Петрушко В. И. История Русской Церкви с древнейших времен до установления патриаршества: учеб. пособ. – Изд. 2-е. – М.: Изд-во ПСТГУ, 2007. – 356 с.
  2. Архимандрит Леонид. Киприан до восшествия на Московскую митрополию. — ЧДОИР. — 1867. — Кн. 2. — С. 11.
  3. Голубинский Е. Е. История Русской Церкви. Том 2. Митрополит Киприан. — С. 306—314
  4. Андреев В. Ф. Из истории Русской Церкви XIV—XV веков. Митрополит св. Киприан. — Великий Новгород, 2008.
  5. Архм. Леонид. Киприан до восшествия на Московскую митрополию // ЧДОИР. — 1867. — Кн. 2. — С. 11—32
  6. Брюсова В. Г. Спорные вопросы биографии Андрея Рублёва. // Вопросы истории. — 1969. — № 1. — С. 35—48.
  7. Ульянов О. Г. Влияние Святой горы Афон на особенности почитания Святой Троицы при митрополите Киприане (к 600-летию преставления святителя)
+

Авторизация

* *
*

Регистрация

*
*
*
*

Проверочный код


Восстановление пароля