Преподобный Варлаам Хутынский

19 ноября (6 ноября ст. ст.) Церковь почитает память преподобного Варлаама Хутынского — одного из самых древних и почитаемых новгородских святых.

 

Содержание:

 

Житие преподобного Варлаама Хутынского

Житие Варлаама Хутынского пользовалось широкой известностью и дошло до нас более чем в десяти редакциях, подразделяющихся на ряд вариантов и групп. Литературная история житий охватывает время с XIII по XVIII века. В этих житиях нашли широкое отражение новгородские легенды.

Пре­по­доб­ный Вар­ла­ам, в ми­ре Алек­сей, под­ви­зал­ся в XII ве­ке на бе­ре­гу Вол­хо­ва. Он был сыном имени­тых и благочестивых граж­дан Ве­ли­ко­го Нов­го­ро­да, Ми­ха­и­ла и Ан­ны, которые с детства воспитывали его в добродетели. С ранних лет Алек­сей по­чув­ство­вал осо­бен­ное рас­по­ло­же­ние к бла­го­че­сти­вой и уеди­нен­ной жиз­ни, уда­лял­ся от вся­ких игр и об­ще­ства то­ва­ри­щей, лю­бил чи­тать свя­щен­ные кни­ги, ча­сто по­се­щал храм Бо­жий, а до­ма про­во­дил вре­мя в мо­лит­ве и по­сте.

После смер­ти ро­ди­те­лей пре­по­доб­ный, раз­дав все свое иму­ще­ство бед­ным, уда­лил­ся в пу­сты­ню к по­движ­ни­ку Пор­фи­рию и при­нял от него по­стри­же­ние с име­нем Вар­ла­а­ма. Через некоторое время, укрепившись в духовных подвигах, пре­по­доб­ный Вар­ла­ам, ради совершенного уединения, ре­шил по­се­лить­ся в глу­хом ме­сте в 10 вер­стах от Нов­го­ро­да. Ме­сто это на­зы­ва­лось Ху­тынь (худынь, ху­дое ме­сто) и поль­зо­ва­лось дур­ною сла­вой; по мне­нию на­род­но­му, здесь жи­ла нечистая си­ла, и все бо­я­лись хо­дить сю­да. Преподобный же, под­хо­дя к Ху­ты­ни, уви­дел свет­лый луч, про­си­яв­ший из гу­стой ча­щи ле­са. Из это­го зна­ме­ния он по­нял, что его на­ме­ре­ние по­се­лить­ся здесь со­глас­но с во­лей Бо­жи­ей.

Варлаам строит себе келию. Клеймо иконы «Варлаам Хутынский с житием в 36 клеймах». Вторая половина XVI в. Ярославский художественный музей, Ярославль

Здесь, посреди глухой чащи, преподобный Варлаам по­ста­вил се­бе кел­ью. Подобно древним отшельникам, он вел строгую подвижническую жизнь, сохранились власяница и вериги преподобного (власяница имеет 18 фунтов веса, вериги — 8 фунтов). Вы­со­ко­нрав­ствен­ная жизнь св. Вар­ла­а­ма ско­ро сде­ла­лась из­вест­ной среди местных жителей, к нему ста­ли при­хо­дить и князья, и бо­яре, и про­стые лю­ди за со­ве­том и бла­го­сло­ве­ни­ем; мно­гие про­си­ли поз­во­ле­ния поселить­ся вме­сте с ним. Как ни лю­бил уеди­не­ние пре­по­доб­ный, но, пом­ня за­по­ведь Гос­под­ню о люб­ви к ближ­ним, по ко­то­рой каж­дый преж­де и более все­го дол­жен за­бо­тить­ся о поль­зе дру­гих, с го­тов­но­стью и лю­бо­вью при­ни­мал всех, кто к нему об­ра­щал­ся.

Основание монастыря. Клеймо иконы «Варлаам Хутынский с житием в 36 клеймах». Вторая половина XVI в. Ярославский художественный музей, Ярославль

Чис­ло ино­ков, же­лав­ших под­ви­зать­ся в оби­те­ли пре­по­доб­но­го Варлаама, по­сто­ян­но увеличивалось. В память о том чудесном свете, который он увидел, поселившись здесь, преподобный по­стро­ил сначала неболь­шую де­ре­вян­ную (а затем и каменную) цер­ковь в честь Пре­об­ра­же­ния Гос­под­ня и несколь­ко кел­ий. Св. Варлаам сво­им при­ме­ром и сво­и­ми наставлениями вел жив­ших с ним ино­ков к ду­хов­но­му со­вер­шен­ству. Он сам об­ра­ба­ты­вал зем­лю, сам по­стро­ил се­бе ке­лью, выкопал колодец для братских нужд. И других ино­ков он учил не превоз­но­сить­ся, ес­ли они будут старшинствовать в оби­те­ли, но тем усерд­нее работать Бо­гу. Вся бра­тия долж­на тру­дить­ся день и ночь на из­бран­ном по­при­ще.

Преподобный пользовался глубоким уважением среди новгородцев, и каж­дый мог по­лу­чить настав­ле­ние при­ме­ни­тель­но к сво­е­му по­ло­же­нию. На­чаль­ни­кам и кня­зьям преподобный Варлаам го­во­рил, чтобы все­гда пом­ни­ли о трех ве­щах: пер­вое, что они на­чаль­ству­ют над людь­ми та­ки­ми же, как и они са­ми. Вто­рое, что на­чаль­ство­вать долж­ны по за­ко­нам. Тре­тье, что они не все­гда будут на­чаль­ство­вать и что им так­же при­дет­ся дать от­чет Бо­гу в су­дах сво­их, ибо и над ни­ми есть Суд Бо­жий. Бо­га­тым он вну­шал не за­бы­вать, что есть веч­ность с му­ка­ми для празд­ных, и что многи­ми скор­бя­ми надлежит нам войти в Цар­ство Небес­ное. Ми­ря­нам и всем во­об­ще он вну­шал не воз­да­вать злом за зло, не оби­жать друг дру­га, уда­лять­ся от вся­кой неправ­ды и нечи­сто­ты и пом­нить о сво­их гре­хах.

Гос­подь нис­по­слал пре­по­доб­но­му для слу­же­ния ближ­ним дар чу­до­тво­ре­ний и про­зор­ли­во­сти. Когда дни его при­бли­жа­лись к кон­цу, по Бо­жьему из­во­ле­нию при­был из Кон­стан­ти­но­по­ля священно­и­нок Ан­то­ний — сверст­ник и друг пре­по­доб­но­го. Бла­жен­ный, об­ра­ща­ясь к нему, ска­зал: «Воз­люб­лен­ный брат мой! Бо­жие бла­го­во­ле­ние по­чи­ва­ет над сею оби­те­лью. Ныне я пе­ре­даю в твои ру­ки сей мо­на­стырь. Блю­ди его и за­боть­ся о нем. Я уже от­хо­жу к Ца­рю Небес­но­му. Но не смущай­ся этим: те­лом я по­ки­даю вас, ду­хом же все­гда бу­ду с ва­ми». Пре­по­дав на­став­ле­ние сво­ей бра­тии, за­по­ве­дав хра­нить пра­во­слав­ную ве­ру и по­сто­ян­но пре­бы­вать в сми­ре­нии, пре­по­доб­ный Вар­ла­ам пре­ста­вил­ся ко Гос­по­ду 6 но­яб­ря 1192 го­да.


Библиотека Русской веры
Житие и чудеса преподобного Варлаама Хутынского. Великие Минеи Четьи →

Читать онлайн в оригинале


Чудеса преподобного Варлаама Хутынского

Од­на­жды от­пра­вив­шись к новгородскому ар­хи­епи­ско­пу, преподобный Вар­ла­ам уви­дел на мо­сту через Вол­хов боль­шую тол­пу на­ро­да и па­ла­ча, ко­то­рый го­то­вил­ся сбро­сить в ре­ку осуж­ден­но­го пре­ступ­ни­ка (таким образом совершалась обыч­ная смерт­ная казнь в Нов­го­ро­де в древ­нее вре­мя). Пре­по­доб­ный оста­но­вил па­ла­ча и про­сил на­род от­дать ему осуж­ден­но­го, говоря, что он за­гла­дит ви­ны свои в Ху­тыне. Через неко­то­рое вре­мя спа­сен­ный им человек при­нял ино­че­ство и, по­жив бла­го­че­сти­во в оби­те­ли, скон­чал­ся. Но в дру­гом по­доб­ном же слу­чае св. Вар­ла­ам по­сту­пил по-ино­му. При­шлось ему опять про­ез­жать мост, ко­гда го­то­ви­лись сбро­сить осуж­ден­но­го. Родственники и мно­гие из на­ро­да, уви­дев пре­по­доб­но­го, умо­ля­ли его о спасении, но он, не обращая вни­ма­ния на все прось­бы, ве­лел воз­ни­це сво­е­му ско­рее ехать, и казнь со­вер­ши­лась. Такой по­сту­пок свя­то­го изу­мил на­род.

«Что это зна­чит? — го­во­ри­ли все меж­ду со­бой. — Од­но­го пре­по­доб­ный спас от каз­ни, хо­тя его и не про­си­ли об этом, а дру­го­го не за­хо­тел, несмот­ря на все моль­бы». Своим ученикам Варлаам объяснил все это следующим образом: «Судь­бы Гос­под­ни — без­дна мно­га. Гос­подь всем хо­чет спасе­ния и не хо­чет смер­ти греш­ни­ка. Пер­вый был осуж­ден спра­вед­ли­во, но по­сле осуж­де­ния сознал свои гре­хи, и Гос­подь из­ба­вил его от смер­ти через мое недо­сто­ин­ство, чтобы дать ему время рас­ка­ять­ся и за­гла­дить свои гре­хи, что он и ис­пол­нил в оби­те­ли. Вто­рой же был осуж­ден невин­но, но Гос­подь по­пустил ему уме­реть, чтобы впо­след­ствии он не сде­лал­ся дур­ным человеком; те­перь же, уме­рев невин­но, он по­лу­чил от Гос­по­да ве­нец му­че­ни­че­ский. Та­ко­ва тай­на су­деб Бо­жи­их: «Кто бо ра­зуме ум Гос­по­день или кто со­вет­ник ему бысть» (Рим. 2.33-34).

Как-то мо­на­стыр­ские ры­ба­ки в чис­ле мно­же­ства мел­кой ры­бы пой­ма­ли боль­шо­го осет­ра и скры­ли его, же­лая про­дать, а пре­по­доб­но­му при­нес­ли толь­ко мел­кую ры­бу. По­смот­рев на них с улыб­кой, св. Вар­ла­ам ска­зал: «Вы при­нес­ли ко мне де­тей, но где же их мать»? Сму­щен­ные этим крот­ким обли­че­ни­ем, ры­ба­ки па­ли к но­гам пре­по­доб­но­го, про­ся про­ще­ния.

Варлаам Хутынский часто бывал у новгородского архиепископа. Как-то при прощании архиепископ велел ему приезжать через неделю, на что Варлаам ответил: «Если Бог благословит, я приеду к твоей святыне на санях в пяток первой недели поста святых апостолов Петра и Павла». Архиепископ очень удивился, услышав о снеге в середине лета. Но накануне определенного дня вдруг очень сильно похолодало и ночью действительно выпал глубокий снег. Преподобный приехал в Новгород на санях. Видя печаль архиепископа по случаю такой безвременной непогоды, вследствие которой могли вымерзнуть хлеба, Варлаам сказал ему: «Не печалься, Владыка, не скорбеть, а благодарить Господа нужно. Если бы Господь не послал этого снега и мороза, то был бы голод во всей стране, которым Господь хотел наказать нас за грехи наши, но по молитвам Богородицы и святых умилосердился над нами и послал мороз, чтобы перемерли черви, подтачивавшие корни хлебов. Наутро же наступит опять тепло, снег этот растает и напоит землю. По милости Господа, будет плодородие». На другой день наступило тепло. Архиепископу принесли с поля ржаных колосьев с корнями, на которых оказалось множество вымерших червей. В тот год был невиданный урожай.

Воскрешение утонувшего человека. Клеймо иконы «Варлаам Хутынский с житием в 18 клеймах». Вторая половина XVI в. с поновлениями XVII века, Ярославский историко-архитектурный и художественный музей заповедник, Ярославль

Од­на­жды в монастырь к пре­по­доб­но­му приехал князь Яро­слав. Св. Вар­ла­ам, бла­го­слов­ляя его, ска­зал: «Будь здо­ров, князь, и с бла­го­род­ным сы­ном тво­им». Это при­вет­ствие изу­ми­ло кня­зя, не знав­ше­го еще о рож­де­нии мла­ден­ца. По­лу­чив вско­ре ра­дост­ную весть о рож­де­нии сы­на, он про­сил пре­по­доб­но­го быть вос­при­ем­ни­ком но­во­рож­ден­но­го, на что св. Вар­ла­ам охотно со­гла­сил­ся. Это бы­ло в 1190 го­ду.

Посмертные чудеса св. Варлаама нередко проявлялись в качестве наказания нерадивых иноков, также и настоятелей обители, которые, забывая завет своего первого игумена, проявляли сердечную черствость и отказывались благотворить нуждающимся.

Чудеса исцеления от мощей Варлаама. Клеймо иконы «Варлаам Хутынский с житием в 36 клеймах». Вторая половина XVI в. Ярославский художественный музей, Ярославль

Широко известно также чудо, произошедшее от св. мощей преподобного. В 1471 го­ду ве­ли­кий князь Мос­ков­ский Иоанн III, за­во­е­вав Нов­го­род, при­был в Ху­тын­скую оби­тель по­кло­нить­ся святому Вар­ла­а­му, мощи которого почивали под спудом. «По­че­му не от­кры­ва­ют гро­ба свя­то­го?» — спро­сил он игу­ме­на На­фа­наи­ла. «Из­дав­на ни­кто не сме­ет ви­деть мо­щи чу­до­твор­ца, — от­ве­чал игумен, — ни для кня­зей, ни для ар­хи­епи­ско­пов, ни для бо­яр не от­кры­ва­ют их, по­ка Гос­по­ду не бла­го­угод­но бу­дет изъ­явить на то Свою во­лю». Однако ве­ли­кий князь все-таки при­ка­зал от­крыть гроб, гнев­но уда­ряя при этом жез­лом в зем­лю. Но ед­ва толь­ко ста­ли под­ни­мать ка­мен­ную дос­ку и ко­пать зем­лю, как из гро­ба свя­то­го вы­шел гу­стой дым и за­тем пла­мень, опа­лив­ший сте­ны хра­ма. В ужа­се бро­сил­ся князь со сво­ей сви­той вон из хра­ма, вы­ро­нив жезл, ко­то­рым гнев­но уда­рял землю. В па­мять чу­да в оби­те­ли хра­нит­ся этот жезл.

 

Прославление преподобного Варлаама Хутынского

Прославление святого Варлаама началось в Новгородской земле. Первое известие о проложном (кратком) житии встречается в Новгородских летописях XIII века. Если было житие — была уже и служба, что означает, что к этому времени Варлаам Хутынский был уже прославлен Церковью, как святой.  Прославление сразу после смерти говорит о его духовном авторитете и о народной любви. В это время началось и строительство храмов, посвященных святому. Об этом свидетельствует запись в Новгородской летописи от 1410 года: «… того же лета Варлаам архимандрит постави церковь камену в воротех монастыря Лиситьскаго во имя преп. Варлаама, игумена св. Спаса Хутыньскаго». Московский архиепископ Иона (не позднее 1460 года) поручил составителю канонов Пахомию Логофету написать новое житие Варлаама, службу и канон, в 1461 г. состоялась общероссийская канонизация святого.

 

Тропарь, кондак и канон преподобному Варлааму Хутынскому

Тропарь, глас 3.

Иже на земли леганием, пощением же и бдением тело свое изнуряя преподобне, вся плотьская мудрования умертвив. И исцелением струя независтная явися, верою притекающим к раце мощей твоих Варлааме отче наш. Христа Бога моли, спастися душям нашим.

Кондак, глас 8. 

Яко же другии Илия отче дождь с небесе сведе. Он бо огнь сведе, и царя удиви. Ты же люди своя возвесели, и торжествовати устрои. Великии бо Нов Град велми тобою хвалится, имея мощи твоя в себе, его же и сохрани от враг непоколебима. Да зовем ти, радуися преподобне Варлааме отче наш.


Библиотека Русской веры
Канон преподобному Варлааму Хутынскому →

Читать онлайн


Преподобный Варлаам Хутынский. Иконы

Иконография преподобного Варлаама Хутынского представлена многочисленными миниатюрами, памятниками иконописи, монументальной живописью, шитьем, прикладным искусством, гравюрами, отразившими общерусский характер почитания святого. Большая часть изображений сохранилась в произведениях новгородского и московского искусства.

Преподобный Варлаам Хутынский, с житием. XVI в. Собор Покрова Пресвятой Богородицы на Рву (Храм Василия Блаженного), Москва
Икона Варлаам Хутынский. Бронзовое литье, холодная эмаль

В иконографической традиции изображений преподобного можно выделить несколько основных вариантов. К самому раннему типу изображения относится одноличный фронтальный образ, восходящий к недошедшему до настоящего времени надгробному портрету святого. Поясной вариант этого извода воспроизводился на игуменских печатях Хутынского монастыря начиная с 1-го десятилетия XV в. (впервые — на печати игумена Варлаама). Преподобный представлен в куколе, в руке свернутый свиток. В московской мастерской царицы Ирины Годуновой был шит покров, вложенный в Хутынский монастырь в 1579 г., на котором святой представлен в схиме, на голове куколь с Голгофским крестом, в руках свернутый свиток (в настоящее время покров находится на реставрации).

Преподобный Варлаам Хутынский. Покров, мастерская Ирины Годуновой. XVI в.

К той же традиции относятся большие храмовые иконы преподобного, их иконография отличается лишь деталями: надетым или спущенным на плечи куколем, закрытым или раскрытым свитком, содержанием написанного на нем текста.

Преподобный Варлаам Хутынский. Первая треть XVII в. Ярославский историко-архитектурный и художественный музей заповедник, Ярославль

Сохранился резной образ преподобного ХVI века, украшавший верхнюю крышку деревянного реликвария из Димитриевской церкви в Новгороде, где св. Варлаам изображен без куколя, с раздвоенной бородой, благословляющим, с развернутым свитком в руках с текстом: «Блажен человек, иже помянет имя мое в день памяти моея». Такой же образ преподобного (наряду с его предстоянием Спасителю в деисусной композиции) встречается в средниках житийных икон.

Самым ранним сохранившимся является изображение преподобного Варлаама вместе со святыми, чьи дни памяти близки, на новгородской иконе 2-й пол. XV в. «Святые Варлаам Хутынский, Иоанн Милостивый, Параскева Пятница и Анастасия с Богоматерью «Знамение». 

Богоматерь Знамение с избранными святыми. Варлаам Хутынский, Иоанн Милостивый, Параскева Пятница и Анастасия. Начало XV в. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

На таблетке из комплекта святцев Софийского собора преподобный представлен в центре оборотной стороны (на лицевой — «Воздвижение Креста») между святыми Харитоном Исповедником, еп. Иконийским, и Сергием Радонежским. Он изображен в темно-вишневой мантии и желтом подряснике, куколе, благословляющим, со свитком в руке. В дальнейшем, особенно в XVI в., этот вариант изображения преподобного будет самым распространенным.

Харитон Исповедник, Варлаам Хутынский и Сергий Радонежский. Двусторонняя икона-таблетка. Конец XV — начало XVI вв. Новгородский гос. историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, Новгород

Со 2-й пол. XV в. вплоть до кон. XVII в. на московских и новгородских иконах Варлаам Хутынский нередко представлен с преподобным Сергием Радонежским. Для новгородцев преподобный Варлаам олицетворял славу местной истории, духовное начало новгородской церкви и монастырской жизни, подобно тому, как в Москве те же идеи связывались с именем Сергия Радонежского. На Спасской башне Московского кремля над главными воротами висит икона «Спас Смоленский» с изображением в полный рост Спасителя и припадающими к его ногам святыми преподобными Сергием Радонежским и Варлаамом Хутынским.

Спас Смоленский, с преподобными Варлаамом Хутынским и Антонием Римлянином. Середина — третья четверть XVIII в. Новгородский гос. историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, Новгород
Варлаам Хутынский с житием в 18 клеймах. Вторая половина XVI в. с поновлениями XVII века, Новгород (средник); середина XVII века, Ярославль (рама с клеймами). Ярославский историко-архитектурный и художественный музей заповедник, Ярославль
Варлаам Хутынский с житием в 36 клеймах. Вторая половина XVI в. Ярославский художественный музей, Ярославль
Преподобный Варлаам Хутынский с житием в 20 клеймах. 1560-е годы. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

 

Храмы в честь преподобного Варлаама Хутынского

В настоящее время известны 34 церкви, освященные во имя преподобного Варлаама Хутынского (РПЦ).

Церковь Варлаама Хутынского на Званице в Пскове была построена в 1495 году. Первая деревянная церковь на этом месте была построена в ознаменование окончания мора (чумы), по преданию в один день — в 1466 году.

Церковь Варлаама Хутынского на Званице в Пскове

Церковь в честь Варлаама Хутынского в Варлаамо-Хутынском Спасо-Преображенском монастыре была построена в 1552 году. Это каменная теплая трапезная церковь с приделами Исидоровским и Константина и Елены (в обиходе ее называют «Варлаамовская церковь»).

Церковь в честь Варлаама Хутынского в Варлаамо-Хутынском Спасо-Преображенском монастыре

В Московском Покровском соборе на Рву (храме Василия Блаженного) один придел освящен в честь преподобного Варлаама Хутынского (1555-1561 гг).

Царские врата в приделе в честь преподобного Варлаама Хутынского в храме Василия Блаженного, Москва

Старообрядческих храмов во имя преподобного Варлаама Хутынского в настоящее время не существует.

 

Варлаамо-Хутынский Спасо-Преображенский монастырь

Варлаа́мо-Ху́тынский Спасо-Преображенский монастырь — женский (ранее — мужской) монастырь Новгородской епархии Русской Православной Церкви, расположен на правом берегу реки Волхов в Новгородской области, на северной окраине деревни Хутынь, в 7 км от Великого Новгорода и 3 км (по прямой) от Кречевиц. Сохранилась данная (вкладная) грамота Варлаама Хутынского, написанная на пергаменте и являющаяся самым древним русским актом, дошедшим до нас в подлиннике. По данной грамоте Варлаам Хутынский передал основанному им монастырю пахотную землю, сенокосы и другие угодья двух принадлежавших ему сёл, в том числе и территорию, на которой находился монастырь.

Варлаамо-Хутынский Спасо-Преображенский монастырь

Древний храм Преображения не сохранился. В 1515 году был построен новый Спасо-Преображенский собор. В 1553—1557 годах игуменом монастыря был крупный агиограф и самый видный распевщик новгородской школы XVI века Маркелл Безбородый. В Спасо-Преображенском соборе Хутынского монастыря захоронен прах поэта Гавриила Державина и его супруги Дарьи (скончался в 1816 году).

В 1925 году монастырь был закрыт, но до 1932 года в монастырском соборе ещё совершались богослужения. Во время Великой Отечественной войны монастырь был разрушен и более 40 лет оставался в руинах. С 20 апреля 1994 года здесь действующий женский монастырь РПЦ. На январь 2012 года в монастыре проживали более 100 сестёр, есть подворье в деревне Быково Валдайского района.

+

Авторизация

* *
*

Регистрация

*
*
*
*

Проверочный код


Восстановление пароля