Память святителя Иоанна Златоуста, патриарха Царьграда, установлена ежегодно 26 ноября (13 ноября по строму стилю) в честь годовщины его восшествия на архиепископскую кафедру. Святителя Иоанна Златоуста святые отцы именуют «устами Христовыми, светилом всемирным, вселенским учителем». Иоанн Златоуст был родом из Антиохии. Он учился у лучших философов и риторов. С 398 года Иоанн Златоуст — архиепископ Константинопольской церкви. Он был величайшим проповедником и оставил нам огромное богословское наследие. Произведения Иоанна Златоуста признаются исследователями как важнейшие источники по истории Антиохии IV века.
Содержание:
- Священническое служение инока Иоанна и богословские труды
- Святитель Иоанн Златоуст — архиепископ Константинопольский
- Гонения на архиепископа Иоанна Златоуста
- Преставление архиепископа Иоанна Златоуста
- Почитание святителя Иоанна Златоуста. Тропарь, кондак и канон
- Святитель Иоанн Златоуст. Иконы
- Храмы во имя святителя Иоанна Златоуста
- Старообрядческие храмы во имя святителя Иоанна Златоуста
Священническое служение инока Иоанна и богословские труды
Святитель Иоанн Златоуст (Златоустый), архиепископ Константинопольский, — один из трех Вселенских святителей. Родился около 347 года в Антиохии, в семье военачальника. Его отец, Секунд, умер вскоре после рождения сына. Мать Иоанна, Анфиса, в двадцать лет осталась вдовой. Она приняла решение больше не выходить замуж, а посвятить себя воспитанию сына в христианском благочестии. Юный Иоанн учился у лучших философов и риторов того времени. Одним из его учителей был представитель софистики, руководитель риторической школы в Антиохии — Либаний (314-193 гг.). Иоанн с ранних лет обратился к изучению Священного Писания и молитве. В 367 году он принял святое крещение от своего наставника Антиохийского епископа Мелетия (ум. 381 г.). Спустя три года Иоанн был рукоположен в чтеца. В 372 году епископ Мелетий был отправлен в ссылку императором Валентом (328-378 гг.). Иоанн вместе с Феодором (ок. 350-428 гг.; впоследствии епископ Мопсуестийский) учился в богословской Антиохийской школе у пресвитеров Флавиана и Диодора Тарсийского.
Когда преставилась мать Иоанна, он принял иноческий постриг. Вскоре Иоанна посчитали достойным для епископского сана. Однако он предпочел не становиться архиереем. В этот период Иоанн написал свой великий труд «Шесть слов о священстве». Он провел четыре года в пустыни, где создал такие произведения, как «Против вооружающихся на ищущих монашества» и «Сравнение инока с царем» («Сравнение власти, богатства и преимуществ царских с истинным и христианским любомудрием монашеской жизни»), проникнутые высоким представлением о достоинстве иноческого звания. Два с половиной года он подвизался в молчании, находясь в пещере.
Когда Иоанн вернулся в Антиохию, епископ Мелетий поставил его в диакона (381 год). Иоанн создал такие богословские труды, как «О Провидении» («К Стагирию подвижнику»), «Книга о девстве», «К молодой вдове» (два слова), «Книга о святом Вавиле и против Юлиана и язычников». В 386 году Иоанн был рукоположен в пресвитера епископом Антиохийским Флавианом (320-404 гг.). Пресвитер Иоанн стал блестящим проповедником Слова Божия. За свой дар Богодухновенного слова получил от паствы наименование «Златоуст». В течение двенадцати лет дважды в неделю, а бывало и ежедневно, Иоанн проповедовал в церкви при большом стечении людей. В это время он написал толкования на ряд книг Священного Писания и множество бесед на отдельные библейские тексты, а также поучения на праздники, в похвалу святых и слова апологетические (против аномеев, иудействующих и язычников). Кроме того пресвитер Иоанн имел попечение о бедных: Антиохийская Церковь ежедневно обеспечивала пищей до 3000 дев и вдовиц, не считая заключенных, странников и больных. В начале Великого поста 388 года пресвитер Иоанн начал толкование книги Бытия, которое закончил в конце октября. За Четыредесятницу он произнес 32 беседы. На Страстной седмице говорил о предателе и о Кресте, на Пасхальной седмице и до Пятидесятницы ежедневно произносил проповеди.
С Пасхи следующего года Иоанн начал изъяснение Евангелия от Иоанна, а в конце 389 года перешел к Евангелию от Матфея. В 391 году антиохийские христиане слушали его толкование на Послания святого апостола Павла к римлянам и к коринфянам. С 393 года он обратился к Посланиям к галатам, ефесянам, Тимофею, Титу и псалмам. В беседе на Послание к ефесянам Иоанн обличал антиохийский раскол: «Говорю и свидетельствую, что раздирать Церковь не менее значит, как и впадать в ересь. Церковь есть дом Отца Небесного, Единое Тело и Единый Дух».
Святитель Иоанн Златоуст — архиепископ Константинопольский
В 397 году преставился архиепископ Константинопольский Нектарий. Иоанн был вызван из Антиохии для поставления на константинопольскую кафедру в качестве архиепископа. Свои архипастырские труды он начал с совершенствования священства. Средства, предназначенные для архиепископа, Иоанн отдал на содержание нескольких больниц и гостиниц для паломников. Сам же архиепископ Иоанн питался весьма скудно, не посещал церковные пиршества. Он занимался утверждением христианства не только в Константинополе, но и во Фракии, Малой Азии, Понтийской области. Иоанн направлял самых ревностных христианских миссионеров для проповеди в Финикию и Персию. Иоанн писал послания в Сирию, чтобы вернуть Церкви маркионитов, и добился этого. Храня единство Церкви, святой не позволил могущественному готскому военачальнику, диктовавшему свои условия императору, открыть в Константинополе арианский храм. Много трудов положил святитель на устроение благолепного Богослужения: составил чин Литургии, ввел антифонное пение за всенощным бдением, написал несколько молитв чина елеосвящения.
Гонения на архиепископа Иоанна Златоуста
Распущенность столичных нравов, особенно императорского двора, обличал архиепископ Иоанн. Императрица Элия Евдоксия (ум. 404 г.), супруга императора Флавия Аркадия (377-408 гг.), повелела конфисковать последнюю собственность у вдовы и детей опального вельможи. Архиепископ Иоанн заступился за вдову. Но императрица не уступила и разгневалась на архипастыря. Еще сильнее разгорелся ее гнев после того, когда недоброжелатели сказали ей, будто архиепископ Иоанн в своем поучении о суетных женщинах имел в виду ее. Суд, состоящий из иерархов, которых ранее обличал Иоанн, постановил лишить его сана и казнить за оскорбление императрицы. Но император Аркадий заменил казнь на ссылку. Народ заступался за своего архипастыря. Чтобы избежать волнений, Иоанн сам отдал себя в руки властей. В ту ночь в Константинополе произошло страшное землетрясение. Напуганная Евдоксия просила супруга вернуть из ссылки Иоанна и отправила ему письмо с мольбами о возвращении. Но спустя время очередной донос пробуждает гнев Евдоксии.
В марте 404 года состоялся неправедный Собор, постановивший изгнать святого Иоанна. После исполнения постановления сгорел храм Святой Софии и здание сената. Вскоре последовали опустошительные набеги варваров. Клеветники бежали в Александрию. Но уже через два месяца новый донос пробуждает гнев Евдоксии. И вновь в столичном храме святитель в краткой речи благословляет Господа «за все пути Его». В октябре 404 года умерла Евдоксия. Даже язычники видели в этих событиях небесное наказание за неправедное осуждение угодника Божия.
Библиотека Русской веры
Поучение на память святителя Иоанна Златоустаго. Великие Минеи Четьи →
Читать онлайн в оригинале
Преставление архиепископа Иоанна Златоуста
Иоанн, находясь в Армении, укреплял в вере своих духовных чад. Сохранились его многочисленные письма епископам Азии, Африки, Европы. В 405 году Иоанн заболел. Но его недоброжелатели продолжали бесчинствовать. Из Константинополя пришел приказ перевести Иоанна в Пифиунт (Абхазия). Переход, длившийся три месяца в дождь и зной, Иоанн совершал под конвоем, будучи обессиленный болезнями. В Команах силы оставили его. У склепа святого Василиска, утешенный явлением мученика («Не унывай, брат Иоанн! Завтра мы будем вместе»), причастившись Святых Христовых Тайн, Иоанн со словами «Слава Богу за все!» отошел ко Господу 14 сентября 407 года.
Иоанн был погребен в Команах Понтийских.
В 438 году его мощи были перенесены в Константинополь. По преданию, во время этого события народ возгласил единым голосом: «Прими престол свой, отче!», а уста святителя, лежащего в гробу нетленным, отверзлись, и он возгласил «Мир всем!». В ходе Четвертого крестового похода (1204 год) мощи святителя Иоанна были вывезены из Константинополя в Рим, а 26 ноября 2004 года, по решению папы Иоанна Павла II, были возвращены Константинопольской церкви вместе с мощами Григория Богослова и хранятся в соборе Святого Георгия в Фанаре.
Иоанн Златоуст является автором литургии византийского обряда, которая, согласно Уставу, совершается в большую часть дней богослужебного года.
Почитание святителя Иоанна Златоуста. Тропарь, кондак и канон
Иоанна Златоуста почитают в числе трех «вселенских учителей» (вместе с Василием Великим и Григорием Богословом), торжество в их честь совершается 12 февраля (30 января по старому стилю). Также отмечаются дни памяти:
9 февраля (27 января по старому стилю) — перенесение мощей святителя Иоанна Златоуста (из Коман в Константинополь);
27 сентября (14 сентября по старому стилю) — преставление святителя Иоанна;
26 ноября (13 ноября по старому стилю) — день святителя Иоанна Златоустого, архиепископа Константинопольского (годовщина его восшествия на архиепископскую кафедру).
Тропарь и кондак святителю Иоанну Златоусту
Тропарь, глас 8.
От уст твоих яко же светолучная заря восия, Богом данная ти благодать вселенную просвещая. Не сребролюбно сокровище мирови положи, но высоту нам смиренномудрия показа, и своими словесы наказуя отче Иоанне Златоусте, моли Сло́ва Христа Бога, спастися душам нашим.
Кондак, глас 6.
С небес приим Божественную благодать, и своими устнами вся учиши, поклонятися в Троице единому Богу, Иоанне Златоусте, всеблаженне преподобне, достойно хвалим тя, еси бо наставник, яко божественная являя.
Библиотека Русской веры
Канон святителю Иоанну Златоусту →
Читать онлайн
Библиотека Русской веры
Канон на перенесение мощей святителя Иоанна Златоустаго →
Читать онлайн
Святитель Иоанн Златоуст. Иконы
Древнейшие сохранившиеся изображения Иоанна Златоуста находятся в церкви Санта-Мария Антиква в Риме (фрески середины VII и середины VIII века) и в часовне в Хирбет-эль-Мард (VII век).
Иконография святителя Иоанна Златоуста почти не отличается от общей иконографии святителей. Но в Византийское время у нее была одна особенность: святителя писали с крестом — знаком мученичества. Но, как известно, святитель пострадал не от язычников или еретиков, а от своих же братьев по вере. И этот крест в эпоху Византийской Империи был напоминанием, что мученичество возможно не только в эпоху гонений.
Изображения святого получили широкое распространение в церковном искусстве. В русских иконописных подлинниках иконография Иоанна Златоуста описана так: «…брада аки Космы Безсребренника, мало надсед, редка, власы на главе русы, мало курчеваты, чело высоко, морщевато, риза святительская, саккос киноварь, в крузех кресты златые, испод празелень, рукою благословляет, а в другой книга».
Святитель Иоанн чтится как создатель редакции Литургии, наиболее распространенной в Православной Церкви, а потому его образ часто можно увидеть в храме в Алтаре или в иконостасе в святительском чине вместе с другими Отцами Церкви.
Храмы во имя святителя Иоанна Златоуста
Во имя Иоанна Златоуста был освящен один из старейших монастырей Москвы, находившийся на Большом Златоустинском переулке. Первое упоминание об обители относится к 1412 году. В Советский период монастырь был уничтожен.
Во имя святителя Иоанна Златоуста был построен храм в Костроме. Первое упоминание о нем относится к 1628 году. В начале XVII века на этом месте находился ансамбль из двух деревянных храмов — «зимнего» во имя святых мучеников Флора и Лавра и «летнего» во имя святителя Иоанна Златоуста. В XVII веке деревянный храм Иоанна Златоуста был отстроен заново, а в середине XVIII века на его месте была сооружена каменная церковь.
Во имя Иоанна Златоуста освящен храм в Вологде. Согласно Клировым ведомостям, храм — постройка XVII века. Церковь является двухэтажной, т.е. состоит из двух помещений: нижней и верхней церкви. Престол верхней церкви был освящен во имя Иоанна Златоуста, престол нижней церкви — во имя святых Жен Мироносиц.
Во имя Иоанна Златоустаго освящена часовня в Кедронской долине (Иудейской пустыне) Израиля. Сама часовня, видимо, переоборудована из жилой кельи, которой была первоначально.
Старообрядческие храмы во имя святителя Иоанна Златоуста
Старообрядческие церкви (РПСЦ), освященные во имя святителя Иоанна Златоуста, находятся в Туле и Ярославле.
Комментариев пока нет