Святитель Исаия Ростовский

28 мая (15 ст. ст.) Церковь чтит память святителя Исаии, епископа Ростовского.

 

Содержание:

 

Житие святителя Исаии Ростовского

Святитель Исаия принял иноческий постриг в Киево-Печерском монастыре и, вероятно, был учеником преподобного Феодосия Печерского. В Житии преподобного Феодосия об Исаии говорится:

Тъгда же христолюбивый князь от манастыря великаго отца нашего Феодосия избрав единого от братия, иже в чьрньчьскемь житии просиявъша, Исаию наричемаго, того же, извед, игумена постави в манастыри своемь и святаго мученика Димитрия, иже и послеже добрых ради нрав его поставлен бысть епискупъмь Ростову городу [1].

Исаия стал игуменом киевского монастыря во имя великомученика Димитрия Солунского. Дата хиротонии Исаии на Ростовскую кафедру неизвестна. Согласно «Повести временных лет», в 1088 г. Исаия, будучи епископом, принимал участие наряду с другими иерархами в освящении Михаило-Архангельского собора в киевском Выдубицком монастыре во имя архангела Михаила, а в 1089 г. — в освящении Успенского собора Киево-Печерского монастыря [2]. На Ростовской кафедре Исаия стал преемником святителя Леонтия. Новый Ростовский архиерей столкнулся с укорененными языческими верованиями местного населения, как русского, так и финно-угорского. Исаия неоднократно упоминается в Киево-Печерском патерике. В повествовании об Успенском соборе рассказывается, что на его освящение 14 августа 1089 г. чудесным образом прибыли епископы, в т. ч. Исаия, которые не были приглашены митрополитом. При перечислении имен архиереев, выходцев из Киево-Печерского монастыря, в основном соблюден хронологический порядок. Исаия назван после Переяславского митрополита Ефрема, поставленного на кафедру между 1073 и 1076 гг., и ранее Новгородского епископа Германа, хиротонисанного в 1078 г. В Слове о Никите Затворнике Исаия назван среди печерских иноков, которые приняли  участие в изгнании из Никиты беса [3]. Исаия находился в монастыре в то время, когда Никите стало известно о гибели в Заволочье новгородского князя Глеба Святославича, что произошло в 1078 г. [4]   

В Проложной редакции Жития святителя Исаии кон. XVI — нач. XVII в. сказано, что он преставился «на второе лето по освящении церкве печерския», т. е. в 1090 г., такое же указание содержится и в редакции Жития Исаии, составленной в 1647 — 1656 гг. для Киево-Печерского патерика в редакции архимандрита Иосифа (Тризны) [5].

        

Почитание святителя Исаии Ростовского

Согласно Житию святителя Леонтия Ростовского, мощи «блаженаго» Исаии были обретены при строительстве по распоряжению князя Андрея Юрьевича Боголюбского каменного Успенского собора в Ростове, немного раньше мощей святителя Леонтия, обретенных 23 мая [6]. Согласно Житию святителя Исаии, обретение произошло в 1164 г., мощи Исаии оказались нетленными [7]. В новопостроенном соборе мощи святителя были поставлены «в притворе на правой стране, входя в церковь», от них были «многа же чюдеса», но по прошествии времени «в небреженьи бысть святаго гроб» [8].

В 1474 г. произошло второе перенесение мощей святителя Исаии по благословению Ростовского архиепископа Вассиана I (Рыло); датировка события в разных списках Жития — 1174 или 1274 гг. — ошибочна. 15 мая мощи Исаии были взяты из притвора и положены в новой раке «близ дверей, иже от югу». Примерно в то же время было установлено местное почитание Ростовского епископа Игнатия. Святители Леонтий, Исаия и Игнатий названы в Послании на Угру архиепископа Вассиана к великому князю Иоанну III Васильевичу, которое завершается словами: «С сим же всеми да будет милость великого Бога и Спаса нашего Исуса Христа молитвами Пречистыя Его Матери и святых великих чудотворцев Леонтия, и Исаии, и Игнатия, Ростовских чудотворцев, и всех святых» [9]. Эти факты, очевидно, следует рассматривать в контексте политических событий своего времени. Архиепископ Вассиан был активным сторонником объединительной политики Московского князя Иоанна III, который в 1474 г. приобрел вторую часть Ростова, тем самым окончательно присоединив Ростовское княжество к Москве. Установление почитания местных святителей, по всей видимости, должно было продемонстрировать почтение Вассиана к предшественникам на кафедре, подчеркнуть преемственность местных церковных традиций.

В Успенском соборе в Ростове, построенном в начале XVI в., рака с мощами святителя Исаии была установлена также перед иконостасом у южной стены, где она находится и в настоящее время. В XVI в. рака святителя Леонтия была из золота, рака Исаии — из серебра. 14 октября 1608 г. гробницы святителей Леонтия и Исаии были осквернены во время разорения Ростова поляками. В древнейшем описании Успенского собора в описи Ростовского архиерейского дома 1691 г. сообщается об убранстве раки святителя Исаии:

Подле стены гроб Исаия, Ростовского чюдотворца, на нем образ его, писан на празелени, покров отласной, золотной по червчатой земле. Рака медная, позолочена, на ней круги чеканные, лощатые, позолочены ж, у главы круг чеканной, серебряной, золочен, лощатой же. Около раки решотка медная, литая. Над ракою ж ломпада медная болшая, на ней шендан оловянной [10].

В 1799 г. мощи святителя Исаии переложили в новую деревянную раку, облицованную серебром, с 2 чеканными клеймами с изображением чуда перенесения Исаии на облаке в Киев на освящение печерской церкви и возвращения его обратно в Ростов.

25 апреля 1920 г. по постановлению X Ростовского уездного съезда советов, несмотря на протесты верующих, мощи святителя Исаии вместе с мощами святителей Игнатия, преподобного Авраамия Ростовского и преподобной Евфросинии Полоцкой без облачений были выставлены в центре Успенского собора. Через неделю раки с мощами святых вернулись на свои места. Впоследствии мощи святителя Исаии находились в деревянной раке в закрытом Успенском соборе. В конце 1980-х гг. часть мощей святителя Исаии Ростовского была перевезена в Троице-Сергиеву лавру, часть передана Ярославскому и Ростовскому архиепископу Платону (Удовенко). В настоящее время честная глава святителя Исаии хранится в Серапионовой палатке в лавре, часть мощей святителя почивает в ростовском Успенском соборе, в ковчеге, переданном 5 июня 1999 г. из епархиального управления Ярославским и Ростовским архиепископом Михеем (Хархаровым).

О почитании святителя Исаии в домонгольский период свидетельствует летописная запись о восшествии в 1231 г. на Ростовскую кафедру епископа Кирилла, который «настолник сы и наместник святых епископ, преж бывших Ростове, — Леонтья святаго, и священнаго епископа Исаия, и Нестера» [11]. О том же свидетельствуют и упоминания святителя Исаии в Киево-Печерском патерике. Вместе с тем память о нем в отличие от воспоминания обретения его мощей не попала в русские месяцесловы XIII – XIV вв.  Восстановление почитания святителя Исаии связано со вторым перенесением его мощей при архиепископе Вассиане. По-видимому, в последней четверти XV в., возможно архиепископом Вассианом, был создан канон Ростовским святителям Леонтию, Исаии и Игнатию. В рукописях с конца XV в. известна отдельная служба святителю Исаии с каноном [12]. Он назван в синодике ростовского Успенского собора второй четверти XV в [13], его память под 15 мая указана в месяцеслове в сборнике, переписанном в Ростове при архиепископе Иоасафе, в 1487 г. [14] Не позднее последней четверти XV в. было составлено Житие святителя Исаии. При его создании помимо местных преданий были использованы указанные выше летописные и агиографические источники, а также Житие святителя Леонтия Ростовского.

По-видимому, до середины XVI в. почитание святителя Исаии носило местный характер. Со 2-й пол. XVI в. есть свидетельства общерусского почитания Ростовского святителя. Он упоминается среди русских чудотворцев в летописном сообщении о взятии Полоцка русскими войсками в 1563 г. [15] В соборной грамоте 1564 г. о ношении русскими иерархами белого клобука также упоминается святитель Исаия: «В 1564 году при царе Иване IV эта традиция о праве московского святителя носить белый клобук была возрождена: «И, когда сошлись наши богомольцы, мы с теми своими богомольцами совет держали, с архиепископами и епископами: с Пимином, архиепископом Великого Новгорода и Пскова, с Никандром, архиепископом Ростовским и Ярославским, с Трифоном, архиепископом Полоцким, с Афанасием, епископом Суздальским и Тарусским, с Семионом, епископом Смоленским и Брянским, с Филофееем, епископом Рязанским и Муромским, с Вараламом, епископом Коломенским и Каширским, Матфеем, епископом Сарским и Подонским, с Иасафом,  епископом Пермским и Вологодским, и с архимандритами и с игуменами и со всем освященным собором о том, что отец наш и богомолец митрополит носит черный клобук. А прежние русские первопрестольники митрополиты и чудотворцы Петр и Алексий, и Иван, архиепископ Новгородский, и Леонтий, и Игнатий, и Исайя, ростовские чудотворцы, носили белые клобуки. И отцу нашему и богомольцу митрополиту (следует) эту высокопрестольную древнюю почесть восстановить: носить бы ему белый клобук с рясами, потому что прежние русские первопрестольники и чудотворцы Петр и Алексий, митрополиты, писаны на иконах в белых клобуках, да и Ивана, архиепископа Новгородского, и Леонтия и Исайю и Игнатия, ростовских чудотворцев, пишут в белых клобуках. А которые митрополиты Российской митрополии были на том высочайшем престоле после первопрестольников Петра и Алексия митрополитов и чудотворцев, а также и ростовские архиепископы и епископы, все носили черные клобуки. А того в писании не нашли, почему белые клобуки отставлены. А богомолец наш Пимин, архиепископ Великого Новгорода и Пскова, носит белый клобук, и прежние архиепископы новгородские носили белые же клобуки, а писания тому тоже нет, по какому случаю архиепископы новгородские носят белые клобуки. А также наши богомольцы архиепископ Великого Новгорода и Пскова и архиепископ Казанский и Свияжский печатают грамоты благословенные и посыльные красным воском, а митрополит печатает благословенные и посыльные грамоты черным воском. А (ведь) митрополит есть высочайший сан Русской митрополии, архиепископам и епископам всем глава. А в той его высокопрестольной степени перед архиепископами и епископами почести нет: митрополит носит черный клобук, и владыки все носят черные же клобуки, а архиепископ новгородской носит белый клобук. И мы, великий государь царь и великий князь всея Руси Иван Васильевич, со всеми своими богомольцами с преосвященными архиепископами и епископами, и с честнейшими архимандритами, и с игуменами, и со всем освященным собором подвигнулись духовно и уложили и утвердили, что от сего времени и впредь, кому благоволят Бог и Пречистая Богородица и русские митрополиты Петр, Алексий и Иона чудотворцы быть на великой степени Русской митрополии, или какие иные митрополиты на том престоле будут и почесть для него установили древнюю: носить ему клобук белый с рясами и с херувимом, так как прежние первопрестольники Петр чудотворец и Алексей чудотворец носили белые клобуки, да и ростовские епископы Леонтий, Исайя и Игнатий чудотворцы носили белые клобуки. А также митрополиту запечатывать грамоты благословенные, ставленные и посыльные красным воском; а на печати быть Пречистой Богородице с Младенцем, а на другой стороне быть руке благословенной, а вокруг нее быть подписи с митрополичьим именем. А архиепископу Великого Новгорода и Пскова носить белый клобук и печать красным воском по прежнему обычаю; и архиепископу Казанскому печатать также красным воском. И по этому уложению царь и великий князь Иван Васильевич всея Руси со своими богомольцами с архиепископами и епископами, архимандритами и игуменами, и со всем освященным собором сию грамоту для укрепления велели написать. И к сей грамоте велел государь печать свою привесить» [16]. 

В середине XVII в. почитание святителя Исаии существовало в Киево-Печерском монастыре. В 9-й песни канона Киево-Печерским святым Мелетия Сирига (ок. 1643 г.) среди «Божественных иерархов» — выходцев из Киево-Печерской обители — назван Исаия, очевидно епископ Ростовский.                   

        

Тропарь, кондак и канон святителю Исаии Ростовскому

Тропарь, глас 4:

Православию наставниче, благочестия учителю и чистоте, Ростову пресветлый светилниче, святителем богодухновенное удобрение, Исаие премудре. Учением бо твоим вся русския концы просветил еси, благодатию духовною святителю блаженне. Моли Христа Бога, да спасет душа наша.

 

Кондак, глас 3:

Яко гром возгремел еси, божественными твоими учении в русстей земли, и явился еси светилник пресветел, осиявая светом богоразумия Исаие блаженне. Тем же вопием ти, Христа Бога моли непрестанно всех нас.


Библиотека Русской веры
Канон святителю Исаии Ростовскому →

Читать онлайн


Святитель Исаия Ростовский. Иконы

В иконописных подлинниках XVII – XIX вв. под 15 мая указаны особенности изображения Исаии: длинная широкая седая борода, как у священномученика Власия Севастийского, на голове белый клобук, в руке Евангелие. Так, по рукописи новгородского Софийского собора второй четверти XVII в. святитель «сед, брада со Власьеву, а с ушей шире, клобук бел, риза празелен бела, испод багор бел вельми» [17]. В подлиннике XVIII в., принадлежавшем Г.Д. Филимонову, об Исаии сказано, что он «подобием рус, брада аки Власиева, от ушей пошире; ризы святительския, саккос празеленной и омофор, на главе клобук белой, в руках Евангелие»; в рукописи XVIII в. С.Т. Большакова отмечено: «…рус, брада Власиева, и от ушей пошла пошире, на главе клобук бел, риза празелень бела, испод багор набело велми, амфор и Евангелие»; в рукописи 20-х гг. XIX в. добавлено: «…или в левой руке мешец с златом, а правой его раздает нищим» [18].

К ранним памятникам относится образ Исаии на иконе «Святители Никола Чудотворец, Исаия и Леонтий Ростовские, с 20 клеймами жития святителя Николы», XV в. Наиболее распространены изображения Исаии вместе с Ростовскими святителями Леонтием и Игнатием — особый извод, сложившийся в иконописи во 2-й пол. XV в.

Ростовские святители Леонтий, Исаия и Игнатий. Конец XV в. (?). Ростов, Государственный музей-заповедник «Ростовский Кремль»

Икона святителей Леонтия, Исаии и Игнатия кон. XV – нач. XVI в. создана, очевидно, вскоре после перенесения мощей Исаии в 1474 г. Впоследствии иконы с изображением трех Ростовских святителей часто писались как в Ростовской епархии, так и за ее пределами. Святые представлены на обороте иконы-таблетки 2-й пол. XVI в. Образы Ростовских святителей Леонтия, Исаии и Игнатия традиционно представленных в фелонях, омофорах и белых клобуках, затем стали центральными в композиции «Собор Ростовских чудотворцев». К числу ранних относятся иконы «Ростовские чудотворцы и преподобный Сергий Радонежский».

Преподобный Сергий Радонежский и ростовские чудотворцы. Середина XVI в. Происходит из церкви Богоявления села Уславцево Вощажниковской волости Ростовского уезда. Ростов, Государственный музей-заповедник «Ростовский Кремль»
Святитель Исаия Ростовский. Избранные святые (фрагмент). Ростов, вторая половина XVI века. Церковно-Археологический Кабинет МДА

В древнерусской иконописи Исаия изображался преимущественно среди избранных святых. На правой створке складня «София Премудрость Божия, с избранными святыми» (2-я пол. XVI в.) Исаия представлен в небольшом повороте влево, держит в руках Евангелие, на нем светлая фелонь и белый клобук, борода широкая, с небольшой проседью. На обороте двухсторонней иконы-таблетки из Суздаля (2-я пол. XVI в.) изображены святители Игнатий, Исаия (в центре, в зеленоватой фелони, борода сужается книзу) и преподобный Авраамий Ростовский.

Святители Исаия и Игнатий Ростовские и преподобный Авраамий Ростовский. Вторая половина XVI в. Входит в серию двухсторонних икон-святцев, происходящих из собора Рождества Богородицы в Суздале, оборот — «Жены-мироносицы у Гроба Господня». Владимир, Владимиро-Суздальский историко-художественный и архитектурный музей-заповедник
Святитель Исаия Ростовский. Фрагмент иконы Ростовские святые (святители Леонтий, Исаия, Игнатий Ростовские, преподобные Сергий Радонежский, Авраамий Ростовский с блаженными Максимом Московским и Исидором Ростовским). Ростов, конец XV – начало XVI века. Ростов, Государственный музей-заповедник «Ростовский Кремль»

Единоличных икон Исаии сохранилось немного. Образ святого был исполнен для его раки в кон. XVII в. Исаия изображен фронтально в рост, в орнаментированной фелони и омофоре, в белом клобуке с крестом, с благословляющей двуперстно десницей, с Евангелием и платом в левой руке, борода длинная, с проседью, личное исполнено «живоподобно». С XVII в. образ Исаии включался в деисусный чин иконостаса в паре с образом святителя Леонтия Ростовского.

Святитель Исаия Ростовский. XVII в. Икона из деисусного чина ростовской церкви Усекновения главы Иоанна Предотечи. Ростов, Государственный музей-заповедник «Ростовский Кремль»

В XVII – нач. XX в. были широко распространены иконы Божией Матери с Младенцем и с предстоящими Ростовскими святителями Леонтием, Исаией, Игнатием. Это был новый по сравнению с появившимся во второй  пол. XV в. тип иконографии первых Ростовских святителей, где они обычно показаны благословляющими, левая рука обращена в молении к Пресвятой Богородице. На подобных иконах Богородица стоит слева, близко к святителям, склонив к ним голову, лик Младенца и Его благословляющая десница также обращены к предстоящим. Исаия писался в середине группы, за святителем Леонтием, иногда последним, за святителями Леонтием и Игнатием. Большинство известных икон-пядниц и прорисей этого типа датируются в пределах XVII – нач. XVIII в.

Моление ростовских чудотворцев Леонтия, Исаии и Игнатия. Москва, XVII в. Москва, ЦМиАР
Пресвятая Богородица с предстоящими ростовскими святителями Леонтием, Исаией и Игнатием. XVII в. В 1923 г. из Ризницы Соловецкого монастыря поступила в Архангельский областной краеведческий музей

Существовали иконографические варианты такого извода — с расширенной группой святых (стоящих или припадающих), по-разному изображалась Богородица: «Молебная» («Моление о народе») икона Пресвятой Богородицы с Ростовскими святыми (кон. XVI – нач. XVII в.); «Молебная» икона Божией Матери — «в молении Ростовских чудотворцев» (XVII в.). С иконой подобной иконографии жители Ростова встречали в 1613 г. избранного на царство Михаила Феодоровича Романова, ехавшего из Костромы в Москву.  В XVII в. появились иконы «Избранные святые в молении перед ростовской чудотворной Владимирской иконой Пресвятой Богородицы» (чудотворный образ находился в Успенском соборе Ростова), как, например, образ второй пол. XVII в. На иконе «Ростовские чудотворцы» второй пол. XVIII в. Исаия — крайний слева в первом ряду, вполоборота вправо, с седой бородой, левая рука на груди, правая раскрыта ладонью.

Ростов был центром резьбы по дереву, о чем свидетельствуют сохранившиеся произведения XV – XVI вв., близкие по иконографии, стилю и приемам резьбы. На резной иконе «Ростовские святые со святителем Николой и Спасом Еммануилом» Исаии двуперстно благословляет десницей,  а в левой руке держит Евангелие.

Ростовские святые с Николой Чудотворцем и Спасом Еммануилом. Ростов, конец XVI в. Москва, Музеи Московского Кремля
Святитель Исаия Ростовский. Минея – Май (фрагмент). Начало XVII в. Церковно-Археологический Кабинет МДА


Источники: 

[1] Успенский сборник XII – XIII вв. М., 1971. С. 95; БЛДР. Т. 1. С. 388.
[2] ПСРЛ. Т. 1. Стб. 207 – 208; Т. 2. Стб. 199.
[3] Древнерусские патерики. 1999. С. 17-18, 21, 37, 38, 396, 397, 401.
[4] НПЛ. С. 18.
[5] РГБ. Ф. 304. I. № 714.
[6] Лосева О. В. Жития рус. святых в составе древнерус. Прологов XII – 1-й трети XV в. М., 2009. С. 406, 411.
[7] ПСРЛ. Т. 9. С. 230.
[8] БЛДР. Т. 12. С. 260.
[9] БЛДР. Т. 7. С. 398.
[10] Архив ГМЗРК. Инв. № Р – 1083. Л. 3.
[11] ПСРЛ. Т. 1. Стб. 457.
[12] РГБ. Ф. 304.I. № 617, 61.
[13] РНБ. Кир. – Бел. № 6/1083. Л. 194 об., 80-е гг. XV в.
[14] РГБ. Ф. 304.I. № 761.
[15] ПСРЛ. Т. 13. С. 360, 361.
[16]  Лицевой Летописный свод. Русская летописная история. Книга 23. Л. 318 – 325.
[17] РНБ. Соф. № 1523. Л. 157 об.
[18] РНБ. Погод. № 1931. Л. 155 об.

+

Авторизация

* *
*

Регистрация

*
*
*
*

Проверочный код


Восстановление пароля