Преподобный Евфимий Суздальский

14 апреля (1 апреля ст. ст.) Церковь чествует преставление преподобного Евфимия Суздальского, который был современником и духовным другом Сергия Радонежского и часто посещал его обитель. 17 июля (4 июля ст. ст.) почитается обретение мощей святителя Евфимия. Преподобный Евфимий является основателем одного из крупнейших русских монастырей города Суздаля. История этого монастыря связанна с именем выдающегося русского патриота князя Димитрия Пожарского, а также с периодом гонений на старообрядчество. С середины ХVII века Евфимиев монастырь стал местом ссылки для «исправления» духовно-неблагонадежных лиц. Об узниках-старообрядцах Суздальского монастыря упоминают в своих произведениях Ф. Мельников и Д. Урушев.

 

Содержание:

 

Житие преподобного Евфимия Суздальского

О детстве и отроческих годах преподобного Евфимия сведений практически не сохранилось. Родился он в 1316 году в Нижнем Новгороде от благочестивых и добродетельных родителей. С юношеских лет преподобный, презрев суету мирской жизни, решил всецело посвятить себя на служение Богу и удалился в Печерский Вознесенский монастырь, который находился недалеко от его родного города. Монастырь был основан пострижеником Киево-Печерского монастыря свт. Дионисием (впоследствии архиепископ Суздальский). От руки святого наставника Евфимий принял иноческий постриг и начал проводить ревностную подвижническую жизнь.

Св. архимандрит Дионисий совершает над прп. Евфимием иноческий постриг. Фреска Спасо-Преображенского собора Евфимиевского монастыря г. Суздаля. ХVII век

Среди прочих насельников обители преподобный выделялся особым усердием к подвигам благочестия и пользовался всеобщим уважением среди братии и доверием настоятеля. По этой причине, когда в 1352 году благочестивый князь Суздальский Борис Константинович вознамерился построить в своем городе обширный мужской монастырь и попросил себе в помощь у святого Дионисия опытного инока, способного к строительству и игуменству, богомудрый наставник направил к нему Евфимия.

Святой архимандрит Дионисий принимает отрока Евфимия в братию Печерского монастыря. Фреска Спасо-Преображенского собора Евфимиевского монастыря г. Суздаля. ХVII век

Новый монастырь был основан в северной части города за рекой Каменкой. К этому времени преподобный Евфимий почти уже достиг сорокалетнего возраста и имел соответствующий опыт к руководству обителью. Обустроив свой монастырь в соответствии со строгим общежительным уставом, Евфимий дал особый обет никогда уже не покидать его. С таким намерением он обтесал три больших камня, чтобы впоследствии иметь здесь для себя и гробницу. Святитель Суздальский Иоанн (память 15 октября) был очень расположен к преподобному Евфимию и посвятил его в сан архимандрита. Однажды князь Суздальский Борис Константинович в престольный праздник Преображения Господня, когда святитель Иоанн совершал Божественную литургию, видел в алтаре святого ангела, сослужившего Иоанну и Евфимию.

Евфимиев монастырь быстро разрастался. Еще при жизни первого игумена в нем собралось более 300 иноков. Преподобный Евфимий построил в обители храм во имя преподобного Иоанна Лествичника, а затем к нему была пристроена каменная трапезная, куда в зимнее время иноки могли собираться для молитвы и вкушения пищи. В 1364 году преподобным Евфмием в Суздале, на левом берегу реки Каменки, был основан еще один монастырь теперь уже женский, в честь Покрова Пресвятой Богородицы.

Преподобный Евфимий отличался строгой аскетической жизнью, нес все самые тяжкие труды наравне с братией. Своими руками он выкопал колодец на монастырскую потребу и построил пчельник, заботился о нищих и убогих. Преставился преподобный после 52 лет управления обителью 1 апреля 1404 года, уже будучи глубоким старцем, достигшим 88-летнего возраста. Житие и служба преподобному были составлены насельником той же обители иноком Григорием.

 

История почитания и прославления преподобного Евфимия Суздальского

Чудеса преподобного Евфимия послужили основанием для его местного почитания. 4 июля 1507 года при копании рвов на строительстве нового монастырского собора были обретены нетленные мощи преподобного. В 1511 году в выстроенном заново Преображенском соборе был устроен придел в память святого Евфимия, куда была помещена рака с его мощами. Всероссийское прославление святого Евфимия совершилось на Московском Соборе 1549 года. 22 февраля 1657 года рака была помещена в собор. Мощи преподобного прославились многими исцелениями.

12 февраля 1919 года гробница святого была вскрыта. В мае 1922 года мощи были изъяты из монастыря и стали экспонатом антирелигиозного музея, а с середины 1940-х годов хранились в музейных фондах. 9 июня 1988 года мощи преподобного Евфимия были переданы Владимирским музеем-заповедником в единственный действовавший в то время храм города Суздаля — церковь во имя равноапостольных Константина и Елены. 10 октября 2015 года св. мощи были возвращены в Спасо-Преображенский монастырский собор.

Рака с мощами св. прп. Евфимия Суздальского в Спасском монастыре. Фото нач. XX в.

Чудеса преподобного Евфимия Суздальского

Некоторый приезжий боярин из Новгорода был одержим нечистым духом. Он попытался получить исцеление у раки преподобного Евфимия, но не мог подойти. Наконец, его удержали силой, и несчастный, отслушав по повелению явившихся ему свт. Николы и прп. Евфимия божественную литургию, почувствовал совершенное освобождение от бесовского над ним глумления. Писатель жития был очевидцем подобного же чуда над неким умоисступленным Симеоном. Безумный юноша Герасим также по молитвами преподобного приобрел у его раки здравый смысл.

По молитвам чудотворца Евфимия у его св. мощей получил исцеление отрок Иван, который в течение трех лет лежал расслабленным.

Вышним попечителем о своей обители был однажды наказан монастырский келарь Киприан, который увлекся человекоугодием и подобострастием к богатым гостям, а братией пренебрегал и даже лишал трапезы. Св. Евфимий предостерегал и вразумлял его в двух сновидениях, угрожая погубить жезлом и пожечь горящею свечою; но Киприан, хоть и обещал исправиться, быстро забывал об этом и не предавал должного значения своим снам. За это его постигло полное расслабление во всем теле. Принесенный к раке угодника Божьего, Киприан прилюдно исповедовался в своем согрешении и вся братия стала свидетелями его чудесного исцеления. Этот случай передал впоследствии летописцу старец Патрикий черноризец, который и на себе самом удостоился испытать чудодейственную силу преподобного.

Служа обители еще в мирском звании с именем Петра, он занимался ловлею рыбы для братии и вдруг впал в болезнь «студеную яже есть трясавица». Тогда Петр с верою воззвал к угоднику Божию о помощи, и св. Евфимий, явившись болящему в сновидении, осенил его крестом. Пробудившись, Петр почувствовал себя так, как будто и не был никогда болен, и с радостью поспешил на свое дело.

Тот же летописец повествует о целебной силе медового кваса Евфимиевой обители. Житель одной из ближайших весей шесть месяцев был одержим тяжкою болезнью, которая большей частью у древних летописцев названа «трясавицею» (лихорадка). Изнеможенный больной поручил своему брату принести медового квасу от чудотворца Евфимия. Но на обратном пути томимый жаждой брат стал размышлять в себе, что едва ли принесет больному пользу этот квас и что лучше пойти к знахарям. Соблазняясь такими мыслями, брат выпил квас сам, но тут внезапно почувствовал себя худо. Тогда ему явился муж в белых ризах, в митре и с седой бородой, и гневно сказал: «Как смел ты пренебречь даром Божиим? Возвратись в монастырь, приложись к раке и поспеши к брату своему». Брат вернулся в обитель, покаялся, исцелился сам и принес больному медовый квас. Испив целебный напиток, болящий сподобился увидеть благословляющего его преподобного и почувствовал себя совершенно здоровым.

К памяти преподобного Евфимия особым образом благоговел предводитель нижегородского земского ополчения смутного времени князь Димитрий Михайлович Пожарский. Перед решающими событиями 1612 года он попросил благословения и молитвенной помощи о спасении Отечества у раки Суздальского чудотворца. Укрепленный молитвой и заступничеством преподобного, князь Пожарский вернулся к ополчению и продолжил свой поход, который смог освободить Россию от иностранной интервенции. Отсюда понятно, почему в службе преподобному Евфимию Суздальскому подвижник назван «вторым Сергием». Когда в 1642 году князь Димитрий Пожарский скончался, он был погребен в Спасо-Евфимиевом монастыре, в родовой усыпальнице, около алтаря Преображенского собора.

 

Тропарь, кондак и канон преподобному Евфимию Суздальскому

Тропарь, глас 3.

Яко светозарная звезда, пришед от востока на запад. Оставль отечество свое Нижнии Новград. И дошед Богом спасаемаго града Суждаля. И прием чюдес дар от Бога отче Евфимие. И бысть о Христе собеседник, и спостник преподобному Сергию. С ним же у Христа Бога испроси, людям нашим здравие и спасение, и на поганыя победы. И душам нашим велию милость.

Кондак, глас 2.

Волнении множество невлажно преходя, безплотныя враги струями слез твоих крепко погрузил еси, богомудре Евфимие преподобне. И чюдес дар прием. Моли непрестанно о всех нас.


Библиотека Русской веры
Канон преподобному Евфимию Суздальскому →

Читать онлайн


Преподобный Евфимий Суздальский. Иконография

Изображения преподобного Евфимия, как и многих других основателей русских монастырей, встречаются относительно редко. Это связано с особенностями местного почитания святого, известного в основном в Суздальских и Нижегородских пределах. Можно также предполагать, что многие иконы были утрачены.

Преподобный Евфимий Суздальский. Пелена, ХVII век
Преподобный Евфимий Суздальский. Фрагмент иконы Христос Великий Архиерей с припадающими прпп. Сергием Радонежским и Евфимием Суздальским. Георгий Зиновьев. XVII век. Из собора Рождества Богородицы в Суздале

Одним из самых ранних изображений святого, дошедших до нашего времени, является образ Божией Матери «Одигитрия с избранными святыми» последней четверти XV века, написанный Дионисием или мастером его круга из Троице-Сергиевой Лавры.

«Одигитрия с избранными святыми». ХV век. Государственная Третьяковская галерея, Москва

В центре верхнего поля иконы представлена Святая Троица, повторение главного образа Троице-Сергиева монастыря, а по углам фланкирующие этот образ полуфигуры архангелов. На боковых полях изображены поклоняющиеся Богоматери преподобные в рост: слева Евфимий Великий, подвижник конца IV V века, основатель лавры близ Иерусалима, послуживший одним из примеров смиренного монашеского жития для Сергия Радонежского, а справа сам святой Сергий. На нижнем поле помещены пять поясных изображений преподобных, предположительно Евфимия Суздальского, Варлаама Хутынского, Димитрия Прилуцкого, Кирилла Белозерского и Павла Обнорского.

Преподобный Евфимий Суздальский на поле иконы «Одигитрия с избранными святыми». ХV век. Государственная Третьяковская галерея, Москва

На иконах преподобный Евфимий Суздальский изображается человеком среднего возраста с темными волосами с проседью или старцем с седыми волосами в монашеских одеждах.

Преподобный Евфимий Суздальский. Середина ХVII века
Преподобный Евфимий Суздальский. Суздаль, около 1800 г.
Преподобный Евфимий Суздальский. Современная икона

Стены Преображенского монастырского собора расписаны фресками ХVII века с многочисленными сценами из жития преподобного.

Погребение преподобного Евфимия, архимандрита Суздальского. Фреска Спасо-Преображенского собора Евфимиевского монастыря г. Суздаля. ХVII век

 

Спасо-Евфимиев монастырь

Первоначальные деревянные постройки монастыря не сохранились, нынешний вид ансамбля сложился в XVI-XVII веках. Возведение грандиозных построек монастыря оказалось возможным благодаря крупным пожертвованиям княжеско-боярской знати. Крупные вклады были пожалованы великим князем Василием III, царем Иваном Грозным, князьями Пожарскими и др.

В XIV-XV вв. монастырь имел важное стратегическое значение. 7 июля 1445 года у его стен произошла битва русских войск под командованием Василия II с казанским войском под командованием казанских царевичей — Махмуда и Якуба (сыновей хана Улу-Мухаммеда). Здесь Василий потерпел жестокое поражение и был захвачен в плен.

Спасо-Евфимиевский монастырь, Суздаль

Главный храм монастыря — Спасо-Преображенский собор (XVI век), построен в традициях древней белокаменной архитектуры Суздаля, монументален и строг. Внешние стены собора украшены отреставрированными фресками XVI в., внутри сохранились росписи известных мастеров XVII столетия — Гурия Никитина и Силы Савина.

Близ восточной стены собора находится могила князя Дмитрия Михайловича Пожарского — выдающегося русского полководца начала XVII века. В 1930-х годах склеп над могилой был разобран. На месте захоронения установлен каменный крест (в 2009 году мраморный склеп был восстановлен и 4 ноября открыт Президентом Д. Медведевым). Перед входом в монастырь установлен памятник князю Дмитрию Пожарскому, в настоящее время в Благовещенской церкви размещается экспозиция «Дмитрий Пожарский — национальный герой».

Памятник князю Дмитрию Пожарскому в Суздале

В 1968 году монастырь стал музеем. Архитектурный комплекс монастыря внесён в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Весь ансамбль Спасо-Евфимиева монастыря входит в состав Владимиро-Суздальского музея-заповедника. В зданиях размещаются экспозиции, фондохранилища и подсобные службы. На монастырской звоннице заново подобраны все колокола, и несколько раз в день посетители имеют возможность слушать их перезвон. Одним из звонарей в монастыре трудился знаменитый Ю. Ю. Юрьев.

 

Храмы в честь преподобного Евфимия Суздальского

Самым ранним каменным храмом Спасо-Евфимиева монастыря в Суздале была памятная бесстолпная Спасская церковь над могилой преподобного Евфимия, построенная в 1507-1511 годах. В середине или в конце XVI века к этой церковке был пристроен большой Спасо-Преображенский собор, а придел в 1594 году был переименован в Евфимиевский. Сегодня придел в честь преподобного Евфимия Суздальского примыкает к юго-восточному углу пятиглавого Спасо-Преображенского собора.

В честь преподобного Евфимия Суздальского освящена надвратная церковь Печерского Вознесенского монастыря в Нижнем Новгороде. Это один из немногих сохранившихся шатровых надвратных храмов в древнерусском зодчестве. Первоначальная деревянная церковь на этом месте была построена по храмозданной грамоте Патриарха Филарета в 1629 году, однако 4 мая 1640 года она сгорела. Заново церковь в честь св. прп. Евфимия Суздальского была построена в 1645 году. Она является ярким примером строительства «по образцу». Прообразом служил ранее возведенный Антипой Константиновым Михайло-Архангельский собор Нижегородского кремля (1629–1631 гг.). 

Церковь Евфимия Суздальского. Печерский Вознесенский монастырь, г. Нижний Новгород

В честь преподобного Евфимия Суздальского также освящен придел церкви Жен-мироносиц на Верхнем посаде в г. Нижнем Новгороде. Она существовала еще в начале XIV ст., так как известно, что близ нее родился и в ней крестился преподобный Евфимий и при ней были погребены его родители.

Церковь Жен-мироносиц на Верхнем посаде в г. Нижнем Новгороде. Современный вид

 

Старообрядцы, заключенные в Суздальском монастыре

В 1766 году по указу Екатерины II в Суздальском монастыре была устроена тюремная крепость для «безумствующих колодников». Здесь в течение пятнадцати лет, с 1826 по 1841 годы, был заточен и преставился весьма популярный в некоторых кругах т. н. «Авель-прорицатель». О видных старообрядческих деятелях, также заключенных в этом месте, подробно написано в книге Д. Урушева «Святая Русь»:

В знаменитой духовной тюрьме при Суздальском Спасо-Евфимиевом монастыре содержались проповедник Афоний Козьмич Кочуев, предложивший учредить архиерейскую кафедру за границей, и благочестивый мирянин Василий Жигарев (1792-1856), привезший в 1847 году на Рогожское кладбище святое миро из Белой Криницы. Здесь же томились четыре святителя: Алимпий (Вепринцев), Аркадий (Дорофеев), Геннадий (Беляев) и Конон (Смирнов).

Архиепископ Аркадий Славский (1809-1889) и епископ Алимпий Тульчинский (прест. 1859) были арестованы в 1854 году на территории тогдашней Турции русскими войсками во время очередной войны. Архиереев обвинили в том, что они служили молебен о победе турецкой армии и, как важных государственных преступников, отправили в Россию. Три месяца их держали в Киеве, три месяца — в Москве, подвергая строжайшим допросам.

Затем арестантов определили в Суздальскую духовную тюрьму. Их поместили в одиночные камеры и лишили имен: Аркадий стал секретным заключенным № 1, а Алимпий — секретным заключенным № 2. В камере здоровье владыки Алимпия совершенно ослабло, и он скончался в 1859 году.

В том же году в духовную тюрьму был привезен под конвоем еще один узник — епископ Конон Новозыбковский (1798-1884), арестованный жандармами в 1858 году. В 1863 году в монастырские казематы был заключен епископ Геннадий Пермский (1824-1892).

Святителей обвиняли в «незаконном присвоении священного сана» и в «совращении в раскол», что являлось одним из тягчайших преступлений в Российской империи.

Только 8 сентября 1881 года три епископа-страдальца, совершенно лишившиеся здоровья в темных и сырых камерах, были освобождены указом императора Александра III, только что вступившего на престол.

К освобождению архиереев был причастен Лев Николаевич Толстой… Дочь писателя Мария Львовна Оболенская рассказывала об отце: «Он был знаком с тульским раскольничьим архиереем Савватием, а этот Савватий рассказал отцу о заточенных. Отец же передал рассказ своему приятелю, тогдашнему тульскому губернатору Урусову (Леониду Дмитриевичу), который, в свою очередь, рассказал об этом министру Игнатьеву. Игнатьев и устроил их освобождение».

Именно по докладу министра внутренних дел Николая Павловича Игнатьева Александр III распорядился выпустить епископов на свободу» (Д. Урушев, «Святая Русь», стр.203-206).

Тюремный корпус Спасо-Евфимиевского Суздальского монастыря

Последние узники тюрьмы были освобождены указом императора Николая II в 1905 году. В 1923 году на территории Спасо-Евфимиева монастыря разместился СЛОН — Суздальский лагерь особого назначения. По свидетельствам очевидцев условия содержания здесь были не менее суровые, чем в Соловецком лагере. Через него прошли многие политические деятели, священнослужители, экономисты и др., осужденные по политическим статьям. В годы Второй Мировой войны на этой территории был фильтрационный лагерь и лагерь для военнопленных. В 1946 году лагерь был преобразован в детскую колонию при МВД. Сейчас в бывшем Тюремном корпусе находится большая экспозиция «Суздальская тюрьма. Летопись двухвековой истории».

+

Авторизация

* *
*

Регистрация

*
*
*
*

Проверочный код


Восстановление пароля