19 ноября (6 ноября ст. ст.) Церковь почитает память преподобного Варлаама Хутынского — одного из самых древних и почитаемых новгородских святых.
Содержание:
- Житие преподобного Варлаама Хутынского
- Чудеса преподобного Варлаама Хутынского
- Прославление преподобного Варлаама Хутынского
- Тропарь, кондак и канон преподобному Варлааму Хутынскому
- Преподобный Варлаам Хутынский. Иконы
- Храмы в честь преподобного Варлаама Хутынского
- Варлаамо-Хутынский Спасо-Преображенский монастырь
Житие преподобного Варлаама Хутынского
Житие Варлаама Хутынского пользовалось широкой известностью и дошло до нас более чем в десяти редакциях, подразделяющихся на ряд вариантов и групп. Литературная история житий охватывает время с XIII по XVIII века. В этих житиях нашли широкое отражение новгородские легенды.
Преподобный Варлаам, в мире Алексей, подвизался в XII веке на берегу Волхова. Он был сыном именитых и благочестивых граждан Великого Новгорода, Михаила и Анны, которые с детства воспитывали его в добродетели. С ранних лет Алексей почувствовал особенное расположение к благочестивой и уединенной жизни, удалялся от всяких игр и общества товарищей, любил читать священные книги, часто посещал храм Божий, а дома проводил время в молитве и посте.
После смерти родителей преподобный, раздав все свое имущество бедным, удалился в пустыню к подвижнику Порфирию и принял от него пострижение с именем Варлаама. Через некоторое время, укрепившись в духовных подвигах, преподобный Варлаам, ради совершенного уединения, решил поселиться в глухом месте в 10 верстах от Новгорода. Место это называлось Хутынь (худынь, худое место) и пользовалось дурною славой; по мнению народному, здесь жила нечистая сила, и все боялись ходить сюда. Преподобный же, подходя к Хутыни, увидел светлый луч, просиявший из густой чащи леса. Из этого знамения он понял, что его намерение поселиться здесь согласно с волей Божией.

Здесь, посреди глухой чащи, преподобный Варлаам поставил себе келью. Подобно древним отшельникам, он вел строгую подвижническую жизнь, сохранились власяница и вериги преподобного (власяница имеет 18 фунтов веса, вериги — 8 фунтов). Высоконравственная жизнь св. Варлаама скоро сделалась известной среди местных жителей, к нему стали приходить и князья, и бояре, и простые люди за советом и благословением; многие просили позволения поселиться вместе с ним. Как ни любил уединение преподобный, но, помня заповедь Господню о любви к ближним, по которой каждый прежде и более всего должен заботиться о пользе других, с готовностью и любовью принимал всех, кто к нему обращался.

Число иноков, желавших подвизаться в обители преподобного Варлаама, постоянно увеличивалось. В память о том чудесном свете, который он увидел, поселившись здесь, преподобный построил сначала небольшую деревянную (а затем и каменную) церковь в честь Преображения Господня и несколько келий. Св. Варлаам своим примером и своими наставлениями вел живших с ним иноков к духовному совершенству. Он сам обрабатывал землю, сам построил себе келью, выкопал колодец для братских нужд. И других иноков он учил не превозноситься, если они будут старшинствовать в обители, но тем усерднее работать Богу. Вся братия должна трудиться день и ночь на избранном поприще.
Преподобный пользовался глубоким уважением среди новгородцев, и каждый мог получить наставление применительно к своему положению. Начальникам и князьям преподобный Варлаам говорил, чтобы всегда помнили о трех вещах: первое, что они начальствуют над людьми такими же, как и они сами. Второе, что начальствовать должны по законам. Третье, что они не всегда будут начальствовать и что им также придется дать отчет Богу в судах своих, ибо и над ними есть Суд Божий. Богатым он внушал не забывать, что есть вечность с муками для праздных, и что многими скорбями надлежит нам войти в Царство Небесное. Мирянам и всем вообще он внушал не воздавать злом за зло, не обижать друг друга, удаляться от всякой неправды и нечистоты и помнить о своих грехах.
Господь ниспослал преподобному для служения ближним дар чудотворений и прозорливости. Когда дни его приближались к концу, по Божьему изволению прибыл из Константинополя священноинок Антоний — сверстник и друг преподобного. Блаженный, обращаясь к нему, сказал: «Возлюбленный брат мой! Божие благоволение почивает над сею обителью. Ныне я передаю в твои руки сей монастырь. Блюди его и заботься о нем. Я уже отхожу к Царю Небесному. Но не смущайся этим: телом я покидаю вас, духом же всегда буду с вами». Преподав наставление своей братии, заповедав хранить православную веру и постоянно пребывать в смирении, преподобный Варлаам преставился ко Господу 6 ноября 1192 года.
Библиотека Русской веры
Житие и чудеса преподобного Варлаама Хутынского. Великие Минеи Четьи →
Читать онлайн в оригинале
Чудеса преподобного Варлаама Хутынского
Однажды отправившись к новгородскому архиепископу, преподобный Варлаам увидел на мосту через Волхов большую толпу народа и палача, который готовился сбросить в реку осужденного преступника (таким образом совершалась обычная смертная казнь в Новгороде в древнее время). Преподобный остановил палача и просил народ отдать ему осужденного, говоря, что он загладит вины свои в Хутыне. Через некоторое время спасенный им человек принял иночество и, пожив благочестиво в обители, скончался. Но в другом подобном же случае св. Варлаам поступил по-иному. Пришлось ему опять проезжать мост, когда готовились сбросить осужденного. Родственники и многие из народа, увидев преподобного, умоляли его о спасении, но он, не обращая внимания на все просьбы, велел вознице своему скорее ехать, и казнь совершилась. Такой поступок святого изумил народ.
«Что это значит? — говорили все между собой. — Одного преподобный спас от казни, хотя его и не просили об этом, а другого не захотел, несмотря на все мольбы». Своим ученикам Варлаам объяснил все это следующим образом: «Судьбы Господни — бездна многа. Господь всем хочет спасения и не хочет смерти грешника. Первый был осужден справедливо, но после осуждения сознал свои грехи, и Господь избавил его от смерти через мое недостоинство, чтобы дать ему время раскаяться и загладить свои грехи, что он и исполнил в обители. Второй же был осужден невинно, но Господь попустил ему умереть, чтобы впоследствии он не сделался дурным человеком; теперь же, умерев невинно, он получил от Господа венец мученический. Такова тайна судеб Божиих: «Кто бо разуме ум Господень или кто советник ему бысть» (Рим. 2.33-34).
Как-то монастырские рыбаки в числе множества мелкой рыбы поймали большого осетра и скрыли его, желая продать, а преподобному принесли только мелкую рыбу. Посмотрев на них с улыбкой, св. Варлаам сказал: «Вы принесли ко мне детей, но где же их мать»? Смущенные этим кротким обличением, рыбаки пали к ногам преподобного, прося прощения.
Варлаам Хутынский часто бывал у новгородского архиепископа. Как-то при прощании архиепископ велел ему приезжать через неделю, на что Варлаам ответил: «Если Бог благословит, я приеду к твоей святыне на санях в пяток первой недели поста святых апостолов Петра и Павла». Архиепископ очень удивился, услышав о снеге в середине лета. Но накануне определенного дня вдруг очень сильно похолодало и ночью действительно выпал глубокий снег. Преподобный приехал в Новгород на санях. Видя печаль архиепископа по случаю такой безвременной непогоды, вследствие которой могли вымерзнуть хлеба, Варлаам сказал ему: «Не печалься, Владыка, не скорбеть, а благодарить Господа нужно. Если бы Господь не послал этого снега и мороза, то был бы голод во всей стране, которым Господь хотел наказать нас за грехи наши, но по молитвам Богородицы и святых умилосердился над нами и послал мороз, чтобы перемерли черви, подтачивавшие корни хлебов. Наутро же наступит опять тепло, снег этот растает и напоит землю. По милости Господа, будет плодородие». На другой день наступило тепло. Архиепископу принесли с поля ржаных колосьев с корнями, на которых оказалось множество вымерших червей. В тот год был невиданный урожай.

Однажды в монастырь к преподобному приехал князь Ярослав. Св. Варлаам, благословляя его, сказал: «Будь здоров, князь, и с благородным сыном твоим». Это приветствие изумило князя, не знавшего еще о рождении младенца. Получив вскоре радостную весть о рождении сына, он просил преподобного быть восприемником новорожденного, на что св. Варлаам охотно согласился. Это было в 1190 году.
Посмертные чудеса св. Варлаама нередко проявлялись в качестве наказания нерадивых иноков, также и настоятелей обители, которые, забывая завет своего первого игумена, проявляли сердечную черствость и отказывались благотворить нуждающимся.

Широко известно также чудо, произошедшее от св. мощей преподобного. В 1471 году великий князь Московский Иоанн III, завоевав Новгород, прибыл в Хутынскую обитель поклониться святому Варлааму, мощи которого почивали под спудом. «Почему не открывают гроба святого?» — спросил он игумена Нафанаила. «Издавна никто не смеет видеть мощи чудотворца, — отвечал игумен, — ни для князей, ни для архиепископов, ни для бояр не открывают их, пока Господу не благоугодно будет изъявить на то Свою волю». Однако великий князь все-таки приказал открыть гроб, гневно ударяя при этом жезлом в землю. Но едва только стали поднимать каменную доску и копать землю, как из гроба святого вышел густой дым и затем пламень, опаливший стены храма. В ужасе бросился князь со своей свитой вон из храма, выронив жезл, которым гневно ударял землю. В память чуда в обители хранится этот жезл.
Прославление преподобного Варлаама Хутынского
Прославление святого Варлаама началось в Новгородской земле. Первое известие о проложном (кратком) житии встречается в Новгородских летописях XIII века. Если было житие — была уже и служба, что означает, что к этому времени Варлаам Хутынский был уже прославлен Церковью, как святой. Прославление сразу после смерти говорит о его духовном авторитете и о народной любви. В это время началось и строительство храмов, посвященных святому. Об этом свидетельствует запись в Новгородской летописи от 1410 года: «… того же лета Варлаам архимандрит постави церковь камену в воротех монастыря Лиситьскаго во имя преп. Варлаама, игумена св. Спаса Хутыньскаго». Московский архиепископ Иона (не позднее 1460 года) поручил составителю канонов Пахомию Логофету написать новое житие Варлаама, службу и канон, в 1461 г. состоялась общероссийская канонизация святого.
Тропарь, кондак и канон преподобному Варлааму Хутынскому
Тропарь, глас 3.
Иже на земли леганием, пощением же и бдением тело свое изнуряя преподобне, вся плотьская мудрования умертвив. И исцелением струя независтная явися, верою притекающим к раце мощей твоих Варлааме отче наш. Христа Бога моли, спастися душям нашим.
Кондак, глас 8.
Яко же другии Илия отче дождь с небесе сведе. Он бо огнь сведе, и царя удиви. Ты же люди своя возвесели, и торжествовати устрои. Великии бо Нов Град велми тобою хвалится, имея мощи твоя в себе, его же и сохрани от враг непоколебима. Да зовем ти, радуися преподобне Варлааме отче наш.
Библиотека Русской веры
Канон преподобному Варлааму Хутынскому →
Читать онлайн
Преподобный Варлаам Хутынский. Иконы
Иконография преподобного Варлаама Хутынского представлена многочисленными миниатюрами, памятниками иконописи, монументальной живописью, шитьем, прикладным искусством, гравюрами, отразившими общерусский характер почитания святого. Большая часть изображений сохранилась в произведениях новгородского и московского искусства.
В иконографической традиции изображений преподобного можно выделить несколько основных вариантов. К самому раннему типу изображения относится одноличный фронтальный образ, восходящий к недошедшему до настоящего времени надгробному портрету святого. Поясной вариант этого извода воспроизводился на игуменских печатях Хутынского монастыря начиная с 1-го десятилетия XV в. (впервые — на печати игумена Варлаама). Преподобный представлен в куколе, в руке свернутый свиток. В московской мастерской царицы Ирины Годуновой был шит покров, вложенный в Хутынский монастырь в 1579 г., на котором святой представлен в схиме, на голове куколь с Голгофским крестом, в руках свернутый свиток (в настоящее время покров находится на реставрации).

К той же традиции относятся большие храмовые иконы преподобного, их иконография отличается лишь деталями: надетым или спущенным на плечи куколем, закрытым или раскрытым свитком, содержанием написанного на нем текста.

Сохранился резной образ преподобного ХVI века, украшавший верхнюю крышку деревянного реликвария из Димитриевской церкви в Новгороде, где св. Варлаам изображен без куколя, с раздвоенной бородой, благословляющим, с развернутым свитком в руках с текстом: «Блажен человек, иже помянет имя мое в день памяти моея». Такой же образ преподобного (наряду с его предстоянием Спасителю в деисусной композиции) встречается в средниках житийных икон.
Самым ранним сохранившимся является изображение преподобного Варлаама вместе со святыми, чьи дни памяти близки, на новгородской иконе 2-й пол. XV в. «Святые Варлаам Хутынский, Иоанн Милостивый, Параскева Пятница и Анастасия с Богоматерью «Знамение».

На таблетке из комплекта святцев Софийского собора преподобный представлен в центре оборотной стороны (на лицевой — «Воздвижение Креста») между святыми Харитоном Исповедником, еп. Иконийским, и Сергием Радонежским. Он изображен в темно-вишневой мантии и желтом подряснике, куколе, благословляющим, со свитком в руке. В дальнейшем, особенно в XVI в., этот вариант изображения преподобного будет самым распространенным.

Со 2-й пол. XV в. вплоть до кон. XVII в. на московских и новгородских иконах Варлаам Хутынский нередко представлен с преподобным Сергием Радонежским. Для новгородцев преподобный Варлаам олицетворял славу местной истории, духовное начало новгородской церкви и монастырской жизни, подобно тому, как в Москве те же идеи связывались с именем Сергия Радонежского. На Спасской башне Московского кремля над главными воротами висит икона «Спас Смоленский» с изображением в полный рост Спасителя и припадающими к его ногам святыми преподобными Сергием Радонежским и Варлаамом Хутынским.
Храмы в честь преподобного Варлаама Хутынского
В настоящее время известны 34 церкви, освященные во имя преподобного Варлаама Хутынского (РПЦ).
Церковь Варлаама Хутынского на Званице в Пскове была построена в 1495 году. Первая деревянная церковь на этом месте была построена в ознаменование окончания мора (чумы), по преданию в один день — в 1466 году.

Церковь в честь Варлаама Хутынского в Варлаамо-Хутынском Спасо-Преображенском монастыре была построена в 1552 году. Это каменная теплая трапезная церковь с приделами Исидоровским и Константина и Елены (в обиходе ее называют «Варлаамовская церковь»).

В Московском Покровском соборе на Рву (храме Василия Блаженного) один придел освящен в честь преподобного Варлаама Хутынского (1555-1561 гг).

Старообрядческих храмов во имя преподобного Варлаама Хутынского в настоящее время не существует.
Варлаамо-Хутынский Спасо-Преображенский монастырь
Варлаа́мо-Ху́тынский Спасо-Преображенский монастырь — женский (ранее — мужской) монастырь Новгородской епархии Русской Православной Церкви, расположен на правом берегу реки Волхов в Новгородской области, на северной окраине деревни Хутынь, в 7 км от Великого Новгорода и 3 км (по прямой) от Кречевиц. Сохранилась данная (вкладная) грамота Варлаама Хутынского, написанная на пергаменте и являющаяся самым древним русским актом, дошедшим до нас в подлиннике. По данной грамоте Варлаам Хутынский передал основанному им монастырю пахотную землю, сенокосы и другие угодья двух принадлежавших ему сёл, в том числе и территорию, на которой находился монастырь.

Древний храм Преображения не сохранился. В 1515 году был построен новый Спасо-Преображенский собор. В 1553—1557 годах игуменом монастыря был крупный агиограф и самый видный распевщик новгородской школы XVI века Маркелл Безбородый. В Спасо-Преображенском соборе Хутынского монастыря захоронен прах поэта Гавриила Державина и его супруги Дарьи (скончался в 1816 году).
В 1925 году монастырь был закрыт, но до 1932 года в монастырском соборе ещё совершались богослужения. Во время Великой Отечественной войны монастырь был разрушен и более 40 лет оставался в руинах. С 20 апреля 1994 года здесь действующий женский монастырь РПЦ. На январь 2012 года в монастыре проживали более 100 сестёр, есть подворье в деревне Быково Валдайского района.