Святитель Игнатий Ростовский

Святитель Игнатий Ростовский

10 июня (28 мая ст. ст.) Церковь чтит память святителя Игнатия, епископа Ростовского.

 

Содержание:

 

Житие святителя Игнатия Ростовского

Святитель Игнатий впервые упоминается в летописи под 1261 год в качестве архимандрита Авраамиева ростовского Богоявленского монастыря, когда великий князь Александр Ярославич и ростовские князья Борис и Глеб Васильковичи назначили его в помощь Ростовскому епископу Кириллу II (1231-1262 гг.), который к тому времени был очень стар[1]. 19 сентября 1262 года он был хиротонисан во епископа Ростовского: «Того же лета поставленъ бысть въ епископы Игнатей Ростову преосвященнымх митрополитомъ Кириломъ Киевскимъ и всея Руси, при благоверномъ князе Борисе Василковиче Белозерскомъ, месяца сентября, в 19 день»[2].

Хиротонию возглавил Киевский митрополит Кирилл III. Епископ Игнатий был одним из шести иерархов, участвовавших в Соборе 1273 года[3], созванном митр. Кириллом III с целью поставления на Владимирскую кафедру епископа Серапиона и обсуждения церковных нестроений.

Летописи фиксируют участие епископа Игнатия в событиях, связанных с ростовским княжеским домом. В 1266 г. в костромском Феодоровском соборе он венчал костромского князя Василия Ярославича, в январе 1277 г. там же отпевал его. В 1269/70 году епископ Игнатий совершил постриг в схиму юрьевского князя Димитрия Святославича. В Ростовском Успенском соборе епископ Игнатий отпевал супругу князя Глеба Васильковича княгиню Феодору, князей Бориса Васильковича и Глеба Васильковича. 31 июля 1278 г. в Ярославском соборе Пресвятой Богородицы владыка Игнатий обвенчал дочь князя Феодора Ростиславича Черного с Михаилом Глебовичем, князем белозерским. В 1286/1287 году на княжеском дворе по благословению святителя была заложена церковь во имя святых князей-страстотерпцев Бориса и Глеба.

Согласно Московской академической летописи, отразившей краткий ростовский свод XV в., незадолго до своей кончины митрополит Кирилл III «по оклеветанью разгневася на епископа Игнатья и, расмотрив, пакы благослови его»[4]. Более подробно конфликт изложен в Троицкой и Симеоновской летописях. В этих текстах гнев митрополита на епископа Игнатия объясняется историей погребения князя Глеба Васильковича. Князь был отпет и погребен в Ростовском Успенском соборе. Через девять недель в полночь епископ Игнатий «изрину» тело из княжеской усыпальницы и повелел похоронить его в соборе Спасо-Преображенского монастыря, основанного матерью Глеба княгиней Марией Михайловной. Митрополит Кирилл запретил владыку Игнатия в служении, поскольку тот осудил князя Глеба прежде суда Божия и поступил «не по правилом». Можно предположить, что причиной поступка епископа Игнатия было давление на архиерея со стороны нового ростовского князя Димитрия Борисовича, не признававшего прав покойного дяди на Ростов и не желавшего видеть его могилу в усыпальнице ростовских князей. Дмитрий Борисович ходатайствовал перед митрополитом, и тот простил Ростовского епископа.

В 1280/81 году по распоряжению епископа Игнатия Успенский собор в Ростове был покрыт оловом, пол вымощен «мрамором красным». В конце ноября 1281 года в Переяславле епископ Игнатий с Новгородским архиепископом Климентом и Владимирским епископом Феодором совершили отпевание митрополита Кирилла III[5].

Преставился епископ Игнатий 28 мая 1288 года в Ростове[6].

 

Почитание святителя Игнатия Ростовского

Житие святителя Игнатия было написано в конце XIII века. В тексте Жития подробно описаны несколько чудес, происшедших при погребении святителя. Инокини Феодосия и Аксиния, а также другие молящиеся видели, как святитель Игнатий поднялся из гроба, пошел по воздуху, встал над церковью и благословил людей и город. Потом святитель «съступи над нижнюю комару, еже пред жертвенником, ту положиша тело его святое Божиим изволением». Второе чудо произошло с архимандритом Стефаном, который получил исцеление, прикоснувшись скрюченной от рождения рукой к телу святителя. Третье чудо состояло в том, что святитель Игнатий, словно живой, «простер руку, прият» свиток с именами всех рукоположенных им священников и диаконов[7].

Местное прославление епископа Игнатия состоялось между концом XIII и началом XV века. Сохранились два списка службы святому, один из которых создан в Ярославле, другой — в Переславле-Залесском.

Прославление святителя Игнатия совершилось в годы управления Ростовской епархией архиепископа Вассиана I (Рыло), вероятно, между 1474 и 1480 годами. Святитель Игнатий впервые упоминается как святой в 1480 году в «Послании на Угру» архиепископа Вассиана великому князю Иоанну III Васильевичу. Очевидно, в это время был создан канон Ростовским святителям Леонтию, Исаии и Игнатию.

К началу XX в. мощи святителя Игнатия почивали в Успенском соборе Ростова, в стоявшей слева от иконостаса серебряной раке. 25 апреля 1920 года по постановлению десятого уездного съезда Советов мощи святителя Игнатия вместе с мощами святителя Исаии Ростовского, преподобных Авраамия Ростовского и Евфросинии Полоцкой, несмотря на протесты верующих, были выставлены в центре собора, с них сняты облачения. Через неделю раки с мощами были возвращены на свои места. В том же году рака святителя Игнатия была изъята из собора. В советское время мощи святителя находились в деревянной раке в Успенском соборе. В конце 1980-х годов часть мощей была перевезена в Троице-Сергиеву лавру. 5 июня 1999 года Ярославский и Ростовский архиепископ Михей (Хархаров) передал в Ростовский Успенский собор, где возобновилось богослужение, ковчег с частицами мощей святителей Игнатия и Исаии, а также преподобного Даниила Переяславского.

 

Тропарь и кондак святителю Игнатию Ростовскому

Тропарь, глас 4.

Благоверия просвещься учением, святительства приим паству, и апостолом наследитель быв. Тем прием от Бога дар чудесем святителю отче Игнатием, моли Христа Бога, да спасет душа наша.

Кондак, глас 5.

Явися днесь пресветлая память твоя, святителю преблаженне Игнатие, в мире светло сияющи, и являющи всем божественное сияние.


Библиотека Русской веры
Канон святителю Игнатию Ростовскому

Читать онлайн


Святитель Игнатий Ростовский. Иконы

Иконописные подлинники второй четверти XVII-1840-х годов под 28 мая отмечают две особенности изображения святителя Игнатия: его борода короче бороды святителя Алексия, митрополита Московского, на голове белый клобук: «Рус, в белом клобуке, а брада аки Алексеа митрополита и короче, риза камочною статью, вохра с белилы»[8]. Святитель Игнатий изображался в виде седого старца, в фелони и омофоре, с Евангелием в руках. Наиболее распространенными являются иконописные изображения святителя Игнатия с Ростовскими святителями, а также со святителем Николой и преподобным Сергием Радонежским.

Святитель Игнатий Ростовский
Святитель Игнатий, епископ Ростовский. Фрагмент иконы Богоматерь с Младенцем и предстоящими Ростовскими чудотворцами. Кон. XVII в. ГМЗРК
Святитель Игнатий Ростовский
Ростовские святители Леонтий, Исаия и Игнатий. Конец XV в. (?). Ростов, Государственный музей-заповедник «Ростовский Кремль»
Святитель Игнатий Ростовский
Преподобный Сергий Радонежский и ростовские чудотворцы. Середина XVI в., происходит из церкви Богоявления села Уславцево Вощажниковской волости Ростовского уезда. Ростов, Государственный музей-заповедник «Ростовский Кремль»
Святитель Игнатий Ростовский
Святители Исаия и Игнатий Ростовские и преподобный Авраамий Ростовский. Вторая половина XVI в. Входит в серию двухсторонних икон-святцев, происходящих из собора Рождества Богородицы в Суздале, оборот — «Жены-мироносицы у Гроба Господня». Владимир, Владимиро-Суздальский историко-художественный и архитектурный музей-заповедник
Святитель Игнатий Ростовский
Ростовские святые с Николой Чудотворцем и Спасом Еммануилом. Конец XVI в., Ростов. Москва, Музеи Московского Кремля
Святитель Игнатий Ростовский
Моление ростовских чудотворцев Леонтия, Исаии и Игнатия. XVII в., Москва, ЦМиАР
Святитель Игнатий Ростовский
Святитель Игнатий, епископ Ростовский (фрагмент). Конец XV — начало XVI века, Ростов
Святитель Игнатий Ростовский
Святитель Игнатий, епископ Ростовский. Минея — Май (фрагмент). Начало XVII в. Москва, МДА
Святитель Игнатий Ростовский
Святитель Игнатий, епископ Ростовский (фрагмент). Шитая пелена. 1650-1660-е гг. Сольвычегодск, ГИАМЗ


Источники: 

[1] ПСРЛ. Т. 1. С. 475-476.
[2] Лицевой летописный свод. Русская летописная история. Книга 6 (1242–1289). Л. 216.
[3] РИБ. Т. 6. № 6. С. 83-84.
[4] ПСРЛ. Т. 1. С. 525-526.
[5] ПСРЛ. Т. 18. С. 77.
[6] Лицевой летописный свод. Русская летописная история. Книга 6 (1242–1289). Л. 468.
[7] РГБ. Ф. 310. Унд. № 1296. Л. 237 об. — 238.
[8] РНБ. Соф. № 1523. Л. 166 об.

+

Авторизация

* *
*

Регистрация

*
*
*
*

Проверочный код


Восстановление пароля