Святитель Киприан, митрополит Московский

29 сентября (16 сентября ст. ст.) Церковь чтит преставление иже во святых отца нашего Киприана, митрополита киевского и всея Руси. Также 9 июня (27 мая ст. ст.) празднуется перенесение мощей святителя Киприана.

 

Содержание

 

Житие и труды митрополита Киприана

Будущий митрополит Киевский Киприан родился в сербском городе Тернов около 1330 г. и в молодости удалился на святую гору Афон. Среди афонских монахов он выделялся начитанностью и образованностью, что повлекло за собой приглашение Константинопольского патриарха Филофея (1364-1376) стать доверенным патриаршим лицом с прицелом на Киевскую митрополичью кафедру. В 1390 г., после смерти св. Алексия, Киприан стал митрополитом Киевским и всея Руси. Дальнейшая его жизнь проходила между Киевом и подмосковным селом Голенищевым, которое являлось митрополичьей резиденцией.

Огромен вклад святителя Киприана в книжное дело на Руси. Высокообразованный митрополит был усердным переписчиком, искусным переводчиком, редактором, одаренным писателем и реформатором литературного языка. Он уделял большое внимание «исправлением книжным», стремясь внести порядок и единство в язык русской книжности и правописание. Он работал над совершенствованием церковного Устава и литургических текстов, саморучно переписал Псалтирь, Служебник, Требник, Кормчую, «Лествицу» Иоанна Лествичника. Он — автор жития святителя Петра и службы ему, а также поучений и посланий. Также известен «посланиями» к игумену Афанасию и Псковскому духовенству. Большая часть этих трудов проделана в упомянутой подмосковной резиденции митрополита — селе Голенищеве, облюбованном им еще в первые годы его пребывания в Московском княжестве за тишину и безмятежность, к которым он так стремился. Там он построил храм в честь трех вселенских святителей, хиротонисал многих епископов и священников.

При святителе Киприане на Русском Севере было основано множество монастырей, развивалось церковное строительство, расписывались церкви по всей Руси. На его правление приходится русский период творчества Феофана Грека и начало творческого пути преподобного Андрея Рублева. При нем же была проведена реформа русского церковного пения и музыкальной нотации. С ним связывают и переход Руси с «мартовского» года на «сентябрьский». Св. Киприан также занимался вопросами упорядочения богослужения, особенно актуальными в конце XIV в., в связи с переходом на иерусалимский богослужебный устав. Помимо всего прочего, Киприан резко выступал против обливательного крещения, в то время начавшего проникать на Русь с Запада. Святитель Киприан способствовал распространению на Руси исихастской традиции и именно он ввёл чтение в первое воскресение Великого поста «Синодика православия», в котором прославляется богословие святителя Григория Паламы.

Преуспевая в богоугодных подвигах, митрополит Киприан достиг глубокой старости и занемог, пребывая в своем селе Голенищеве. За четыре дня до кончины он написал прощальную грамоту, «многаго любомудрия и Божественнаго разума исполнену», в которой прощал и благословлял всех верующих и сам просил у них прощения, завещая прочесть ее над его гробом перед народом.

Святитель Киприан скончался в ночь на 16 сентября 1406 года. Тело его было перенесено из Голенищева в Москву и предано земле в Успенском соборе Кремля. Святые мощи его были обретены при перестройке собора 27 мая 1472 года и покоятся рядом с мощами святителя Московского Фотия, бывшего преемником святителя Киприана в управлении Русской Церковью.

 

Святитель Киприан в истории Русской Церкви

Годы жизни и служения святителя Киприана пришлись на непростое время церковных смут, тесно переплетенных с политическими и экономическими аспектами в политике Московской Руси. В 1360-х гг. уже ощущалось, что церковная зависимость Русской Церкви от Константинополя постепенно перестает быть благоприятным фактором. В период государственного объединения Руси, греческое влияние тормозило этот процесс, поскольку Константинополь учитывал в первую очередь свои интересы. Русские в этот момент хотели видеть в митрополитах своего соотечественника, который занимался бы продвижением интересов Руси, а не уже на тот момент гибнущей Византии. Именно поэтому обострились противоречия между русскими и греками в вопросе поставления митрополитов на Киевско-Московскую митрополию.

Помимо этого, был обострен литовский вопрос: Литва стремилась к созданию независимой от Москвы митрополии. Здесь греки также действуют в своих интересах, ища выгоды в политическом союзе с Литвой. Литовский князь Ольгерд даже добился от Константинополя поставления на Литовскую кафедру своего ставленника-тверича Романа, но все же титул митрополита Киевского и всея Руси был сохранен за св. Алексием. Так или иначе, на Руси оказалось два митрополита, но Тверь и Москва в итоге поддержали Алексия. Конфликт между Алексием и Романом исчерпался со смертью последнего в 1361 г. Во второй половине XIV в. польский король Казимир III присоединил к своим владениям Галицию и часть Волыни, затем потребовал восстановление независимости от св. Алексия Галицкой митрополии. Угрозами и уговорами он сумел убедить Константинополь выполнить его просьбу, и митрополитом Галицким стал Антоний в 1371 г.

Именно при таких сложных и смутных обстоятельствах Киприан попал на Русь как доверенное лицо патриарха Филофея. Его задачей было примирение Ольгерда с Алексием. В итоге по возвращении в Константинополь, в 1375 г., Киприан стал митрополитом Киевским и всея Руси, с таким же титулом, как и у св. Алексия. Народ ответил Киприану, что признает только св. Алексия. Князь Дмитрий Донской выдвинул своего кандидата в митрополиты — попа Митяя.

Ситуация была трудная, смутная и противоречивая. После смерти св. Алексия (1378), св. Киприана по-прежнему не хотели видеть на митрополичьем престоле. В первую очередь Дмитрий Донской, который на тот момент решил оказать давление на Церковь и поставить в митрополиты своего протеже — уже упомянутого коломенского попа Митяя. По пути в Константинополь он скончался, а его спутники продолжили путешествие, достигли столицы Византии, и в итоге самовольно в митрополиты был избран игумен Горицкого монастыря Пимен (не без помощи коррупционных схем, конечно). Стало еще более очевидно, что греческое влияние на Русскую Церковь в своей пагубности усугублялось.

С утверждением в Киеве митрополита Киприана в 1390 г., церковная смута, длившаяся довольно долго, в полной мере себя исчерпала. Благодаря своему дипломатическому таланту, Киприан сумел найти способ воссоединить Литовскую и Московскую митрополии в единую Русскую Церковь, вернуть под русскую юрисдикцию некоторые епархии Галицкой митрополии.

Скончался св. Киприан 16 сентября 1406 г. Был погребен в Успенском соборе Кремля.

 

Святитель Киприан. Иконы

Святитель Киприан на иконах изображается глубоким старцем, с большой длинной бородой, раздвоенной на конце, скромным, худощавым лицом; на нем — саккос, омофор, палица, митра и на груди — панагия. В руке может быть евангелие и хартия.

Свт. Киприан. Икона. Москва. XVII в. Успенский собор Московского Кремля
Святитель Киприан Московский. Лицевые святцы русских святых. Сентябрь (лист 1). Монахиня Иулиания (Соколова). Рисунок. Сергиев Посад. 1959-1962 гг.
Святитель Киприан Московский. Миниатюра «Житие св. Киприана». Русь. XVII в. РГАДА. Москва
Святитель Киприан. Современная икона
Икона «Святители Киприан, Фотий и Филипп». Москва, Иоанн Дмитриевич Краузов, 1890 г.
Боголюбская икона Пресвятой Богородицы с избранными святыми (Левая створка: святители Московские Алексий, Киприан, Филипп и Стефан Пермский). Истома Савин. Икона — Складень трехстворчатый. Москва, конец XVI — начало XVII в. Москва, ГТГ
Сретение Владимирской иконы Пресвятой Богородицы (среди предстоящих изображен святитель Киприан)

Ученые о святителе Киприане

Личность святителя Киприана занимала научные умы на протяжении многих лет. В частности, в конце 1960-х годов исследователь В. Г. Брюсова выдвинула предположение, что Спасо-Андроников монастырь был основан не митрополитом Алексием в конце 50-х годов XIV века, а святителем Киприаном в 1390-1392 годах. В это же время был построен и Спасский собор монастыря, сохранившийся до наших дней. Таким образом, святителем был основан новый, особый центр духовной жизни. Версия об основании монастыря Киприаном вызвала полемику и встретила аргументированную критику. Однако связь митрополита Киприана с Андрониковым монастырём никто не оспаривает. В дальнейшем эту версию поддержал Б. Л. Альтшуллер

Другой ученый, Олег Ульянов, связывает появление новой иконографии Пресвятой Троицы, известной по знаменитой иконе Андрея Рублёва, с инициативой Киприана. Исследователь пишет: «Именно при митрополите Киприане на Руси получает распространение новая иконография „Живоначальной Троицы“, впервые появившаяся на Святой Горе Афон, на что указывает, например, заимствование в русском искусстве таких характерных особенностей, отмеченных нами на кантакузиновской миниатюре, как крестчатый нимб среднего ангела и выступающий на передний план престол правого (от зрителя) ангела». Ульянов связывает появление новой иконографии с литургической реформой, в которой прослеживается усиление акцента на богословии Троицы.


Литература:

  1. Петрушко В.И. История Русской Церкви с древнейших времен до установления патриаршества: учеб. пособ. – Изд. 2-е. – М.: Изд-во ПСТГУ, 2007. – 356 с.
  2. Архимандрит Леонид. Киприан до восшествия на Московскую митрополию. — ЧДОИР. — 1867. — Кн. 2. — С. 11.
  3. Голубинский Е. Е. История Русской Церкви. Том 2. Митрополит Киприан. — С. 306—314
  4. Андреев В. Ф. Из истории Русской Церкви XIV—XV веков. Митрополит св. Киприан. — Великий Новгород, 2008.
  5. Архм. Леонид. Киприан до восшествия на Московскую митрополию // ЧДОИР. — 1867. — Кн. 2. — С. 11—32
  6. Брюсова В. Г. Спорные вопросы биографии Андрея Рублёва. // Вопросы истории. — 1969. — № 1. — С. 35—48.
  7. Ульянов О. Г. Влияние Святой горы Афон на особенности почитания Святой Троицы при митрополите Киприане (к 600-летию преставления святителя)
+

Авторизация

* *
*

Регистрация

*
*
*
*

Проверочный код


Восстановление пароля